Анализ качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в школах Ненецкого автономного округа | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Гигиена и эпидемиология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, январь 2016)

Дата публикации: 28.08.2015

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Дедкова Л. С. Анализ качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в школах Ненецкого автономного округа [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 65-68. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/193/8687/ (дата обращения: 18.10.2018).

 

 

В статье проводится гигиеническая оценка качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа. Анализ качества продуктов питания в общеобразовательных учреждениях НАО включал в себя сопоставление маркировки продуктов различных групп с действующими требованиями к продуктам, использующимся для организации питания в ОУ. В результате выявлено, что ситуация в школах сельской местности, как правило, более неблагоприятная, чем в городских. В этой связи особенно строгие меры контроля должны предприниматься именно в образовательных учреждениях сельского типа.

Ключевые слова: алиментарный статус, гигиеническая оценка, гигиена питания, качество пищевых продуктов,оптимизация питания, организации питания, соответствие качеству, соответствие утвержденным стандартам.

 

К числу наиболее актуальных проблем гигиены питания относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Как известно, здоровье детей определяется рядом факторов, среди которых ведущим является питание [2].

Большое значение имеет правильная организация питания детей в школах, где дети проводят практически весь день в течение нескольких лет. Здесь предоставляется возможность повлиять на отрицательные моменты в организации питания и создать предпосылки для формирования оптимального алиментарного статуса [1].

Целью исследования был анализ качества пищевых продуктов для организации питания в общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа.

Анализ качества продуктов в общеобразовательных учреждениях НАО позволил установить, что в большинстве школ действующим стандартам и требованиям соответствовало качество молока, кисломолочных продуктов и творога. При этом обращает на себя внимание, что качество даже этих продуктов было надлежащим далеко не во всех образовательных учреждениях. Реже всего соответствовало нормативам качество сыра — лишь в 68,29 % (28) общеобразовательных учреждений (рис. 1)

Рис. 1. Доля ОУ, в которых качество используемых молочных продуктов соответствует требованиям

Примечание: КМП — кисломолочные продукты; * — достоверные различия с показателями сельских ОУ (р<0,05).

 

При сопоставлении данных городских и сельских школ было отмечено, несоответствующее качество молочных продуктов чаще отмечалось в школах сельской местности, причем по сметане выявленные различия достигали статистически достоверного уровня.

Анализ качества мяса, мясных продуктов и рыбы позволил выявить его несоответствие действующим стандартам в большинстве изученных общеобразовательных учреждений НАО (рис. 2). Так, качество мяса соответствовало стандартам в 87,80 % (36) школах, птицы — в 82,93 % (34), а колбасных изделий — лишь в 78,05 % (32) учреждений. Наиболее часто надлежащее качество отмечалось у рыбы — в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждений (92,68 % — 8), однако не во всех.

Рис. 2. Доля ОУ, в которых качество используемых мясных продуктов и рыбы соответствует требованиям

Примечание: КИ — колбасные изделия; * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).

 

При сравнительном анализе городских и сельских общеобразовательных учреждений было выявлено, что в отличие от молочных продуктов, по качеству продуктов данной группы городские школы лидировали далеко не всегда. Так, мясо и рыба надлежащего качества чаще регистрировались в сельских общеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что выявленные различия находились в пределах статистических колебаний и лишь по колбасным изделиям достигали достоверного уровня — доля городских школ, в которых отмечалось надлежащее качество этих продуктов, достоверно превышала показатели на селе.

Анализ соответствия качества хлеба, круп, бобовых и макаронных изделий в общеобразовательных учреждениях НАО действующим требованиям позволил выявить наличие расхождений, которые чаще регистрировались в сельской местности (рис. 3). Из данных, представленных на диаграмме, следует, что если качество хлеба соответствовало нормативам практически во всех изученных учреждениях, то качество круп — лишь в 85,37 % (35) из них, а макаронных изделий — менее, чем в 2/3 школ (70,73 % — 29).

Рис. 3. Доля ОУ, в которых качество используемого хлеба, круп, бобовых и макаронных изделий соответствует требованиям

Примечание: МИ — макаронные изделия; * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).

 

Сопоставление полученных данных с учетом места расположения образовательных учреждений выявило, что чаще продукты данной группы несоответствующего качества регистрировались в общеобразовательных учреждениях МО «Заполярный район» по сравнению с г. Нарьян-Мар, однако выявленные различия были статистически достоверны лишь в отношении макаронных изделий.

Качество пшеничной и картофельной муки соответствовало требованиям практически во всех проанализированных общеобразовательных учреждениях (40–97,56 %). Исключение составила лишь 1 школа, расположенная в сельской местности. Что касается качества масла коровьего, то оно не соответствовало стандартам в 7 (17,07 %) общеобразовательных учреждениях, причем 5 (16,67 %) из них относились МО «Заполярный район» и 2 (18,18 %) — к г. Нарьян-Мар. Качество масла растительного соответствовало действующим требованиям в большинстве проанализированных общеобразовательных учреждений (87,80 % — 33). Следует отметить, что масло растительное ненадлежащего качества достоверно чаще регистрировалось в школах сельской местности по сравнению с городом — 23,33 % (7) и 9,09 % (1) соответственно (р<0,05).

Результаты изучения соответствия требованиям качества кондитерских изделий, сахара и напитков в общеобразовательных учреждениях НАО представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доля ОУ, в которых качество используемых кондитерских изделий, сахара и напитков соответствует требованиям (абс/ %)

Наименование продукта

ОУ всего n=41

ОУ в городе n=11

ОУ в селе n=30

Кондитерские изделия

34 (82,93)

10 (90,91)*

24 (80,00)

Сахар

40 (97,56)

11 (100,00)

29 (96,67)

Чай

35 (85,37)

10 (90,91)

25 (83,33)

Какао-порошок

32 (78,05)

10 (90,91)*

22 (73,33)

Кофейный напиток злаковый

30 (73,17)

9 (81,82)*

21 (70,00)

Примечание: * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).

 

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что наиболее часто надлежащее качество регистрировалось у сахара, а реже всего — у кофейного напитка. При этом обращает на себя внимание, что ни по одному продукту не было отмечено соответствующее требованиям качество во всех общеобразовательных учреждениях НАО. Что касается различий между городскими и сельскими учреждениями, то по всем анализируемым позициям надлежащее качество чаще регистрировалось в городских школах, но только в отношении кондитерских изделий, какао-порошка и кофейного напитка выявленные различия были статистически значимы.

При изучении качества продуктов, используемых в общеобразовательных учреждениях НАО, было выявлено, что чаще всего не соответствует действующим требованиям качество сметаны, сыра, птицы и колбасных изделий, картофеля, сухих фруктов, макаронных изделий, какао-порошка и кофейного напитка. Продукты ненадлежащего качества чаще выявлялись в сельских общеобразовательных учреждениях. Органолептический анализ продуктов позволил установить несоответствие нормам в 2 школах, причем обе находились в сельской местности.

Обобщая приведенные выше данные, следует отметить, что вне зависимости от типа анализируемых учреждений (расположенное в городе или в сельской местности) несоответствие качества действующим стандартам выявлялось практически по одним и тем же видам продуктов. Это обусловливает необходимость организации более строгого контроля за качеством этих продуктов, используемых в образовательных учреждениях НАО. Кроме того, обращает на себя внимание от факт, что ситуация в образовательных учреждениях сельской местности, как правило, более неблагоприятная, чем в городских. В этой связи особенно строгие меры контроля должны предприниматься именно в общеобразовательных учреждениях сельского типа.

 

Литература:

 

1.                     Ионова, И. Е. Особенности характера питания и здоровья коренного (малочисленного) и пришлого населения Крайнего Севера: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.07 / Ионова Ирина Евгеньевна. — Надым, 2004. — 25 с.

2.                     Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, сельская местность, продукт, надлежащее качество, требование, изделие, организация питания, кофейный напиток, школа, качество.

Ключевые слова

гигиена питания, алиментарный статус, гигиеническая оценка, качество пищевых продуктов, оптимизация питания, организации питания, соответствие качеству, соответствие утвержденным стандартам.

Похожие статьи

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Кроме того, в целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования в сельской местности, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования следует

Управление качеством на предприятиях общественного питания

Каждое предприятие общественного питания должно гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту

Управление качеством — составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Актуальные вопросы организации питания школьников...

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.

требующего решения вопросов по организации питания, с учетом физиологических норм и потребностей.

— довольны ли Вы качеством своего питания?

Проблемы развития сети учреждений культурно-досугового типа...

...учреждения, в том числе в сельской местности — 2182, 132 детские школы искусств (по

В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения ассортимента и качества

Основные термины (генерируются автоматически): сельская местность, Башкортостан, учреждение...

Безопасность как основа качества услуг общественного питания

 услуги по организации потребления и обслуживания

Каждое предприятие общественного питания должно гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту, гигиену, эстетичность; четкое обслуживание (компетентность...

Классификация предприятий общественного питания

‒ по организации производства продукции общественного питания

Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, ресторан, предприятие, изделие, блюдо, ISO, напиток

Управление качеством на предприятиях общественного питания.

Актуальные вопросы организации питания школьников...

— довольны ли Вы качеством своего питания?

Девушки в несколько большей степени склонны к выбору выпечных кондитерских изделий, овощных блюд и салатов, молочных продуктов.

Правильная организация питания в школе как основа сохранения...

Продукты функционального назначения в питании населения

Международные организации и государственные органы еще в прошлом веке обращали

Эти требования относятся к продукту в целом.

Рекомендуемые врачами изменения в рационе питания существенно влияют на качество жизни человека в целом, продлевая активный период его жизни.

В комплекс показателей, характеризующих качество функциональных продуктов...

Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на...

Целью исследования был анализ организации питания детей младшего школьного возраста в Ненецкого автономного округа.

Частота употребления отдельных блюд и продуктов питания школьниками на завтрак (в домашних условиях).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Кроме того, в целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования в сельской местности, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования следует

Управление качеством на предприятиях общественного питания

Каждое предприятие общественного питания должно гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту

Управление качеством — составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Актуальные вопросы организации питания школьников...

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.

требующего решения вопросов по организации питания, с учетом физиологических норм и потребностей.

— довольны ли Вы качеством своего питания?

Проблемы развития сети учреждений культурно-досугового типа...

...учреждения, в том числе в сельской местности — 2182, 132 детские школы искусств (по

В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения ассортимента и качества

Основные термины (генерируются автоматически): сельская местность, Башкортостан, учреждение...

Безопасность как основа качества услуг общественного питания

 услуги по организации потребления и обслуживания

Каждое предприятие общественного питания должно гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту, гигиену, эстетичность; четкое обслуживание (компетентность...

Классификация предприятий общественного питания

‒ по организации производства продукции общественного питания

Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, ресторан, предприятие, изделие, блюдо, ISO, напиток

Управление качеством на предприятиях общественного питания.

Актуальные вопросы организации питания школьников...

— довольны ли Вы качеством своего питания?

Девушки в несколько большей степени склонны к выбору выпечных кондитерских изделий, овощных блюд и салатов, молочных продуктов.

Правильная организация питания в школе как основа сохранения...

Продукты функционального назначения в питании населения

Международные организации и государственные органы еще в прошлом веке обращали

Эти требования относятся к продукту в целом.

Рекомендуемые врачами изменения в рационе питания существенно влияют на качество жизни человека в целом, продлевая активный период его жизни.

В комплекс показателей, характеризующих качество функциональных продуктов...

Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на...

Целью исследования был анализ организации питания детей младшего школьного возраста в Ненецкого автономного округа.

Частота употребления отдельных блюд и продуктов питания школьниками на завтрак (в домашних условиях).

Задать вопрос