Библиографическое описание:

Кривогин М. С. Международно-правовые аспекты борьбы с кибернетическими преступлениями [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/83/3585/ (дата обращения: 11.12.2017).

Двадцать первый век, век информационных технологий, внес колоссальные изменения в жизни отдельных людей и всего общества в целом. За последние 13 лет увеличилось значение роли информации, возросло число людей занятых в сфере информационных технологий, усилилась общая информатизация общества, возросла роль телекоммуникационных сетей и персональных компьютеров. Данные новшества несут множество положительных моментов: развитие компьютерных технологий обеспечивает личности свободу выбора, возможность создавать и использовать необходимые для жизнедеятельности электронные коммуникации, круглосуточная доступность возможности получения и отправки информации [1, с548]. Информационные технологии также открывают и большие перспективы для функционирования коммерческой и государственной деятельности: быстрыми темпами развивается электронная торговля, создаются интернет-биржи труда, появляется возможность оказания электронных государственных услуг и др. Но в то же время технический прогресс позволяет совершать преступления новыми способами и при помощи новых орудий. [2, c14].

Наиболее серьезной проблемой является возрастающее с каждым годом число преступлений в сфере интернет — только в Российской Федерации за 2012 год было зарегистрировано на 28 % больше киберпреступлений чем за предыдущий расчетный период [3]. Под термином «киберпреступление» понимается преступное деяние, совершенное в интернете, при котором компьютер является либо орудием, либо предметом посягательств в виртуальном пространстве [4]. Существует множество типов кибернетических преступлений — онлайн мошенничество, клевета, оскорбления, экстремизм в сети, DoS-атаки, дефейс, распространение вредоносных программ, кардерство, фишинг, компьютерный шпионаж и д. р. [5]. Большинство из вышеперечисленных преступлений совершаются не только в рамках одной, конкретной страны, но также могут иметь и международный характер. Из данного положения можно сделать вывод, что одной из основных проблем, с которой сталкиваются оперативные работники при расследовании киберпреступлений, является сложность установления лица совершившего преступление, его государственно-территориальное местонахождение, а также норму права, в соответствии с которой злоумышленник может быть привлечен к ответственности.

На сегодняшний день, основным документом, регулирующим вопросы международного сотрудничества в борьбе с киберпреступностью является «Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации». В данном документе сформулированы принципы по обеспечению мер к борьбе с киберпреступлениями на национальном и международном уровнях. Международное сотрудничество способствует решению вопросов в отношении выдачи лиц, совершивших кибернетические преступления, общих принципов взаимной помощи, касающихся правил направления информации, запросов о взаимной помощи, конфиденциальности и обеспечении сохранности информации, трансграничного доступа к ней и д.р [7].

В соответствии с данной Конвенцией, выдача лиц, другой стороне, возможна за следующие виды совершенных кибернетических преступлений: противозаконный доступ, неправомерный перехват, воздействие на данные и функционирование системы, противозаконное использование устройств, подлог и мошенничество с использованием компьютерных технологий, правонарушения, связанные с детской порнографией, нарушения авторских и смежных прав. Также допускается выдача лиц другим государствам, в случае покушения, соучастия или подстрекательства к совершению вышеназванных преступлений. При этом, выдача лиц, совершивших преступления, возможна при наличии у двух сторон предусмотренного наказания в виде лишения свободы на максимальный срок не менее одного года.

Стоит отметить, что в 2005 году было издано распоряжение президента Российской Федерации «О подписании конвенции о киберпреступности». В документе делалась оговорка, о участии РФ в Конвенции, при условии пересмотра пункта «b» статьи 32 [8]. В указанном пункте отмечается возможность доступа и получения через компьютерную систему следственными органами одной Стороны к хранящимся на территории другой Стороны компьютерным данным, если имеется добровольное согласие лица, которое имеет законные полномочия по раскрытию этих данных. Вышеназванный пункт не был пересмотрен, и в 2008 году вышло новое распоряжение президента РФ, в соответствии с которым предыдущее распоряжение 2005 года утратило свою силу [9]. Таким образом Конвенция не была ратифицирована, и на текущий момент её действие не распространяется на Российскую Федерацию.

Не менее важным документом, в рамках стран-участниц Организации Объединенных Наций, является Резолюция «по борьбе с преступным использованием информационных технологий» принятая в 2001 году. В ней отмечается необходимость сотрудничества между государствами и частным сектором в борьбе с преступным использованием информационных технологий. Сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий должно достигаться посредством: введения в законодательство ответственности за информационные преступления, транснационального сотрудничества правоохранительных органов, международного обмена информацией о проблемах преступного использования информационных технологий, обучения сотрудников правоохранительных органов в условиях информационного общества, защиты компьютерных систем от несанкционированного вмешательства, обеспечения сохранности информационных данных и своевременного сбора доказательств при расследовании преступлений.

Отдельно стоит отметить п 1. j) Резолюции, в котором указано, что информационные технологии должны разрабатываться таким образом, чтобы содействовать предупреждению и обнаружению случаев преступного использования, отслеживанию преступников и сбору доказательств [10]. Теоретически, данный пункт предоставляет правоохранительным органам отдельной страны осуществлять обнаружение и поимку преступников за короткий срок и с большей эффективностью. Но существует возможность неправомерного доступа преступников, к вышеуказанным технологиям и использования скрытых возможностей систем с целью совершения информационных преступлений, например хищения персональных данных.

В 1996 году странами Большой Восьмерки было принято решение о создании специальной подгруппы по борьбе с международными преступлениями в сфере высоких технологий — «Лионская группа» [11]. В это же время главы стран одобрили принятие плана, состоящего из десяти пунктов, по противодействию киберпреступлениями. Из наиболее важных пунктов документа, стоит отметить: создание в каждой стране контактного центра, работающего 24 часа в сутки, для сотрудничества в борьбе с информационными преступлениями, оказание помощи квалифицированными сотрудниками правоохранительных органов другим государствам, разработку и использование совместимых стандартов для получения и проверки подлинности электронных данных в ходе судебного расследования, ознакомление с законодательными методами борьбы с компьютерными правонарушениями стран-участниц [12].

На ежегодной сессии стран НАТО, проходившей в 2009 году, был подготовлен доклад — «НАТО и Кибер защита». В докладе были упомянуты основополагающие принципы, способствующие эффективной защите от возможных кибернетических угроз. Так, на международном уровне, было предложено ввести в законодательства стран, следующие термины: «кибер-война», «кибер-атака», «кибертерроризм». Отмечалась необходимость более плотного сотрудничества стран с частными организациями и Интернет-провайдерами для обеспечения защиты. Кроме того, в рамках развития мер по кибер-защите стран НАТО, было рекомендовано способствовать России, Китаю, Бразилии и Индии, к скорейшему их присоединению к «Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации» [14].

Так же блоком стран НАТО, в Талине, в 2008 году был открыт современный центр по проведению исследований и учений в области кибер-защиты и ведению военных действий в кибер-пространстве [13].

В рамках сотрудничества государств-участников СНГ, в 2001 году, было выработано соглашение по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. По которому, стороны осуществляют сотрудничество в формах обмена информацией, проведению расследований в области компьютерной информации, оказания содействия в подготовке кадров, проведения совместных научных исследований, создания информационных систем, обмена нормативно-правовыми актами и научного-технической литературы по борьбе с компьютерными преступлениями [15]. В документе также указывалось, что сотрудничество между странами СНГ осуществляется на основании запросов компетентных органов об оказании содействия. Время исполнения запроса не должно превышать 30 суток со дня его получения. Отказ в его исполнении допустим, в случае, если его исполнение противоречит национальному законодательству запрашиваемой стороны. Российская Федерация приняла Соглашение с оговоркой — отказ в исполнении запроса допустим, если его исполнение может нанести ущерб суверенитету или безопасности РФ [16].

Международное законодательство играет весьма важную роль в борьбе с кибер-преступлениями. Создание 24/7 контактных центров, законодательное определение понятий кибер-преступления, выдача лиц их совершивших, международное взаимодействие сотрудников компетентных органов, проведение учений и обмен информацией способствуют осуществлению эффективных методов реагирования и борьбы с международными преступлениями, совершаемыми в кибер-пространстве.


Литература:

  1. Информационные технологии: учебник / под ред. В.В Трофимова. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 624с

  2. Федотов Н. Н. Форензика — компьютерная криминалистика — М.: Юридический Мир, 2007. — 432 с.

  3. http://lenta.ru/news/2013/02/05/cyber/

  4. Чекунов И. Г. Киберпреступность: понятие и классификация // Российский следователь.2012. n 2. с. 37–44.

  5. http://www.compress.ru/article.aspx?id=18184&iid=842

  6. Консультант Плюс: Обзор изменений «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

  7. http://pravo.ru/interpravo/legislative/view/27/?page=20

  8. Распоряжение Президента РФ от 15.11.2005 N 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности»

  9. Распоряжение Президента РФ от 22.03.2008 N 144-рп «О признании утратившим силу Распоряжения Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. N 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности»

  10. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 55/63. Борьба с преступным использованием информационных технологий

  11. http://www.g8.utoronto.ca/justice/justice_uk2005.htm

  12. http://news.bbc.co.uk/2/hi/science/nature/38671.stm

  13. http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_78170.htm?

  14. 173 DSCFC 09 E BIS — NATO AND CYBER DEFENCE

  15. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации

  16. Федеральный закон от 01.10.2008 N 164-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации»


Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, выдача лиц, сфере информационных технологий, сфере компьютерной информации», преступным использованием информационных, стран НАТО, кибернетических преступлений, правоохранительных органов, международными преступлениями, компьютерных технологий, Международно-правовые аспекты, век информационных технологий, типов кибернетических преступлений, совершения информационных преступлений, компетентных органов, кибернетическими преступлениями, распоряжение президента, Российской Федерации, годом число преступлений, использованием информационных технологий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос