Автор: Васёв Дмитрий Валерьевич

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 20.01.2014

Библиографическое описание:

Васёв Д. В. Художественное чтение как инновационная технология педагогического мастерства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 226-228.

Концепция развития образования до 2020 года опирается на реалии современного общества, которому необходимы творческие конкурентоспособные специалисты с качественно новым уровнем образованности. Высшее образование выступает как элемент общей культуры; в ВУЗе формируются мировоззрение студента, связанное с его убеждениями, способностью видеть и понимать достижения материальной и духовной культуры окружающего мира; профессиональная направленность, определяющая его отношение к профессии; ценностные ориентации, связанные с жизненными и профессиональными интересами, устремлениями. Сегодняшняя реальность такова, что научно-технический прогресс, развитие техники оказывают двоякое влияние на личность — формирующее и деформирующее. «Чем более цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими были они вначале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вершина искусства — природа и нравственная простота» [4, с.531]. Наша страна, некогда считающаяся самой читающей в мире, постепенно теряет этот статус. В 80–90 годы ХХ века резко снизился интерес к чтению, что привело к падению уровня грамотности молодёжи, обеднению речи и, в целом, к снижению общей культуры населения, дефициту знаний и конструктивных идей в обществе. Активное использование в общении англицизмов, сленга, ненормативной лексики потребовали принятия мер на уровне государства по сохранению русского литературного языка. В 2006 году федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с российским книжным союзом была разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения», предусматривающая поэтапную реализацию с 2007 по 2020 годы (1 этап — 2007–2010 гг., 2 этап — 2011–2015 гг.,3 этап — 2016–2020 гг.). Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения подчёркивает: «наступил критический предел пренебрежения чтением, за которым начинается резкое падение уровня грамотности; культурной компетентности; возможностей освоения социокультурной реальности, что грозит социальной дезинтеграцией, нарастанием социальной напряженности в связи с неспособностью понять и принять не только другие культуры, но и незнакомые области собственной культуры. Иными словами, начинаются необратимые процессы разрушения ядра национальной культуры».Индустрия развлечений, Интернет вытесняют чтение литературы и как источник получения информации, и как форму проведения досуга. Чтение это не только средство получения информации; без него немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, а от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят национальная безопасность, экономика, политика и конкурентоспособность страны.

Пробудить у студентов интерес к чтению,вернуть их в число активных читателей может мастерство педагогов. Личность педагога, его мировоззрение, интеллект, жизненные установки и ценности, профессиональная успешность в практической деятельности, чувство юмора, такта, харизма, по сути, главные инструменты влияния на студентов. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер», — истина, сформулированная К. Д. Ушинским более ста лет назад, актуальна и сегодня. Для профессиональной подготовки недостаточно только «академического» знания, необходим переход от абстрактно-теоретического к системно-практическому познанию. В настоящее время студентам более интересны преподаватели, совмещающие педагогическую деятельность с исследовательской, практической; так как они видят, что им преподаёт человек, действительно разбирающийся, вместе с которым они могут создавать продукты деятельности. В обучении решающую роль играют увлечённость преподавателя, мощь и выразительность голоса, эмоциональная заразительность, энергетика; А. С. Макаренко подчёркивал: «надо обращаться к воспитанникам так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу педагогическую культуру». Эффективным направлением, приобщающим студентов к чтению, прививающим интерес к литературе, обогащающим лексику, нравственно и эстетически воспитывающим, расширяющим творческие возможности, повышающим общую культуру, является художественное чтение. Эта методика предусматривает погружение студентов в течение всего образовательного процесса в речевую среду, создаваемую педагогом, владеющим художественным чтением, с тем, чтобы они учились слушать, слышать и правильно говорить. Важно, чтобы студенты постоянно говорили вслух: задавая вопросы преподавателю; комментируя чтение, произношение и высказывания своих сокурсников; разбирая и анализируя тексты; стремясь через речь овладеть правильным произношением, литературным языком, умениями эмоционального воздействия. Художественное чтение позволяет творчески воспроизвести не только «букву», но и «дух» произведения, даёт студенту возможность стать соучастником действа, задуматься и удивиться тому, что раньше, читая произведение, не замечал всей его красоты, содержательности и своеобразия. «Чтение дает нам такую силу анализа, какой никогда не будет иметь тот, кто читает про себя. Голос это такой разъяснитель и наставник, который обладает дивной, хоть и не известной силой» — писал французский прозаик Эрнест Легуве. При анализе текста студент обращает внимание на произнесение коротких и длинных звуков, звонких и глухих согласных, скорость чтения, объём и высоту голоса, игру слов, гиперболизацию, не забывая при этом, что главное — углубление, расширение понимания текста, его «присвоение», а не его произнесение. На протяжении всех лет обучения преподаватель регулярно читает вслух лучшее, проверенное временем, из русской и зарубежной художественной литературы. Педагогическая импровизация при чтении вслух литературных произведений означает умение преподавателя мгновенно реагировать на непредвиденное — нестандартное восприятие студентов, побуждает к обсуждению смыслов, способствует логическо-конструктивному выстраиванию текстов, соотнесению грамматических и логических знаков препинания, исчезновению при чтении манерности, напыщенности, вульгарности.Педагогвыступает носителем такого «проникновенного слова», которое, по М. М. Бахтину, вмешивается во внутренний мир студента и позволяет ему услышать себя самого. Речевая выразительность, артистизм педагога оказывают сильное преобразующее воздействие на формирование познавательных, эмоциональных, духовно-нравственных качеств личности. Восприятие художественного текста не простое «пересаживание» его содержания в сознание студента, не прямолинейное «извлечение» готовой информации, это сложный процесс художественного воссоздания действительности, акт сотворчества с писателем. Знакомясь с литературными произведениями, студент выстраивает собственную иерархию ценностей, создаёт личный образ мира путём постижения опыта писателя. Ведь каждый писатель — это собственная философия, личностная концепция мира и человека в нём, а работа над книгой — развитие философской гуманистической мысли. Одна из ведущих нравственных целей занятия состоит в предоставляемой студенту возможности всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого, обнаружить в себе такие качества, о которых и не подозревал, но что жили в нем подспудно, бессознательно, неявно. Особенность нравственных отношений, возникающих между преподавателем и студентами в ситуации эстетической коммуникации в том, что они возникают и развиваются на материале литературного текста, тем самым, закрепляя нравственные позиции писателя и его героев в их сознании, взаимоотношениях. Но вот студент пришел в аудиторию и, то литературное произведение, с которым он знакомился индивидуально, бывает совершенно по-другому воспринято при коллективном рассмотрении. Складывается такая коммуникативная ситуация, которая может привести к корректировке эмоций, к их взаимному усилению или поглощению, при этом преподаватель, выступая сам как читатель, поощряет творческую активность студентов и как человек более опытный, профессионально-компетентный, направляет ее в нужно русло. На занятиях происходит познание людьми друг друга, а через это и самопознание; обмен информацией, в том числе и обмен индивидуальными ценностями; организация и регуляция межличностных взаимоотношений; создание атмосферы коллективного эстетического переживания. Чтобы не свести эмоционально-художественное богатство литературного произведения до сугубо информационного, прикладного значения, необходимо поддерживать эстетико-психологический настрой аудитории. Преподаватель ведёт студентов за собой, нащупывая то «поражающее обстоятельство» (Д. Дидро), которое может кратчайшим путем привести к «эмоциональному взрыву» аудитории. Студенты же, споря с ним, дискутируя, не соглашаясь с его мнением, видя другие варианты решения обсуждаемых проблем, ставя собственные оценки, делая самостоятельные выводы, примут и точку зрения преподавателя, чувствуя его искренность, увлеченность, творческую волю. Опора на художественное чтение в течение всего образовательного процесса мотивирует студентов читать классическую и современную литературу, пробуждает интерес к учебной деятельности, расширяет диапазон выразительности голоса, учит осознанно пользоваться русским языком, повышает общую культуру, развивает художественные способности, что обеспечит в будущем конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Литература:

1.                  Васёв, Д. В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодёжи / Д. В. Васёв // Alma Mater. — 2012. — № 6. — С. 89–93. — М.

2.                  Васёв, Д. В. Чтение как основа духовно-нравственного становления молодёжи /Д. В. Васёв // Монография. ISBN 978–3–659–18603–5. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012, — 113с.

3.                  Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец. — М.: Академия, 2010. — 240 с.

4.                  Разум сердца /Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/. — М.: Политиздат, 1989, — 605 с.

5.                  Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. — Тверь: ВА ВКО, 2010. — 236 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического мастерства, технология педагогического мастерства, педагогического мастерства студентов, педагогического мастерства преподавателя, педагогического мастерства педагога, Художественное чтение, М. В. Основы педагогического мастерства, художественное чтение, конкурсов педагогического мастерства, инновационная технология, уровня грамотности, общей культуры, общую культуру, культурной компетентности, образовательного процесса, художественное чтение в течение, в том числе, поддержки и развития, материальной и духовной культуры, уровня грамотности молодёжи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос