Педагогический опыт — результат творчества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Снопко, Н. М. Педагогический опыт — результат творчества / Н. М. Снопко, Л. А. Малькова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4918/ (дата обращения: 20.04.2024).

И опыт, сын ошибок трудных…

А. С. Пушкин

Любая образовательная организация — живой организм, в т. ч. и наш колледж. И в этом смысле в авангарде всегда идут образовательные организации, которые активно ведут инновационную деятельность. Наш ГАОУ СПО города Москвы Технологический колледж № 28 — не исключение и, работая в инновационном режиме, преподавательский коллектив акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности студента, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности преподавателей.

Профессиональное образование сегодня находится в условиях перехода от информационной к системно-деятельностной компетентностной модели на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Основой ФГОС нового поколения является деятельностный подход. В связи с этим новая образовательная парадигма многое меняет в целях, содержании, процедуре и результатах деятельности преподавателей. Несмотря на то, что при компетентностном образовании упор делается на применение неурочных форм организации занятий, таких как группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе и т. д., основной формой организации обучения по-прежнему остается урок, основой которого должно стать самостоятельное приобретение знаний, их практическая востребованность впоследствии.

Урок, его планирование и проведение — это то, с чем преподаватель имеет дело ежедневно, то, что ему понятно. Однако с позиций требований стандартов третьего поколения существенные изменения претерпевают как сам урок, так и содержание и структура его плана.

Сегодня преподаватель должен иметь четкое представление о сути урока современного типа, в основу которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, чем он отличается от традиционного урока: в чем отличие дидактических требований к этим урокам; что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности преподавателя и студентов и т. д. Организация и проведение уроков с использованием практико-ориентированных технологий включает многие виды самостоятельной работы, направленной на познавательную активизацию деятельности и развитие познавательных умений, например,

-          подготовка тезисов по учебному тексту;

-          подготовка развернутого плана по тексту учебника;

-          составление конспекта (опорного конспекта) параграфа;

-          составление словаря по учебному тексту;

-          составление хронологических таблиц, схем;

-          заполнение таблиц, составление схем;

-          работа с документами и т. д.

В поле зрения современного преподавателя без должного внимания и практического использования не должны остаться информационно-коммуникационные технологии, являющиеся средством достижения новых образовательных результатов, предусмотренных ФГОС нового поколения. На заседаниях цикловых комиссий обязательно должны рассматриваться вопросы проектирования современного урока с использованием ИКТ и ЭОР (электронных образовательных ресурсов), а также обсуждаться критерии его эффективности.

Умения осуществлять методическое проектирование современного урока с учетом требований ФГОС к обучению с использованием ИКТ и ЭОР преподаватели показывают на открытых уроках, которые способствуют совершенствованию учебного занятия — урока как основной формы организации учебного процесса — и повышению профессиональной квалификации преподавателя. Процесс организации обучения студентов с использованием ИКТ и ЭОР позволяет сделать его более интересным, ярким и увлекательным, эффективно решать проблему наглядности в обучении, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным. К электронным образовательным ресурсам (пособиям) можно отнести мультимедийную презентацию и рассматривать ее как вспомогательное пособие, используемое преподавателем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Целесообразность применения электронной презентации на уроке обусловлена конкретными обстоятельствами:

-          Необходимостью продемонстрировать несколько различных таблиц или схем, менять которые по ходу урока сложно;

-          Невозможностью показать объект или явление иным способом;

-          Необходимостью показать образец выполнения задания.

Сегодня стало бесспорным, что педагогические инновации являются мощным фактором развития любой образовательной организации. Качество и эффективность инновационной образовательной деятельности зависят в большей степени от организации и проведения методической работы в ее структурах — цикловых методических комиссиях, от выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, прежде всего, в самом педагогическом коллективе. Главная задача при организации учебного процесса и деятельности преподавателей — преодолеть:

-          стереотипность мышления;

-          узость методического кругозора и непонимание перспектив;

-          склонность к шаблонам, однажды освоенным, привычным, методам ведения учебных занятий.

Большую роль в решении этой главной задачи решают творческие группы, создаваемые в педагогическом коллективе, и работающие по определенному направлению. Примером может служить творческая группа, созданная в рамках цикловой комиссии гуманитарных дисциплин: Л. Ю. Маковская, С. В. Ларькова — преподаватели английского языка, И. В. Ускова — преподаватель русского языка и литературы, А. В. Грошева — преподаватель истории. Этими преподавателями была разработана тема «Творчество У.Шекспира» с приоритетом в использовании междисциплинарных связей, финалом стало проведение открытого интегрированного учебного занятия «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества У.Шекспира», на котором студенты показали знания по литературе, истории, английскому языку. Урок был проведен с элементами театрализации. Вели его четыре преподавателя: Маковская Л. Ю., Ларькова С. В., Ускова И. В., Грошева А. В. Студенты переводили сонеты У.Шекспира на английский язык (Галогре М. была лучшей), участвовали в викторине.

В процессе методической работы преподавателями регулярно проводятся уроки нетрадиционной формы, исследовательская работа среди обучающихся, активное используются информационно-коммуникационные технологии (каждый учебный кабинет оснащен мультимедиа проектором), причем, компьютерная техника применяется не только к оформлению, но и решению образовательных развивающих задач урока, применению современных приемов и методов обучения.

Все это способствует повышению профессионального мастерства, совершенствованию педагогической техники, в конечном счете, повышению квалификационной категории преподавателей.

Положительный педагогический опыт должен обязательно транслироваться как в самой образовательной организации, так и за его пределами. Методические разработки, где описывается опыт работы преподавателей, изучаются всеми членами цикловых комиссий, публикуются в рамках мероприятий, проводимых ИД «Первое сентября» — «Открытый урок», «Портфолио ученика» и др. Своим опытом преподаватели делятся на различных международных заочных научно-практических конференциях, например, преподавателем Заленской Н. С. опубликована статья «О понятии активной жизненной позиции» (Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова, ВЕСТНИК № 1(3) 2012), Н. И. Смагиным — «Профессиональная деятельность и физическая культура» (НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», г. Чебоксары, 2013 г.), Л. М. Гусевой — «Формирование навыков устных и письменных вычислений на уроках математики (методические рекомендации по урочной деятельности студентов ОУ СПО) (Образовательный потенциал: II Международная ярмарка образовательных технологий. 29 января 2013 г./гл.ред. М. П. Нечаев — Часть I- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. — 760 с.) и ряд других. Всего только за 2012 и 2013 гг. преподавателями были опубликованы материалы собственного педагогического опыта боле 50.

Современной профессиональное образование становится подлинно индивидуальным (персонифицированным), а главное — одной их универсальных человеческих потребностей является способность к учению как самостоятельному приобретению, обновлению, использованию знаний на основе новых образовательных технологий. Полученные на уроках теоретического и практического обучения знания и компетенции — база для профессиональной деятельности выпускника колледжа, которая сыграет большую роль в его творческом росте и развитии.

Литература:

1.         Кроль В. Педагогика/Кроль В. — М.: Высшая школа, 2008. — 320 с.

2.         Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество./ Поташник М. М. — М.: Знание, 1987. — 80 с.

3.         Делия В. Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования./Делия В., Астафьев Б. и др. Под ред. Делия В. Изд. ИСЭПиМ, Де-По, 2011. — 292 с.

4.         Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества./Бухвалов В. А. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144 с.

5.         Гайнеев Э. Р. Деятельно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования./ Гайнеев Э. Р.// Методист — 2013. — № 1. — С. 44–49.

6.         Дьякова Т. М. Современные подходы к оценке знаний, умений и практического опыта обучающихся./Дьякова Т. М.// Методист — 2013. — № 2. — С. 42–43.

7.         Литвинова В. Е. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждений профессионального образования./Литвинова В. Е.// Методист — 2013. — № 1. — С. 41–44.

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, английский язык, урок, главная задача, методическая работа, образовательная организация, самостоятельная работа, современный тип, современный урок, учебный процесс.

Похожие статьи

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

Современные технические средства обучения на уроке английского языка. Ролевая игра в преподавании иностранного языка.

Современный урок как основополагающий компонент...

современный урок, урок, благоприятный микроклимат, успешное проведение, условие создания, учебный процесс, принцип организации, современный преподаватель, самостоятельная постановка, современный...

Использование современных образовательных технологий как...

В условиях формирования новой, во многом неизведанной, открытой образовательной среды, современный урок становится способом

Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция — организация и стимулирование учебного процесса.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

активный метод обучения, обучающийся, урок, задача, Решение, самостоятельная работа, проблемная лекция, компьютерное тестирование, деловая игра, учебный материал.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

этап, урок, современный урок, учебная задача, учебный материал, способность, самостоятельное успешное усвоение, действие, диагностическая работа, главная задача.

Обучение английскому языку по системе ФГОС в сельской школе

Требования к современному уроку английского языка. Преподаватели английского языка «Пансиона воспитанниц МО РФ» обратились к своим коллегам и воспитанницам старшей школы с вопросом: каким они видят образцовый урок...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения... Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность?

Требования к современному уроку английского языка.

Похожие статьи. Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

Главная цель преподавания иностранного языка – развитие у школьников лексических.

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапами проектирования урока традиционного типа:  определение цели и задач;  отбор содержания учебного материала

Похожие статьи

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

Современные технические средства обучения на уроке английского языка. Ролевая игра в преподавании иностранного языка.

Современный урок как основополагающий компонент...

современный урок, урок, благоприятный микроклимат, успешное проведение, условие создания, учебный процесс, принцип организации, современный преподаватель, самостоятельная постановка, современный...

Использование современных образовательных технологий как...

В условиях формирования новой, во многом неизведанной, открытой образовательной среды, современный урок становится способом

Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция — организация и стимулирование учебного процесса.

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

активный метод обучения, обучающийся, урок, задача, Решение, самостоятельная работа, проблемная лекция, компьютерное тестирование, деловая игра, учебный материал.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

этап, урок, современный урок, учебная задача, учебный материал, способность, самостоятельное успешное усвоение, действие, диагностическая работа, главная задача.

Обучение английскому языку по системе ФГОС в сельской школе

Требования к современному уроку английского языка. Преподаватели английского языка «Пансиона воспитанниц МО РФ» обратились к своим коллегам и воспитанницам старшей школы с вопросом: каким они видят образцовый урок...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения... Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность?

Требования к современному уроку английского языка.

Похожие статьи. Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

Главная цель преподавания иностранного языка – развитие у школьников лексических.

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапами проектирования урока традиционного типа:  определение цели и задач;  отбор содержания учебного материала