Анализ качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в школах Ненецкого автономного округа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Гигиена и эпидемиология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, январь 2016)

Дата публикации: 28.08.2015

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Дедкова, Л. С. Анализ качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в школах Ненецкого автономного округа / Л. С. Дедкова. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/193/8687/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

 

В статье проводится гигиеническая оценка качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа. Анализ качества продуктов питания в общеобразовательных учреждениях НАО включал в себя сопоставление маркировки продуктов различных групп с действующими требованиями к продуктам, использующимся для организации питания в ОУ. В результате выявлено, что ситуация в школах сельской местности, как правило, более неблагоприятная, чем в городских. В этой связи особенно строгие меры контроля должны предприниматься именно в образовательных учреждениях сельского типа.

Ключевые слова: алиментарный статус, гигиеническая оценка, гигиена питания, качество пищевых продуктов,оптимизация питания, организации питания, соответствие качеству, соответствие утвержденным стандартам.

 

К числу наиболее актуальных проблем гигиены питания относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Как известно, здоровье детей определяется рядом факторов, среди которых ведущим является питание [2].

Большое значение имеет правильная организация питания детей в школах, где дети проводят практически весь день в течение нескольких лет. Здесь предоставляется возможность повлиять на отрицательные моменты в организации питания и создать предпосылки для формирования оптимального алиментарного статуса [1].

Целью исследования был анализ качества пищевых продуктов для организации питания в общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа.

Анализ качества продуктов в общеобразовательных учреждениях НАО позволил установить, что в большинстве школ действующим стандартам и требованиям соответствовало качество молока, кисломолочных продуктов и творога. При этом обращает на себя внимание, что качество даже этих продуктов было надлежащим далеко не во всех образовательных учреждениях. Реже всего соответствовало нормативам качество сыра — лишь в 68,29 % (28) общеобразовательных учреждений (рис. 1)

Рис. 1. Доля ОУ, в которых качество используемых молочных продуктов соответствует требованиям

Примечание: КМП — кисломолочные продукты; * — достоверные различия с показателями сельских ОУ (р<0,05).

 

При сопоставлении данных городских и сельских школ было отмечено, несоответствующее качество молочных продуктов чаще отмечалось в школах сельской местности, причем по сметане выявленные различия достигали статистически достоверного уровня.

Анализ качества мяса, мясных продуктов и рыбы позволил выявить его несоответствие действующим стандартам в большинстве изученных общеобразовательных учреждений НАО (рис. 2). Так, качество мяса соответствовало стандартам в 87,80 % (36) школах, птицы — в 82,93 % (34), а колбасных изделий — лишь в 78,05 % (32) учреждений. Наиболее часто надлежащее качество отмечалось у рыбы — в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждений (92,68 % — 8), однако не во всех.

Рис. 2. Доля ОУ, в которых качество используемых мясных продуктов и рыбы соответствует требованиям

Примечание: КИ — колбасные изделия; * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).

 

При сравнительном анализе городских и сельских общеобразовательных учреждений было выявлено, что в отличие от молочных продуктов, по качеству продуктов данной группы городские школы лидировали далеко не всегда. Так, мясо и рыба надлежащего качества чаще регистрировались в сельских общеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что выявленные различия находились в пределах статистических колебаний и лишь по колбасным изделиям достигали достоверного уровня — доля городских школ, в которых отмечалось надлежащее качество этих продуктов, достоверно превышала показатели на селе.

Анализ соответствия качества хлеба, круп, бобовых и макаронных изделий в общеобразовательных учреждениях НАО действующим требованиям позволил выявить наличие расхождений, которые чаще регистрировались в сельской местности (рис. 3). Из данных, представленных на диаграмме, следует, что если качество хлеба соответствовало нормативам практически во всех изученных учреждениях, то качество круп — лишь в 85,37 % (35) из них, а макаронных изделий — менее, чем в 2/3 школ (70,73 % — 29).

Рис. 3. Доля ОУ, в которых качество используемого хлеба, круп, бобовых и макаронных изделий соответствует требованиям

Примечание: МИ — макаронные изделия; * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).

 

Сопоставление полученных данных с учетом места расположения образовательных учреждений выявило, что чаще продукты данной группы несоответствующего качества регистрировались в общеобразовательных учреждениях МО «Заполярный район» по сравнению с г. Нарьян-Мар, однако выявленные различия были статистически достоверны лишь в отношении макаронных изделий.

Качество пшеничной и картофельной муки соответствовало требованиям практически во всех проанализированных общеобразовательных учреждениях (40–97,56 %). Исключение составила лишь 1 школа, расположенная в сельской местности. Что касается качества масла коровьего, то оно не соответствовало стандартам в 7 (17,07 %) общеобразовательных учреждениях, причем 5 (16,67 %) из них относились МО «Заполярный район» и 2 (18,18 %) — к г. Нарьян-Мар. Качество масла растительного соответствовало действующим требованиям в большинстве проанализированных общеобразовательных учреждений (87,80 % — 33). Следует отметить, что масло растительное ненадлежащего качества достоверно чаще регистрировалось в школах сельской местности по сравнению с городом — 23,33 % (7) и 9,09 % (1) соответственно (р<0,05).

Результаты изучения соответствия требованиям качества кондитерских изделий, сахара и напитков в общеобразовательных учреждениях НАО представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доля ОУ, в которых качество используемых кондитерских изделий, сахара и напитков соответствует требованиям (абс/ %)

Наименование продукта

ОУ всего n=41

ОУ в городе n=11

ОУ в селе n=30

Кондитерские изделия

34 (82,93)

10 (90,91)*

24 (80,00)

Сахар

40 (97,56)

11 (100,00)

29 (96,67)

Чай

35 (85,37)

10 (90,91)

25 (83,33)

Какао-порошок

32 (78,05)

10 (90,91)*

22 (73,33)

Кофейный напиток злаковый

30 (73,17)

9 (81,82)*

21 (70,00)

Примечание: * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).

 

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что наиболее часто надлежащее качество регистрировалось у сахара, а реже всего — у кофейного напитка. При этом обращает на себя внимание, что ни по одному продукту не было отмечено соответствующее требованиям качество во всех общеобразовательных учреждениях НАО. Что касается различий между городскими и сельскими учреждениями, то по всем анализируемым позициям надлежащее качество чаще регистрировалось в городских школах, но только в отношении кондитерских изделий, какао-порошка и кофейного напитка выявленные различия были статистически значимы.

При изучении качества продуктов, используемых в общеобразовательных учреждениях НАО, было выявлено, что чаще всего не соответствует действующим требованиям качество сметаны, сыра, птицы и колбасных изделий, картофеля, сухих фруктов, макаронных изделий, какао-порошка и кофейного напитка. Продукты ненадлежащего качества чаще выявлялись в сельских общеобразовательных учреждениях. Органолептический анализ продуктов позволил установить несоответствие нормам в 2 школах, причем обе находились в сельской местности.

Обобщая приведенные выше данные, следует отметить, что вне зависимости от типа анализируемых учреждений (расположенное в городе или в сельской местности) несоответствие качества действующим стандартам выявлялось практически по одним и тем же видам продуктов. Это обусловливает необходимость организации более строгого контроля за качеством этих продуктов, используемых в образовательных учреждениях НАО. Кроме того, обращает на себя внимание от факт, что ситуация в образовательных учреждениях сельской местности, как правило, более неблагоприятная, чем в городских. В этой связи особенно строгие меры контроля должны предприниматься именно в общеобразовательных учреждениях сельского типа.

 

Литература:

 

1.                     Ионова, И. Е. Особенности характера питания и здоровья коренного (малочисленного) и пришлого населения Крайнего Севера: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.07 / Ионова Ирина Евгеньевна. — Надым, 2004. — 25 с.

2.                     Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, сельская местность, надлежащее качество, продукт, изделие, кофейный напиток, организация питания, требование, школа, качество.

Ключевые слова

гигиена питания, алиментарный статус, гигиеническая оценка, качество пищевых продуктов, оптимизация питания, организации питания, соответствие качеству, соответствие утвержденным стандартам., соответствие утвержденным стандартам

Похожие статьи

Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...

Обоснование необходимости введения в рацион детей Ненецкого автономного округа традиционных блюд из северных пород птиц и рыб

Корректировка рациона питания должна проводиться с учетом особенностей метаболизма, присущих населению Крайнего Севера, а также доступности пищевых продуктов. Последний фактор имеет немалое значение, учитывая обширную площадь НАО, а также недостаточн...

Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета

Разработка и последующая реализация комплекса мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, требуют всестороннего и систематического изучения основных характеристик их образа жизни и его особенностей. В этом плане представляе...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...

Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодёжи

Оценка особенностей питания детей в сельской школе выявила нарушения режима питания и баланса по основным макро– и микронутриентам. На фоне снижения заболеваемости ЖКТ у школьников старшей возрастной группы отмечено достоверное увеличение случаев изб...

Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий

Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Ра...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Применение мониторинга с целью выявления и устранения недостатков в знаниях, умениях и навыках учеников средней школы на уроках иностранного языка

В статье выявляется роль мониторинга на уроках иностранного языка в средней школе в определении качества обучения. Демонстрируются его диагностические возможности, способы применения на уроках иностранного языка. Подчеркивается необходимость монитори...

Гигиеническая оценка питания детей от 7 до 10 лет, проживающих в интернатах при общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа

Питание представляет собой один из наиболее мощных постоянно действующих на организм и, в то же время, поддающихся рациональному регулированию факторов. Пища, которую получают дети, должна покрывать не только энергетические затраты организма в процес...

Похожие статьи

Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...

Обоснование необходимости введения в рацион детей Ненецкого автономного округа традиционных блюд из северных пород птиц и рыб

Корректировка рациона питания должна проводиться с учетом особенностей метаболизма, присущих населению Крайнего Севера, а также доступности пищевых продуктов. Последний фактор имеет немалое значение, учитывая обширную площадь НАО, а также недостаточн...

Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета

Разработка и последующая реализация комплекса мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, требуют всестороннего и систематического изучения основных характеристик их образа жизни и его особенностей. В этом плане представляе...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...

Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодёжи

Оценка особенностей питания детей в сельской школе выявила нарушения режима питания и баланса по основным макро– и микронутриентам. На фоне снижения заболеваемости ЖКТ у школьников старшей возрастной группы отмечено достоверное увеличение случаев изб...

Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий

Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Ра...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Применение мониторинга с целью выявления и устранения недостатков в знаниях, умениях и навыках учеников средней школы на уроках иностранного языка

В статье выявляется роль мониторинга на уроках иностранного языка в средней школе в определении качества обучения. Демонстрируются его диагностические возможности, способы применения на уроках иностранного языка. Подчеркивается необходимость монитори...

Гигиеническая оценка питания детей от 7 до 10 лет, проживающих в интернатах при общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа

Питание представляет собой один из наиболее мощных постоянно действующих на организм и, в то же время, поддающихся рациональному регулированию факторов. Пища, которую получают дети, должна покрывать не только энергетические затраты организма в процес...