Автор: Залегай Мария Ивановна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 29.01.2014

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Залегай М. И. Семантическое пространство учебного текста как средство развития открытой познавательной позиции старшеклассника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 111-113.

Полноценное образование на сегодняшнем этапе развития общества все чаще рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование «должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия»1.

Именно развитие у школьников такого феномена, как открытая познавательная позиция, обеспечит культуру выбора: способность эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В. А. Болотов); возможность противостоять манипулятивному воздействию, сведение к минимуму негативного влияния социума; осуществление человеком взвешенного выбора, разрушение шаблонных стереотипов и ограничений, ориентацию личности на рост и саморазвитие.

Личность с открытой познавательной позицией руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется прежде всего на собственный личностный рост, личностное саморазвитие. Вследствие чего негативное влияние социума сводится к минимуму, а это очень важно, учитывая процент дезадаптации школьников.

Обратимся непосредственно к понятию «открытая познавательная позиция». По мнению ученых, это психологическая дефиниция, находящаяся в рамках общеметодологических проблем теории интеллекта и активности субъекта в процессе обучения. Изучение феномена открытой познавательной позиции (далее — ОПП) старшеклассника необходимо, так как, на наш взгляд, сформированная в старшем школьном возрасте способность к конструктивному самоутверждению позволит учащемуся старших классов осознанно подойти к выбору будущей профессии, справиться с трудностями при поступлении и обучении и, будучи студентом, добиться высоких результатов в дальнейшем. Развитая открытая познавательная позиция ведет к осуществлению субъектом самореализации, влияет на его самооценку и уровень притязаний, на становление свободоспособности как неотъемлемого свойства субъектности.

Теоретический обзор отечественных исследований (М. А. Холодная, Н. Е. Ревская, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына) показал:

1)        открытая познавательная позиция рассматривается в широком и узком значении, в широком смысле слова открытая познавательная позиция — это форма метакогнитивного опыта, предполагающая особый тип познавательного отношения к миру, в узком под открытой познавательной позицией понимают качественную характеристику познавательной позиции, предполагающую готовность принимать любые необычные сведения, учитывать точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога; закрытая познавательная позиция же предполагает стереотипное восприятие, неумение критически относиться к информации, представлять невероятные события и факты.

2)        понятие открытая познавательная позиция в узком значении связывают с социальным статусом субъекта (школьник — студент — преподаватель — руководитель),

3)        открытая познавательная позиция школьника — малоизученный феномен, хотя многие современные образовательные технологии так или иначе опираются на формирование открытой познавательной позиции.

Данные подходы позволили нам выработать следующую трактовку понятия «открытая познавательная позиция старшеклассника» — тип познавательного отношения к миру, в основе которого положительное эмоциональное отношение к учению. потребность в определении смысла учебной деятельности (понимание значимости учения для жизненной и профессиональной самореализации человека); готовность к принятию необычного, гибкость оценок явлений.

В структуре понятия открытая познавательная позиция старшеклассника можно выделить, на наш взгляд, следующие компоненты:

1)        потребностный — устойчивый познавательный интерес,

2)        рефлексивно-мировоззренческий — рефлексия (умение давать самооценку собственной деятельности), стремление к самоопределению;

3)        индивидуально-личностный — вариативность и разнообразие субъективных способов осмысления явлений действительности в содержании учебных предметов, способность создавать оригинальный продукт,

4)        когнитивный — гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес «черно-белому мышлению»), готовность к принятию необычной, противоречивой информации (в противовес догматизму).

Мы выявили, что среди средств, развивающих в процессе учебной деятельности ОПП школьника (старшеклассника, период ранней юности 15- 17 лет) большую роль играют особенности структурирования и подачи учебного материала.

Проблема учебного текста и его развивающие функции рассматривалась Л. Э. Генденштейном, отмечавшим, что «учебный текст должен быть построен как модель «приключения мысли». Это означает, что учебник должен быть настолько интересным, чтобы ученик им зачитывался, а для этого надо погрузить его «... в атмосферу совместного поиска, совместных размышлений… Надо все изложение построить так, чтобы читатель, пусть с помощью автора, сам совершил открытие»» [4, 102 с.]

М.Холодная [3, 78 с.], рассматривая данный вопрос, подчеркивала: не ученик должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под учащегося. При этом сам учебный материал может подаваться через прямые и косвенные диалоги персонажей, учитываются и индивидуальные познавательные стили учащихся, информация дается в разных формах — в виде объяснительного текста, тематического словаря, справочных материалов, углубленного дополнительного материала, практикума и др.

Также интересным представляется подход ученого к учебному тексту, в основе использование семиотических категорий «гипертекст» — «контекст»- «субтекст» — «подтекст», введенных М.Бахтиным [1, 53 с.]. М.Холодная рассматривает текст школьного учебника как некоторое многомерное семантическое пространство («гипертекст»), в рамках которого ученик-читатель может мысленно перемещаться в разных направлениях. При конструировании такого текста должны учитываться три основных условия:

-          наличие контекста: ученики должны иметь возможность двигаться в тексте «по горизонтали», расширяя свои представления об учебном материале за счет использования разных форм предъявления учебной информации (словесно-логической, визуальной, предметно-практической, эмоционально-метафорической), разнородных по содержанию текстов (констатирующих, объяснительных, проблемно-рассуждающих, альтернативных),

-          наличие субтекста: ученики должны иметь возможность двигаться в тексте «по вертикали», что предполагает выделение в тексте фрагментов разной степени сложности как по содержанию, так и по способам учебной деятельности (использование текстов и заданий разного уровня трудности; включение нормативных текстов с демонстрацией образцов действий и открытых текстов; обучение в режиме исполнительской, исследовательской, проектной или творческой деятельности и т. д.);

-          наличие подтекста: ученики должны иметь возможность двигаться в тексте «в глубину», то есть извлекать словесно не выраженный, глубинный смысл текста за счет опоры на коннотативные значения слов; содержание своего личного опыта; ассоциативные связи и собственное воображение.

Вслед за Н. М. Борытко мы отмечаем, что огромными ресурсами для развития ОПП старшеклассника обладают предметы гуманитарного цикла, гуманитарное знание предстает:

а) как форма и результат интерпретации любого знания с позиций субъекта-носителя гуманитарного качества;

б) как знание, исходным источником и предметом которого, является субъективный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отношениях с Реальностью;

в) как знание, полученное и зафиксированное с помощью сугубо человеческих средств (мышления, слова, общения, переживания, воображения, рефлексии, художественного образа).

г) как результат познания, в качестве неотъемлемой части содержащий информацию об особенностях познающего субъекта [2, 63 с.]

В результате внимания педагога к возможностям учебного текста создаются условия для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта ученика в максимально возможных пределах: выработка умения работать в режиме использования разных способов кодирования информации, расширение набора когнитивных схем, дифференциация и интеграция системы вербальной и невербальной семантики, формирование понятийных психических структур, развитие способности осуществлять непроизвольный и произвольный контроль своей интеллектуальной деятельности, и конечно же, формирование открытой познавательной позиции и высокого уровня метакогнитивной осведомленности.

Таким образом, знание, полученное в таком образовательном пространстве — это всегда персонифицированное, ценностно-ориентированное; диалогичное, контекстное знание, что, несомненно, создает условия для расширения метакогнитивного и интенционального опыта учащегося.

Литература:

1.                 Бахтин М. М. Проблема текста: опыт философского анализа // Вопросы литературы. — 1976. № 10. С. 122–151.

2.                 Борытко Н. М. Становление субъективной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. Монография [Текст] /Науч.ред. Н. К. Сергеев /Н. М. Борытко, О. М. Мацкайлова. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. — с. 16.

3.                 Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. — СПб.: Питер, 2006.

4.                 Генденштейн Л. Э. Анатомия интереса // Проблемы школьного учебника. — М.: Просвещение, 1988. Вып. 18. С. 101–123.

Основные термины (генерируются автоматически): открытая познавательная позиция, открытой познавательной позиции, формирование открытой познавательной, средство развития познавательной, познавательной позицией, познавательной активности, познавательной позиции старшеклассника, открытой познавательной позицией, феномена открытой познавательной, Похожая статья, учебного текста, характеристику познавательной позиции, развития познавательной инициативы, с открытой познавательной позицией, познавательной позиции и высокого, развития познавательной активности, ученики должны, учебной деятельности, познавательная позиция старшеклассника, познавательного отношения к миру.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос