Автор: Щербакова Наталья Егоровна

Рубрика: 19. Уголовно-исполнительное право, пенитенциария

Опубликовано в

II международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, март 2013)

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Щербакова Н. Е. Изучение феномена «эмоционального выгорания» и социальной депривации женщин, работающих в условиях ИТК [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 71-76.

Представлены результаты экспериментального исследования синдрома «выгорания» осужденных женщин. В качестве предмета исследования выступили симптомы «эмоционального выгорания», тактики и стратегии копинг-поведения, а также показатели социальной адаптации и их взаимосвязи. Изложены представления о связи анализируемых показателей с неосознаваемыми аспектами психической деятельности. Использованы методы психодиагностики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; методика диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана; методика «Стили совладающего поведения» и опросник способов совладания ОСС.

Ключевые слова: феномен «эмоционального выгорания», социальная депривация, копинг-поведение.


Специфические условия социальной изоляции в виде лишения свободы не могут не отразиться на характере осуждённого человека. Подвергнутый изоляции человек стремится в меру своих возможностей преодолеть её последствия и сохранить внутреннее и внешнее равновесие. У тех, кому это удаётся, чаще наблюдается социально позитивная тенденция в развитии характера, у тех, кому не удаётся это сделать, — социально негативная тенденция в развитии характера [14].

Социальная депривация, понимаемая как ограничение или полное отсутствие контактов человека (или какой-либо группы) с обществом, предстаёт в разнообразных формах, которые могут существенно различаться как по степени жестокости, так и по тому, кто является инициатором изоляции — сам человек (группа) или общество.

Осуждённые женщины по-особому, более обострённо, чем мужчины, воспринимают сам факт изоляции от общества. В силу повышенной возбудимости они легко попадают под влияние групповых настроений. Женщины более тяжело, чем мужчины, переживают отрыв от семьи [14].

Динамика психических состояний у них в период отбывания наказания более выражена, чем у мужчин. В адаптационный период пребывания в исправительно-трудовой колонии для женщин характерно состояние апатии, безразличия, тоски, фрустрации, обречённости. Им свойственны также: неустойчивость характера, восприимчивость к отрицательным влияниям ближайшего окружения, повышенная раздражительность, плаксивость. Нервно-психические срывы у женщин в исправительно-трудовой колонии встречаются чаще, чем у мужчин.

Особое значение для осуждённых женщин имеет выбор профессии, соответствующей их психофизиологическим и возрастным особенностям. Так, молодые осуждённые предпочитают профессии, связанные с большей активностью, чем женщины пожилого возраста [16].

Исключительно важное место в системе ценностей осуждённых женщин занимают семейное благополучие и родственные связи. Распад семьи, неурядицы в семье, отсутствие писем из дома вызывают у них отрицательные психические состояния. Всё это проявляется в нарушениях режима, в неповиновении, отказах от работы и учёбы.

У молодых осуждённых женщин нередко из-за их преступного и аморального поведения возникает разрыв связей с родителями. Они часто озлоблены против близких, считая их виновниками своих неудач.

Многие осуждённые женщины имеют детей и по-разному относятся к ним. Одни из них не испытывают материнских чувств, лишены по суду материнства. Другие любят детей, беспокоятся о них.

Семья имеет антикриминальное значение не только в период отбывания наказания, но и после освобождения. У осуждённых женщин, состоящих в браке, семьи которых сохранились, встречается меньше трудностей в бытовом и трудовом устройстве [16].

Рассмотрим фазы развития стресса у женщин, оказавшихся впервые в местах лишения свободы:

Фаза 1 — состояние неопределённости и шока. Это тяжёлое субъективное переживание, при котором страх и другие негативные эмоции выступают как факторы риска.

Фаза 2 — наступление субъективного облегчения и конструктивное приспособление к ситуации. Эта фаза занимает адаптационный период, длящийся от трёх до шести месяцев. Женщина понимает неизбежность этой данности, испытывает облегчение, начинает стремиться к проявлению тех или иных способностей, проявляет себя в общественной жизни, определяет для себя определённый стиль поведения.

Фаза 3 — утяжеление состояния. Оно наступает, когда женщина адаптировалась в данных условиях, но она чётко осознаёт о необходимости поступать вопреки каким — либо её желаниям, установкам, правилам жизни.

Фаза 4 — беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжёлое психологическое состояние особенно наблюдается у тех женщин, которым назначен большой срок отбывания наказания. Они чётко осознают изоляцию от внешнего мира, трату своего времени и семьи впустую, они не могут оказать помощи своим близким, когда в них так нуждаются. Без них вырастают их дети, без них создаётся новая молодая семья, рождаются и вырастают внуки. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем [27].

Таким образом, попадание женщин в местах лишения свободы, является огромным стрессогенным фактором, ведущим к депрессии и деструктивным изменениям личности. Им свойственна повышенная тревожность, конфликтность, неуверенность в себе, замкнутость, неадекватная самооценка, скептицизм. Практически все вышеописанные симптомы стресса (дистресса), появляющиеся у женщин, находящихся в местах лишения свободы, соответствуют картине эмоционального выгорания.

Сам факт лишения свободы является мощным эмоциогенным фактором. Но иногда ещё больше влияет на осуждённого чувство раскаяния в совершённом преступлении, обязательным компонентом психологической структуры которого выступает осознание своей вины и потому переживание приговора как справедливого. Если в первом случае выражена карательная сторона наказания, то во втором — его воспитывающая сторона [27].

Преступление, как правило, сопровождается более или менее сильными эмоциональными переживаниями. Предварительное расследование, судебное разбирательство, постановление и исполнение приговора — всё это для личности осуждённого эмоциогенные факторы, которые каждый переживает по-своему. В деле перевоспитания осуждённого эмоции и чувства также играют большую роль. Правильно организованные процессы предварительного расследования и судебного разбирательства должны вызвать у осуждённого чувство справедливости предъявленного обвинения и вынесенного судом приговора. Если эту задачу не удалось решить на данном этапе, то необходимо добиться её выполнения в процессе исполнения наказания [27].

Только на основе всестороннего изучения эмоциональных проявлений осуждённых можно понять их эмоциональные реакции на приговор, разумно спланировать процесс перевоспитания и прогнозировать его результаты.

Необходимо помнить, что многим осуждённым присущи:

  • аморальные, низменные чувства;

  • повышенная эмоциональная возбудимость;

  • неумение, а часто нежелание сдерживать себя;

  • повышенная экспрессивность (от лат. еxpressio — выразительность) проявления эмоции;

  • отсутствие чувства сопереживания, безразличие к чужому горю;

  • выраженная зависимость своих эмоций от влияния группы;

  • чувство своей неполноценности, бесперспективности;

  • маскировка наигранностью истинных переживаний [28].

Изучая особенности эмоциональны реакций осуждённого, в каждом конкретном случае стараться, возможно, полнее проанализировать:

  • конкретную ситуацию, вызвавшую переживание осуждённого;

  • соответствие ситуации его потребностям, целям и мотивам деятельности;

  • формы проявления переживания;

  • мысли, сопутствующие переживанию;

  • степень интенсивности переживания;

  • степень активности во время переживания;

  • степень влияния переживания на деятельность [28].

Весьма ценные сведения об эмоциональных особенностях личности осуждённого можно получить при его изучении в процессе труда.

Психические состояния лиц лишённых свободы разнообразны.

Среди них выделяют оптимальные, стрессовые и депрессивные состояния.

К оптимальным относятся психические состояния, которые позитивно влияют на развитие личности и, при которых деятельность человека наиболее активна и продуктивна. Достижение таких состояний — одно из необходимых условий организации процесса исправления и перевоспитания осуждённых [14].

Менее продуктивно влияет на личность и её деятельность стрессовое (перевозбуждённое) состояние, при котором из-за сильного напряжения может ослабляться самоконтроль.

Всегда негативно влияют на развитие личности и её деятельности депрессивные состояния, представляющие собой длинный ряд последовательно снижающихся настроений, выражающихся в вялости, апатичности, пассивности, безразличии к окружающим и самому себе.

Влияет на состояния осуждённых морально-психологическая атмосфера в коллективе: стиль взаимоотношений, общественное мнение, внутри коллективные бытовые традиции, групповые настроения.

Лишение свободы по — разному воспринимается и переживается впервые осуждёнными и неоднократно судимыми, женщинами и мужчинами, молодыми и пожилыми людьми, холостыми и семейными, осуждёнными на короткие и длительные сроки и т. д. Но во всех случаях в психических состояниях этих людей есть много общего, что даёт право говорить о типических состояниях осуждённых [14].

Определённая закономерность наблюдается в динамике психических состояний лиц, лишённых свободы. Обращают на себя внимание «критические точки», когда яркое проявление типических психических состояний становится неизбежным: арест, предъявление обвинения, предание суду и судебное разбирательство, оглашение приговора, определение кассационной инстанции, отправление в колонию, первые три-шесть месяцев пребывания в колонии (период адаптации), изменение условий содержания (например, перевод из колонии одного вида режима в колонию другого вида режима), последние месяцы перед освобождением и другое. Психические состояния могут изменяться и в промежутках между «критическими точками». Ни одного осуждённого, например, не могут оставить равнодушными факты предоставления свидания и т. п. [14].

Для осуждённых к лишению свободы характерно состояние ожидания, в котором происходит настройка человека на предстоящие условия жизни и деятельности. Психологическое содержание ожидания может быть различным: это и боязнь возможных страданий, и тревога от неизвестности, и нетерпение, которое может проявляться от бурной радости до аффективно — тормозных реакций. В состоянии ожидания у человека появляется повышенная напряжённость, обостряются психические и физиологические функции.

Нередко осуждённые испытывают очень тяжёлые состояния — безнадёжности и обречённости, когда жизнь кажется им потерявшей всякий смысл и перспективу. В таком состоянии у них подавляются воля, мышление, память. Они или вовсе не реагируют на внешние воздействия, или, напротив, реагируют на них бурно и болезненно и способны совершить самые тяжкие преступления в колонии.

Осужденным свойственны и такие состояния, как незащищённость или мнимая защищённость перед правоохранительными органами. Типическими состояниями осуждённого являются тоска, скука, апатия — состояние равнодушия. Те или иные психические состояния у осуждённых, как правило, не выступают изолированно, а проявляются в комплексе [14].

Психические состояния оказывают влияние на объективность восприятия окружающей действительности. Так, в состоянии надежды осуждённый начинает более оптимистически воспринимать окружающую обстановку и своё положение; в состоянии безнадёжности и обречённости проявляется особый субъективизм его восприятия. Под влиянием апатии, скуки существенно притупляется память, проявляется вялость мысли, навязчивость воображения, неспособность сосредоточить внимание на какой-либо деятельности.

Томительные ожидания вызывают чувства раздражения и отчаяния, особенно когда надежда на условно-досрочное освобождение от наказания или замену наказания более мягким не оправдалось. Тяжёлые психические состояния могут приводить слабовольных к обезличке, потере своей индивидуальности [10].

Актуальность нашего исследования определяется недостаточной изученностью социальной депривации осуждённых женщин, с одной стороны, и социальным заказом ФБУ ИК ГУФСИН России по Пермскому краю — с другой. Работы по выявлению взаимосвязей симптомов выгорания и стратегий копинга осуждённых отсутствуют.

Экспериментальной базой нашего исследования выступила женская колония Пермского края (отряд испытуемых осуждённых женщин в количестве 64 человек, работающих на швейном производстве в условиях ИТК). Критерием отбора в группу испытуемых служило наличие первой судимости. Средний возраст испытуемых составил 33,7 лет.

Все женщины имеют первую судимость, но разный срок лишения свободы (от 2-х до 10-ти лет лишения свободы). Степень совершённых ими преступлений также различна.

Изучая личностные характеристики испытуемых женщин, для удобства описания, мы объединили их в группы по близости выраженности исследуемых характеристик.

Первая группа женщин в большей степени относится к дезадаптированным, имея при этом слабую выраженность своей искренности, отсутствие доминирования, сниженный внутренний контроль и неприятие, как себя, так и окружающих людей. Они практически не избегают своих проблем, они умеют разрешать сложившиеся проблемы, при этом они редко ищут социальную поддержку со стороны окружения. Им в большей степени присущ проблемно-ориентированный коппинг. У них практически отсутствует тактика «принятие ответственности» (то есть признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения), отмечается неумение «планировать решение проблемы», при выраженном «самоконтроле» и «положительной переоценке сложившейся ситуации» (усилия по созданию положительного смысла ситуации, концентрация на росте собственной личности, включая религиозный опыт).

Из трёх фаз сгорания, наибольшую сформированность имеет фаза «напряжения», а фазы «резистенция» и «истощение» находятся в стадии формирования. Фаза «напряжения» сопровождается практически всеми симптомами этой фазы: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённости собой», «загнанности в клетку» и симптомом «тревоги и депрессии». Последний симптом наиболее ярко выражен, он является крайней точкой в формировании тревожной напряжённости при развитии «эмоционального сгорания». Фаза «резистенции» формируется за счёт выраженности симптома «расширение сферы экономий эмоций», а фаза «истощения» за счёт выраженности симптома «эмоционального дефицита» и симптома «личностной отстранённости или деперсонализации».

Вторая группа испытуемых женщин показала высокий уровень адаптации к сложившимся условиям лишения свободы, хороший внутренний и внешний контроль, при неприятии себя и ведомости со стороны окружающих. Индикатор копинг-стратегий представлен в основном поиском социальной поддержки со стороны окружающих, при неумении как решать, так и избегать сложившихся сложных ситуаций. Стиль совладающего поведения — эмоционально-ориентированный. Самоконтроль женщин этой группы позволяет им применять конфронтативный копинг, который означает агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагает определённую степень враждебности и готовность к риску. Эта группа женщин показала сформировавшиеся первые три симптома фазы «напряжения» и складывающийся симптом «тревоги и депрессии». Наибольшую сформированность симптомов, а, следовательно, и саму фазу «резистенции», все симптомы которой показали максимальную выраженность. Женщины осознанно или бессознательно стремятся к психологическому комфорту, стремятся снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в их распоряжении средств. Формирование защиты с участием «эмоционального выгорания» происходит на фоне таких явлений, как: симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», симптом «эмоционально — нравственная дезориентация», симптом «расширение сферы экономий эмоций» и симптом «редукции (упрощения) профессиональных обязанностей». Третья фаза эмоционального «выгорания» также практически сформировалась, где отмечается наибольшая сформированность симптома «личностной отстранённости или деперсонализации».

Третья группа испытуемых женщин обладают средним уровнем социально-психологической адаптации, с проявлением эскапизма (уход от проблем) и эмоционального дискомфорта. Они обладают высоким самоконтролем, чаще всего дистанцируются или ищут поддержку среди своего окружения. У них также слабо выражено умение принимать ответственность и умение планировать решение проблемы.

По выраженности показателей «эмоционального выгорания» наибольшие отличия имеют на уже сформировавшихся стадиях «резистенции» и «истощения», за счёт которых отмечается высокий общий балл «эмоционального сгорания», как по его фазам, так и в целом. Такое эмоциональное состояние женщин выступает логическим продолжением развивающегося стресса, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят, и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объёмов и если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая «эмоциональное выгорание», то человек переживает ощущение «загнанности в клетку».

На фазе «резистенции» в большей степени сформировался симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», а на стадии «истощения» симптом «личностной отстранённости или деперсонализации», и симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений», который проявляется на уровне уже физического и психического самочувствия женщин.

Корреляционный анализ Пирсона подтвердил гипотезу нашего исследования о том, что выраженность симптомов «эмоционального выгорания» обуславливает копинг-поведение и уровень социально-психологической адаптации женщин, находящихся в ситуации лишения свободы.

Таким образом, излагая выводы и опираясь на терминологию, применяемую в методике диагностики уровня «эмоционального выгорания» В. В. Бойко, на данной выборке испытуемых осужденных женщин мы выявили следующее:

  1. Отсутствие «эмоционального комфорта» у женщин объясняет выраженность симптома выгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств» (r=-0,36 при р<0,01), проявляющегося усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов, которые вовсе не устранимы.

  2. «Эмоциональный дискомфорт» женщин обусловлен выраженностью симптома «эмоциональной отстранённости» (r=0,33 при р<0,01), при котором личность почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные (то есть реагирование без чувств и эмоций).

  3. Выраженный «конфронтативный копинг» женщин, то есть агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагающие определённую степень враждебности и готовности к риску, объясняет их ведомость (r=-0,37 при р<0,01).

  4. Умение принимать ответственность на себя и умение планировать решение проблемы, объясняют отсутствие «копинга, ориентированного на избегание» (r=-0,37 при р<0,01) и «отвлечение» (r=-0,37 при р<0,01) женщин.

  5. Неискренность в отношениях испытуемых женщин обусловлена выраженностью симптома эмоционального «выгорания» «эмоциональный дефицит» (r=0,33 при р<0,01) и общим баллом по фазе «истощения» (r=0,33 при р<0,01).

  6. При выраженности симптома «неудовлетворённость собой» у испытуемых женщин отмечается «копинг, ориентированный на избегание» (r=0,38 при р<0,01), «отвлечение» (r=0,39 при р<0,01) и «социальное отвлечение» (r=0,34 при р<0,01).

  7. При симптоме «загнанность в клетку» отсутствует «самоконтроль» (r=-0,33 при р<0,01). Особенности ориентации испытуемых женщин в данной среде объясняют такой стиль совладающего поведения, как «отвлечение» (r=-0,36 при р<0,01), а выраженность симптома «редукции профессиональных обязанностей» (r=0,33 при р<0,01) и симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» самоотношение и самопредставление осуждённых женщин (r=0,37 при р<0,01).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая многообразие проявлений социальной депривации в условиях закрытых исправительно-трудовых учреждений, которое сопряжено с выраженностью симптомов «эмоционального выгорания», и, следовательно, социально-психологической адаптацией, мы отметили:

  • Высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу. И, наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень «выгорания».

  • Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения, что позволяет даже в условиях фрустрационной напряжённости сохранить устойчивость избранной линии поведения, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков.

  • Чем выше способность к интеграции поведения, тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций.

  • При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности наиболее выражены.

  • Симптомы «выгорания» указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего — эмоциональной.

  • В той или иной ситуации личность прибегает к целому комплексу копинг-стратегий в зависимости от своих личностных особенностей и характера ситуации, то есть существуют паттерны копинга.

По результатам исследования были сформулированы рекомендации по нормализации нервно-психического состояния женщин с высоким уровнем «выгорания» как для самих осуждённых женщин, так и для персонала исправительной колонии по профилактике эмоционального выгорания. Были определены группы женщин, которым рекомендовано психологическое сопровождение в виде работы как в групповом варианте (в тренинговых группах), так и индивидуальном режиме (психотерапевтические встречи с использованием различного арсенала методов: серийное рисование, арт-терапия, сказкотерапия, ролевые игры, песочная терапия и т. п.).

Думаю, что полученные результаты дополнят существующее представление о социальной депривации осуждённых женщин, находящихся в условиях исправительно-трудового учреждения.

В целом, практическая значимость исследования заключается в подготовке рекомендаций для персонала исправительной колонии по профилактике эмоционального выгорания осужденных женщин, необходимых для психокоррекционных мероприятий по реализации социально-реабилитационных режимов на различных этапах реабилитационного процесса, направленных на профилактику психологических последствий депривации, развитие навыков взаимодействия, целеполагания, формирования жизненной перспективы осуждённых женщин.


Литература:

  1. Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие.- Спб., Питер, 2009. — с.96 (Серия «Учебное пособие»).

  2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 1. С. 3–19.

  3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М., 1990.

  4. Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания //Вестник МГУ. Сер.: Психология. 2005. № 1.

  5. Березин Ф. Б., Барлас T. B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах, // Журн. Невропат. и психиатрии им.С. С. Корсакова, 1994, т.94, N 6, с. 38–43.

  6. Березин Ф. Б., Соколова Е. Д., Т. В. Барлас Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия.// MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5–25.

  7. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс. // Психологический журнал. 1996. Т. 17 № 4 С.64–74.

  8. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении; взгляд на себя и других. М., 1983.

  9. Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.,1983г.

  10. Водопьянова Н. Е. «Психическое выгорание»//Стоматолог,М.,2002, № 7.

  11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика», «Питер», 1-ое издание, 2005г., 336 стр.

  12. Волкова Н. В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. № 2 С. 119–124.

  13. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 20–25.

  14. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

  15. Замышляева М. С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности. Дисс... канд. психол. наук. (На правах рукописи), Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.

  16. Исправительно-трудовая психология: Учебн. пособие для слушателей вузов МВД РФ /Под ред. К. К. Платонова, А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева. — Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. — 360с.

  17. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.

  18. Козлова О. В. Тренинг «Преодоление синдрома профессионального выгорания» //Психология зрелости и старения. — 2003. № 1. с. 99–117.

  19. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания //Психология эмоций. Тексты. М., 2004.

  20. Крюкова Т. Л. Психология совладающегго поведения в разные периоды жизни. Дисс... докт. психол. наук. (На правах рукописи). Кострома: ЮГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.

  21. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы.- Кострома: Авантитул, 2007. — 60 с.

  22. Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. — М.: Юнити, 2002.

  23. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1983.

  24. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Стиль человека:психологический анализ. — М.: Смысл, 1998. С. 190–204.

  25. Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. //Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1987. С. 76–97.

  26. Психическая депривация: Хрестоматия /Сост. Н. Н. Крыгина. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003.

  27. Рабочая книга пенитенциарного психолога. /Под ред. Мокрецова А. И., Голубева В. П., Шамиса А. В. ВНИИ ГУИН, М., Юрист, 1998.

  28. Тюрьма — не женское дело. /под ред. Альперн Л. И. Общественный Центр содействия реформе уголовного правосудия, М., 2009.

  29. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. 21. Хрестоматия./ Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер. 2001. С. 58–91.

  30. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): осуждённых женщин, лишения свободы, «эмоционального выгорания», эмоционального выгорания, местах лишения свободы, психические состояния, осужденных женщин, депривации осуждённых женщин, симптом «неадекватного избирательного, отбывания наказания, социальной депривации осуждённых, группа женщин, профилактике эмоционального выгорания, «неадекватного избирательного эмоционального, избирательного эмоционального реагирования», период отбывания наказания, молодых осуждённых женщин, выраженности симптома, ценностей осуждённых женщин, социальной депривации женщин.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос