Анализ качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в школах Ненецкого автономного округа
Автор: Дедкова Людмила Сергеевна
Рубрика: 8. Гигиена и эпидемиология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, январь 2016)
Дата публикации: 28.08.2015
Статья просмотрена: 540 раз
Библиографическое описание:
Дедкова, Л. С. Анализ качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в школах Ненецкого автономного округа / Л. С. Дедкова. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/193/8687/ (дата обращения: 17.12.2024).
 
В статье проводится гигиеническая оценка качества пищевых продуктов, используемых при организации питания детей в общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа. Анализ качества продуктов питания в общеобразовательных учреждениях НАО включал в себя сопоставление маркировки продуктов различных групп с действующими требованиями к продуктам, использующимся для организации питания в ОУ. В результате выявлено, что ситуация в школах сельской местности, как правило, более неблагоприятная, чем в городских. В этой связи особенно строгие меры контроля должны предприниматься именно в образовательных учреждениях сельского типа.
Ключевые слова: алиментарный статус, гигиеническая оценка, гигиена питания, качество пищевых продуктов,оптимизация питания, организации питания, соответствие качеству, соответствие утвержденным стандартам.
К числу наиболее актуальных проблем гигиены питания относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Как известно, здоровье детей определяется рядом факторов, среди которых ведущим является питание [2].
Большое значение имеет правильная организация питания детей в школах, где дети проводят практически весь день в течение нескольких лет. Здесь предоставляется возможность повлиять на отрицательные моменты в организации питания и создать предпосылки для формирования оптимального алиментарного статуса [1].
Целью исследования был анализ качества пищевых продуктов для организации питания в общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа.
Анализ качества продуктов в общеобразовательных учреждениях НАО позволил установить, что в большинстве школ действующим стандартам и требованиям соответствовало качество молока, кисломолочных продуктов и творога. При этом обращает на себя внимание, что качество даже этих продуктов было надлежащим далеко не во всех образовательных учреждениях. Реже всего соответствовало нормативам качество сыра — лишь в 68,29 % (28) общеобразовательных учреждений (рис. 1)
Рис. 1. Доля ОУ, в которых качество используемых молочных продуктов соответствует требованиям
Примечание: КМП — кисломолочные продукты; * — достоверные различия с показателями сельских ОУ (р<0,05).
При сопоставлении данных городских и сельских школ было отмечено, несоответствующее качество молочных продуктов чаще отмечалось в школах сельской местности, причем по сметане выявленные различия достигали статистически достоверного уровня.
Анализ качества мяса, мясных продуктов и рыбы позволил выявить его несоответствие действующим стандартам в большинстве изученных общеобразовательных учреждений НАО (рис. 2). Так, качество мяса соответствовало стандартам в 87,80 % (36) школах, птицы — в 82,93 % (34), а колбасных изделий — лишь в 78,05 % (32) учреждений. Наиболее часто надлежащее качество отмечалось у рыбы — в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждений (92,68 % — 8), однако не во всех.
Рис. 2. Доля ОУ, в которых качество используемых мясных продуктов и рыбы соответствует требованиям
Примечание: КИ — колбасные изделия; * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).
При сравнительном анализе городских и сельских общеобразовательных учреждений было выявлено, что в отличие от молочных продуктов, по качеству продуктов данной группы городские школы лидировали далеко не всегда. Так, мясо и рыба надлежащего качества чаще регистрировались в сельских общеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что выявленные различия находились в пределах статистических колебаний и лишь по колбасным изделиям достигали достоверного уровня — доля городских школ, в которых отмечалось надлежащее качество этих продуктов, достоверно превышала показатели на селе.
Анализ соответствия качества хлеба, круп, бобовых и макаронных изделий в общеобразовательных учреждениях НАО действующим требованиям позволил выявить наличие расхождений, которые чаще регистрировались в сельской местности (рис. 3). Из данных, представленных на диаграмме, следует, что если качество хлеба соответствовало нормативам практически во всех изученных учреждениях, то качество круп — лишь в 85,37 % (35) из них, а макаронных изделий — менее, чем в 2/3 школ (70,73 % — 29).
Рис. 3. Доля ОУ, в которых качество используемого хлеба, круп, бобовых и макаронных изделий соответствует требованиям
Примечание: МИ — макаронные изделия; * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).
Сопоставление полученных данных с учетом места расположения образовательных учреждений выявило, что чаще продукты данной группы несоответствующего качества регистрировались в общеобразовательных учреждениях МО «Заполярный район» по сравнению с г. Нарьян-Мар, однако выявленные различия были статистически достоверны лишь в отношении макаронных изделий.
Качество пшеничной и картофельной муки соответствовало требованиям практически во всех проанализированных общеобразовательных учреждениях (40–97,56 %). Исключение составила лишь 1 школа, расположенная в сельской местности. Что касается качества масла коровьего, то оно не соответствовало стандартам в 7 (17,07 %) общеобразовательных учреждениях, причем 5 (16,67 %) из них относились МО «Заполярный район» и 2 (18,18 %) — к г. Нарьян-Мар. Качество масла растительного соответствовало действующим требованиям в большинстве проанализированных общеобразовательных учреждений (87,80 % — 33). Следует отметить, что масло растительное ненадлежащего качества достоверно чаще регистрировалось в школах сельской местности по сравнению с городом — 23,33 % (7) и 9,09 % (1) соответственно (р<0,05).
Результаты изучения соответствия требованиям качества кондитерских изделий, сахара и напитков в общеобразовательных учреждениях НАО представлены в таблице 1.
Таблица 1
Доля ОУ, в которых качество используемых кондитерских изделий, сахара и напитков соответствует требованиям (абс/ %)
Наименование продукта |
ОУ всего n=41 |
ОУ в городе n=11 |
ОУ в селе n=30 |
Кондитерские изделия |
34 (82,93) |
10 (90,91)* |
24 (80,00) |
Сахар |
40 (97,56) |
11 (100,00) |
29 (96,67) |
Чай |
35 (85,37) |
10 (90,91) |
25 (83,33) |
Какао-порошок |
32 (78,05) |
10 (90,91)* |
22 (73,33) |
Кофейный напиток злаковый |
30 (73,17) |
9 (81,82)* |
21 (70,00) |
Примечание: * — достоверные различия с показателями сельских ДОУ (р<0,05).
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что наиболее часто надлежащее качество регистрировалось у сахара, а реже всего — у кофейного напитка. При этом обращает на себя внимание, что ни по одному продукту не было отмечено соответствующее требованиям качество во всех общеобразовательных учреждениях НАО. Что касается различий между городскими и сельскими учреждениями, то по всем анализируемым позициям надлежащее качество чаще регистрировалось в городских школах, но только в отношении кондитерских изделий, какао-порошка и кофейного напитка выявленные различия были статистически значимы.
При изучении качества продуктов, используемых в общеобразовательных учреждениях НАО, было выявлено, что чаще всего не соответствует действующим требованиям качество сметаны, сыра, птицы и колбасных изделий, картофеля, сухих фруктов, макаронных изделий, какао-порошка и кофейного напитка. Продукты ненадлежащего качества чаще выявлялись в сельских общеобразовательных учреждениях. Органолептический анализ продуктов позволил установить несоответствие нормам в 2 школах, причем обе находились в сельской местности.
Обобщая приведенные выше данные, следует отметить, что вне зависимости от типа анализируемых учреждений (расположенное в городе или в сельской местности) несоответствие качества действующим стандартам выявлялось практически по одним и тем же видам продуктов. Это обусловливает необходимость организации более строгого контроля за качеством этих продуктов, используемых в образовательных учреждениях НАО. Кроме того, обращает на себя внимание от факт, что ситуация в образовательных учреждениях сельской местности, как правило, более неблагоприятная, чем в городских. В этой связи особенно строгие меры контроля должны предприниматься именно в общеобразовательных учреждениях сельского типа.
Литература:
1. Ионова, И. Е. Особенности характера питания и здоровья коренного (малочисленного) и пришлого населения Крайнего Севера: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.07 / Ионова Ирина Евгеньевна. — Надым, 2004. — 25 с.
2. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 480 с.
Ключевые слова
гигиена питания, алиментарный статус, гигиеническая оценка, качество пищевых продуктов, оптимизация питания, организации питания, соответствие качеству, соответствие утвержденным стандартам., соответствие утвержденным стандартамПохожие статьи
Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...
Обоснование необходимости введения в рацион детей Ненецкого автономного округа традиционных блюд из северных пород птиц и рыб
Корректировка рациона питания должна проводиться с учетом особенностей метаболизма, присущих населению Крайнего Севера, а также доступности пищевых продуктов. Последний фактор имеет немалое значение, учитывая обширную площадь НАО, а также недостаточн...
Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета
Разработка и последующая реализация комплекса мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, требуют всестороннего и систематического изучения основных характеристик их образа жизни и его особенностей. В этом плане представляе...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе
В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...
Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодёжи
Оценка особенностей питания детей в сельской школе выявила нарушения режима питания и баланса по основным макро– и микронутриентам. На фоне снижения заболеваемости ЖКТ у школьников старшей возрастной группы отмечено достоверное увеличение случаев изб...
Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий
Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Ра...
Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде
Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...
Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ
Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...
Применение мониторинга с целью выявления и устранения недостатков в знаниях, умениях и навыках учеников средней школы на уроках иностранного языка
В статье выявляется роль мониторинга на уроках иностранного языка в средней школе в определении качества обучения. Демонстрируются его диагностические возможности, способы применения на уроках иностранного языка. Подчеркивается необходимость монитори...
Гигиеническая оценка питания детей от 7 до 10 лет, проживающих в интернатах при общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа
Питание представляет собой один из наиболее мощных постоянно действующих на организм и, в то же время, поддающихся рациональному регулированию факторов. Пища, которую получают дети, должна покрывать не только энергетические затраты организма в процес...
Похожие статьи
Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...
Обоснование необходимости введения в рацион детей Ненецкого автономного округа традиционных блюд из северных пород птиц и рыб
Корректировка рациона питания должна проводиться с учетом особенностей метаболизма, присущих населению Крайнего Севера, а также доступности пищевых продуктов. Последний фактор имеет немалое значение, учитывая обширную площадь НАО, а также недостаточн...
Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета
Разработка и последующая реализация комплекса мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, требуют всестороннего и систематического изучения основных характеристик их образа жизни и его особенностей. В этом плане представляе...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе
В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...
Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодёжи
Оценка особенностей питания детей в сельской школе выявила нарушения режима питания и баланса по основным макро– и микронутриентам. На фоне снижения заболеваемости ЖКТ у школьников старшей возрастной группы отмечено достоверное увеличение случаев изб...
Клинико-психологический подход к диагностике употребления алкоголя и других психоактивных веществ в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий
Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Ра...
Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде
Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...
Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ
Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...
Применение мониторинга с целью выявления и устранения недостатков в знаниях, умениях и навыках учеников средней школы на уроках иностранного языка
В статье выявляется роль мониторинга на уроках иностранного языка в средней школе в определении качества обучения. Демонстрируются его диагностические возможности, способы применения на уроках иностранного языка. Подчеркивается необходимость монитори...
Гигиеническая оценка питания детей от 7 до 10 лет, проживающих в интернатах при общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа
Питание представляет собой один из наиболее мощных постоянно действующих на организм и, в то же время, поддающихся рациональному регулированию факторов. Пища, которую получают дети, должна покрывать не только энергетические затраты организма в процес...