Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 06.02.2014

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Шекк, Л. Ф. Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода / Л. Ф. Шекк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5027/ (дата обращения: 16.11.2024).

Эффективность и качество образования проверяются практикой, поскольку практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и сфера применения результатов образования.

Главная цель практикоориентированного обучения — формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, поскольку другие специалисты сегодня на рынке труда не востребованы.

Практикоориентированность превращает практическую подготовку в центральную, базовую составляющую профессиональной подготовки специалистов, по отношению к которой все другие формы профессионального обучения являются обеспечивающими или вспомогательными. Модернизация профессионального образования означает, в первую очередь, модернизацию практического обучения студентов.

Спецификой практикоориентированной деятельности является то, что в ней осуществляется идентификация с будущей профессиональной деятельностью. Практика проводится в условиях, адекватных самостоятельной профессиональной деятельности, и характеризуется тем же многообразием функций и отношений, что и работа специалиста.

Актуальность практического обучения определена современными социальными запросами к профессиональному образованию. В данной статье предлагается ознакомиться с методическим опытом коллектива кафедры экономики и бухгалтерского учёта Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации по организации учебной и производственной практики по новой для колледжа специальности 080214 «Операционная деятельность в логистике» (квалификация — Операционный логист).

Специальность «Логистика» сравнительно молодая. Это актуальная и перспективная область профессионального образования. По данным обследования профессиональных рейтингов специалисты логистического профиля по уровню востребованности сегодня на четвертом месте.

В соответствии с учебным планом по данной специальности показатель практикоориентированности составляет 62 %. На профессиональную практику по ФГОС предусмотрены 14 недель -по 4 недели на каждый вид.

Продумывая организацию учебной и производственной практик по данной специальности, кафедра остановилась на варианте концентрированного прохождения практики. Поэтому данные виды практики организуются после завершения теоретического изучения каждого профессионального модуля в конце семестра.

В статье рассматривается опыт организации и методического обеспечения практики по одному профессиональному модулю вышеуказанной специальности, в частности, ПМ 02 «Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении».

В соответствии с Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные по данной специальности программы учебной и производственной практики предусматривают последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта, связь практики с теоретическим обучением. Содержание всех этапов практики предусматривает обоснованную последовательность формирования у студентов целостной системы профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Учебная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта, практика по профилю — на формирование общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля.

В процессе разработки методического обеспечения очень важно правильно определиться с задачами практики. Нельзя их формулировать формально. Их нужно ориентировать на формирование профессиональных компетенций. Поэтому организация практики по данному модулю предусматривает решение следующих задач: закрепление и расширение теоретических знаний; овладение пока ещё основами (элементами) общих и профессиональных компетенций; овладение первичными профессиональными умениями и навыками в сфере профессиональной логистической деятельности, навыками самостоятельного выполнения логистических функций; получение навыков работы с нормативными актами и документами; формирование первичных навыков работы с профессиональными компьютерными программами и системой Интернет; формирование навыков научно-исследовательской работы, поскольку на результатах практики выполняется курсовая работа. Вышеуказанные задачи предусматривают системно-деятельностный подход к их реализации.

Учебная практика проводится в колледже — в Центре логистики. Она представляет собой цикл учебных занятий, направляемых на основе расписания. Она организуется по 4 этапам и в следующих формах:

-          подготовительный этап — 1 час;

-          этап формирования первичных профессиональных навыков — 22 часа (решение комплексных логистических ситуаций, деловые игры, встреча со специалистом ООО «Акварель», ознакомление с логистическими функциями ОАО «Энерготранссбыт»);

-          этап организации самостоятельной работы студентов — 9 час. (работа с информационно-справочными системами «КонсультантПлюс», «Гарант», с профессиональными Интернет-сайтами региональных организаций: ЛОРП, Якутский гормолзавод, Якутский хлебокомбинат, АэроКарго,ОАО «Якутоптторг»);

-          этап научно-исследовательской деятельности (элементы) -4 часа (работа с профессиональной литературой, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по планам курсовых работ).

Текущий контроль организуется на основе защиты практических работ, тестирования, устного опроса, защиты презентаций, сообщений и отчётов, наблюдений преподавателя, промежуточная аттестация — на последнем уроке в форме дифференцированного зачёта.

Организация производственной практики в отличие от учебной имеет следующие особенности. Прежде всего, расширяются задачи по овладению первичными профессиональными умениями и навыками и ставятся задачи по овладению основами (элементами) общих и профессиональных компетенций. Полное и завершающее овладение профессиональными компетенциями предусматривается во время преддипломной квалификационной практики.

Данная практика проводилась в двух организациях: ОАО «Якутоптторг» и ООО Торговый дом «Стайер».ВыборОАО «Якутоптторг» обусловлен тем, что данная организация является республиканским оператором по закупу для республики социально-значимых товаров и снабжению этими товарами населения отдаленных наслегов с труднодоступными транспортными схемами завоза. Специфика данной организации как логистической системы в том, что закупки организуются на основе электронных торгов, распределительная логистика основана на использовании всех видов республиканских транспортных систем. Кроме того, оптово-перевалочные базы организации, размещенные в большинстве улусов республики, могут стать рабочими местами для выпускников данной специальности, проживающих в этих улусах (районах).

Выбор ООО ТД «Стайер» обусловлен тем, что данная организация является не просто оптовой, а специализированной логистической системой, оказывающей современные логистические услуги. Организация является дистрибьютором 10 зарубежных фирм, оказывает логистические услуги 17 отечественным поставщикам. У данной организации современное складское хозяйство, продуманная система распределения, используется компьютерная программа «Экспресс-логистика» для быстрого обслуживания заказов и оперативного управления складскими запасами. Здесь есть чему поучиться!

Сравнение опыта логистической деятельности этих организаций позволяет студентам существенно углубить понимание логистических процессов, увидеть аналогии и специфику, выявить проблемы и узкие места, облегчить формирование выводов и предложений.

Данная практика организована в 4 этапа и имеет следующую структуру:

-          подготовительный этап — 4 часа (инструктажи по программе, охране труда и технике безопасности, ознакомление с краткой характеристикой организации);

-          самостоятельная работа студентов по содержанию практики–24 часа (выполняются задания по управлению логистическими операциями, например, изучить характеристику службы закупки, изучить участие организации в электронных торгах, принять участие в экскурсиях, составить характеристику грузовых мест, составить отчёт-анализ соблюдения правил хранения на складе, освоить складскую компьютерную систему «Экспресс-Логистика», проанализировать товарные запасы и т. д.);

-          научно-исследовательская деятельность студента — 6 часов (сбор и анализ информации для аналитической и рекомендательной глав курсовой работы);

-          оформление отчёта и подготовка к защите.

Программа практики предусматривает следующие виды учебной работы: консультации специалистов и преподавателя, сбор, обработку и анализ информации, подготовку выводов и рекомендаций. Промежуточная аттестация организуется в форме защиты отчета, по результатам защиты выставляется дифференцированный зачет.

Концентрированный подход к организации учебной и производственной практики позволил гармонично включить практику в профессиональный модуль, в решение и других образовательных задач. Так, по данному модулю предусмотрена курсовая работа. Прохождение практики на производстве позволило выполнить и защитить её на практических материалах.

По данному модулю в соответствии с ФГОС предусмотрен квалификационный экзамен. Кафедра рассматривала разные варианты его проведения, остановилась на варианте — защита и презентация заранее полученных экзаменационных заданий, составленных на практических материалах ОАО «Якутопторг» и ООО «Стайер».

Во время учебной и производственной практик активно используются следующие образовательные технологии: имитационное моделирование профессиональной деятельности логиста; методы профессионального анализа логистических функций и ситуаций; научно-исследовательская деятельность студента; интерактивные методы (деловые и ситуационные игры); защита самостоятельной работы студентов; мультимедийные и компьютерные технологии и др.

Организация и программно-методическое обеспечение практического обучения позволили решить поставленные задачи. Представленный подход к организации практики рекомендован кафедрой для дальнейшего использования.

Программно-методическое сопровождение практического обучения по данной специальности в условиях СПО регламентируется ФГОС, учебным планом, ОПОП, программами учебной и производственной практик, Положением о практике и др. Следует отметить особую роль партнерских отношений колледжа с работодателями, прежде всего, по вопросам предоставления возможности для прохождения практики, наличия у них современных логистических технологий.

В основе программно-методического обеспечения практического обучения системно-деятельностный подход к профессионально-личностному развитию студентов как субъектов образовательного процесса. На основе вышеуказанного программно-методического обеспечения учебной и производственной практики формируется система педагогической поддержки студента в освоении общих и профессиональных компетенций. При такой организации практического обеспечения в образовательной среде реализуются необходимые условия компетентностного подхода в современной системе профессионального образования, осуществляется апробация и критическое осмысление предлагаемых в программах практики педагогических процедур практического обучения и критериев рефлексивности.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 8, ст. 13).

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080214«Операционная деятельность в логистике», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 октября 2010г. № 988.

3.                  Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, практическое обучение, профессиональное образование, профессиональный модуль, практик, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, подготовительный этап, практический опыт, программно-методическое обеспечение.

Похожие статьи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Возможности игромоделирования как метода квазипрофессиональной направленности обучения в логике компетентностного подхода

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Системный подход как интегративный в образовательном процессе

Похожие статьи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Возможности игромоделирования как метода квазипрофессиональной направленности обучения в логике компетентностного подхода

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Системный подход как интегративный в образовательном процессе