Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 06.02.2014

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Шекк Л. Ф. Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 214-216. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5027/ (дата обращения: 15.08.2018).

Эффективность и качество образования проверяются практикой, поскольку практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и сфера применения результатов образования.

Главная цель практикоориентированного обучения — формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, поскольку другие специалисты сегодня на рынке труда не востребованы.

Практикоориентированность превращает практическую подготовку в центральную, базовую составляющую профессиональной подготовки специалистов, по отношению к которой все другие формы профессионального обучения являются обеспечивающими или вспомогательными. Модернизация профессионального образования означает, в первую очередь, модернизацию практического обучения студентов.

Спецификой практикоориентированной деятельности является то, что в ней осуществляется идентификация с будущей профессиональной деятельностью. Практика проводится в условиях, адекватных самостоятельной профессиональной деятельности, и характеризуется тем же многообразием функций и отношений, что и работа специалиста.

Актуальность практического обучения определена современными социальными запросами к профессиональному образованию. В данной статье предлагается ознакомиться с методическим опытом коллектива кафедры экономики и бухгалтерского учёта Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации по организации учебной и производственной практики по новой для колледжа специальности 080214 «Операционная деятельность в логистике» (квалификация — Операционный логист).

Специальность «Логистика» сравнительно молодая. Это актуальная и перспективная область профессионального образования. По данным обследования профессиональных рейтингов специалисты логистического профиля по уровню востребованности сегодня на четвертом месте.

В соответствии с учебным планом по данной специальности показатель практикоориентированности составляет 62 %. На профессиональную практику по ФГОС предусмотрены 14 недель -по 4 недели на каждый вид.

Продумывая организацию учебной и производственной практик по данной специальности, кафедра остановилась на варианте концентрированного прохождения практики. Поэтому данные виды практики организуются после завершения теоретического изучения каждого профессионального модуля в конце семестра.

В статье рассматривается опыт организации и методического обеспечения практики по одному профессиональному модулю вышеуказанной специальности, в частности, ПМ 02 «Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении».

В соответствии с Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные по данной специальности программы учебной и производственной практики предусматривают последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта, связь практики с теоретическим обучением. Содержание всех этапов практики предусматривает обоснованную последовательность формирования у студентов целостной системы профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Учебная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта, практика по профилю — на формирование общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля.

В процессе разработки методического обеспечения очень важно правильно определиться с задачами практики. Нельзя их формулировать формально. Их нужно ориентировать на формирование профессиональных компетенций. Поэтому организация практики по данному модулю предусматривает решение следующих задач: закрепление и расширение теоретических знаний; овладение пока ещё основами (элементами) общих и профессиональных компетенций; овладение первичными профессиональными умениями и навыками в сфере профессиональной логистической деятельности, навыками самостоятельного выполнения логистических функций; получение навыков работы с нормативными актами и документами; формирование первичных навыков работы с профессиональными компьютерными программами и системой Интернет; формирование навыков научно-исследовательской работы, поскольку на результатах практики выполняется курсовая работа. Вышеуказанные задачи предусматривают системно-деятельностный подход к их реализации.

Учебная практика проводится в колледже — в Центре логистики. Она представляет собой цикл учебных занятий, направляемых на основе расписания. Она организуется по 4 этапам и в следующих формах:

-          подготовительный этап — 1 час;

-          этап формирования первичных профессиональных навыков — 22 часа (решение комплексных логистических ситуаций, деловые игры, встреча со специалистом ООО «Акварель», ознакомление с логистическими функциями ОАО «Энерготранссбыт»);

-          этап организации самостоятельной работы студентов — 9 час. (работа с информационно-справочными системами «КонсультантПлюс», «Гарант», с профессиональными Интернет-сайтами региональных организаций: ЛОРП, Якутский гормолзавод, Якутский хлебокомбинат, АэроКарго,ОАО «Якутоптторг»);

-          этап научно-исследовательской деятельности (элементы) -4 часа (работа с профессиональной литературой, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по планам курсовых работ).

Текущий контроль организуется на основе защиты практических работ, тестирования, устного опроса, защиты презентаций, сообщений и отчётов, наблюдений преподавателя, промежуточная аттестация — на последнем уроке в форме дифференцированного зачёта.

Организация производственной практики в отличие от учебной имеет следующие особенности. Прежде всего, расширяются задачи по овладению первичными профессиональными умениями и навыками и ставятся задачи по овладению основами (элементами) общих и профессиональных компетенций. Полное и завершающее овладение профессиональными компетенциями предусматривается во время преддипломной квалификационной практики.

Данная практика проводилась в двух организациях: ОАО «Якутоптторг» и ООО Торговый дом «Стайер».ВыборОАО «Якутоптторг» обусловлен тем, что данная организация является республиканским оператором по закупу для республики социально-значимых товаров и снабжению этими товарами населения отдаленных наслегов с труднодоступными транспортными схемами завоза. Специфика данной организации как логистической системы в том, что закупки организуются на основе электронных торгов, распределительная логистика основана на использовании всех видов республиканских транспортных систем. Кроме того, оптово-перевалочные базы организации, размещенные в большинстве улусов республики, могут стать рабочими местами для выпускников данной специальности, проживающих в этих улусах (районах).

Выбор ООО ТД «Стайер» обусловлен тем, что данная организация является не просто оптовой, а специализированной логистической системой, оказывающей современные логистические услуги. Организация является дистрибьютором 10 зарубежных фирм, оказывает логистические услуги 17 отечественным поставщикам. У данной организации современное складское хозяйство, продуманная система распределения, используется компьютерная программа «Экспресс-логистика» для быстрого обслуживания заказов и оперативного управления складскими запасами. Здесь есть чему поучиться!

Сравнение опыта логистической деятельности этих организаций позволяет студентам существенно углубить понимание логистических процессов, увидеть аналогии и специфику, выявить проблемы и узкие места, облегчить формирование выводов и предложений.

Данная практика организована в 4 этапа и имеет следующую структуру:

-          подготовительный этап — 4 часа (инструктажи по программе, охране труда и технике безопасности, ознакомление с краткой характеристикой организации);

-          самостоятельная работа студентов по содержанию практики–24 часа (выполняются задания по управлению логистическими операциями, например, изучить характеристику службы закупки, изучить участие организации в электронных торгах, принять участие в экскурсиях, составить характеристику грузовых мест, составить отчёт-анализ соблюдения правил хранения на складе, освоить складскую компьютерную систему «Экспресс-Логистика», проанализировать товарные запасы и т. д.);

-          научно-исследовательская деятельность студента — 6 часов (сбор и анализ информации для аналитической и рекомендательной глав курсовой работы);

-          оформление отчёта и подготовка к защите.

Программа практики предусматривает следующие виды учебной работы: консультации специалистов и преподавателя, сбор, обработку и анализ информации, подготовку выводов и рекомендаций. Промежуточная аттестация организуется в форме защиты отчета, по результатам защиты выставляется дифференцированный зачет.

Концентрированный подход к организации учебной и производственной практики позволил гармонично включить практику в профессиональный модуль, в решение и других образовательных задач. Так, по данному модулю предусмотрена курсовая работа. Прохождение практики на производстве позволило выполнить и защитить её на практических материалах.

По данному модулю в соответствии с ФГОС предусмотрен квалификационный экзамен. Кафедра рассматривала разные варианты его проведения, остановилась на варианте — защита и презентация заранее полученных экзаменационных заданий, составленных на практических материалах ОАО «Якутопторг» и ООО «Стайер».

Во время учебной и производственной практик активно используются следующие образовательные технологии: имитационное моделирование профессиональной деятельности логиста; методы профессионального анализа логистических функций и ситуаций; научно-исследовательская деятельность студента; интерактивные методы (деловые и ситуационные игры); защита самостоятельной работы студентов; мультимедийные и компьютерные технологии и др.

Организация и программно-методическое обеспечение практического обучения позволили решить поставленные задачи. Представленный подход к организации практики рекомендован кафедрой для дальнейшего использования.

Программно-методическое сопровождение практического обучения по данной специальности в условиях СПО регламентируется ФГОС, учебным планом, ОПОП, программами учебной и производственной практик, Положением о практике и др. Следует отметить особую роль партнерских отношений колледжа с работодателями, прежде всего, по вопросам предоставления возможности для прохождения практики, наличия у них современных логистических технологий.

В основе программно-методического обеспечения практического обучения системно-деятельностный подход к профессионально-личностному развитию студентов как субъектов образовательного процесса. На основе вышеуказанного программно-методического обеспечения учебной и производственной практики формируется система педагогической поддержки студента в освоении общих и профессиональных компетенций. При такой организации практического обеспечения в образовательной среде реализуются необходимые условия компетентностного подхода в современной системе профессионального образования, осуществляется апробация и критическое осмысление предлагаемых в программах практики педагогических процедур практического обучения и критериев рефлексивности.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 8, ст. 13).

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080214«Операционная деятельность в логистике», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 октября 2010г. № 988.

3.                  Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональное образование, практическое обучение, профессиональный модуль, самостоятельная работа студентов, практик, курсовая работа, подготовительный этап, практический опыт, программно-методическое обеспечение.

Похожие статьи

Особенности организации практического обучения в колледже

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.

Методическое сопровождение (обеспечение)...

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение. Роль практики в формировании профессионального...

Роль учебной практики в формировании общих...

Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в техникуме. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности...

Система и содержание профессионального образования...

производственная практика, профессиональное образование, практическое обучение, профессиональный модуль, самостоятельная работа студентов, практик, курсовая работа, подготовительный этап...

Роль практики в формировании профессионального...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Управление качеством практического обучения студентов...

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел «самостоятельная работа студентов», 2 этап создания УМК — это выбор средств обучения.

Место производственной практики в формировании...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Дипломная работа как основной метод самореализации будущего...

дипломная работа, выпускная квалификационная работа, курсовая работа, студент, работа, самостоятельная работа студентов, выполнение, профессиональное образование, практическая часть...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности организации практического обучения в колледже

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.

Методическое сопровождение (обеспечение)...

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение. Роль практики в формировании профессионального...

Роль учебной практики в формировании общих...

Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в техникуме. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности...

Система и содержание профессионального образования...

производственная практика, профессиональное образование, практическое обучение, профессиональный модуль, самостоятельная работа студентов, практик, курсовая работа, подготовительный этап...

Роль практики в формировании профессионального...

социальная работа, студент, будущий специалист, высшее образование, практик, прохождение практики, профессиональный выбор, педагогическая практика, образовательный процесс, учебный процесс.

Управление качеством практического обучения студентов...

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел «самостоятельная работа студентов», 2 этап создания УМК — это выбор средств обучения.

Место производственной практики в формировании...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Дипломная работа как основной метод самореализации будущего...

дипломная работа, выпускная квалификационная работа, курсовая работа, студент, работа, самостоятельная работа студентов, выполнение, профессиональное образование, практическая часть...

Задать вопрос