Педагогические ошибки в проявлении требовательности преподавателя вуза
Автор: Татукина Татьяна Алексеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Статья просмотрена: 3881 раз
Библиографическое описание:
Татукина, Т. А. Педагогические ошибки в проявлении требовательности преподавателя вуза / Т. А. Татукина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4910/ (дата обращения: 17.12.2024).
Статья посвящена вопросам построения продуктивного педагогического общения с обучающимися, в частности специфике предъявления педагогического требования в высшей школе. Автор перечислил основные факторы, влияющие на характер конструирования педагогического требования, обозначил типичные ошибки, проявляющиеся в требовательности преподавателя высшей школы в зависимости от типа педагога и степени распространенности в педагогической практике.
Ключевые слова:требовательность, педагогический стиль общения, педагогическое требование
Общеизвестно, что требовательность педагога оценивается студентами двумя диаметрально противоположными характеристиками, либо педагог «злой», либо «справедливый». При этом, в своей сущности, схема работы «справедливого и злого» педагогов одинакова. И тот и другой выдают определенный учебный материал, проверяют его усвоение и закрепление, используют в работе лекционно-практические формы занятий, но, тем не менее, отношение студентов к педагогам и их предметам может серьезно различаться. Требования одного педагога воспринимаются студентами положительно и охотно выполняются, аналогичные же требования другого педагога расцениваются студентами негативно.
Ошибки в проявлении педагогической требовательности негативно сказываются на всех сторонах и участниках учебного процесса. Недаром В.А. Сухомлинский говорил: «Властвование над детьми – одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры» [1, с. 112]. Обучение в условия повседневного стресса едва ли будет способствовать эффективному решению дидактических и воспитательных задач. Образовательное пространство вместо воспитательной развивающей среды может запросто перерасти в зону военного действия с вовлечением дополнительных лиц (деканата, ректората, родительской общественности). Для студентов вероятны такие последствия, как дидактогения и формирование отрицательного отношения к получаемой специальности. Преподаватель в подобной ситуации также не останется в стороне. Невротизирующее влияние обстановки, созданной им же самим, может привести к развитию матетогении.
Успешность предъявления педагогического требования зависит от умения педагогом учитывать в совокупности такие факторы, как:
- наличие актуальных дидактических и воспитательных задач;
- знание социально-психологической характеристики и учебного потенциала студенческой группы (возраст, курс, уровень подготовки и т.п.);
- учет специфики предмета и ресурсных возможностей преподавания (материально-техническая база, доступность информационных и иных источников);
- осознание собственных коммуникационных возможностей;
- педагогически целесообразное использование определенной формы требования, необходимое в конкретной ситуации;
- уместность применения и соблюдения требования, акцент на действительно важных сторонах выполнения определенного действия и лояльное отношение к несущественным деталям.
Учет этих факторов способствует формированию конструктивного взаимодействия между преподавателем и студентами, их несоблюдение гарантирует зарождение напряженных межличностных взаимоотношений.
В педагогической литературе существует достаточно классификаций, характеризующих успешность деятельности педагога в зависимости от личностных и иных особенностей (Л.Д. Столяренко, В.А. Кан-Калик, М. Тален и др.). Весьма интересной с позиции предъявления педагогических требований является типология преподавателей высшей школы А.В. Юревича, который проанализировал деятельность вузовских преподавателей с точки зрения отношения к студентам и строгости в ведении собственного предмета. Он выделил шесть основных групп преподавателей. Раскроем специфику позиции каждого типа.
1. Самый неудобный для студентов тип, по мнению А.В. Юревича, – это самоутверждающийся преподаватель. Этот тип наименее предсказуем. К нему принадлежат по большей части еще молодые преподаватели с неустойчивой самооценкой, которые очень чувствительны к тому, сколько студентов приходит на их лекции или семинары, как они сидят, насколько внимательно слушают, и к прочим деталям. Некоторые из них откровенно самоутверждаются за счёт студентов, заставляя себя уважать с помощью двоек и дисциплинарных мер.
2. Второй по степени нежелательности для студентов тип преподавателей – преподаватель-педант. К этому типу принадлежат наиболее ограниченные и догматичные личности. Они требуют от студента точного знания материала, даже в тех случаях, когда материал таков, что исключает точные знания. А любые попытки студентов компенсировать пробелы в своих знаниях на экзамене за счёт воображения и изобретательности вызывают у преподавателя-педанта лишь раздражение.
3. Следующий, выделенный по тому же принципу, тип – это безразличный преподаватель. Чаще всего за его безразличием стоит обилие субъективно более важных для него дел: регулярные поездки за рубеж, издание своих книг, получение грантов. Но могут стоять и какие-либо личные, чаще всего семейные, проблемы. Его очень просто вычислить: он часто отменяет лекции, опаздывает на них, забывает имена и фамилии студентов, имеет отсутствующее выражение лица и т. д. Для такого преподавателя безразлично, что ставить студенту – двойку или пятерку, но, понимая, что двойка может вызвать дополнительные проблемы, он предпочитает ставить более нейтральные оценки.
4. К безразличному преподавателю весьма близок преподаватель-разгильдяй. Он обычно небрит, часто дышит перегаром, всегда опаздывает на лекции, не вполне твердо знает, что именно он должен читать и т. п. Его держат на работе вследствие определенных причин.
5. Следующий тип – преподавателъ-панибрат – всячески ищет способы сближения со студентами. Двойки и тройки не ставит вообще, ибо это несовместимо с репутацией Своего Парня, к которой он стремится. Но, вынужденный лавировать между студентами и деканатом, где одни лишь отличные оценки вызывают подозрения, за абсолютно идеальный ответ может поставить четверку – просто для того, чтобы разбавить однообразную массу пятерок.
6. Наибольшей симпатией студентов, как правило, пользуется преподаватель-романтик. Он соблюдает некоторые основополагающие дисциплинарные правила, но главное для него – не дисциплина и оценки, а творчество и мышление студентов. Соответственно, в них он больше всего ценит именно способность мыслить, и, если приобрести в его глазах репутацию Мыслящего Студента, можно вообще ничего не учить. Читать лекции и проводить семинары он предпочитает в режиме диалога, регулярно задавая студентам вопросы, заставляющие думать, и провоцируя их ломать мозги над неразрешимыми вопросами своей науки. Студенты его не только любят – за либеральный нрав, но и уважают – за хороший фанатизм и одухотворенное отношение к своей профессии, а некоторые даже заражаются и заряжаются его романтизмом [2].
Таким образом, профессиональная позиция педагога будет обуславливать специфику требовательности преподавателя от соблюдения формально необходимых требований до тотального контроля знаний.
В педагогической практике наиболее распространены следующие ошибки в предъявлении педагогических требований:
- неверная оценка уровня студентов и требование того, с чем обучающиеся не способны справиться. Сложно ожидать от первокурсника грамотного анализа различных теорий и концепций, необходимо научить для начала элементарным навыкам реферирования, бесполезно требовать от заведомо слабой учебной группы подготовки рефератов на нестандартные для данной учебной дисциплины темы;
- отсутствие четкой постановки учебных задач, их мотивации, ясного объяснения особенностей их выполнения. Сложная формулировка темы семинарского занятия, курсовой/дипломной работы без детального разъяснения отдельных моментов выполнения, либо поверхностное объяснение со ссылкой на самостоятельное изучение приводят к обвинениям педагогов в отсутствии необходимой помощи студентам при заключительной проверке выполнения задания и выставлении более низкой оценки, чем ожидалось. Безапелляционный и констатирующий стиль изложения материала, немотивированная отсылка к первоисточникам вряд ли будут способствовать появлению интереса к глубокому изучению учебной дисциплины, а требование выявить противоречия/обобщить различные точки зрения при отсутствии проблемного характера изложения лекционного материала самим преподавателем могут вообще поставить студента в тупик;
- нестабильность педагогических требований – требовательность должна быть стабильной, а не разовой мерой в связи с плохим настроением педагога или предстоящим административным срезом знаний, уровень требований необходимо повышать в соответствии с ростом знаний студентов. Еще более сложная ситуация возникает при спорадической смене требований, которая порождает поиск вариантов избегания периодически меняющихся правил;
- отсутствие последовательности в соблюдении требований, доведении их до логического конца – иногда даже посильные педагогические требования не выполняются в силу элементарной лени и желания студентов снизить их до минимума. Преподавателю нужно быть готовым к подобному саботажу и стремиться сохранять последовательность в предъявлении требований, так как их снижение под давлением студентов может дискредитировать его в глазах обучающихся;
- негативный и директивный характер требований – нередко от студента требуется в приказном порядке дословное заучивание учебных материалов и последующий их пересказ, понятно, что такой подход не вызывает симпатии у обучающихся;
- решение персональных задач личности педагога (компенсация недостатков, самоутверждение и т.д.). Особую сложность представляет наличие у педагога профессиональных деформаций. Кратко перечислим их: авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, консерватизм, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, информационная пассивность, педагогическая агрессия. Уже из самих названий ясно, что проявление педагогом требовательности будет носить весьма специфическую окраску;
- проявление избирательности характера требований по отношению к студентам. Столяренко Л.Д. выделяет две формы установок педагога: негативную и позитивную. Негативная установка преподавателя на студента выражается в следующем: преподаватель дает "плохому" студенту меньше времени на ответ, чем "хорошему"; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.
Позитивная установка прослеживается через следующие детали: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядам; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т. п. Специальные исследования показывают, что "плохие" студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее [3].
Перечисленные ошибки, так или иначе, встречаются у преподавателей различного типа и на различных этапах профессионального становления. При этом в одних случаях они осознаются педагогом и исключаются в дальнейшем из профессионального шаблона действий, в другом – напротив, закрепляются в качестве основной тактики профессионального поведения.
Литература:
1. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003.
2. Типологии преподавателей в высшей школе. URL: http://fevt.ru/load/pedagogika/tipologii_prepodavatelei/119-1-0-1491
3. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. URL: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/stolyarenko.html
Похожие статьи
Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы
В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...
Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника: детерминанты преступности, профилактические меры борьбы в Российской Федерации
В современном мире проблема несовершеннолетних преступников обращает на себя большое внимание общества. В статье приводится исследование личности несовершеннолетнего преступника, в результате которого автор приводит к причинам и условиям совершения п...
Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка
Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...
Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков
Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...
Применение KPI в построении системы мотивации
В статье рассматривается практическая целесообразность применения системы KPI в организациях, стремящихся организовать свой менеджмент наиболее рациональным способом, ее влияние на достижение целей и задач компании, мотивацию персонала, а также разбо...
Особенности мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики
В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для моделирования, описания и изучения предметног...
Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении
Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...
К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы
В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...
Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Похожие статьи
Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы
В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...
Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника: детерминанты преступности, профилактические меры борьбы в Российской Федерации
В современном мире проблема несовершеннолетних преступников обращает на себя большое внимание общества. В статье приводится исследование личности несовершеннолетнего преступника, в результате которого автор приводит к причинам и условиям совершения п...
Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка
Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...
Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков
Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...
Применение KPI в построении системы мотивации
В статье рассматривается практическая целесообразность применения системы KPI в организациях, стремящихся организовать свой менеджмент наиболее рациональным способом, ее влияние на достижение целей и задач компании, мотивацию персонала, а также разбо...
Особенности мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики
В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для моделирования, описания и изучения предметног...
Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении
Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...
К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы
В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...
Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...