Музыка российской эмиграции и развитие музыкальной культуры в Харбине в первой половине XX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 13.01.2014

Статья просмотрена: 1365 раз

Библиографическое описание:

Чуньин, Чэ. Музыка российской эмиграции и развитие музыкальной культуры в Харбине в первой половине XX века / Чэ Чуньин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4847/ (дата обращения: 24.04.2024).

В Харбине история музыкальной культуры началась от конца 19-го и начала 20-го века, поток российских беженцев появился в Харбине, их культура глубоко влияет на людей здесь. Музыкальная деятельность и музыкальное образование российской эмиграции открывает музыкальную историю в Харбине.

Ключевые слова: музыкальная культура в Харбине; русская эмиграция в Китае.

I. Исторический фон развития российской музыки в Харбине

В конце 19-го века, царская Россия получила право по строительству китайско-восточной железной дороги (КВЖД) в Манчжурии в Китае. Русские инженеры и техники, менеджеры, работники и их семьи, купцы, ремесленники и другие, почти десятки тысяч людей приехали на Манчжурию, значительное число людей выбрало жить в Харбине. Приток выходцев из России сформировал первую волну эмиграции. Число российских эмигрантов составило 63,7 % из «общей численности населения Харбина» [1, с. 10]. После Октябрьской революции, большинство белого русского офицера, некоторые простые жители тоже приехали на Манчжурию. Это вторая эмиграционная волна. В то время, в провинции Хэйлунцзян 200 тысяч--300 тысяч российских эмигрантов [2, с. 56].

Из этих эмигрантов есть много музыкантов, они окончили известные национальные и европейские музыкальные вузы. В Китае в целях удовлетворения культурной жизни, русские эмигранты продолжали создание музыки, они принесли симфонию, джаз, оперу, балет и другие европейские искусственные формы в Харбин. Они создали музыкальные школы, где подготовили много выдающихся музыкальных талантов для Китая и России.

II. Ход развития музыкальной жизни русских эмигрантов в Харбине

Первый этап, с 1898г. по 1920 г.

В этом этапе русские музыканты приехали гастроли в Харбин. По записи, артисты из знаменитого «Маленького русского театра», А. Виряцева, A. П. Альбрехт, артисты из Королевского оперного театра, как скрипач Думцев, тенор Сровзов, цыганская певица Вера • Банина ​​и т. д. приехали гастроли в Харбин. На данный момент, в Харбине  создали «Садовый и Летний театр», " Гомализерий театр», «Портсмутский театр», «театр Данилов» и другие места культурных мероприятий.

Второй этап, с 1920 г. до начала 1930 г.

Это самый активный и оживленный этап музыкальной деятельности российских эмигрантов в Харбине. На данном этапе было развито музыкальное образование.

Третий этап, с 1930 г. по 1945 г.

На данном этапе музыкальная жизнь российской эмиграции под тиранией «руководящей принципы искусства и культуры» марионеточного правительства Японии. В середине 1930-х, Харбинский музыкальный институт и высшая музыкальная школа Глазунов были закрыты.

Четвертый этап, с 1946 г. по 1962 г.

С изменением китайско-советского отношения, это последний этап русской музыкальной жизни в Харбине.

III. Музыкальные школы, созданные русскими эмигрантами

1.      Первая музыкальная школа Харбин

Школа была основана в мае 1921 года, основателем были П. H. Машин (известный композитор, дирижер, к концу 1925 переехал в Шанхай), C. M. Давдильз, Ю. K. Плотницкая и E. П. Дружинина. Школа была создана в здании бизнес-школы, осенью 1941 года переехала в район Даоли Харбина, а затем переехала в коммерческий клуб района Даоли [3, с. 90]. В школе создали подготовительные классы, начальные, средние классы, в соответствии с дисциплинами бывшего русского музыкального института императорского общества консерватории открыли специальности фортепиано, скрипки, виолончели, латунной трубки, деревянной трубки, вокальной музыки, преподавали истории музыки, теории музыки, гармонию и другие общие базовые дисциплины. В марте 1947 года, первая музыкальная школа Харбин распалась. По состоянию на 1942 год, по статистике, в общей сложности 20 лет, школа подготовила более 3000 студентов.

2.      Музыкальная высшая школа Глазунов

Музыкальная высшая школа Глазунов имени известного русского композитора, дирижера, бывшего ректора А. К. Глазунов петербургской консерватории, была основана в июле 1925 года. Школа находилась в синагогальном училище на улице Паою района Даоли Харбина(ныне в второй Корейской школе на улице Тунцзян района Даоли), учредителем явились скрипач У. M. Гелишикий и его супруга, пианист B. Б. Диллон. В этой школе преподавали в соответствии с планом преподавания бывшей русской консерватории, где работала группа высококвалифицированных сотрудников музыкального образования. В 1936 году школа была закрыта.

3.      Харбинское училище музыкального обучения

Училище музыкального обучения было создано в октябре 1927 года. Основателем был свободный художник Г. Г. Попова, окончивший Киевскую консерваторию. Училище находилось в помещении рядом с Свято-Иверской церковью. В самом начале, Училище музыкального обучения создало группу фортепиано, скрипичную группу и вокальную группу, затем организовало группу виолончели, хоровую группу, группу церковного хора и группу хорового дирижирования.

4.      Харбинский музыкальный институт

Институт был создан в 1929 году, директором является известный пианист Л. Б. Апдекалева (обучила фортепиано в высшей музыкальной школе Глазунов). В институте были открыты специальности фортепиано, скрипки, виолончели и вокальной музыки. Институт был закрыт в 1935 году, преподаватели и студенты вернулись в Советский Союз.

5.      Харбинская советская высшая школа музыки

В эту школу слились бывшая первая музыкальная школа Харбин и бывшее Харбинское училище музыкального обучения в марте 1947 года. После реорганизации, школа переехала в № 36 улицы Иджоу района Наньган. Советская высшая школа музыки была закрыта в 1956 году.

6.      Училище музыкального обучения коммерческого клуба

В 1958 году, в коммерческом клубе Даоли (теперь научный дворец Харбин) было создано училище музыкального обучения. Некоторые из старых музыкальных педагогов в Харбине и студенты музыкального училища в разный период остались учителями в училище музыкального обучения. Директор школы скрипач Ф. B. Буркрабек. 1962 г. училище было закрыто.

7.      Частные музыкальные школы российской эмиграции

Для развития музыкальной культуры и подготовки музыкальных талантов, российские эмигранты создали частные музыкальные школы.

Частная музыкальная школа российской эмиграции занимает важное место в истории музыкального образования в Харбине. В том числе: школа по классу фортепиано, созданная А. Е. Аксаковским; школа по классу фортепиано, созданная P. Г. Герсгеной; вокальная школа А. В. Егорова; школа скрипки Г. И. Ачайр и другие. Они подготовили много музыкальных талантов.

IV. Влияние музыки российской эмиграции на музыкальное развитие Харбина.

В начале прошлого века, музыкальное образование и распространение музыкального искусства российской эмиграции в значительной мере содействует развитию музыкальной культуры в Харбине. Например: в первой музыкальной школе Харбин в 1922–1930 годах были проведены 18 концертов, в 1930–1941 годах провели 18 вечеров; Высшая школа музыки Глазунов провела серию концертов камерной музыки, концерт соната Бетховена, мемориальный концерт Чайковского и Баха. Эти концерты разнообразны, не только улучшили художественный уровень студентов, но и обогатили культурную жизнь Харбина.

В дополнение к обучению, русские эмиграционные музыканты создали группы симфонии, оперы, оперетта, хора, комедии и других, чтобы выступать перед народом. И они приглашали артистов от Москвы и Санкт-Петербурга выступать в Харбине. «Женитьба Фигаро», «Евгений • Онегин», «Кармен», «Лебединое озеро», «Снегурочка», «Парикмахерская Сербии» классические оперы, балеты и другие выступали в Харбине. Таким образом, Харбин стал музыкальным городом.

 Когда русские эмиграционные музыканты подготовили детей российской эмиграции, тоже подготовили большое количество музыкальных талантов для Китая. Они подготовили первую группу музыкантов для нового Китая, как профессор Чжэн Шусин факультета фортепиано Шанхайской консерватории, скрипач национального профсоюза Ху Липин, главный скрипач центральный филармонический симфонического оркестра Сюй Шухуй и так далее.

Русские музыканты открыли дверь музыкального искусства Харбина, предоставили условия Харбину первым испытать очарование европейского музыкального искусства. И Харбин начал свою собственную музыкальную дорогу. Десятилетие музыкального накапливания делает Харбин стать известным музыкальным городом: Харбин является первым городом Китая в контакте с европейской классической музыкой; в Харбине была создана первая музыкальная школа Китая, первый симфонический оркестр в Китае, состоялся музыкальный фестиваль на самое долгое время в истории в Китае--- Харбинский Летний концерт; Харбин является единственным азиатским городом, удостоенным название «Music City».

Литература:

1.      Ли Сингэн. Ряска под ветрами и дождями: русские эмигранты в Китае: 1917–1945 гг. Пекин: Центральное компилирующее изд-во, 1997. с. 10.

2.      Ши Фан. История российской эмиграции в Харбине. — Харбин, Хэйлунцзянское народное издательство, 2003. c. 56.

3.      Яо Хай. Дорога русской культуры. Г. Ханчжоу. Народное издательство Чжэцзян. 1992 г. c. 90.

Основные термины (генерируются автоматически): Харбин, Китай, музыкальное обучение, российская эмиграция, музыкальное образование, школа, музыкальная культура, музыкальная школа, Музыкальная высшая школа, Харбинский музыкальный институт.

Ключевые слова

, музыкальная культура в Харбине, русская эмиграция в Китае

Похожие статьи

Харбин, Китай, музыкальное обучение, российская эмиграция...

...музыкальное образование, музыкальная культура, музыкальная школа, Музыкальная высшая школа, Харбинский музыкальный институт.

Музыка российской эмиграции и развитие музыкальной культуры... Харбин, Китай, музыкальное обучение, российская...

Достижения современной китайской системы музыкального...

Ключевые слова: музыкальное образование, Китай, педагогика, виртуозность.

Прежде всего, развитие музыкального образования всецело поддерживается государством. Сегодня правительство КНР уделяет особое внимание этой отрасли педагогики, осознавая...

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир. Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Ярче и заметнее всего они выразились во внедрении общего опыта фортепианного исполнительства в музыкальное образование: воспитание национальных кадров для самых различных областей культуры и искусства.

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

Что, если бы была одна деятельность, которая могла бы принести пользу каждому ученику в каждой школе по всей стране? Активность, которая может улучшить оценки и оценки стандартизованного тестирования?

Региональные особенности музыкального образования...

музыкальная культура, музыкальное образование, региональная культурная политика.

Ключевые слова: музыкальное образование, история музыкального образования в Дагестане, профессиональное музыкальное творчество, музыкальная культура Дагестана.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.

О «фортепианной школе» (1913) венгерских музыкантов-педагогов...

Кодай построил свои педагогические пособия на фольклорном материале, в котором видел основу музыкального воспитания и образования, равно как, и систему развития слуха. Он находил, что с первых шагов обучения, дети должны знакомиться с мелодиями народных песен.

Тенденции музыкально-эстетического воспитания и развития...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки, учитель музыки, Казахстан, поликультурное...

Похожие статьи

Харбин, Китай, музыкальное обучение, российская эмиграция...

...музыкальное образование, музыкальная культура, музыкальная школа, Музыкальная высшая школа, Харбинский музыкальный институт.

Музыка российской эмиграции и развитие музыкальной культуры... Харбин, Китай, музыкальное обучение, российская...

Достижения современной китайской системы музыкального...

Ключевые слова: музыкальное образование, Китай, педагогика, виртуозность.

Прежде всего, развитие музыкального образования всецело поддерживается государством. Сегодня правительство КНР уделяет особое внимание этой отрасли педагогики, осознавая...

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир. Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Ярче и заметнее всего они выразились во внедрении общего опыта фортепианного исполнительства в музыкальное образование: воспитание национальных кадров для самых различных областей культуры и искусства.

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

Что, если бы была одна деятельность, которая могла бы принести пользу каждому ученику в каждой школе по всей стране? Активность, которая может улучшить оценки и оценки стандартизованного тестирования?

Региональные особенности музыкального образования...

музыкальная культура, музыкальное образование, региональная культурная политика.

Ключевые слова: музыкальное образование, история музыкального образования в Дагестане, профессиональное музыкальное творчество, музыкальная культура Дагестана.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.

О «фортепианной школе» (1913) венгерских музыкантов-педагогов...

Кодай построил свои педагогические пособия на фольклорном материале, в котором видел основу музыкального воспитания и образования, равно как, и систему развития слуха. Он находил, что с первых шагов обучения, дети должны знакомиться с мелодиями народных песен.

Тенденции музыкально-эстетического воспитания и развития...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки, учитель музыки, Казахстан, поликультурное...