Способ реабилитации пациента с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Авторы: Семёнова Алина Владимировна, Широкова Ксения Николаевна, Москвина Анна Евгеньевна, Соловьева Мария Дмитриевна
Научные руководители: Кудрявцев Игорь Аркадьевич, Бусыгин Георгий Валентинович
Рубрика: 5. Медицинская техника
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Новые задачи современной медицины» (Казань, май 2019)
Дата публикации: 06.05.2019
Статья просмотрена: 1861 раз
Библиографическое описание:
Семёнова, А. В. Способ реабилитации пациента с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / А. В. Семёнова, К. Н. Широкова, А. Е. Москвина, М. Д. Соловьева. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/331/15028/ (дата обращения: 15.11.2024).
Возникающие заболевания опорно-двигательного аппарата, а также растущая вместе с населением численность людей с ограниченными возможностями, явление, часто встречающееся в современной медицинской практике. Предлагается способ реабилитации пациента с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с помощью функциональной электростимуляции (ФЭС) мышц, в применении с ходунками.
Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, функциональная электростимуляция, датчик давления, двигательный акт, реабилитация, ходунки.
Emerging diseases of the musculoskeletal system, as well as the growing number of people with disabilities along with the population, a phenomenon often encountered in modern medical practice. A method is proposed for the rehabilitation of a patient with impaired functions of the musculoskeletal system using functional electro-stimulation (FES) of the muscles, in use with a walker.
Key words: musculoskeletal system, functional electrostimulation, pressure sensor, motor act, rehabilitation, walkers.
Актуальность проблемы заболеваний опорно-двигательного аппарата обусловлена, в первую очередь, высокой частотой встречаемости данного вида заболевания у людей, которые имеют временные трудности с передвижением, а также имеющие более серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Длительность адаптации, физические затраты персонала и уменьшение длительности пребывания пациентов в реабилитационном учреждении предъявляют повышенные требования к рациональному выбору и сочетанию адекватных методов и средств реабилитации, разработке и созданию систем, позволяющих улучшить двигательную функцию.
Способ относится к медицине, а именно к травматологии, ортопедии, и предлагается использовать для реабилитации больных после травм и поражений опорно-двигательного аппарата различного происхождения. [2]
Рассматривается способ реабилитации пациента с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью функциональной электростимуляции мышц, совершаемой в фазах естественного возбуждения и сокращения мышц, в процессе передвижения пациента.
ФЭС представляет собой воздействие электрическим током специальной формы на мышцы, посредством специальных контактов, накладываемых на кожу. Параметры канала ФЭС: знакопеременное напряжение с крутыми фронтами частотой 10–150 Гц. Напряжение 40–120 В. Ток лежит в пределах 0,1–20 мА. [1]
В процессе исследования данной темы был произведен патентно-информационный поиск. Данный способ отличается тем, что синхронизацию электростимуляции мышц с фазами двигательного акта, совершаемого пациентом, осуществляют по сигналам с датчиков давления, установленных в ручках ходунков, используемых пациентом для передвижения.
Техническим результатом предлагаемого способа реабилитации пациента с нарушениями опорно-двигательного аппарата является упрощение процесса реабилитации, обусловленное исключением необходимости использования сложных технических локомоторных средств и необходимости индивидуальной настройки датчиков синхронизации, а также обеспечение возможности реабилитации при естественных передвижениях пациента.
Совместное применение ФЭС с ходунками указан на рис.1.
Рис. 1. Графическое изображение совместного применения ФЭС с ходунками: 1 — ходунки; 2 — датчики давления в ручках; 3 — дисплей; 4 — блок ФЭС; 5 — пациент; 6 — электроды
Указанный технический результат достигается тем, что способ реабилитации пациента с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью функциональной электростимуляции мышц, совершаемой в фазах естественного возбуждения и сокращения мышц, в процессе передвижения пациента предусматривает синхронизацию электростимуляции мышц с фазами двигательного акта, совершаемого пациентом, осуществляющих по сигналам с датчиков давления, установленных в ручках ходунков, используемых пациентом для передвижения. Кроме того, данный способ предусматривает возможность использования костылей для передвижения пациента, в опорной части которых установлены датчики давления. К предлагаемым способам возможно применение голосового управления, направленное на предупреждение аварийных ситуаций.
Способ обеспечивает повышение эффективности восстановительного лечения больных, улучшение функционального результата реабилитации с одновременной социализацией пациента за счет восстановления адекватной опороспособности нижних конечностей, увеличения мышечной массы паретичных мышц, возможности реального перемещения человека в пространстве. [3]
Литература:
- Скворцов Д. В. Объективная оценка функции ходьбы // Клинические рекомендации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://diseases.medelement.com/disease/объективная-оценка-функции-ходьбы-рекомендации-рф/15376
- Способ реабилитации пациентов после травм и поражений грудного и поясничного отделов позвоночника [Текст]: пат.2650210 Рос. Федерация: МПК7A61N 1/32 , A61N 1/18 , A61H 1/00 / Воловец С. А., Сергеенко Е. Ю., Яшинина Ю. А., Рубейкин И. С., Седов А. И., Волкова О. В.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России. — № 2017118940; заявл. 31.05.2017; опубл. 11.04.2018, Бюл. № 11.
- Способ лечения заболеваний и последствий повреждений опорно-двигательного аппарата [Текст]: пат. 2098149 Рос. Федерация: МПК7A61N 1/32, A61B 17/56 / авторы, заявители и патентообладатели Витензон А. С., Миронов Е. М., Скоблин А. А., Береснева Н. В., Петрушанская К. А., Уткин А. А. — № 93004339/14; заявл. 29.01.1993; опубл. 10.12.1997.
Ключевые слова
опорно-двигательный аппарат, реабилитация, датчик давления, функциональная электростимуляция, двигательный акт, ходункиПохожие статьи
Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга
В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...
Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП
В статье рассматривается понятие адаптивной физической культуры, применимое к детям, имеющим диагноз ДЦП. Акцентируется внимание на том, что занятия адаптивной физической культурой являются эффективным средством двигательной реабилитации детей. Подро...
Развитие крупной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема развития мелкой и крупной моторики в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается роль развития моторики в общем развитии ребенка. Описываются методы взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитател...
Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции
Рассмотрена методика мозжечковой стимуляции. В данной статье описано, как можно использовать элементы методики мозжечковой стимуляции, развивать когнитивные способности у ребенка.
Коррекционно-логопедическая работа с применением нетрадиционного метода биоэнергопластика с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.
Применение циклических аэробных упражнений в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря
В статье рассмотрена проблема применения циклических аэробных упражнений в форме езды на велотренажёре в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря.
Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...
Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития
В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...
Комплексная методика (игра) «Умные лапки»
В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...
Похожие статьи
Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга
В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...
Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП
В статье рассматривается понятие адаптивной физической культуры, применимое к детям, имеющим диагноз ДЦП. Акцентируется внимание на том, что занятия адаптивной физической культурой являются эффективным средством двигательной реабилитации детей. Подро...
Развитие крупной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема развития мелкой и крупной моторики в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается роль развития моторики в общем развитии ребенка. Описываются методы взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитател...
Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции
Рассмотрена методика мозжечковой стимуляции. В данной статье описано, как можно использовать элементы методики мозжечковой стимуляции, развивать когнитивные способности у ребенка.
Коррекционно-логопедическая работа с применением нетрадиционного метода биоэнергопластика с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.
Применение циклических аэробных упражнений в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря
В статье рассмотрена проблема применения циклических аэробных упражнений в форме езды на велотренажёре в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря.
Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...
Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития
В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...
Комплексная методика (игра) «Умные лапки»
В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...