Библиографическое описание:

Плахотнюк Ю. И. Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативным и другими подразделениями при расследовании уголовных дел по преступлениям против семьи и несовершеннолетних [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 68-70.

Качество реализации намеченных мероприятий в немалой степени зависит от того, учтены ли при составлении плана возможности взаимодействия с различными службами органов внутренних дел и другими государственными и общественными организациями. Благоприятные предпосылки для такого взаимодействия возникают при специализации определенных сотрудников следственного и оперативного аппаратов на делах о преступлениях против семьи и несовершеннолетних. Целесообразно разрабатывать единый согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который после согласования с руководителями соответствующих подразделений утверждается начальником органа внутренних дел, осуществляющего расследование.

Нужно иметь в виду, что вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам преступных действий против семьи и несовершеннолетних должен решаться следователем, за исключением единичных, не терпящих отлагательств случаев.

В ходе проведения первоначальных следственных действий оперативно-розыскные мероприятия направлены: на установление лица, совершившего преступление; организацию мер по розыску и задержанию преступников; выяснение отдельных обстоятельств преступления (например, выявления свидетелей, соучастников преступления); изучение личности несовершеннолетнего (получение сведений об условиях жизни и воспитания и так далее); сбор информации о готовящихся преступлениях и о принятии мер к их пресечению; получение данных о похищенных ценностях и имуществе, о возможностях возмещения ущерба, причиненного преступлениями [5, с. 603].

Нежелательно поручать сотрудникам оперативного подразделения проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела.

Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних. Рекомендуется, в частности, следующие основные формы взаимодействия: 1) Получение из отдела сведений о подростках, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версии о совершении неочевидного преступления несовершеннолетними; 2). Истребование справок о личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиях его жизни и воспитания; 3). Изучение следователем материалов профилактического дела на несовершеннолетнего; 4). Поручение обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, если соответствующие материалы отсутствуют в профилактическом деле. О результатах обследования следователю представляется справка; 5). Совместные сообщения в средствах массовой информации [4, с. 565].

Организация расследования рассматриваемой категории преступлений отличается рядом особенностей, связанных именно с групповым характером совершения. Нередко уже на первоначальном этапе расследования можно выдвинуть версию о совершении преступления группой лиц и в ее развитие — версии об условиях формирования такой группы.

На основе данных версий раскрытие может идти по следующим направлениям:

  • патрулирование в районе совершения преступления силами местной полиции, патрульно-постовых служб с целью выявления по имеющимся приметам или кличкам;

  • проверка оперуполномоченным, специализирующимся по делам против семьи и несовершеннолетних, преступных или озорных групп из числа состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних на причастность к совершению преступлению.;

  • беседы инспекторов с преподавателями находящегося в данном микрорайоне учебного заведения с целью установления обучаемых, склонных к совершению правонарушений;

  • проверка в районе совершения преступления, ближайших микрорайонах спортивных секций, молодежных клубов;

  • проверка подростков и взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы, на причастность к данному преступлению.

При планировании расследования рекомендуется уделять внимание не только проблемам выявления и использования фактических данных, имеющих значение для дела. Не менее важна и организационная сторона реализации запланированных действий, поскольку многие их них (одновременные задержания, обыски и так далее) являются большими как по объему выполняемой работы, так и по количеству участников. Своевременное разрешение организационных вопросов в значительной степени облегчает проведения расследования [5, с. 604].

По делам данной категории большое значение приобретает взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных служб. Так, сотрудникам целесообразно поручать:

  • выявление неизвестных участников преступной группы несовершеннолетних и их задержание;

  • установление организаторов и их связей с взрослыми преступными группами;

  • проверку причастности несовершеннолетних к совершению других преступлений;

  • установление потерпевших в случаях выявления незарегистрированных фактов преступной деятельности группы несовершеннолетних;

  • поиск свидетелей;

  • получение оперативной информации о взаимоотношениях в группе;

  • установление мест нахождения (сбыта или хранения) похищенных вещей и их изъятие;

  • выявление круга лиц, которые имеют положительные или антисоциальные связи с несовершеннолетними подозреваемыми [1, с. 258].

Взаимодействие с указанными службами поможет следователю получить более полную информацию о самом подростке и его связях, что будет способствовать объективности расследования.

Основой взаимодействия следственных и оперативных работников должно быть установленное законом разграничение их компетенции, чтобы деловой контакт в работе не подменялся незаконной передачей полномочий, когда оперативные работники без поручения следователя выполняли бы следственные действия. Деловой контакт в работе следователя и оперативного работника, обеспечивающий успешное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступления, предполагает:

  • четкое разграничение их полномочий;

  • совместный выезд на место происшествия в целях выявления и закрепления следов преступления, розыска и задержания преступника;

  • совместное участие в разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

  • систематическую взаимную информацию о вновь полученных данных, касающихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего [5, с. 602].

При бригадном методе расследования целесообразно включать в состав следственно-оперативной группы необходимое количество оперативных работников, которые вместе со следователями, используя специфические методы своей деятельности, направляли бы совместные усилия на успешное решение задачи полного и быстрого раскрытия преступления.

Выделенные для участия в раскрытии преступления работники оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны:

  • четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действий;

  • немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении и следственных действиях;

  • немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении в случаях, когда производство предварительного следствия обязательно;

  • принимать безотлагательные меры к охране места происшествия, выявлению и закреплению вещественных доказательств, розыску преступника по «горячим» следам и осуществлению других неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

  • оказывать научно-техническую помощь в выявлении и фиксации следов преступления.

Следователь, в свою очередь, в целях наиболее оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должен ставить в известность соответствующих оперативных работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных в ходе следствия данных, которые можно использовать для лучшей организации оперативно-розыскных мероприятий.

В расследовании преступлений могут быть широко и успешно использованы средства и методы судебной фотографии, трасологии баллистики, криминалистического исследования документов, уголовной регистрации, отождествления человека по признакам внешности, психологии и других естественных и технических наук.

Хорошо налаженное взаимодействие следователя и оперативного работника в ходе предварительного следствия по делу создает благоприятные условия для глубокого и всестороннего исследования обстоятельств преступления, способствует успешному выявлению преступных связей обвиняемого и в то же время препятствует возникновению необоснованных подозрений в отношении невиновных лиц.

При реализации плана расследования по уголовному делу нельзя обойтись без планирования отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Этот процесс включает:

а) получение исходной информации;

б) формулирование задач, подлежащих разрешению;

в) выбор тактических приемов, которые должны обеспечивать успешное решение поставленных задач;

г) определение комплекса необходимых технических средств;

д) решение вопроса об использовании оперативных сил, средств и данных, полученных негласным путем;

е) установление круга участников следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия и их функций;

ж) уточнение времени и места производства намеченного действия;

з) составление плана производства следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия [4, с. 566].

Так, в плане допроса предусматриваются обстоятельства, подлежащие выяснению; формулируются вопросы, которые должны быть поставлены допрашиваемому по каждому из этих обстоятельств. Если на допросе предполагается использовать материалы дела, указывается, какие именно и на каком этапе, в каких целях. В плане должно быть обозначено время, а в необходимых случаях и место допроса [2, с. 104].

Особенности планирования в зависимости от следственной ситуации. Следственная ситуация обусловливается совокупностью обстоятельств, сложившихся на определенный момент расследования и влияющих на программу действий.

Таким образом, качество реализации намеченных мероприятий при расследовании преступлений против семьи и несовершеннолетних в немалой степени зависит от того, учтены ли при составлении плана возможности взаимодействия с различными службами органов внутренних дел и другими государственными и общественными организациями. Нежелательно поручать сотрудникам оперативного подразделения проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела. Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних, сотрудниками оперативного подразделения.


Литература:

  1. Бородин С. В. Преступления против семьи и несовершеннолетних: Новое уголовное право России. Особенная часть. — М.: Норма, 2006. — 303 с.

  2. Гаврилин Ю. В., Победкин А. В., Яшин А. Н. Следственное действие / Ю. В. Гаврилин. — М.: МосУ МВД России, Книжный мир, 2008. — 187 с.

  3. Герасимов И. Ф. Криминалистика / И. Ф. Герасимов, Л. Я. Драпкин; Под ред. И. Ф. Герасимова. — М.: ИНФРА, 2000. — 408 с.

  4. Мозяков В. В. Руководство для следователей. / В. В. Мозяков М.: Экзамен, 2005. — 912 с.

  5. Фарберова Ф. С. Защита и охрана прав несовершеннолетних. / Ф. С. Фарберова — М.: Мысль, 1999. — 800 с.


Основные термины (генерируются автоматически): следственных действий, предварительного следствия, оперативно-розыскных мероприятий, профилактики правонарушений несовершеннолетних, важных следственных действий, плана расследования, деятельности предварительного следствия, оперативного подразделения, обстоятельств преступления, сотрудникам оперативного подразделения, плана возможности взаимодействия, оперативного подразделения проведение, составлении плана возможности, отделом профилактики правонарушений, службами органов внутренних, органов внутренних дел, следственных действий оперативно-розыскные, различными службами органов, план следственных действий, оперативных работников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос