Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Музыкальная игра в младшем дошкольном возрасте

4. Дошкольная педагогика
03.03.2014
34
Поделиться
Библиографическое описание
Данилова, Е. В. Музыкальная игра в младшем дошкольном возрасте / Е. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/4951/.

Игра – ведущий вид деятельности детей, потому что для младших дошкольников является жизненной необходимостью. Именно в игре интенсивно развиваются высшие психические функции ребенка: мышление, речь, память, воображение. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми, в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих сверстников, он выполняет самые различные движения легко и непринужденно. В игре же воспитываются и волевые качества характера: подчиняясь правилам игры, формируется внимание, организованность, умение управлять своими движениями. Дети должны, например, уметь начинать движения все вместе, убегать от водящего по определенному сигналу или последних слов, если игра сопровождается текстом.

Для детей двух-трех лет многие игры имеют сюжетный характер, то есть создается образ, в котором ребенок чувствует себя комфортно. Для маленьких детей гораздо понятнее выражение: «покачай веточками», чем «качание руками, поднятыми вверх». Все игровые элементы опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание.

Сюжетные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям узнавать много для себя нового и закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы, о средствах передвижения, таких как поезд, автомобиль, самолет.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире. Сюжет игры, образ и правила диктуют характер движений играющих. В одном случае дети идут, переваливаясь, как мишки, вразвалочку, в другом – весело скачут, как зайчики, греют лапки и хвостик, а в третьем, идут мягко, показывая лапки и заметая следы хвостом, как хитрая красавица лиса. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения.

Музыкальная игра занимает место эмоциональной кульминации на музыкальных занятиях. В ней ребенок учится совместным действиям с другими детьми в музыке, учится слушать ее и слышать. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Птички и кот», «Кот и мыши», «Прятки», «Береги погремушку» и многие другие. Наверняка у каждого музыкального руководителя есть в своих методических накоплениях запас аналогичных игр.

В игровой форме можно знакомить ребят с музыкальными и шумовыми инструментами, развивая слуховую память, восприятие тембра и темпа, чувство ритма, что способствует развитию координации движений, помогает малышу понять свое тело. Дети осваивают различные действия с инструментами, выполняют упражнения на развитие чувства ритма, слухового внимания и слуховых ориентировочных реакций. Такие игры, как «Угадай инструмент», «Мишка и Зайчик».

Творец сотворил мир, мы тоже творим реальность. Ведь все то, что нас окружает, было сначало создано в творческом воображении, а затем уже воплощено в жизнь. Не построив замок в своем воображении, никогда не сможешь его построить в реальности. Поэтому нужно создавать такую среду на занятиях, чтобы развивать в своих воспитанниках фантазию и радость творчества. И именно игра помогает нам погрузиться в атмосферу радости, свободы и творчества.

На моих музыкальных занятиях дети очень любят игры из серии «Озвучим сказку». В них можно использовать как музыкальные инструменты, так и шумовые, иллюстрируя шум моря, шум дождя, бег лошадки и т.д. В зависимости от возраста и возможностей детей для обыгрывания подбираю сказки, атрибуты и наборы музыкальных инструментов.

На своих занятиях я использую множество музыкально-инсценировочных или музыкально-театрализованных игр, чтобы быть точнее. За основу беру какую-нибудь знакомую сказку, басню или детское стихотворение. В предварительной работе мы с детьми обсуждаем повадки животных или людей – геров-участников. Читаем саму сказку, обсуждаем. Дети сами придумывают движения, обыгрывают действия, мне приходится только корректировать и иногда подсказывать какие-нибудь движения. Выбираем инструменты, которые больше всего подходят для иллюстрации конкретного героя. Чтобы детям было проще, я приношу комплект инструментов, приготовленных заранее. Слушаем звучание каждого и выбираем тот инструмент, который более точно выражает характер или повадки героя.

Эти игры я провожу двух видов: инсценируя и озвучивая сказку или только озвучивая, то есть текст сопровождается только игрой на музыкальных инструментах. В первом случае, идет интеграция двух видов деятельности: игры на музыкальных инструментах и театрализованного действия. Дети аккомпанируют, озвучивая театрализованные действия героев, во втором – только «озвучивают» героев по тексту, и здесь от детей требуется предельное слуховое внимание и выдержка: нужно внимательно слушать сказку, следить за сюжетом и вовремя вступить со своим музыкальным инструментом, чтобы правильно озвучить своего героя.

Повторюсь, что эту сказку можно применить и как музыкально-ритмическую игру, так и как музыкально-театрализованную, где действуют 2 группы детей: «музыканты» и «актеры».

На ваш суд представляю сценарий весеннего досуга, написанного мной, где была использована сюжетная музыкально-ритмическая игра, которая смотрелась как театрализованная постановка. В конце герои-актеры плясали, а герои-музыканты играли «тутте» под русскую народную мелодию «Травушка-муравушка».

Голос «Толстой Белой Сосульки» я озвучивала сама, он записан на диск, вся музыка и фотографии прикреплены отдельным файлом.

Сценарий весеннего развлечения для детей средней и старшей группы «Говорят, пришла весна!»

Действующие лица: ведущая, Весна, Медведь – взрослые

Оборудование: шапочки – маски для детей: медведь, пчелы, белка, заяц; музыкальные инструменты: барабан, ксилофон, погремушки, шарманка, 2 ложки, бубен; костюм медведя для взрослого, телеграмма, веточка для Весны, яблоки для угощения, корзина.

Под музыку дети входят в зал, становятся полукругом.

Ведущая: Дорогие ребята, сегодня мы собрались в нашем нарядном зале, чтобы встретиться с Весной – Красной, поблагодарить ее за нежные листочки, первые цветочки, за яркое солнышко и тепло долгожданное!

Стихи читают дети:

1.                  Наконец-то кончилась

Долгая зима!

Выглянуло солнышко,

К нам пришла Весна!

2.                  Весна звенит над всей землей,

И стаи птиц спешат домой.

Сверкает день, искрится,

Скорей летите, птицы!

3.                  Цветут цветы, цветут сады,

Дождем умылись все дворы.

И каждый день весенний,

Как будто день рожденья!

4.                  Ручьи шумят, ручьи поют,

По ним кораблики плывут.

Весна, весна повсюду.

Все рады ей, как чуду!

(З.Б. Качаева)

Песня «Пришла весна» музыка и слова З.Б.Качаевой.

В зал входит Медведь, здоровается, говорит: «Вам срочная телеграмма!»

Ведущая: Интересно, от кого же это?

Медведь: Вот, послушайте! «Дорогие девочки и мальчики! Меня захватила в плен сестра Зимы – Толстая Белая Сосулька, не хочет, чтобы я к вам на праздник пришла. Она очень сердитая и злая, не любит шутки, песни, сказки. От них она тает. Помогите мне, пожалуйста, выручите меня из беды! Весна – Красна».

Ведущая: Что будем делать? ( Дети отвечают).

Медведь: Решили спасти Весну – Красну? Молодцы, вижу маленькие вы, но добрые и отважные! Удачи вам, а то ведь и нам, лесным жителям, без Весны плохо! (Мишка уходит)

Ведущая: А трудностей не боитесь? Тогда для начала нужно подготовить наши ручки и ножки для трудного пути.

Исполняется «ОЗОРНАЯ ПОЛЬКА»

Ведущая: Ну, что ж, молодцы, думаю, Толстой Белой Сосульке был не по душе наш веселый танец, и она уже начала таять! А теперь в путь, в страну Вечного холода и снега, спасем Весну – Красну! Силою дружбы и добра, превращаю вас в смелых и отважных летчиков. Летчики, на аэродром!

Упражнение «ЛЕТЧИКИ, НА АЭРОДРОМ!» музыка М. Раухвергера.

Голос: Что, прилетели?! Весны захотелось? Тепла, солнца яркого? Зачем вам все это? Смех, сказки, шутки, песни…ненавижу! Холод и тишина! Вот радость жизни! Летите обратно, не шумите у меня здесь! А то я таю…О-о!

Ведущая: А вот это нам как раз и надо, правда, ребята! Раз Сосулька тает от песен и шуток, тогда мы сейчас споем нашу любимую! Да так весело, что Сосулька начнет сразу таять!

Хоровод «Мы на луг ходили», музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной.

Голос: Что же вы творите?! Я же таю!,..

Ведущая: Тогда мы сейчас с ребятами сказку расскажем! Чтобы Толстая Белая Сосулька совсем растаяла и Весна будет спасена!

Дети: Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети.

Чудеса бывают в сказках,

Разное случается.

Зло наказано бывает,

Все хорошо кончается.

А теперь – внимание…

Сказка начинается!

Звучит музыка.

Ведущая: В светлом сказочном лесу

Есть полянка, где цветы

Небывалой красоты.

А еще там улей есть,

Много меда в нем – не счесть!

Пчелы улей охраняют

Да медок все собирают.

Сказка «На лесной полянке» или сказка про медвежонка, который очень любил мед.

Сюжетная музыкально-ритмическая игра.

Действующие лица и инструменты для иллюстрации:

медвежонок – барабан

пчелы – шарманка

белка – деревянные ложки

зайчик – погремушки

пила – ксилофон (деревянный)

ворона – голос (каркает, машет крыльями, летает – импровизация)

Цель: развивать музыкальные, творческие способности детей, внимание, выдержку

Задачи:

-     формирование у детей младшего дошкольного возраста музыкального слуха,

-     развитие слуховых ориентировочных реакций,

-     развитие понимания и активной речи, внимания, чувства ритма,

-     Развитие нравственных качеств, эмоциональной сферы,

-     развитие общей моторики,

-     Закрепление знаний о музыкальных инструментах

-     укрепление взаимосвязи ребенка и взрослого.

Материалы и оборудование: шапочки-маски для участников, крылья для вороны, музыкальные инструменты, музыкальный центр. Бутафорская баночка «меда».

Предварительная работа: познакомить детей с музыкальными инструментами, задействованными в игре, их звучанием, предварительно дав детям поиграть на них, показать картинки или игрушки зверей-участников, поговорить об их повадках (мишка косолапый ходит вразвалочку, зайчик быстро бегает, белочка легко и высоко прыгает, ворона летает и громко каркает, пчелы жужжат). Затем выбрать инструменты, распределить роли, объяснив детям, кто и на каком инструменте играет, чтобы они могли не только «озвучивать сказку», но могли имитировать движения животных, что оказывает положительное влияние на развитие общей моторики, координации, развитие творческих способностей.

Текст сказки читает взрослый (музыкальный руководитель – МР).

МР: Шел однажды по лесу Медведь (ребенок играет на барабане – «бум-бум-бум» в медленном темпе. В центр зала, переваливающейся походкой, выходит Медведь). Захотелось ему меда покушать.

Медведь:       Я Мишка косолапый,

            Я по лесу иду.

            Хочу я очень меду,

            А ульев не найду. (С.Г.Насауленко)

МР: Вдруг увидел Мишка улей, полный меда. А в улее том, жили пчелы. Увидели они Мишку, зажужжали (звучит шарманка). Знал Медведь, что с пчелами связываться опасно, но уж очень ему меда захотелось. (Мишка потирает живот).

 Медведь: Как же хочется меду! Ух, если бы не эти жужжащие пчелы! Посмотрим, может и не покусают!

МР: Подумал так Медведь и полез в улей (звучит барабан). Тут пчелы накинулись на него и стали больно жалить (звучит шарманка, девочки – пчелы вылетают и кружатся вокруг Мишки).

Завыл Медведь, застонал (голосом). Да быстрее бежать, еле ноги унес! (барабан, звучит в быстром темпе – Мишка бежит: тук-тук-тук-тук).

Медведь: «Ну, погодите! – погрозил Мишка кулаком пчелам,

Пчелки-жужжалки,

Пчелки-кусачки,

Я вам сейчас покажу!

Чтоб не жужжали, чтоб не кусали,

Я вас сейчас накажу! (С.Г. Насауленко)

Заберусь сейчас на дерево, спилю сук и разломаю весь ваш улей!»

МР: Забрался Мишка на сук и начал пилить (ксилофон – вжик-вжик – глисандо в среднем темпе).

На соседней веточке сидела Белочка, щелкала орешки (звучат деревянные ложки – тук-тук, к дереву скачет Белочка). Прискакала она к Мишке, попросила:

Белка: Мишка, Мишка, не пили сук, повредишь мое дупло, разоришь мой домик, да и сам упадешь!

 МР: Не слушает Мишка, дальше пилит(ксилофон – вжик-вжик).

Прискакалк дереву Зайчик-попрыгайчик (звенят погремушки, к дереву скачет Зайчик).

Зайчик: Не пили, Мишка сук, зайчат моих разбудишь! Да и сам упадешь, больно будет!

МР: И Зайку Медведь не послушал. Сидит на суку, пилит: (ксилофон -вжик-вжик-вжик).

Прилетела на ту поляну Ворона, облетела она дерево с Мишкой, да как каркнет во все воронье горло: «Кар!».

Тут сук обломился, и Медведь упал (звучит бубен). Упал Мишка, больно ему, обидно, сел он и горько заплакал (Мишка плачет, трет глаза, стонет).

Пожалели Мишку звери, помогли подняться (дети-актеры выполняют движения по тексту).

Все звери хором: (Звери становятся полукругом вокруг Мишки, грозят ему пальцем и приговаривают) Впредь тебе, Мишка, наука! Не руби, Мишка, сук, на котором сидишь!

Медведь: Простите меня, я больше не буду!

МР: Пчелам тоже стало Мишку жалко, и они ему мед подарили, вот такую баночку! (Пчелка дарит Мишке баночку меда). Мишка всех медом угостил, и устроили звери веселье: до утра плясали на лесной полянке.

Звучит веселая музыка («Травушка-муравушка» русская народная мелодия), музыканты играют на своих инструментах «тутте», герои танцуют.

После сказки звучат аплодисменты. Дети садятся на стульчики.

Голос: О-о-о!!! Я таю-юю…таююю…таюю…вы победили…О!..

Звучит музыка, в зал входит Весна – Красна.

Весна: Здравствуйте, дорогие мои девочки и мальчики! Вы спасли меня от злых чар своими веселыми песнями, своим задором и сказкой! Вы дружные и смелые! Оставайтесь такими же. Помните, что дружба – наша сила! А шутка в любом деле помощница! Ну что, отправляемся обратно в сад! Моя волшебная веточка снова обрела свою силу! Закрывайте глазки.

Звучит волшебная музыка.

Весна: Вот мы и в саду! Будем веслиться!

Дети читают стихи.

Улица проснулась,

Солнцем залита!

Это к нам вернулась

Звонкая весна!

Стайка воробьишек

Весело летит.

А в глазах детишек

Солнышко блестит.

Бусинки-росинки,

Нежная листва,

Первые травинки,

Неба синева.

Вот она какая,

 Радости полна,

Светлая большая

Добрая весна!

( М.В. Сидорова)

«Весенняя полька», музыка Е. Тиличеевой, слова В. Викторова.

После хоровода дети становятся «вразбос» по всему залу.

«Какой чудесный день», инсценирование песни.

Весна: Спасибо вам, мои друзья, повеселилась славно я. А на прощанье вам мое угощение – спелые сочные ябочки. А меня ждут дела. До свиданья, детвора!

Под музыку Весна угощает детей и уходит.

Литература:

1.                 Т.С.Овчинникова «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой», издательство «Каро», С.-П., 2006г.

2.                 «Музыкальные минутки для малышей», педагогический альманах, издательство «Аничков мост», С.-П., 2006г.

3.                 И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день», средняя группа.

4.                 «Ку-Ко-Ша», танцевально-игровое пособие для музыкальных руководителей, выпуск 1, С.-П., 2009г.

5.                 С.Г.Насауленко «Музыкальные игры и новые песни», «Колокольчик», 2007г.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный