Использование интерактивных форм работы с родителями | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Каменская И. Н., Сагайдачникова О. Н., Кобелева Т. И., Фесюк Г. И. Использование интерактивных форм работы с родителями [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4865/ (дата обращения: 17.12.2018).

В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике: так, детские сады приобрели право выбора содержания и методов работы с детьми. Главной целью дошкольного образования на современном этапе является развитие свободной, любознательной, творческой эмоционально отзывчивой личности. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Образовательные организации призваны оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Кроме того, согласно новому закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомитьсяссодержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так же с оценками успеваемости своих детей. Поиск новых форм сотрудничества педагогов с родителями является важнейшим направлением обеспечения качества дошкольного образования. Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы акцентировали внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач образования детей. С этой целью педагог должен знакомить родителей с динамикой развития способностей детей, с достижениями в образовании детей, по желанию родителей — с материалом, осваиваемым в дошкольном учреждении.

Для того, чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а так же получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи в настоящее время — семейный клуб, участие, в работе которого является добровольным. Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят разные специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники). Общение в рамках семейного клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

В рамках родительского клуба проводятся творческие мастерские для детей и родителей. Цель работы клуба: формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру.

Задачи клуба:

-          Учить детей осознанно относиться к своим чувствам;

-          Развивать умение анализировать и углублять собственные переживания, управлять своими чувствами;

-          Формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка;

-          Поддерживать интерес родителей к внутреннему миру своего ребенка;

Периодичность: встречи семейного клуба можно проводить 2–3 раза в год.

Работа в семейном клубе должна реализовываться через игровую деятельность детей и взрослых, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей можно использовать разнообразные активные формы общения с ними:

-          Семейные игровые программы;

-          Совместный досуг взрослых и детей;

-          Познавательно-игровые викторины;

-          Творческие мастерские;

-          Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги;

В процессе проведения таких программ родители смогут вместе с ребенком играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные и танцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться. Одна из нетрадиционных формвзаимодействия педагогов с родителями в процессе формирования ценностных ориентиров — защита детско-родительских проектов. Проект, строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное, служит поводом для разработки и реализации проекта. Работа проходит в несколько этапов.

1 этап — выбор темы. Совместно с детьми определяется тема, собирается информация, используя «модель трех вопросов»: что мы знаем? что еще хотим узнать? как мы можем это сделать?

2 этап — подготовительный, на основе интересов и особенностей детей, а так же возможностей тематического проекта подбирается соответствующий инструментарий, материал, музыкальный репертуар и атрибуты.

3 этап — реализация проекта в разных видах деятельности в центрах активности. Совместными усилиями педагогов и родителей создаются центры активности — особая предметно-развивающая среда, обеспечивающая каждому ребенку право выбора деятельности. Например, в центре музыки — для повышения интереса к пению и развитию певческих навыков используются разнообразные приемы: пропевания названий чего-то, например насекомых с определенных ступеней в виде интервалов; игровые упражнения «Музыкальное эхо», «Гуделка», «Поющие пальчики». В центре литературы для формирования правильного певческого дыхания предлагаются упражнения: «Звукоподражатель», «Раз букашка, два букашка» и т. д.

4 этап — заключительный — презентация проекта, ввиде музыкального спектакля, или праздника, досуга, где дети совместно с родителями демонстрируют свои музыкальные и творческие способности.

Формы взаимодействия педагогов с семьями детей:

Коллективные:

-                   Родительские собрания сцелью информирования по вопросам содержания, целей и задач, условий воспитания ребенка в дошкольном учреждении и семье;

-                   Открытые занятия сдетьми для родителей(с последующим обсуждением);

-                   Занятия, тренингового характера, в форме заседаний детско-родительского, семейного клуба: «Клуб заботливых родителей», «Клуб любителей музыки», «Клуб ценителей искусства», «Гармония», «Здоровячок». С целью социально-педагогического просвещения родителей, освоения способов рефлексивного поведения в совместной деятельности, способами саморегуляции во время занятий с детьми, способами активизации и обогащения игровой деятельности ребенка в семье.

-                   Семинары-практикумы для родителей сцелью их знакомства с детскими играми, овладения методикой организации воспитания в семье, навыками конструирования, планирования занятий с детьми, обучения технологии изготовления игрушек и пособий, организации развивающей среды;

-                   Круглые столы сцелью анализа, рефлексии, самооценки и обобщения опыта совместного воспитания родителей и детей;

-                   Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи дошкольного образования детей;

Тематические выставки; диспуты;

-       Анкетирование и тестирование родителей сцелью получения сведений об уровне развития ребенка, условиях семейного воспитания, прояснения педагогической позиции родителей в вопросах образования детей, изучения ценностных ориентаций родителей, установок на характер взаимодействия с дошкольным учреждением и др.

-       Мастер-классы с целью совершенствования методики воспитания детей в условиях интеграции содержания музыкальной, художественной, театрально-игровой, литературно-речевой, двигательной деятельности;

-       Семейные педагогические проекты («Вечер у рояля», «Здоровые дети в здоровой семье», «Ярмарка педагогических идей») с целью обмена опытом семейного воспитания в вопросах проведения семейных праздников и досуга.

Индивидуальные:

-       Консультации сцелью информирования родителей по вопросам индивидуального развития ребенка.

-       Анализ педагогических ситуаций сцелью профилактики конфликтных ситуаций в вопросах организации взаимодействия педагогов и родителей, повышения педагогической культуры родителей, их самооценки в вопросах воспитания детей.

Наглядно-информационные:

-       Организация музыкально-поэтического уголка в группах кратковременного пребывания детей с целью информирования родителей о содержании музыкально-эстетического воспитания ребенка в семье.

-       Организация уголка краткой информации в виде стенда сцелью обогащения знаний родителей о физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.

-       Организация библиотеки для родителей сцелью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания.

Современный детский сад не может обойтись безинновационных технологийпри взаимодействии с родителями воспитанников. Это и сайт детского сада, где размещается необходимая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, ответы на вопросы, а так же и тематические дайджест-журналы, которые можно разместить на сайте.

Содружество семьи и детского сада обусловлено необходимостью согласования содержания, методов и форм организации семейного и общественного воспитания с целью обогащения способов самостоятельных действий ребенка. Зачастую родители не всегда заботятся о создании условий для всестороннего развития детей, а педагоги не учитывают опыт семейного воспитания в практике работы. Это порождает необходимость совместного обсуждения таких проблем развития детей, как общие и специальные способности ребенка, их возрастные и индивидуальные проявления, характер. Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, проясняют родительские ожидания, представления, позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Благодаря интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.

Литература:

1.      Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй //Дошкольное воспитание. 2000. № 3.

2.      Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2010.

3.      Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2011.

4.      Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. М., 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, семейный клуб, дошкольное учреждение, семейное воспитание, реализация проекта, образование детей, дошкольное образование, воспитание детей.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое...

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание...

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей, ребенок, семейное воспитание, детский сад, родительский клуб, семья, активное участие, совместная деятельность.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья...

Инновационные подходы к реализации социального партнерства...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое...

родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание...

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей, ребенок, семейное воспитание, детский сад, родительский клуб, семья, активное участие, совместная деятельность.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья...

Инновационные подходы к реализации социального партнерства...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Задать вопрос