Национально-художественная культура в художественном образовании школьников
Автор: Шахбиева Хулимат Хамидовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 24.01.2014
Статья просмотрена: 608 раз
Библиографическое описание:
Шахбиева, Х. Х. Национально-художественная культура в художественном образовании школьников / Х. Х. Шахбиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4886/ (дата обращения: 21.11.2024).
Наметившаяся тенденция возврата интереса общества к общечеловеческим ценностям, то есть к утверждению гуманных ценностей и идеалов, как высших уровней развития личности, поиску путей их усвоения, затронула образовательную политику и практику России. Гуманистическая направленность изменила представления о целях, содержании, механизмах образования, делая акцент на возможности трансляции общечеловеческой и национальной культуры.
Сегодня на этапе развития нового педагогического образования художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества; воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества. В силу своих специфических возможностей произведения традиционной национальной культуры создают особые условия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в гуманизации художественного образования школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы, учебников и учебных пособий по изобразительной деятельности школьной практики, беседы с учителями чеченских школ показали, что проблема гуманизации художественного образования школьников с учетом регионально-национальных традиций, с использованием их воспитательного потенциала на материале Чеченской республики остается недостаточно изученным и это противоречит объективным запросам художественной практики и логике освоения регионально-национальной культуры [4].
Вместе с тем, большое внимание специалистов привлекает педагогический потенциал, таящийся в воспитательных возможностях воздействия на детей национального искусства и регионально-художественной культуры.
Общество и окружающий предметный мир являются важной средой в формировании личности человека с определенными взглядами, ценностными ориентирами, моралью и его национальными культурно-художественными традициями.
В процессе художественного образования учащимся необходимо рассматривать национальное искусство, как часть материальной духовной культуры, извлекая из них соответствующую познавательную ценностно-содержательную эстетико-воспитательную информацию. А если говорить о художественных знаниях, которые дают национальную художественную культуру, то их можно смело назвать источником духовно-нравственных исканий. Путь духовно-нравственного, художественно-эстетического развития сложен, но именно национальная культура и искусство ведут человека к духовным высотам, и значение ее в гуманизации образовательной среды здесь огромно [1].
Ведь школа должна выступать стабилизирующим общественным фактором с помощью ряда педагогических средств, в том числе и средствами реализации
Поэтому, внедряя национально-художественную культуру в образование, мы одновременно пытаемся преодолеть те стереотипы, которые и сегодня сказываются на национально-региональной политике нашего государства, и непосредственно отражаются на жизни подрастающих поколений уже в течение длительного времени.
Россия как многонациональное государство исторически формировалась из отдельных регионов, разнообразных по природно-географическим, национально-этническим характеристикам, по образу жизни и традиционной деятельности населения, по уровню его культурного развития. В настоящий момент в ряде регионов, например в Чеченской Республике, сохранились исторически сложившиеся национально-этнические особенности.
Кроме того, ценность образования, в частности художественного образования, все в большей степени определяется способностью школьников ориентироваться в проблемах культуры, осмыслить свое место в мире, самостоятельно осваивать образцы культуры и пользоваться ими. Он заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не пассивный наблюдатель и потребитель, и хранитель и созидатель природы и культуры понимающий и любящий свою «малую Родину», личность с активной жизненной позицией способная к оптимальной ориентации и продуктивной изменчивом социокультурном пространстве региона, обладающая мощным потенциалом быстро адаптироваться в окружающем мире.
Прежде всего, это связано с тем, что одной из ценностных доминант общественного сознания стало осмысление реальной полиэтничности страны и признание права каждого этноса, каждой группы на этнокультурную идентичность, на относительную культурную автономию в рамках единого российского культурно-образовательного пространства. Это означает, что особую роль в области регионализации образования и воспитания должна играть выработка средств и методов формирования современного этнокультурного сознания подрастающего поколения.
Актуальность решения проблемы обучения и воспитания на материалах региональной художественной культуры и вклада региона в национальную культуру объясняется тем, что при общности социального строя, политических и экономических процессов, происходящих в нашей стране, имеются большие различия между регионами России в структуре экономики, характере хозяйственной деятельности населения, культурно-историческом наследии, в профиле образовательных учреждений. Это означает необходимость усиления воспитательной и гуманной направленности образовательной системы, и особое внимание уделить формированию гуманных чувств и характера личности. В этих условиях особую важность приобретают знания школьников о своем регионе и национальной культуре, где заложены большие возможности для воспитания гуманности личности [4].
Данный подход позволит построить содержание и структуру национально-регионального компонента так, чтобы, помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой культур, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов Чеченской Республики и России. Язык культуры обладает наибольшей интегрирующей и смылообразующей ценностью. Именно культуру (историческую, правовую, экологическую, экономическую, нравственную, художественно-эстетическую) в широком смысле, возможно сделать основанием целостности национально-регионального содержания образования, стержнем системы, объединяющей едиными целями формирование личности гражданина России и Чечни.
Сегодня Чеченская Республика — динамично развивающийся регион, а Грозный — современный, благоустроенный и безопасный город. Интересно, что это обстоятельство получило подтверждение со стороны социологов.
Музеи и театры столицы занимают видное место в культурной жизни республики. Для гостей и туристов, в Грозном всегда открыты Национальный музей ЧР и мемориальный комплекс им. Ахмат-Хаджи Кадырова Аллея славы. Интересные экспонаты можно увидеть в Музее им. Л. Н. Толстого в станице Старогладовская Шелковского района, где великий русский писатель жил несколько лет в годы своей молодости.
Этим летом в столице был открыт Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, в котором ставятся спектакли на основе классических произведений отечественной литературы.
Продолжают работать и радовать зрителей новыми постановками Чеченский государственный драматический театр им. Ж. Нурадилова, Театр юного зрителя и молодежный театр «Серло». Говоря о Чечне нельзя умолчать, о грандиозной уникальной мечети «Сердце Чечни» — крупнейшая в России и Европе мечеть всего за несколько лет превратилась в символ и одно из самых известных и посещаемых мест республики. При ее строительстве были использованы новейшие технологии и уникальные отделочные материалы, в том числе белый мрамор, добытый на одном из островов в Мраморном море; в Турции. Установленные в мечети 36 люстр, имеющие национальный чеченский орнамент и изготовленные примерно из миллиона деталей, напоминают три святыни ислама — мечети в Медине, Иерусалиме и святыню Кааба в Мекке.
«Сердце Чечни» может принять, одновременна до 10 тысяч верующих. Великолепное трехуровневое освещение позволяет создать потрясающую картину ночного Грозного.
Именно эта мечеть летом 2012 года превратилась в настоящий центр мусульманского паломничества. Открытую выставку 16 исламских реликвий успели посмотреть сотни тысяч человек со всего Кавказа и из многих других субъектов России, а также стран ближнего зарубежья.
Наиболее значимым историческим памятником на территории Чечни справедливо считают знаменитый «Город мертвых», или «Цой-Педе».
Город является объектом культурного наследия России и расположен всего в нескольких километрах от государственной границы с Грузией. «Город мертвых» — это один из крупнейших на Кавказе некрополей большой комплекс языческих погребальных сооружений, возведенные в XIV-XVII веках. 42 склепа, несколько сторожевых башен создают неповторимую средневековую атмосферу.
Не менее интересен по своей привлекательности средневековый замок Пхакоч возле села Итум-Кала был по разным данным построен в XI—XII веках. Переступив ворота крепости, человека в одно мгновение переносится на многие столетия назад. Его окружай жилые и боевые башни, обнесенные каменной стеной, с видом на высокие кавказские горы. Фактически турист попадает в средневековый мир из камня. Еще несколько лет назад Пхакоч был заброшен, но в кратчайшие сроки замок был приведен в надлежащее состояние, а на его территории открылся музей им. Х. Исаева, где можно увидеть предметы глубокой старины.
Несмотря на наличие множества замечательных творений человека, все же главным богатством Чеченской Республики является ее культура, традиции и обычаи народа, а также прекрасная природа — горы и родники, реки и озера, альпийские луга...
Проведенное в июле — августе крупномасштабное исследование ста крупных городов России неожиданно для многих показало, что самые счастливые люди страны живут в Грозном. Жителей спрашивали о том, довольны ли они своим материальным положением, динамикой развития города, его экологическим состоянием, благоустройством и безопасностью жизни в нем. А в заключение респонденты должны были ответить на довольно субъективный вопрос: «Вы чувствуете себя счастливым в вашем городе?». В результате именно столица Чечни, опередив всех, стала лидером рейтинга. Сегодня очень важно объединить все усилия, кому не безразличны культурно-исторические ценности чеченского народа, для формирования духовного развития личности. И здесь, безусловно, велика роль памятников истории и культуры. Обращение к высоким ценностям, к настоящему искусству настраивает детей на творчество.
Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод: у чеченцев наиболее эффективной и приемлемой в воспитании детей и молодежи является собственная этнокультура — база с использованием культурно-нравственных художественно-эстетических ценностей.
Литература:
1. Валиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования [Электронный ресурс]/ Р. З. Валиева//Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html
2. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика/ М. А. Некрасова. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343с
3. Пантелеев Г. Н. Декоративное искусство детям / Пособие для воспитателей старших групп детского сада. — И»: Просвещение, 1976. 121с.
4. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис… докт. пед. наук. — М., 1998. — 36.
5. Хворостов А. С. Декоративное искусство в школе — М., 1997