Качественное самообразование педагогов — залог самореализации личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Мишарина В. Г. Качественное самообразование педагогов — залог самореализации личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 271-272. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5017/ (дата обращения: 15.08.2018).

Древняя мудрость гласит: Кто стоит на месте, тот отстает.

А кто не хочет отставать, должен двигаться вперед, и не останавливаться, достигнув вершины, а подниматься выше. В этом и заключается основная миссия современного педагога. Уже недостаточно быть на уроке и вне него актером, режиссером, делопроизводителем, дирижером, дипломатом, психологом, новатором и компетентным специалистом. Модель современного педагога предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске.

Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Ожегов дает такое определение: «самообразование — это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

-           необходимость поиска и анализа новой информации;

-           желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);

-           соответствие современным требованиям;

-           конкуренция;

-           общественное мнение;

-           интерес к делу.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1)                 специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2)                 повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

-           в рамках курсовой подготовки в ИПКРО

-           с использованием дистанционных технологий

3)                 групповая самообразовательная работа:

-           работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)

-           проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4)                 индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

-           средств массовой информации, библиотек, музеев,

-           вычислительной и оргтехники,

-           исследований, экспериментов,

-           осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

-           формирование портфолио (участите в конкурсах, мастер-классах, и т. д.)

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

-           разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

-           разработка новых форм, методов и приемов обучения;

-           разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

-           выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

-           доклады, выступления; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

-           создание комплектов педагогических разработок;

-           проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

-           повышение качества преподавания предмета.

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Литература:

1.     Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994.

2.     Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.

3.     Эверт Н. А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. — Красноярск, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): курсовая подготовка, образовательная среда, самостоятельная работа, современный педагог, индивидуальный стиль работы, работа, самообразование.

Похожие статьи

Организация процесса самообразования педагога

Курсовая подготовка винститутах повышения квалификации.

Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте...

Самообразование педагога как условие профессионального роста

Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно — практической и исследовательской деятельности, тем

Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.

Самообразование как источник индивидуального роста...

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний...

Самообразовательная деятельность современного учителя

Помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности.

Самообразование педагога — сложное явление в том плане, что практически вся окружающая его среда является постоянным источником самообразовательной...

Самообразование как основа развития успешной...

самообразование, знание, современный человек, профессиональная деятельность, умение, мотив, самостоятельная работа, многогранность интересов, информационное общество, профессиональный уровень.

Готовность к самообразованию как ключевое личностное...

Исследования современных педагогов доказывают, что современное информационное общество основывается на самообразовании

Проблема организации и осуществления самообразовательной... самостоятельная работа, самообразовательная деятельность...

Самообразование – необходимость современного общества

Библиографическое описание: Десятова И. В. Самообразование – необходимость современного общества [Текст]

- сложная социально-политическая среда, где

Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая...

Самообразование как фактор устойчивого профессионального...

педагогическая деятельность, самообразование, знание, педагог, профессиональная компетентность, курс повышения квалификации, индивидуальная самообразовательная работа, проблема самообразования...

Самообразование как основа успешности человека

Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация процесса самообразования педагога

Курсовая подготовка винститутах повышения квалификации.

Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте...

Самообразование педагога как условие профессионального роста

Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно — практической и исследовательской деятельности, тем

Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.

Самообразование как источник индивидуального роста...

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний...

Самообразовательная деятельность современного учителя

Помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности.

Самообразование педагога — сложное явление в том плане, что практически вся окружающая его среда является постоянным источником самообразовательной...

Самообразование как основа развития успешной...

самообразование, знание, современный человек, профессиональная деятельность, умение, мотив, самостоятельная работа, многогранность интересов, информационное общество, профессиональный уровень.

Готовность к самообразованию как ключевое личностное...

Исследования современных педагогов доказывают, что современное информационное общество основывается на самообразовании

Проблема организации и осуществления самообразовательной... самостоятельная работа, самообразовательная деятельность...

Самообразование – необходимость современного общества

Библиографическое описание: Десятова И. В. Самообразование – необходимость современного общества [Текст]

- сложная социально-политическая среда, где

Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая...

Самообразование как фактор устойчивого профессионального...

педагогическая деятельность, самообразование, знание, педагог, профессиональная компетентность, курс повышения квалификации, индивидуальная самообразовательная работа, проблема самообразования...

Самообразование как основа успешности человека

Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере.

Задать вопрос