Использование пословиц и поговорок в становлении личности учащихся младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 04.02.2014

Статья просмотрена: 2980 раз

Библиографическое описание:

Коконова, Е. А. Использование пословиц и поговорок в становлении личности учащихся младшего школьного возраста / Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5001/ (дата обращения: 22.12.2024).

Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество с взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвует в деятельности детских и подростковых общественных организаций, поэтому лишены возможности приобретения опыта коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

Таким образом, сегодня главная задача школы, в том числе начальной, заключается в организации такого образовательного процесса, который бы способствовал формированию индивидуального стиля жизни, обеспечивал условия для развития у детей качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение. В дидактическом отношении образование должно иметь гуманистическую, личностно ориентированную направленность. Знания, умения, навыки сегодня являются не целью, а средством развития познавательных и личностных качеств ребенка, средством развития и становления личности, обеспечения возможностей его самосовершенствования и самораскрытия; средством привития нравственных привычек, расширения нравственных знаний, повышения культуры взаимоотношений;средством развития личности младшего школьника, осмысления им целостности и разнообразия мира; средством социализации ребенка, воспитания культуры общения, уважения к своему народу и народам, проживающим вего окружении; активизация познавательного интереса к окружающему миру, истории и культуре родного народа. Огромное значение в становлении личности ребенка имеет возвращение культурных традиций семьи.

Современный выпускник начальной школы – это человек:

-       любознательный, активно познающий мир

-       владеющий основами умения учиться;

-       любящий родной край и свою страну;

-       уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-       готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

-       доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

-       выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словами»,- так определяет В.А. Сухомлинский главную роль начальной школы. Инструментом, который содержит информацию, обогащающую человека новыми знаниями, навыками, жизненным опытом, является слово. Оно способствует дальнейшему развитию личности, приучает ее к определенным правилам поведения в обществе, к выбору наиболее подходящих вариантов действий и поступков. А для этого необходимо знакомить ребенка с народной мудростью, с опытом народа, который накоплен в устном народном творчестве, в том числе, в пословицах и поговорках: «Старинная пословица не мимо молвится»; «На всякого Егорку живет поговорка».

Пословицы и поговорки, являясь по содержанию отражением культуры, быта, традиций народов, в образной, сжатой и меткой афористической форме запечатлели опыт народа и суждения, почерпнутые из его трудовой деятельности, общественно-исторических отношений. Эту их особенность отметил М.А. Шолохов: « И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой не проявляется ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». Как языковое и духовное богатство народа пословицы неразрывно связаны с живой речью, делая ее богатой, убедительной, действенной. Из поколения в поколение пословицы передавали светлые идеалы народа, их высокие нравственные принципы. Именно поэтому и являются они важным инструментом нравственного воспитания и становления личности младшего школьника.

Хакасия – территория, на которой не только проживают, но и мирно уживаются представители более ста народов России. У каждого из этих народов своя культура, свои обычаи и свои черты в жизненном укладе и трудовой деятельности. У каждого народа, казалось бы, свои жизненные принципы, свои идеалы, свое отношение к окружающему миру. Но если мы сравним пословицы разных народов (в том числе, и народов мира), то увидим, что в них отражены общечеловеческие принципы развития общества, отношения людей, нравственные оценки человека.

Итак, современный школьник – это человек любознательный, активно познающий мир. Это качество способствует развитию широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, формированию умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). Воспитанию активной личности, формированию самоуважения и эмоционального отношения к себе помогут пословицы и поговорки, прославляющие человеческий ум как интеллектуальную силу, являющуюся незаменимым помощником в трудовой и творческой деятельности народа: Смолоду прорешка – к старости дыра (русская); Не украшай платье, а украшай ум (бурятская); Грамотный человек – словно солнце, неграмотный – что черная ночь (хакасская); Только тот человек ценен, кто смолоду трудиться привык (алтайская); От работы убежишь – в беду попадешь, от знаний убежишь – в ошибку попадешь (тувинская); Учение – лучшее богатство (хакасская); Есть калачи – не сидеть на печи (русская); Глаза страшат, а руки делают (русская); Умел ошибиться – умей и поправиться (русская); Зажиточная жизнь – в упорном труде (тувинская).

Младший школьник двадцать первого века – человек, готовый к самостоятельным действиям, ответственный за их результаты. Образно, наглядно, выразительно пословицы и поговорки передают опыт народа в данной области общественной жизни. Осуждая плохую и ленивую работу, пословицы создают неприглядный образ человека, в которого может превратиться тот, кто не обращает внимания на свои действия, человек безответственный, который в жизни не сможет стать успешным. Авось да небось – хоть брось (о работе, выполненной кое-как, наспех, бездумно и бездушно); Быстрая лошадь быстрее станет (о нерасчетливой трате времени). Едки насмешки над неумелой Акулей, которая принялась шить, да не так: «Акуля, что шьешь не оттуля? – А я, матушка, ещё пороть буду»; Тяп-ляп – не выйдет корабль; За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; Шьет, а нити наружу выходят; Где тонко – там и рвется; Спишь, спишь, и отдохнуть некогда; Велик телом, да мал делом; Готово, да бестолково; наскоро делать – переделывать; Поспешишь – людей насмешишь. Часто дети с готовностью берутся за какое-то дело в классе, но потом интерес, не подкрепленный родителями, взрослыми, учителями, пропадает, ребенок делает дело наспех, лишь бы отделаться от ответственности. Тогда пословица говорит: «И готово, да бестолково» (русские). За один удар дерева не срубишь; Из тощего мяса сала не вытопится.

Будущий старший школьник, а затем гражданин своей страны – человек, любящий ​родной край и свою страну. В пословицах родная страна названа разными именами: Родина, Отечество, родная сторона, родная земля, родимая сторона. В этих названиях слышится сыновнее отношение к тому месту на Земле, где ты родился, вырос, перед которым ты в долгу, как перед родителями. Особенно эта тема актуальна сегодня, когда столько людей покидают родное гнездо, уезжая за рубеж. А еще процесс вынужденной миграции заставляет молодых людей уезжать и на учебу, и на работу, и на постоянное место жительство, оставляя родителей и свой родной дом. Важно сформировать в ребенке уважение к Родине, к родителям уважительное и теплое отношение, способность заботиться о них, где бы они ни оказались. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило; Где сосна выросла, там она и красна; Без корня и полынь не растет; Своя земля и в горсти мила; Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха; С родной земли умри – не сходи (русские пословицы). Свою землю и табун знает; на своей земле и бык силен; Скотину, отделившуюся от стада, волк съедает, человек, отделившийся от народа – погибает (хакасские пословицы).

Жизненный оптимизм и готовность к преодолению трудностей – еще одно качество, необходимое человеку в жизни. Младший школьник должен быть готов к тому, что в жизни не всегда бывает все хорошо, и пословица, как психолог, дает совет для успешного преодоления трудностей. Придет солнышко и нашим окошкам; Золото и в грязи блестит; Волка бояться – в лес не ходить; Капля камень долбит; Слезами горю не поможешь; После грозы – вёдро, после горя – радость (русские); У несчастного и на дороге бревно лежит; Не побывавши в горе, хорошего не оценишь; Кто в беде, того не огорчай (хакасские). Как солнечный свет приходит к каждому окну, обращенному к светлой стороне неба, так и удача является к человеку, умеющему ждать. Народ считает, что слезами горю не поможешь, что несчастья бояться – счастья не видать и что любое горе можно завить веревочкой: «Не все несчастье, проглянет и красно солнышко».

У человека с детства должны быть воспитаны целеустремленность и настойчивость в достижении целей, способность и потребность к взаимовыручке и приобретению верных спутников и в жизни, и в любом деле. Достичь желаемого можно, имея друзей, единомышленников, тех, на кого можно положиться в любом деле, да и самому нужно жить так, чтобы не подводить тех, кто в тебе нуждается. В дружной работе, в ладной жизни «миром», «артельно» народ усматривал силу: Берись дружно, не будет грузно; Согласного стада и волк не берет; Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет; С миру по нитке – голому рубаха; ​Семеро одного не ждут; Один и у каши загинет; Одной рукой и узла не завяжешь; Старый друг лучше новых двух; Без беды друга не узнаешь; Где лад, там и клад; нет друга – ищи, нашел – береги; Дружба дружбой, а служба службой; «Ах, Ах!» – а пособить нечем; Как аукнется, так и откликнется (русские). Дружная жизнь – длинная, недружная жизнь – короткая; Вместе голодай, вместе жаждай, но друга не бросай; Двое хороших сойдутся – и вода между ними не протечет; Лучше быть другом добрым, нежели богатым; Одинокое дерево ветра боится (хакасские)

Не прошли пословицы мимо развлечений и обычаев гостеприимства. Относительно их народ держался мнения, что особенно весело тому, кто поработал. Кончил дело – гуляй смело; Гуляй, да не загуливайся; Делу время – потехе час; Хозяин весел – и гости радостны; Желанный гость зову не ждет; На вкус и цвет товарища нет. Народ предупреждает и о разумном распределении жизни и о поведении в гостях: Частые пирушки изведут полушки; Хорошо в гостях, а дома лучше; Даровому коню в зубы не смотрят; Встречают гостя по платью, а провожают по уму; Гость часто за шапку берется – не скоро уйдет.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма предполагает принятие и уважение младшим школьником ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им. И в этом вопросе пословица будет средством достижения цели воспитания. Дом, порядок в нем, мир и лад среди домашних народ считается залогом житейского благополучия. Пословицы вникают во все мелочи: тут и мысль о том, как вести себя девушке, как укладывать волосы (Коса – девичья краса), как держать себя в чистоте и опрятности, как вести себя с домашними, т.е. даются наставления и правила. В чужой монастырь со своим уставом не ходят; Чья земля, того и городьба; Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна; Каждая наседка свой насест хвалит; У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют; У семи нянек дитя без глазу; Чего не припасешь – того и не будет; Копейка рублю бережет; По одежке протягивай ножки; Хорошо беречь шубу на стужу, а деньги на нужу;, Долг платежом красен; Хозяйство водить – не разиня рот ходить (русские) Какое мясо – таков и суп, каковы родители – таковы и дети; Сырое дерево гни, пока оно не высохло, ребенка учи в свое время; Хорошую лошадь видать по жеребенку, хорошего человека – по ребенку (хакасские). Мораль видна и понятна даже ребенку: без хозяина дом – сирота, какова семья – таковы и дети. Пословицы передают мысль о порядке и устройстве семьи, о рачительном и правильном ведении дома.

Важная часть воспитания младшего школьника – ориентация его в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. И этот аспект жизни народ не обошел стороной. Это пословицы о гордыне, щегольстве, скупости, драчливости, злых тайных мыслях. Это небольшая энциклопедия того зла, от которого страдают люди. В наше время эта проблема не перестала быть актуальной, наоборот, становится все менее разрешимой, чему дети видят огромное множество примеров в жизни взрослых. Не подымай носу: споткнешься; Бодливая корова комола (без рогов) живет; И вашим и нашим за копейку спляшем; Чего в другом не любишь, того и сам не делай; В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; Не смейся, горох, не лучше бобов; У драчливого кочета гребень всегда в крови; Любишь кататься – люби и саночки возить; Не смейся чужой беде, своя на гряде; Шапочка в две денежки и та набекрень (русские). У хвастуна не ищи ума; У бездельника язык злой; Трусливый человек и зайца боится (хакасские).

Таким образом, использование в воспитательной и учебной работе с младшим школьником пословиц и поговорок способствует выполнению государственного заказа: формированию личности как идеального представителя гражданского общества. Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда) – результат формирования личностных универсальных учебных действий, задачи, поставленной в Стандартах второго поколения.

Литература:

1.      Программа формирования универсальных учебных действий. Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.
Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

2.      М. Шолохов. Сокровищница народной мудрости. Вступление к сборнику В. Даля «Пословицы русского народа».- М.: ГИХЛ, 1957

3.      В.П. Аникина. Старинные русские пословицы и поговорки. – М.: Детская литература.- 1984

4.      Б. Ховратович. Так в Сибири говорят. Пословицы и поговорки народностей Сибири.- Красноярское книжное издательство.- 1964

Основные термины (генерируются автоматически): пословица, младший школьник, народ, опыт народа, ребенок, любящий родной край, начальная школа, Родимая сторона, родная земля, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся

Вовлечение младших школьников в активную деятельность на уроках русского языка как средство развития обучающихся

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии

Похожие статьи

Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся

Вовлечение младших школьников в активную деятельность на уроках русского языка как средство развития обучающихся

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии