В данной статье указывается на существующие недостатки в работе медицинского страхования при оказании экстренной медицинской помощи, а также о способе решения данной проблемы.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, медицинское страхование, Центры экстренной медицинской помощи.
Потребность населения в экстренной медицинской помощи является показателем не только необходимости в получении качественной и эффективной медицинской помощи, но и социальной защищенности общества. Качественная, своевременная и доступная медицинская помощь в экстренных случаях является формой проявления беспокойства государства о гражданах собственной страны и является своеобразным показателем благосостояния и социальной защиты людей в стране, в которой они проживают.
Скорая медицинская помощь (СМП) оказывается гражданам бесплатно при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства на догоспитальном и госпитальном этапах (в соответствии со стандартами медицинской помощи) и является дорогостоящим видом помощи (в 2010 г. средняя стоимость одного вызова составила 1354,6 рублей, в 2009 г. — 1280,9 рублей) [1].
Медицинское страхование (МС) — это развивающаяся отрасль, опирающаяся на огромный, практически неосвоенный рынок, имеющий большое будущее. Основанием для такого прогноза является то, что во многих развитых странах мира страховые компании по своей мощности и размерам концентрируемого в них капитала стоят наравне с банками и являются важной отраслью финансового сектора экономики.
Потребность в получении скорой и неотложной экстренной медицинской помощи в городе Луганске, согласно последним данным официальной статистики 2013 года, 263,7 на 1 тыс. человек. Удельный вес обращений следующий: несчастные случаи 11 %, внезапные заболевания 52 %, прочие болезни 21 %, роды и беременность до 1 %, экстренные перевозки 5 %, плановые перевозки 3 %, безрезультатные выезды до 7 % [2, c. 53].
Средние нормативы потребности населения в коечном фонде для экстренной госпитализации по линии СМП составляет 20 коек на 10 тыс. населения: в городах с населением до 100 тыс. человек — 23 койки, от 100 до 300 тыс. — 19, более 500 тыс. — 17.
В областных центрах коэффициент потребности в коечном фонде составляет 0,7 койки на тяготеющее к скорой медицинской помощи население, в городах областного подчинения увеличивается до 1,6, в районах — до 6,8 [3, c. 131].
Советская медицинская школа ориентирована на бесплатность медицинских услуг и справедливость их распределения. Целью советского здравоохранения являлось получение максимума оздоровительного эффекта на единицу вложенных бюджетных средств, при условии их справедливого распределения.
Однако мы видим, что в постсоветском пространстве бюджетная модель медицины не выгодна в финансовом плане и крайне затратная по разным причинам. Более того в отсутствии за медицинской сферой экономики контроля, медицина переходит в рыночную сферу услуг и начинает подчиняться рыночной экономике. И если раньше люди были недовольны качеством лечения, то сегодня на первый план выходит цена, которая для многих становится непреодолимым барьером при попытке получить помощь в государственном медучреждении. В итоге доступность качественной медицинской помощи в модели, базирующейся на рыночных принципах, зависит от состоятельности пациентов.
Мировая практика свидетельствует о том, что основным способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт МС. Особенно важно отметить, что введение страхования способствовало созданию института прав пациента как потребителя медицинской помощи.
В России в попытке провести социальную защиту лиц среднего и низкого уровня обеспеченности введено Обязательное Медицинское Страхование (ОМС), которое финансируется государством, более того социальный институт МС обеспечивает большую прозрачность финансовых потоков в здравоохранении.
В настоящее время программы обязательного и добровольного медицинского страхования не конфликтуют между собой, в связи с тем, что ОМС предоставляет гражданам гарантируемый минимум бесплатных медицинских услуг, а добровольное медицинское страхование (ДМС)- сверх этого минимума, что позволяет значительно расширить спектр предлагаемых медицинских услуг.
Несмотря на введение ОМС на догоспитальном и госпитальном этапах качество предоставляемых медицинских услуг, как правило, зависит от уровня и специфики работы медицинского учреждения, а покрытие рисков не всегда предусматривает оказание сопутствующих (немедицинских) услуг (оплата проезда до медицинского учреждения, возмещение средств на покупку лекарственных препаратов и т. д.) [3].
Недостатками ОМС являются [4]:
- Неполное покрытие медицинских услуг. Не на все виды услуг (профилактических и терапевтических) может рассчитывать гражданин в случае возникшей необходимости.
- Невысокое качество медицинских услуг по причине дефицита бюджетного финансирования.
- Низкая защищенность (по факту) прав застрахованных граждан при врачебных ошибках, халатности медицинского персонала и пр. В том числе и отсутствие четкого механизма по возмещению денежных средств — гражданину от медучреждения.
- Отсутствие единых стандартов лечения/диагностики в разных регионах РФ.
- Отсутствие определенного конкретного перечня положенных по ОМС услуг.
На эти недостатки стоит обратить особое внимание. Почти все эти недостатки диктуются тем, что ведение острой стадии заболевания до его стабилизации и реабилитационного цикла ведется в разных лечебных учреждениях или же в городских многопрофильных больницах. Поэтому требуется введение промежуточного звена (Центров экстренной медицинской помощи и неотложных состояний), которое будет осуществлять стабилизацию состояния больного и дифференциальную диагностику основного заболевания, приведшего к острому состоянию с дальнейшим переводом в специализированные клиники для более профильного лечения и реабилитации больного.
Более того, введение Центров экстренной медицинской помощи для детского и взрослого контингента поможет убрать из приведенного списка ряд проблем. Качество медицинских услуг будет определяться введенными едиными стандартами для данных Центров по оказанию экстренной медицинской помощи и стабилизации состояния больного. Дальнейшим лечением и реабилитацией будут заниматься профильные заболеванию больного клиники, перечень услуг которых может быть различным для потребителей ОМС и ДМС. За соблюдением этих стандартов можно будет осуществлять более тщательный контроль, в виду чего возможное снижение растрат денежных средств, а также контроль за соблюдением прав и свобод граждан.
С помощью введения Единых центров оказания экстренной и неотложной помощи произойдет выравнивание условий оказания СМП и обеспечение равной доступности для населения современных медицинских технологий на территории Российской Федерации, а также рациональному использованию имеющихся материально-технических, финансово-экономических ресурсов.
Литература:
- Шляфер С. И. Анализ деятельности скорой медицинской помощи в Российской Федерации. ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздравсоцразвития России, Москва http://vestnik.mednet.ru/content/view/396/30/lang,ru/
- Вольный И. Ф., Катасанова Г. В., Луговсков А. Д., Михайлик Ю. Г., Оберемок С. Е. Организация, планирование и менеджмент в службе скорой медицинской помощи: Практическое пособие/ Под ред. Налапко Ю. И.. — Луганск, 2013г. — 125с.
- Вольный И. Ф., Померанцев В. И., Луговсков А. Д., Пешков Ю. В., Седых В. Ф. Информация, анализ и управление в службе скорой медицинской помощи. Практическое руководство. — 2-е изд. Доп. и перераб. — Луганск, Харьков, 2008–140с.
- http://www.insure.travel/voluntary/russia/dmsvsoms Портал о страховании выезжающих © Insure.Travel
- http://crediti-bez-problem.ru/otlichie-obyazatelnogo-medicinskogo-straxovaniya-ot-dobrovolnogo-medicinskogo-straxovaniya-v-rossii.html ОТЛИЧИЕ ОМС ОТ ДМС В РОССИИ