Гигиеническая оценка питания детей от 7 до 10 лет, проживающих в интернатах при общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Гигиена и эпидемиология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 07.01.2015

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Дедкова, Л. С. Гигиеническая оценка питания детей от 7 до 10 лет, проживающих в интернатах при общеобразовательных учреждениях Ненецкого автономного округа / Л. С. Дедкова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 75-81. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/154/7094/ (дата обращения: 16.11.2024).

Питание представляет собой один из наиболее мощных постоянно действующих на организм и, в то же время, поддающихся рациональному регулированию факторов. Пища, которую получают дети, должна покрывать не только энергетические затраты организма в процессе жизнедеятельности, но и обеспечивать правильный рост и развитие детского организма. В этой связи любые нарушения в питании детей — как количественные, так и, особенно, качественные — чреваты негативными последствиями для здоровья ребенка [1,2].

Основными составляющими рационального питания являются адекватное соотношение основных нутриентов, адекватность и полноценность питания с учетом возрастных особенностей при нормировании потребности в основных пищевых веществах и энергии, а также правильное распределение пищи по приемам и распределение ее приемов в течение дня, объединяемое понятием «режима питания» [3].

Ключевые слова: рационального питания, пищевая ценность, микронутриенты.

 

С целью оценки организации питания детей, проживающих в учреждениях интернатного типа, был проанализирован рацион воспитанников 12 интернатов при общеобразовательных учреждениях МО «Заполярный район» НАО.

В ходе исследования были проанализированы меню-раскладки интернатов при общеобразовательных учреждениях НАО за один день, неделю, месяц, с подсчетом содержания в рационах основных пищевых ингредиентов, минеральных веществ, витаминов, энергетической ценности суточного объема пищи, с анализом разнообразия блюд и продуктов.

При изучении среднесуточного набора пищевых продуктов, в том числе, используемых для приготовления блюд и напитков, для обучающихся и проживающих в интернатах при общеобразовательных учреждениях, от 7 до 10 лет было выявлено, что практически ни один продукт не содержался в рационе детей в количествах, соответствующих гигиеническим рекомендациям. Так, был выявлен существенный дефицит в рационе воспитанников как молока, так и молочных продуктов (рис. 1).

Рис. 1. Содержание в рационе воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет молочных продуктов (% по отношению к рекомендуемым нормативам)

Примечание: КМП — кисло-молочные продукты, ИУ — интернатные учреждения

 

Из данных диаграммы следует, что наиболее выраженный дефицит в рационах детей, воспитывающихся в интернатах, отмечался по таким продуктам как творог (дефицит составил 76,51 %) и сметана (дефицит составил 54,40 %). Следовательно, дети недополучают животный белок, а также кальций, содержащийся в молочных продуктах.

Дефицит животного белка в рационе воспитанников интернатов усугубляется недостаточным содержанием в нем мяса, рыбы и птицы, о чем свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2.

Рис. 2 Содержание в рационе воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет мясных продуктов и рыбы (% по отношению к рекомендуемым нормативам)

Примечание: КИ — колбасные изделия; ИУ — интернатные учреждения

 

На диаграмме видно, что если дефицит мяса и колбасных изделий был небольшим (10,91 % и 10,48 % соответственно), то содержание в рационе птицы не достигало даже половины рекомендуемой нормы, а содержание рыбы составляло чуть более трети нормы. Учитывая, что процессы роста и развития в данном возрастном периоде происходят довольно интенсивно, столь выраженный дефицит животного белка не может не сказаться на них.

Содержание в рационе воспитанников интернатов овощей и фруктов также не соответствовало нормативам (табл. 1).

При анализе данных таблицы обращает на себя внимание, что содержание в рационе воспитанников интернатов овощей и фруктов варьировало от 53,08 % (овощи, зелень) до 69,39 % (фрукты сушеные). Разумеется, подобное содержание никак нельзя признать достаточным и соответствующим потребностям детей данного возраста.

Таблица 1

Содержание в рационе воспитанников ДОУ в возрасте 7–10 лет овощей и фруктов (% по отношению к рекомендуемым нормативам)

Наименование продукта

Норма (нетто, гр)

Содержание в рационе (нетто, гр)

Дефицит (%)

Картофель

400,0

231,95±2,18

42,01 %

Овощи, зелень

470,0

249,46±3,04

46,92 %

Фрукты (плоды) свежие

250,0

173,49±2,96

30,61 %

Фрукты (плоды) сухие

15,0

9,66±1,01

35,60 %

 

Также следует отметить, что дети недополучали и фруктовые соки — их содержание в рационе составляло лишь 78,35 % от нормы. Что касается витаминизированных напитков, то они в рационе воспитанников интернатов отсутствовали полностью. В целом, это создает угрозу развития гиповитаминоза у данного контингента детей.

Изучение содержания в рационе хлеба, макаронных изделий и круп также выявило и дефицит (рис. 3).

Рис. 3. Содержание в рационе воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет хлеба, круп, макаронных изделий и муки (% по отношению к рекомендуемым нормативам)

Примечание: МИ — макаронные изделия; ИУ — интернатные учреждения

 

Из данных, представленных на диаграмме, следует, что соответствовало нормам только содержание в рационе круп, бобовых и макаронных изделий. В то же время, дети получали недостаточно хлеба (как ржаного, так и пшеничного), а содержание в их рационе муки достигало лишь 15,43 % от нормы. Обращает на себя внимание полное отсутствие в рационе воспитанников интернатов картофельной муки (крахмала).

Недостаточное содержание в рационе детей углеводов, обусловленное дефицитом хлеба и муки усугубляется и снижением содержания в питании воспитанников интерната сахара (дефицит составил 36,28 %) и кондитерских изделий (дефицит 46,52 %).

Дефицитным был рацион детей данной возрастной группы и по содержанию масла. Причем если дефицит растительного масла был небольшим (лишь 8,78 %), то дефицит масла сливочного достигал 39,26 %, т. е. его содержание в рационе составляло фактически лишь 2/3 от рекомендуемого.

Что касается содержания в рационе детей анализируемой группы напитков, то оно также не соответствовало нормативам (рис. 4).

Рис. 4. Содержание в рационе воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет напитков (% по отношению к рекомендуемым нормативам)

Примечание: ИУ — интернатные учреждения

 

Из данных диаграммы следует, что содержание какао дети получали в совершенно недостаточном количестве, а кофейный напиток вообще отсутствовал в их рационе. Соответственно, их основным напитком был чай, содержание которого в их рационе существенно превышало норму.

Дрожжи и соль дети также недополучали — их дефицит составил 79,0 % и 37,50 % соответственно.

Резюмируя вышесказанное, следует еще раз подчеркнуть, что рацион воспитанников интернатов совершенно не соответствовал рекомендуемым нормам практически ни по одному продукту, что чревато развитием серьезных алиментарно-зависимых заболеваний и состояний.

При изучении пищевой ценности рациона воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет было установлено, что в них отмечается дефицит белков и углеводов при практически нормальном содержании жиров (табл. 2). Энергетическая ценность рационов этой группы детей составляла лишь 89,43 % от нормы.

Таблица 2

Характеристика совокупной пищевой ценности рационов питания детей в возрасте 7–10 лет в интернатах МО «Заполярный район», М ± m

Показатель

Норма

Фактическое содержание

% по отношению к норме

Белки: всего, г

77

64,87±2,04

84,25

в т. ч. животного происхождения

46

34,19±1,36

74,33

Жиры: всего, г

79

72,74±2,11

92,08

Углеводы, г

335

291,84±2,31

87,12

Энергетическая ценность, ккал

2350

2101,60±4,06

89,43

 

При анализе данных таблицы обращает на себя внимание выраженный дефицит белков животного происхождения, что вполне закономерно, учитывая выявленный дефицит в рационе воспитанников интернатов таких источников животного белка как мясо, птица, рыба, колбасные изделия, молоко и молочные продукты. Дефицит углеводов также легко объясним, поскольку в рационе детей данной возрастной группы совершенно недостаточным было содержание картофеля, овощей и фруктов, а также сахара, кондитерских изделий, хлеба, муки и полное отсутствие крахмала.

Изучение пищевой ценности рационов воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет по приемам пищи позволил установить несоответствия существующим нормативам (рис. 5).

Рис. 5 Соотношение пищевой ценности между приемами пищи рациона воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет

 

При анализе данных диаграммы обращает на себя внимание, что количество приемов пищи в интернатах соответствовало рекомендуемому. Однако, соотношение энергетической ценности между отдельными приемами пищи было нарушено. В частности, калорийность обедов и ужинов была превышена, тогда как энергетическая ценность завтраков и полдника была ниже нормы.

При оценке разнообразия рационов питания воспитанников интерната в возрасте 7–10 лет года было выявлено, что практически во всех случаях этот показатель соответствовал нормам. Исключение составил 1 интернат, где рыба включалась в рацион 1 раз в неделю, либо даже реже, а свежие плоды (ягоды) и (или) овощи, зелень и приготовленные из них блюда присутствовали в рационе 5–6 раз в неделю, что не соответствует нормам, разработанным для воспитанников интернатов.

При оценке способов кулинарной обработки было выявлено, что в половине проанализированных интернатов на протяжении 4 недель отмечалась повторяемость блюд.

Изучение содержания витаминов и микроэлементов в рационе воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет позволило выявить их дефицит (табл. 3).

Таблица 3

Содержание в рационе питания воспитанников интернатов в возрасте 7–10 лет, некоторых витаминов и микроэлементов, М ± m

Наименование

Норма

Фактическое содержание

Дефицит %

Витамин С, мг

60,0

51,85±1,04

13,58

Витамин B1, мг

1,2

0,98±0,05

18,33

Витамин B6, мг

1,6

1,28±0,04

20,0

Витамин D,мкг

2,5

2,44±0,09

2,4

Кальций, мг

1100,0

979,35±4,19

10,97

Железо, мг

12,0

10,33±0,71

13,92

 

Из данных таблицы следует, что содержание ни одного изучаемого микронутриента в рационе не соответствовало нормам. Наименее выражен был дефицит витамина D, тогда как дефицит витамином группы В был наибольшим.

Таким образом, проведенный анализ рациона воспитанников интернатов МО «Заполярный район» НАО позволил выявить отклонения от рекомендуемых норм практически по всем изучаемым параметрам. Следует подчеркнуть, что нарушения были особенно выраженными в рационе детей в возрасте 7–10 лет. Так, было отмечено, что среднесуточный набор продуктов используемых для приготовления блюд и напитков для детей данной возрастной группы не соответствует норме практически ни по одной из анализируемых позиций (за исключением круп, бобовых и макаронных изделий). Более того, некоторые продукты из данного набора вообще отсутствовали в рационе детей 7–10 лет — такие как мука картофельная (крахмал), кофейный напиток, витаминизированные напитки. Эти нарушения отразились и на совокупной пищевой ценности рациона детей данного возраста — отмечался дефицит белка (преимущественно животного происхождения) и углеводов, а также общей энергетической ценности рациона. Распределение калорийности между приемами пищи также проводилось с нарушениями. Рацион детей был недостаточно разнообразен и далеко не все продукты включались в него с рекомендуемой частотой. Кроме того, отмечался дефицит витаминов и микроэлементов.

Подобный дисбаланс между основными нутриентами, разумеется, негативно сказывается на обменных процессах ребенка, тем более, что в данном возрастном периоде они находятся в стадии перестройки в связи с наступлением пубертатного периода.

 

Литература:

 

                     1.                     Алексанян, И. Ю. Анализ системных связей между энергетической ценностью продукта и пищевой энергией, потребляемой человеком, с учетом влияния варьируемых факторов / И. Ю. Алексанян, А. Х. Нугманов, Н. П. Золина // Вестник АГТУ. Серия Управление, вычислительная техника и информатика. — 2009. — № 2. — С. 114–118.

                     2.                     Анисимова, А. В. Современные проблемы формирования здоровья детей и подростков / А. В. Анисимова, Н. К. Перевощикова // Мать и дитя в Кузбассе. — 2013. — № 2(53). — С. 8–14

                     3.                     Баранов, А. А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей / А. А. Баранов // Вестник РАМН. — 2003. — № 8. — С. 3–6.

Основные термины (генерируются автоматически): рацион воспитанников интернатов, рацион детей, содержание, возраст, норма, дефицит, животный белок, продукт, возрастная группа, животное происхождение.

Ключевые слова

пищевая ценность, микронутриенты., микронутриенты, рационального питания

Похожие статьи

Экология питания

Выражение «экология питания» означает не что иное, как употребление человеком экологически чистых продуктов питания. Рацион питания, который состоит из качественных продуктов, с экологической точки зрения подразумевает пищу, сбалансированную по основ...

Растительное питание как один из положительных факторов при подготовке к деторождению

Целью исследования является проведение анализа образа жизни молодых пар (родителей) и выявление закономерностей в отношении способности к здоровому деторождению, обусловленной внешними факторами, влияющими на получение положительного результата. Изуч...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Необходимость разработки и внедрения специализированных продуктов питания

Полноценное питание является основой жизнедеятельности организма детей и взрослых, оно определяет возможность переносить различные заболевания, физические, а также психоэмоциональные нагрузки. Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, акт...

Анализ потребительских предпочтений при выборе баночного детского питания

Прикорм — это важнейший этап в развитии каждого малыша. Правильно подобранное питание, приготовленное из натуральных компонентов, влияет на физическое развитие младенца, общее состояние его организма. Поэтому так важно выбирать правильных производите...

Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на в...

Психическая релаксация с применением детензор-терапии для людей, проходящих курс реабилитации на базе ГБУ ТЦСО «Бибирево»

В статье описывается эффективность взаимодействия нескольких методов психической релаксации. Так, авторы опираются на современную концепцию здоровья. Важнейшей характеристикой современной концепции здоровья является способность организма адаптировать...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Гигиеническое значение электрического состояния воздушной среды в Ташкенте

Жилая среда городов — это не только здоровое жилище, но здоровая среда жилого микрорайона, обеспечение доступной связи горожан с зонами рекреации, а также архитектурно-планировочные решения, соответствующие гигиеническим требованиям. Факторы неблагоп...

Похожие статьи

Экология питания

Выражение «экология питания» означает не что иное, как употребление человеком экологически чистых продуктов питания. Рацион питания, который состоит из качественных продуктов, с экологической точки зрения подразумевает пищу, сбалансированную по основ...

Растительное питание как один из положительных факторов при подготовке к деторождению

Целью исследования является проведение анализа образа жизни молодых пар (родителей) и выявление закономерностей в отношении способности к здоровому деторождению, обусловленной внешними факторами, влияющими на получение положительного результата. Изуч...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Необходимость разработки и внедрения специализированных продуктов питания

Полноценное питание является основой жизнедеятельности организма детей и взрослых, оно определяет возможность переносить различные заболевания, физические, а также психоэмоциональные нагрузки. Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, акт...

Анализ потребительских предпочтений при выборе баночного детского питания

Прикорм — это важнейший этап в развитии каждого малыша. Правильно подобранное питание, приготовленное из натуральных компонентов, влияет на физическое развитие младенца, общее состояние его организма. Поэтому так важно выбирать правильных производите...

Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на в...

Психическая релаксация с применением детензор-терапии для людей, проходящих курс реабилитации на базе ГБУ ТЦСО «Бибирево»

В статье описывается эффективность взаимодействия нескольких методов психической релаксации. Так, авторы опираются на современную концепцию здоровья. Важнейшей характеристикой современной концепции здоровья является способность организма адаптировать...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Гигиеническое значение электрического состояния воздушной среды в Ташкенте

Жилая среда городов — это не только здоровое жилище, но здоровая среда жилого микрорайона, обеспечение доступной связи горожан с зонами рекреации, а также архитектурно-планировочные решения, соответствующие гигиеническим требованиям. Факторы неблагоп...