Эссе «Тёмные комнаты с солнечным светом» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кужель, Н. А. Эссе «Тёмные комнаты с солнечным светом» / Н. А. Кужель, О. П. Масленкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 306-307. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4983/ (дата обращения: 20.04.2024).

Данная работа представляет собой свободную композицию небольшого объема, которая выражает индивидуальные впечатления авторов по проблеме трудного детства (в данном случае используется емкая формулировка «солёное детство».) Полагаясь на собственный опыт работы, авторы пытаются обозначить некоторые факторы данной проблемы для дальнейшего её решения. Эссе оставляет неизгладимое впечатление, так как оно намеренно не подчеркивает позицию авторов, предлагая разрешить, наконец-то, некоторые парадоксы современного общества, а так же ставит риторические вопросы, тем самым побуждая к глубокому размышлению (а возможно — и к дискуссии) неравнодушных специалистов, занимающихся проблемой детей и детства.

Очнитесь, люди! В заботах земных

Погрязли совсем ваши души,

Поможем частичкой своей теплоты

Мы эти оковы разрушить.

Пусть каждый ребёнок почувствовать сможет,

Что значит быть нужным, что значит любить…

От каждой улыбки и смеха ребёнка

Так легче нам всем станет жить!

Люблю наблюдать за людьми. Ещё больше — люблю встречать счастливые лица. Они как солнечные лучи — озаряют, одаряют, согревают… Часто я вглядываюсь в лица состарившихся людей и тех, кто уже начал «ветшать»… Смотрю на ребёнка, крепко держащегося за руки своих родителей... Разглядываю кого-то, оказавшегося рядом и замечаю на руке наколку «Валя»… По пути домой ассоциирую местную ухабистую дорогу с жизненным путем своих подопечных. Всматриваюсь в ночные окна их домов, пытаясь представить, что там, за шторами, хотя чаще всего — знаю, что и как... Зачем мне это, почему?.. Профессия накладывает отпечаток — скажете вы. Неоднозначно.

Как один короткий миг прошли десять лет работы в сфере социального обслуживания населения.Мне кажется, я всё это время мысленно что-то пишу. Или смотрю фильм — прокручиваю перед мысленным взором невидимую пленку, на которой события, лица, судьбы разных людей.

Непрекращающийся мыслительный процесс в голове — самое трудное в моей работе. Мой мозг в непрерывном поиске ответов на вечные вопросы. Порой кажется, что у меня готов ответ. Я совсем близка к истине… Кажется, вскоре станет понятно, как нужно жить на этом свете, чтобы не было родительского пьянства, детской беспризорности, горя и слёз. Как подсластить солёное от слёз и страданий детство? В чём причина беспробудного пьянства? Почему на свете так много ребятишек, лишенных родительской любви? Трудные дети: чьи они? Чужих детей нет. И если из уст некоторых граждан мы слышим слова о несовершеннолетних подростках как о потерянном поколении, это упрёк каждому из нас. Что же делать нам, взрослым, с детьми, которых уже искалечило наше противоречивое время? Как спасти от травм тех, которые ещё не столкнулись с цинизмом, бездушием, ложью? Нескончаемая череда вопросов. И с каждым найденным ответом возникает новый более глубокий вопрос…

Мне всегда хочется размышлять и говорить о счастье, любви и ненависти и найти, в конце — концов, универсальный рецепт благополучия. Секрет совершенного общества без сиротских страданий. Отчаявшись найти ответы, захожу в тупик. Признаюсь — хочется «хлестануть» словцом «покрепче». Часто призываю на помощь поэзию, но чаще всего в сознании возникают меткие стихотворные зарисовки современных поэтов.Такие строки сами собой слились в мой небольшой «репертуар». Возвращаюсь к нему, и каждый раз в голове возникает «Как чётко подмечено!". При этом испытываю непреодолимое желание — достать все это «изнутри» и показать всем. Совсем недавно меня буквально пронзили строки из уст моей коллеги:

Мне никогда не забудется «Пастораль» одного села –

Пьяную мать по улице, потупившись, дочь вела.

А у колодца соседки кивали им, глядя во след:

«Уж в детдом и то лучше Светке. И куда глядит сельсовет!

Нюрка совсем совесть пропила! На поллитру детей променять!

Раньше Светка отца водила, а теперь она водит мать!"

Сапоги в колее дороги увязали, жижей давясь…

Вдруг разъехались в стороны ноги, и упала мать прямо в грязь.

Улыбаясь, она лежала, задралось ее платье в бок,

И над нею похабно заржала у пивнушки толпа мужиков.

И тогда зарыдала девчонка — исчерпалось терпенье к концу.

И вдруг стала ручонкой тонкой мать хлестать по тупому лицу:

«Ты слышишь! Мне стыдно, мама! Лучше умри, но не пей!"

А мать ей в ответ кивала: «Убей меня, дочка, убей…"

Гогот пьяных в толпе стал глуше, а потом и совсем затих.

Видно что-то проникло в души, опустились глаза у них.

Одного же перекосило, с сердцем бросил он, искривясь:

«Господи! Мать Россия! До чего же ты допилась!"…

Мне бы очень не хотелось, чтобы, читая эти строки, вам показалось, что я хочу разжалобить кого-то, чтобы кто-нибудь кого-нибудь пожалел. Жалость — это слишком просто. Явно выраженная проблема алкоголизма как неотъемлемого, а может быть яркого признака современного общества, безусловно, присутствует. Кому-то описанная сцена покажется надуманной и до отвращения приукрашенной, кому-то — совершенно обыденной. А мне каждый раз после прочтения этих строк думается о другом. О детстве.

Детство бывает разное. Но только от родителей зависит, чем будет наполнен этот период жизни их маленького человечка. Разум и инстинкт человека совершенствовались веками и даже тысячелетиями. Одним из главных качеств человека является способность любить ближнего, заботиться о самом дорогом на свете человека — ребенке. Женщина более всего наделена этим даром. Потому очень тяжело видеть, когда маленькое существо, в муках появившееся на свет, не нужно той, что даровала ему жизнь. Невозможно привыкнуть, смириться с болью, застывшей в детском взгляде. Соприкасаясь не один год по долгу работы с этой проблемой, чувствуешь бессилие перед жестокостью горе — мамаш. К сожалению, слишком часто детство ребёнка наполнено слезами. В этом случае я называю детство «солёным». Солёное оно от печали, неоправданных детских надежд, злобы, отчаяния, чувства вины и…самое страшное — безысходности. Безысходность — это когда разрушены все детские мечты. Очень важно не допустить такого момента. Самое страшное — это когда ребёнок понимает, что «всё зря».                    

Из собственного опыта работы я выделила бы несколько факторов «солёного» детства: желание и возможность. Отдельно выделила бы инстинкт.         Хорошо, когда есть желание жить в благополучии. Это значит — благополучие в семье будет.         Правильно, если желанию ещё и сопутствуют психологические, моральные и физические возможности. (О материальных умышленно не упоминаю).             Слава заложенным генам, если при отсутствии первого и второго, спасательным кругом становится инстинкт. Инстинкт самосохранения, инстинкт выживания, инстинкт материнства.        Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый. Я глубоко убеждена, что и найти выход из неё, сохранив при этом достоинство — тоже. Необходимым условием для этого является огромное желание самого человека «помочь себе». Неотъемлемым требованием — возможность. Создать такую возможность обрести себя, обеспечить условия для восстановления их раненых душ, дать положительный заряд для успешной социализации подростка. Можно приводить множество универсальных советов и предложений, как быть. Я призываю каждого из нас дать волю самым светлым и добрым чувствам, уважать детство и любить детей. Убедить родителей в том, что они жизненно необходимы своим деткам. Заставить отчаявшуюся женщину посмотреть на мир другими, «новыми» глазами, и рассказать о том, как это важно — вот моя миссия и миссия моих соратников.           

И ещё одно. Я всегда говорю о Красоте. Когда заканчиваются все аргументы и исчерпаны все приёмы в работе. Мучаюсь, подбирая слова для подопечной поубедительнее, обращаюсь к Красоте человеческой души. Красоте человеческих глаз.

Дорогие женщины — истинные, начинающие, «прозревшие» и «пытающиеся прозреть». Хранительницы домашнего очага, уюта и благополучия! Помните: истинная красота женщины — в её глазах. Если они светятся теплом и добротой, ваш дом всегда будет наполнен любовью и благополучием. И тогда в некогда потемневшие от мрака комнаты, наконец, проникнет солнечный свет…

Основные термины (генерируются автоматически): детство, мать, ребенок, собственный опыт работы, современное общество.

Похожие статьи

Меняющийся мир детства в современном пространстве взрослых

Неоценим, забытый, к сожалению, опыт работы вожатыми и воспитателями молодых представителей предприятий в подведомственных

В этой связи взрослым важно не потерять особый смысл Детства и сущность собственной позиции по отношению к детям и Детству.

Влияние детской литературы на социализацию и воображение...

В современном обществе с его повседневными требованиями ко взрослому, замечена тенденция — взрослые стали меньше

Ребенок постепенно начинает воспроизводить их и таким образом накапливает собственный опыт» [2, с. 6] Одним из таких способов...

Создание условий для развития нравственных качеств...

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе?

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной...

Социальная защита детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Современным положением ребенка в обществе занимаются врачи, педагоги, психологи.

Становится больше социальных учреждений для одиноких матерей. Расширяется опекунская забота, активизируется работа женских благотворительных обществ.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми.

Современные требования общества к воспитанию детей поднимают социальную значимость дошкольного воспитания, обязывают изыскивать возможности повышения его...

Роль детского сада в процессе социализации личности

Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в

Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Влияние детской художественной литературы на формирование...

В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской.

С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему

В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители

Основа воспитательной работы - единство учителя, родителя и ребёнка.

Какие у нас современные дети и какие мы? | Статья в журнале...

Все чаще современные дети ощущают эмоциональные проблемы, испытывают

В раннем детстве ребёнок осваивает действия с предметами ближайшего окружения.

В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди...

Похожие статьи

Меняющийся мир детства в современном пространстве взрослых

Неоценим, забытый, к сожалению, опыт работы вожатыми и воспитателями молодых представителей предприятий в подведомственных

В этой связи взрослым важно не потерять особый смысл Детства и сущность собственной позиции по отношению к детям и Детству.

Влияние детской литературы на социализацию и воображение...

В современном обществе с его повседневными требованиями ко взрослому, замечена тенденция — взрослые стали меньше

Ребенок постепенно начинает воспроизводить их и таким образом накапливает собственный опыт» [2, с. 6] Одним из таких способов...

Создание условий для развития нравственных качеств...

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе?

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной...

Социальная защита детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Современным положением ребенка в обществе занимаются врачи, педагоги, психологи.

Становится больше социальных учреждений для одиноких матерей. Расширяется опекунская забота, активизируется работа женских благотворительных обществ.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми.

Современные требования общества к воспитанию детей поднимают социальную значимость дошкольного воспитания, обязывают изыскивать возможности повышения его...

Роль детского сада в процессе социализации личности

Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в

Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Влияние детской художественной литературы на формирование...

В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской.

С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему

В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители

Основа воспитательной работы - единство учителя, родителя и ребёнка.

Какие у нас современные дети и какие мы? | Статья в журнале...

Все чаще современные дети ощущают эмоциональные проблемы, испытывают

В раннем детстве ребёнок осваивает действия с предметами ближайшего окружения.

В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди...