Анализ качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в школах Ненецкого автономного округа
Автор: Дедкова Людмила Сергеевна
Рубрика: 8. Гигиена и эпидемиология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, январь 2016)
Дата публикации: 28.08.2015
Статья просмотрена: 536 раз
Библиографическое описание:
Дедкова, Л. С. Анализ качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в школах Ненецкого автономного округа / Л. С. Дедкова. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/193/8687/ (дата обращения: 18.04.2024).
 
В статье проводится гигиеническая оценка качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа. Анализ качества продуктов питания в общеобразовательных учреждениях НАО включал в себя сопоставление маркировки продуктов различных групп с действующими требованиями к продуктам, использующимся для организации питания в ОУ. В результате выявлено, что ситуация в школах сельской местности, как правило, более неблагоприятная, чем в городских. В этой связи особенно строгие меры контроля должны предприниматься именно в образовательных учреждениях сельского типа.
Ключевые слова: алиментарный статус, гигиеническая оценка, гигиена питания, качество пищевых продуктов,оптимизация питания, организации питания, соответствие качеству, соответствие утвержденным стандартам.
К числу наиболее актуальных проблем гигиены питания относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Как известно, здоровье детей определяется рядом факторов, среди которых ведущим является питание [2].
Большое значение имеет правильная организация питания детей в школах, где дети проводят практически весь день в течение нескольких лет. Здесь предоставляется возможность повлиять на отрицательные моменты в организации питания и создать предпосылки для формирования оптимального алиментарного статуса [1].
Целью исследования был анализ качества пищевых продуктов для организации питания в общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа.
Анализ качества продуктов в общеобразовательных учреждениях НАО позволил установить, что в большинстве школ действующим стандартам и требованиям соответствовало качество молока, кисломолочных продуктов и творога. При этом обращает на себя внимание, что качество даже этих продуктов было надлежащим далеко не во всех образовательных учреждениях. Реже всего соответствовало нормативам качество сыра — лишь в 68,29 % (28) общеобразовательных учреждений (рис. 1)
Рис. 1. Доля ОУ, в которых качество используемых молочных продуктов соответствует требованиям
Примечание: КМП — кисломолочные продукты; * — достоверные различия с показателями сельских ОУ (р<0,05).
При сопоставлении данных городских и сельских школ было отмечено, несоответствующее качество молочных продуктов чаще отмечалось в школах сельской местности, причем по сметане выявленные различия достигали статистически достоверного уровня.
Анализ качества мяса, мясных продуктов и рыбы позволил выявить его несоответствие действующим стандартам в большинстве изученных общеобразовательных учреждений НАО (рис. 2). Так, качество мяса соответствовало стандартам в 87,80 % (36) школах, птицы — в 82,93 % (34), а колбасных изделий — лишь в 78,05 % (32) учреждений. Наиболее часто надлежащее качество отмечалось у рыбы — в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждений (92,68 % — 8), однако не во всех.
Рис. 2. Доля ОУ, в которых качество используемых мясных продуктов и рыбы соответствует требованиям
Примечание: КИ — колбасные изделия; * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).
При сравнительном анализе городских и сельских общеобразовательных учреждений было выявлено, что в отличие от молочных продуктов, по качеству продуктов данной группы городские школы лидировали далеко не всегда. Так, мясо и рыба надлежащего качества чаще регистрировались в сельских общеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что выявленные различия находились в пределах статистических колебаний и лишь по колбасным изделиям достигали достоверного уровня — доля городских школ, в которых отмечалось надлежащее качество этих продуктов, достоверно превышала показатели на селе.
Анализ соответствия качества хлеба, круп, бобовых и макаронных изделий в общеобразовательных учреждениях НАО действующим требованиям позволил выявить наличие расхождений, которые чаще регистрировались в сельской местности (рис. 3). Из данных, представленных на диаграмме, следует, что если качество хлеба соответствовало нормативам практически во всех изученных учреждениях, то качество круп — лишь в 85,37 % (35) из них, а макаронных изделий — менее, чем в 2/3 школ (70,73 % — 29).
Рис. 3. Доля ОУ, в которых качество используемого хлеба, круп, бобовых и макаронных изделий соответствует требованиям
Примечание: МИ — макаронные изделия; * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).
Сопоставление полученных данных с учетом места расположения образовательных учреждений выявило, что чаще продукты данной группы несоответствующего качества регистрировались в общеобразовательных учреждениях МО «Заполярный район» по сравнению с г. Нарьян-Мар, однако выявленные различия были статистически достоверны лишь в отношении макаронных изделий.
Качество пшеничной и картофельной муки соответствовало требованиям практически во всех проанализированных общеобразовательных учреждениях (40–97,56 %). Исключение составила лишь 1 школа, расположенная в сельской местности. Что касается качества масла коровьего, то оно не соответствовало стандартам в 7 (17,07 %) общеобразовательных учреждениях, причем 5 (16,67 %) из них относились МО «Заполярный район» и 2 (18,18 %) — к г. Нарьян-Мар. Качество масла растительного соответствовало действующим требованиям в большинстве проанализированных общеобразовательных учреждений (87,80 % — 33). Следует отметить, что масло растительное ненадлежащего качества достоверно чаще регистрировалось в школах сельской местности по сравнению с городом — 23,33 % (7) и 9,09 % (1) соответственно (р<0,05).
Результаты изучения соответствия требованиям качества кондитерских изделий, сахара и напитков в общеобразовательных учреждениях НАО представлены в таблице 1.
Таблица 1
Доля ОУ, в которых качество используемых кондитерских изделий, сахара и напитков соответствует требованиям (абс/ %)
Наименование продукта |
ОУ всего n=41 |
ОУ в городе n=11 |
ОУ в селе n=30 |
Кондитерские изделия |
34 (82,93) |
10 (90,91)* |
24 (80,00) |
Сахар |
40 (97,56) |
11 (100,00) |
29 (96,67) |
Чай |
35 (85,37) |
10 (90,91) |
25 (83,33) |
Какао-порошок |
32 (78,05) |
10 (90,91)* |
22 (73,33) |
Кофейный напиток злаковый |
30 (73,17) |
9 (81,82)* |
21 (70,00) |
Примечание: * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что наиболее часто надлежащее качество регистрировалось у сахара, а реже всего — у кофейного напитка. При этом обращает на себя внимание, что ни по одному продукту не было отмечено соответствующее требованиям качество во всех общеобразовательных учреждениях НАО. Что касается различий между городскими и сельскими учреждениями, то по всем анализируемым позициям надлежащее качество чаще регистрировалось в городских школах, но только в отношении кондитерских изделий, какао-порошка и кофейного напитка выявленные различия были статистически значимы.
При изучении качества продуктов, используемых в общеобразовательных учреждениях НАО, было выявлено, что чаще всего не соответствует действующим требованиям качество сметаны, сыра, птицы и колбасных изделий, картофеля, сухих фруктов, макаронных изделий, какао-порошка и кофейного напитка. Продукты ненадлежащего качества чаще выявлялись в сельских общеобразовательных учреждениях. Органолептический анализ продуктов позволил установить несоответствие нормам в 2 школах, причем обе находились в сельской местности.
Обобщая приведенные выше данные, следует отметить, что вне зависимости от типа анализируемых учреждений (расположенное в городе или в сельской местности) несоответствие качества действующим стандартам выявлялось практически по одним и тем же видам продуктов. Это обусловливает необходимость организации более строгого контроля за качеством этих продуктов, используемых в образовательных учреждениях НАО. Кроме того, обращает на себя внимание от факт, что ситуация в образовательных учреждениях сельской местности, как правило, более неблагоприятная, чем в городских. В этой связи особенно строгие меры контроля должны предприниматься именно в общеобразовательных учреждениях сельского типа.
Литература:
1. Ионова, И. Е. Особенности характера питания и здоровья коренного (малочисленного) и пришлого населения Крайнего Севера: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.07 / Ионова Ирина Евгеньевна. — Надым, 2004. — 25 с.
2. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 480 с.
Ключевые слова
гигиена питания, алиментарный статус, гигиеническая оценка, качество пищевых продуктов, оптимизация питания, организации питания, соответствие качеству, соответствие утвержденным стандартам., соответствие утвержденным стандартамПохожие статьи
Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?
Кроме того, в целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования в сельской местности, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования следует
Управление качеством на предприятиях общественного питания
Каждое предприятие общественного питания должно гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту
Управление качеством — составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Актуальные вопросы организации питания школьников...
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
требующего решения вопросов по организации питания, с учетом физиологических норм и потребностей.
— довольны ли Вы качеством своего питания?
Проблемы развития сети учреждений культурно-досугового типа...
...учреждения, в том числе в сельской местности — 2182, 132 детские школы искусств (по
В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения ассортимента и качества
Основные термины (генерируются автоматически): сельская местность, Башкортостан, учреждение...
Безопасность как основа качества услуг общественного питания
услуги по организации потребления и обслуживания
Каждое предприятие общественного питания должно гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту, гигиену, эстетичность; четкое обслуживание (компетентность...
Классификация предприятий общественного питания
‒ по организации производства продукции общественного питания
Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, ресторан, предприятие, изделие, блюдо, ISO, напиток
Управление качеством на предприятиях общественного питания.
Актуальные вопросы организации питания школьников...
— довольны ли Вы качеством своего питания?
Девушки в несколько большей степени склонны к выбору выпечных кондитерских изделий, овощных блюд и салатов, молочных продуктов.
Правильная организация питания в школе как основа сохранения...
Продукты функционального назначения в питании населения
Международные организации и государственные органы еще в прошлом веке обращали
Эти требования относятся к продукту в целом.
Рекомендуемые врачами изменения в рационе питания существенно влияют на качество жизни человека в целом, продлевая активный период его жизни.
В комплекс показателей, характеризующих качество функциональных продуктов...
Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на...
Целью исследования был анализ организации питания детей младшего школьного возраста в Ненецкого автономного округа.
Частота употребления отдельных блюд и продуктов питания школьниками на завтрак (в домашних условиях).
Похожие статьи
Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?
Кроме того, в целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования в сельской местности, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования следует
Управление качеством на предприятиях общественного питания
Каждое предприятие общественного питания должно гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту
Управление качеством — составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Актуальные вопросы организации питания школьников...
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
требующего решения вопросов по организации питания, с учетом физиологических норм и потребностей.
— довольны ли Вы качеством своего питания?
Проблемы развития сети учреждений культурно-досугового типа...
...учреждения, в том числе в сельской местности — 2182, 132 детские школы искусств (по
В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения ассортимента и качества
Основные термины (генерируются автоматически): сельская местность, Башкортостан, учреждение...
Безопасность как основа качества услуг общественного питания
услуги по организации потребления и обслуживания
Каждое предприятие общественного питания должно гарантировать потребителям качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту, гигиену, эстетичность; четкое обслуживание (компетентность...
Классификация предприятий общественного питания
‒ по организации производства продукции общественного питания
Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, ресторан, предприятие, изделие, блюдо, ISO, напиток
Управление качеством на предприятиях общественного питания.
Актуальные вопросы организации питания школьников...
— довольны ли Вы качеством своего питания?
Девушки в несколько большей степени склонны к выбору выпечных кондитерских изделий, овощных блюд и салатов, молочных продуктов.
Правильная организация питания в школе как основа сохранения...
Продукты функционального назначения в питании населения
Международные организации и государственные органы еще в прошлом веке обращали
Эти требования относятся к продукту в целом.
Рекомендуемые врачами изменения в рационе питания существенно влияют на качество жизни человека в целом, продлевая активный период его жизни.
В комплекс показателей, характеризующих качество функциональных продуктов...
Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на...
Целью исследования был анализ организации питания детей младшего школьного возраста в Ненецкого автономного округа.
Частота употребления отдельных блюд и продуктов питания школьниками на завтрак (в домашних условиях).