Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении
Авторы: Усачев Виктор Александрович, Шенк Надежда Владимировна, Фортус Антонина Викторовна, Данилова Наталья Александровна, Жось Людмила Георгиевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 04.02.2014
Статья просмотрена: 455 раз
Библиографическое описание:
Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении / В. А. Усачев, Н. В. Шенк, А. В. Фортус [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5022/ (дата обращения: 05.06.2023).
Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.
Ключевые слова: метод кейсов, компетенции, педагогические технологии, педагогическое мастерство.
В процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты изменились требования, предъявляемые как к результатам образовательного процесса, так и к преподавателю, как основному носителю и ретранслятору знаний. Внедрение и использование преподавателем современных педагогических технологий способствует развитию ключевых компетенций у студентов. Наиболее важной компетенцией для работодателей является умение и способность человека оперативно решать профессиональные задачи.
Одной из современных технологий обучения в логике компетентностного подхода является активное обучение. Активные методы обучения обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении. Одним из наиболее эффективных активных методов обучения студентов в современном образовательном учреждении является метод кейсов.
Использование метода кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать возможные альтернативы решения, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Систематическое использование данного метода в течение учебного цикла обеспечивает формирование у обучающихся устойчивых навыков решения практических задач.
Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.
Кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.
Популярность в России метод кейсов получил с развитием системы бизнес образования. Особая сложность в обучении методом кейсовых ситуаций заключается в подборе конкретных ситуаций. Преподаватели поставлены перед выбором либо использовать зарубежные варианты кейсовых ситуаций, либо самостоятельно разрабатывать собственные. Опыт показал, что осваивать технологию обучения можно и на зарубежных кейсах, при этом необходимо адаптировать содержание зарубежной кейсовой системы к особенностям российского образовательного рынка. Это предполагает разработку авторских кейсовых ситуаций и создания банка данных российских ситуаций. Первый опыт такой работы был проведен в рамках проектов, осуществляемых Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), результатом которого явилось написание 100 российских конкретных ситуаций.
Метод конкретных ситуаций занимает промежуточное место между такими активными методами обучения, как открытая дискуссия и деловые игры, эффективное сочетание которых обеспечивает комплексное формирование компетенций обучающегося.
По технологии применения метод кейсов относится к классу методов решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию [2,с. 10].
Являясь интерактивным методом обучения, метод кейсов завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических знаний и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций оказывает воздействие на формирование профессиональной культуры обучающихся, активизирует интерес и стимулирует позитивную мотивацию по отношению к учебе [1,с. 24].
Кейс-метод базируется на совокупности дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации еще до занятий;
2. Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
3. Обеспечение обучающихся достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD-диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
4. Использование основных теоретических положений при конструировании ситуации, при решении которой, можно извлечь практический опыт, позволяющий сделать образовательный процесс практико-ориентированным;
5. Формирование у обучающегося навыков самоменеджмента, рефлексии и умения работать с информацией;
6. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон обучающегося, что способствует повышению уровня учебной мотивации и снижению уровня тревожности.
При составлении кейсов преподаватели нередко пользуются следующими рекомендациями М. Гильбертона:
1. Использовать как можно больше цитат.
2. В кейсе давать ссылки на источник информации.
3. Воздержаться от любых проявлений предубеждений или симпатии.
4. Использовать как можно больше фактических данных: цифр, дат, имён, названий.
5. При описании ситуации строго соблюдать хронологическую последовательность событий [3].
При выборе кейса необходимо акцентировать внимание на следующие факторы:
- педагогическая роль кейса, его местонахождением в образовательном процессе, целесообразность поставленных задач, решаемых с его помощью;
- продолжительностью работы над кейсом и степенью его сложности;
- количественный и качественный состав аудитории;
- сфера деятельности аудитории, наличие профессионального опыта, наличие навыков работы по кейсовому методу;
- доступность изложения кейса;
- наличие и возможность использования технических средств обучения.
На основании анализа педагогического опыта применения кейсового метода в учебном процессе, можно отметить что, высокая эффективность наблюдается на семинарском занятии, на зачетном занятии в форме отчёта обучающегося о решенном кейсе, на практическом занятии. Возможно использовать результаты самостоятельной работы обучающегося при решении кейса, в качестве образовательных достижений обучающихся отражённых в портфолио.
Внедрение кейсового метода в образовательный процесс, требует тщательной подготовки преподавателя к занятию. Для определения уровня использования метода кейсов на учебных занятиях, нами было проведено анкетирование преподавателей. На основании анкетирования можно сделать вывод, что применяют метод кейсов на учебных занятиях 60 % преподавателей. В качестве положительных моментов использования и применения метода кейсов преподавателями было отмечено следующее:
- развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;
- научение технологиям выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
- актуализация знаний и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
- использование эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
- разрушение стереотипов и штампов в технике и организации поиска верного решения;
- стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
- повышение мотивации за счет решения прикладных задач связанных с будущей профессией.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, о высокой эффективности использования кейс-метода при обучении студентов. Использование кейсового метода способствует повышению уровня педагогического мастерства, формированию у преподавателей навыков и стиля поведения тренера-консультанта.
В качестве методических рекомендаций, хотелось бы отметить, что при конструировании кейсовых ситуаций необходимо руководствоваться его целевой направленностью, педагогической ролью и местом в образовательном процессе. Кейс должен быть основан на реальных событиях, фактах или данных, что позволяет сделать процедуру его решения не только образовательной целью, но и иметь практическое направление. При создании кейсовых ситуаций целесообразно составить инструкцию, которая будет полезна другим преподавателям.
При анализе результатов анкетирования, нами был определен ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели, при использовании метода кейсовых ситуации:
- адаптация преподавателя и аудитории к новому методу обучения;
- применение комплексного подхода к выбору форм и методов обучения с целью создания привлекательной для обучающегося структуры практической подготовки;
- междисциплинарная согласованность применяемых форм обучения;
- разработка и использование разных методических приемов с целью обеспечения эффективности и результативности процесса обучения.
Внедрение кейсового метода в образовательный процесс способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развивает умение решать ситуации различного уровня сложности. Разнообразие педагогических технологий, целесообразность и прагматичность их использования, обеспечивают переход от механического усвоения фактических знаний к формированию умения самостоятельного приобретения новых знаний и умений обучающимися.
Использование метода кейсов в комплексе с инновационными педагогическими технологиями совершенствует образовательный процесс и оказывает влияние на качество подготовки выпускников.
Литература:
1. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
2. Технологии обучения студентов в ВУЗе: Учебное пособие для студентов магистратуры. Под ред. Г. П. Синицыной.- Омск, 2002.
Ключевые слова
педагогическое мастерство, компетенции, Педагогические технологии, метод кейсов, педагогические технологииПохожие статьи
Кейс-метод как способ формирования профессиональной...
активный метод обучения, метод обучения, учебный процесс, метод проектов, умение, круглый стол, профессиональная деятельность, знание, активное обучение, будущая специальность.
Использование активных методов обучения в формировании...
Кейс-метод на практических занятиях как акселератор...
Новые образовательные технологии внесли изменения в процесс обучения. Педагоги не только обучают предмету, но и мотивируют учащихся. Но зачастую сам педагог нуждается в мотивации.
Инновационный подход к обучению при использовании метода...
высшее образование, метод кейсов, направление обучения, возможность, умение, навык, методика, знание, будущая специализация, педагогическая технология. Похожие статьи.
Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном...
Активные методы обучения как способ повышения качества... активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная
Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций.
Актуализация современных педагогических тенденций...
Интерактивный метод преподавания на кафедре технических... Интерактивные методы обучения в преподавании создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в...
Использование Case-study как эффективного метода...
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов).
Возможности кейс-метода в образовательном процессе
Возможности кейс-метода в образовательном процессе. Майер Елена Игоревна, студент. Научный руководитель: Бронникова Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент. Алтайский государственный педагогический университет.
Метод кейсов в процессе обучения математике
Кейс-метод нередко называют методом анализа конкретных ситуаций. Суть этого метода достаточно проста: в
Как показывает педагогический опыт, являясь интерактивным методом обучения, метод кейс-стади вызывает позитивное отношение у учащихся.
Активные методы обучения как способ повышения качества...
Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности.
Использование преподавателями активных методов в процессе обучения
Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе.
Похожие статьи
Кейс-метод как способ формирования профессиональной...
активный метод обучения, метод обучения, учебный процесс, метод проектов, умение, круглый стол, профессиональная деятельность, знание, активное обучение, будущая специальность.
Использование активных методов обучения в формировании...
Кейс-метод на практических занятиях как акселератор...
Новые образовательные технологии внесли изменения в процесс обучения. Педагоги не только обучают предмету, но и мотивируют учащихся. Но зачастую сам педагог нуждается в мотивации.
Инновационный подход к обучению при использовании метода...
высшее образование, метод кейсов, направление обучения, возможность, умение, навык, методика, знание, будущая специализация, педагогическая технология. Похожие статьи.
Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном...
Активные методы обучения как способ повышения качества... активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная
Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций.
Актуализация современных педагогических тенденций...
Интерактивный метод преподавания на кафедре технических... Интерактивные методы обучения в преподавании создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в...
Использование Case-study как эффективного метода...
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов).
Возможности кейс-метода в образовательном процессе
Возможности кейс-метода в образовательном процессе. Майер Елена Игоревна, студент. Научный руководитель: Бронникова Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент. Алтайский государственный педагогический университет.
Метод кейсов в процессе обучения математике
Кейс-метод нередко называют методом анализа конкретных ситуаций. Суть этого метода достаточно проста: в
Как показывает педагогический опыт, являясь интерактивным методом обучения, метод кейс-стади вызывает позитивное отношение у учащихся.
Активные методы обучения как способ повышения качества...
Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности.
Использование преподавателями активных методов в процессе обучения
Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе.