Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проектирование содержания программ дополнительного образования детей

6. Внешкольная педагогика
30.01.2014
33
Поделиться
Библиографическое описание
Горохова, П. В. Проектирование содержания программ дополнительного образования детей / П. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 159-162. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4935/.

Ведущая роль в решении проблемы проектирования (формирования) содержания новых программ дополнительного образования детей (ДОД) отводится культурологическому подходу, который, как правило, применяется в интеграции с системным, личностно ориентированным, аксиологическим, деятельностным и другими подходами и методами исследования.

Выбор и обоснование необходимости применения интегративных подходов связан с решением конкретной задачи по применению культурологического подхода в формировании содержания создаваемой программы ДОД.

При создании новых образовательных программ в научной литературе по педагогике предлагается руководствоваться культурологической концепцией М. Н. Скаткина, И. Я Лернера, В. В. Краевского [1].

Согласно этой концепции источником формирования содержания общего образования является социальный опыт человечества, находящий отражение в культуре и включающий четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Наряду с другими концепциями и идеями, концепция культурологического подхода к содержанию образования составляет теоретическую основу создаваемого фундаментального ядра общего образования [2].

В соответствии с концепцией культурологического подхода формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:

1-й этап (допредметный) – формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. 2-й этап (предметный) – определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. 3-й этап – создание учебных материалов. 4-й этап – организация процесса обучения. 5-й этап – присвоение учениками нового содержания.

Если судить по этапам формирования содержания образования, то эта концепция отражает в наиболее общем виде основные этапы подготовки и реализации учебного процесса в школе. В общем виде без расшифровки выделены 1-й (допредметный) и 2-й (предметный) этапы, относящиеся к формированию содержания школьного образования.

 Следует отметить, что эти этапы относятся к формированию содержания программ школьного образования, а не дополнительного образования детей. Как отмечают ученые-исследователи (Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Щалыгина И.В.), «формирование содержания образования в соответствии с идеями культурологической концепции в полном объеме до сих пор не осуществляется. Одной из причин этого является недостаточная разработанность уровня общего теоретического представления в его нормативном аспекте в виде допредметного минимума» [3, с. 13-19.).

В этой связи разработка алгоритма формирования содержания новых программ ДОД, а также установление статуса проведения этих работ, является целью настоящей статьи.

Теоретической основой формирования содержания образовательных программ ДОД могут служить следующие принципы: 1) принцип научности; 2) принцип взаимосвязи названия и содержания образовательной программы; 3) принцип соответствия сложности содержания образовательной программы психофизическим возможностям детей определенного возраста; 4) принцип соответствия объема содержания времени, отводимого на изучение учебной единицы образовательной программы; 5) принцип культуросообразности; 6) принцип культуротворчества; 7) принцип структурирования учебного материала в соответствии с элементами социального опыта; 8) принцип системности; 9) принцип аксиологичности; 10) принцип деятельности; 11) принцип компетентности; 12) принцип личностно ориентированной направленности; 13) принцип мониторинга образовательной программы; 14) принцип образовательной рефлексии детей на учебные единицы образовательной программы; 15) принцип вариативности образовательной программы» [4, с. 110].

Приведенные выше принципы должны применяться на разных стадиях и этапах проектирования содержания образовательных программ ДОД.

Решение задачи проектирования содержания новых программ ДОД, связано с привлечением значительных объемов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, так как проектирование содержания таких программ является по своей сущности научно-исследовательским процессом, а работы – научно-исследовательскими работами (НИР).

Организация и проведение НИР является реализацией принципа научности, который должен применяться на всех этапах проектирования содержания новых образовательных программ ДОД.

В культурологической концепции формирования содержания образования 1-й этап (допредметный) по своим задачам существенно отличается от 2-го этапа (предметного). Поэтому работы по проектированию содержания новых программ ДОД необходимо разделить на две стадии: предпроектную (допредметную) и проектную (предметную), так как это принято в различных сферах научной деятельности.

В этой связи предлагается концептуальная двух стадийная модель формирования содержания новых программ ДОД. Каждая стадия этой концептуальной модели состоит из ряда основных этапов.

Рассмотрим последовательно содержание каждой стадии формирования содержания создаваемой ДОД, сначала – предпроектной, а затем – проектной стадии.

Предпроектная стадия формирования содержания создаваемой программы ДОД может состоять из следующих основных этапов:

1-й этап: Задание на разработку программы;

2-й этап: Выбор и обоснование направления исследования;

3-й этап: Сбор, обработка и систематизация учебного материала;

4-й этап: Предварительный отбор учебного материала;

5-й этап: Структуризация предварительно отобранного учебного материала;

6-й этап: Подготовка предложений по составу учебных предметов программы;

7-й этап: Формулирование названия разрабатываемой программы, ее разделов и учебных предметов.

Рассмотрим содержание предлагаемых этапов предпроектной стадии формирования содержания создаваемой программы ДОД.

На 1-м этапе составляется задание на разработку программы ДОД конкретной направленности. Оно составляется в соответствии с новым Законом «Об образовании в Российской Федерации» [5], Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [6], Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [7], руководящими и методическими документами организации дополнительного образования детей для установления целей, задач, содержания программы, состоящей из разделов, учебных предметов, тем, учебных единиц по каждой теме, контингента обучаемых детей и названия программы.

Для осуществления этого этапа проводится сбор, обработка и анализ содержания и названий программ адекватной направленности: типовых, модифицированных, экспериментальных и авторских программ, применяемых организациями ДОД. Проведение такого анализа необходимо для недопущения нарушения авторских прав разработчиков этих программ, как по их названию, так и по содержанию. Затем формируется содержание структуры программы и формулируется ее предварительное название.

Задание после согласования в установленном порядке утверждается руководителем организации ДОД и приобретает юридическую силу. С этого момента задание становится объектом авторского права и охраняется законом [8].

Для решения поставленных в задании задач приказом руководителя организации должна быть создана творческая рабочая группа из числа специалистов высокой квалификации, способных выполнить весь комплекс научно-исследовательских работ. Творческая рабочая группа должна быть обеспечена необходимыми временными, информационными, материальными и финансовыми ресурсами и нормальными условиями труда.

На 2-м этапе проводится выбор и обоснование направления исследования. В качестве ведущего направления исследования выбирается формирование содержания создаваемой программы ДОД на основе применения культурологического подхода. Приводятся научные обоснования необходимости его применения при формировании содержания создаваемой программы ДОД.

На 3-м этапе проводится: поиск источников учебного материала, относящихся к теме исследования; подбор, анализ и обоснования выбранного учебного материала, необходимого для формирования содержания программы. Это наиболее сложный и трудоемкий этап работы, требующий привлечения высококвалифицированных педагогов, как конкретной образовательной организации, так и педагогов – исследователей, специализирующихся на выполнении аналитических работ.

На 4-м этапе проводится предварительный отбор учебного материала в соответствии с выбранными и принятыми для реализации этого этапа принципами [4].

На основе принятых принципов можно сформулировать следующие основные критерии отбора содержания образования:

-        критерий целостного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности;

-        критерий выделения значимости изучаемого материала; то есть отбора наиболее универсальных, инвариантных элементов;

-        критерий соответствия возрастным особенностям детей;

-        критерий соответствия времени, выделенному на изучение предмета;

-        критерий учета опыта формирования содержания учебных программ;

-        критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению организации ДОД с учетом реальных перспектив ее развития.

На 5-м этапе проводится предварительная структуризация отобранного учебного материала на компоненты (части), выражающие теоретические знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

На 6-м этапе выдвигаются предложения по установлению состава разделов и учебных предметов в каждом разделе и их названий.

На 7-м этапе выдвигаются предложения по формулировкам названия создаваемой программы и принимается решение об окончательной формулировке ее названия, которое является объектом авторских прав и охраняется законом. С завершением этого этапа заканчивается предпроектная стадия и начинается проектная стадия формирования содержания создаваемой программы.

Проектная стадия может включать следующие этапы работ:

1-й этап: Предложение;

2-й этап: Предварительный вариант содержания программы;

3-й этап: Рабочий вариант содержания программы;

4-й этап: Оценка учебного времени на изучение элементов содержания программы и его разбивка по видам занятий;

5-й этап: Оформление и утверждение программы.

На 1-м этапе (Предложение) осуществляется анализ предварительного варианта программы на предмет глубины применения в ней культурологического подхода путем установления качества и полноты в ее содержании элементов культуры.

Наряду с применением культурологического подхода обосновывается возможность применения и других подходов, в частности, личностно ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов. Для этого, на данном этапе необходимо получить предложения от родителей детей, самих детей, которые будут в дальнейшем обучаться по создаваемой программе, а также предложения педагогов и других лиц образовательной организации, которым предстоит участвовать в обучении детей.

В этой связи разрабатываются анкеты, в которых отражаются вопросы по учету в программе элементов смежных подходов, и по этим анкетам собираются предложения для включения в содержание программы.

На 2-м этапе (Предварительный вариант содержания программы) проводится анализ поступивших предложений, составляются сводки отзывов по предложениям, проводится отбор принятых предложений для включения их в содержание программы. В сводке отзывов рассматриваются все поступившие предложения, проводится их качественная оценка и указываются возможные причины отклонения некоторых предложений. Отобранные предложения используются при подготовке рабочего варианта содержания программы.

На 3-м этапе (Рабочий вариант содержания программы) после внесение принятых предложений в создаваемый рабочий вариант содержания программы проводится отработка названий учебных единиц, учебных тем, учебных предметов и разделов. Таким образом, формируется рабочий вариант содержания создаваемой программы.

На 4-м этапе (Оценка учебного времени на изучение элементов содержания программы и его разбивка по видам занятий) проводится количественная оценка общих затрат учебного времени на изучение содержания программы, которая определяется опытным путем или с применением расчетных моделей. Распределение общего учебного времени на изучение разделов, учебных предметов в рамках каждого раздела и учебных тем в рамках каждого учебного предмета осуществляется на основе применения положений личностно ориентированного подхода. Сущность реализации этого подхода заключается в проведении опроса педагогов-исследователей, родителей и детей на предмет оценки значимости (весомости) изучения каждого элемента содержания программы. На основе результатов опроса в соответствии с установленной весомостью распределяются затраты учебного времени по видам учебных занятий.

На 5-м этапе (Оформление и утверждение программы) проводится оформление содержания программы в соответствии с действующими нормативными требованиями, руководящими и методическими документами организации ДОД. На этом этапе подготовленная программа проходит процедуры согласования и утверждения в соответствии с установленным в образовательной организации порядком и регистрируется в реестре образовательных программ. Утвержденная программа является объектом авторского права и охраняется законом.

Поэтапное проведение работ по формированию содержания новой программы можно назвать технологией разработки новой программы дополнительного образования детей.

Литература:

1.      Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983. 291 с.

2.      Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.И. Кондакова. – 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с. (Стандарты второго поколения)].

3.      Иванова Е.О. Содержание образования: культурологический подход / Е.О.Иванова, И.Я. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Педагогика, 2005. № 1. С. 13-19.

4.      Горохова П.В. Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей [Текст] / П.В. Горохова //Теория и практика образования в современном мире: материалы 1V междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Реноме, 2014. С. 107-110.

5.      Об образовании в Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 23.07.2013 г.]. Российская газета. № 303. 31.12.2012 г.

6.      Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам / Утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008.

7.      Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей /Утв. на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 3 июня 2003 года.

8.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 176 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный