Формирование американской правовой системы
Автор: Агабалиева Ирина Эльмановна
Рубрика: 20. Международное право
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 15434 раза
Библиографическое описание:
Агабалиева, И. Э. Формирование американской правовой системы / И. Э. Агабалиева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2933/ (дата обращения: 16.01.2025).
Первые английские поселения на территории современных Соединенных Штатов Америки возникли еще в XVII веке. Независимые друг от друга колонии были созданы англичанами в Массачусетсе, Виржинии и Мэриленде в период с 1607 по 1632 года. Колония Нью-Йорк была основана не англичанами, а голландцами, но стала английской в 1664 году.
В XVII веке в период расцвета английской колонизации Северной Америки, поселенцы перенесли с собой уже ставшие привычными для них судебные уставы и правовые положения. Но, тем не менее, эти порядки, которые были столь естественны для населения Англии, на новой почве приживались с большими трудностями и претерпели огромное количество существенных изменений. В некоторых колониях, которые были основаны не англичанами, а голландцами на протяжении некоторого времени действовало голландское право. Но позже его безапелляционно вытеснило английское общее право и основанное на нем законодательство.
Первые английские колонии, находившиеся на территории Америки, подчинялись общему праву и английским законам, но с некоторыми оговорками. Выработанное феодальным обществом английское право не прижилось на территории Америки, вследствие чего и возникла свобода судейского усмотрения. Как реакция на произвол судей в различных колониях были предприняты попытки кодификации права. В отличие от английского права американцы благожелательно относились к писаному праву и желали чтить букву закона, так как именно это было наиболее понятно всем и отвечало насущным требованиям того сурового времени.
Наиболее важным этапом в становлении законодательства стало принятие писаных конституций в штатах и федеральной Конституции в 1787 г. Введение в действие таких конституций явилось одним из главных факторов, которые привели к углублению различий между правом США и английской правовой системой, построенной на неписаной конституции. Именно наличие писаной Конституции в США продиктовало следующую особенность американской правовой системы – полноправная возможность Верховного суда толковать по своему усмотрению текст самой Конституции, ее содержание и вносить дополнения и поправки, если на то есть объективные причины. Подобным правом обладают и суды высших инстанций на уровне штатов в вопросе толкования и изменения их собственных штатных конституций.
Вся деятельность Верховного суда, осуществляемая им на протяжении нескольких столетий, связанная как с толкованием Конституции США, так и учетом статистики выносимых решений судами низшей инстанции - есть непосредственное проявление строгого судебного контроля за законностью, гуманностью и справедливостью федеральных законов и законопроектов штатов, также всех принимаемых и выносимых ими решений в судебном правотворчестве. «В отличие от английского статутного права в Соединенных Штатах право в рамках штатов относительно кодифицировано. Причем в большинстве штатов кодификация была осуществлена, в разных формах, примерно к середине ХIХ в.» [1, с. 67].
Но следует отметить тот факт, что американские кодексы (за исключением штата Луизиана) в отличие от кодексов в европейском смысле слова являлись наибольшим выражением консолидации и систематизации действующего права. «История США показывает, что приход к власти национальной буржуазии сопровождался здесь законодательным закреплением различного рода гражданских прав и свобод, которые провозглашались как священные и нерушимые институты» [1, с.71]. Но данные изменения не всегда служили на благо американских граждан.
При всем своем сходстве на первый взгляд американское право все же имеет кардинальные отличия от английского, это не просто копия права Англии, а своя уникальная, выстроенная веками правовая система. Примером тому может служит тот факт, что еще до того как это успело произойти в Англии, в Соединенных Штатах общее право воссоединилось с правом справедливости. Именно американские суды стали вводить в действие и применять на практике так называемые «запретительные приказы», которые вырабатывались системой справедливости параллельно с остальными процессуальными составляющими. Таким путем и была сформирована казуальная система прецедентного права, включившая в себя как право справедливости, так и общее право США.
Еще одной отличительной особенностью явилось то, что в противовес праву Англии, которое распространялось на всю его территорию и всех государственных органов – в Америке общее право не приобрело единую систематизированную форму, не получило статус общегосударственного, а наоборот претерпело видоизменения и применялось дифференцировано в каждом отдельно взятом штате.
В ходе формирования правового механизма в США укреплялось и преобладание федерального права над правом отдельных штатов. В свою очередь, решения Верховного суда имели своей основной целью показать и утвердить тот факт, что суды штатов при разрешении какого-либо дела обязаны руководствоваться не только положениями, зафиксированными в Конституции США, но также учитывать и федеральную практику судов.
Для новейшего периода истории США характерны не только существенные изменения в политической системе, конституции, государственном праве, но и заметная эволюция его правовой системы в целом. «Принципиальное значение для формирования федерального общего права имело решение Верховного суда 1938 г. по делу Erie Railroad v. Tompkins. Это решение содержит основу для урегулирования отношений между общим правом штатов и федеральным общим правом. Верховный суд постановил, что федеральные суды не могут создавать «независимый свод национальных доктрин в сфере общего торгового права», а должны в случае коллизии законов применять общее право штатов» [2, с.604]. Из этого положения можно сделать вывод, что в США федеральная правовая система и система на уровне штатов взаимодействуют и в случае затруднений в принятии решений опираются на опыт и практику друг друга.
Верховный суд США посредством формирования доктрин и прецедентов толкования в достаточной степени влиял и продолжает свое целенаправленное влияние на содержание как Конституции США, также и текущего законодательства. Примером тому может послужить то, что именно велением Верховного суда, а не Конгрессом или властями штатов, были введены в правовой оборот такие понятия как: полицейская власть, совпадающая юрисдикция и многие другие.
Основное назначение права, как системы общеобязательных социальных норм, в современных условиях состоит не столько в защите той социально-политической структуры, которая в своей основе сложилась на предшествующих ступенях развития, сколько в том, чтобы, сохранить это общество и сложившиеся в нем демократические традиции, трансформировать его, а также приспособить к новым общественным потребностям.
«Как известно, горизонтальное деление государственно-властных полномочий (нашедшее широчайшее применение в условиях США, т.к. сама Конституция была основана на базе этого краеугольного принципа) именуется разделением властей. Под ним понимается распределение функций между тремя ветвями государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной» [4, с.20]. А под данным делением подразумевается как юристами, так и наукой – федерализм. США – федеративное государство, а потому при решении любого дела возникает вопрос о том, в чью компетенцию входит разрешение данного вопроса. Десятая поправка к Конституции США, ратифицированная необходимым количеством штатов 15 декабря 1791 года является частью Билля о правах. Именно она внесла явность в данный вопрос, урегулировав его следующим образом: полномочия, которые Конституция не относит к ведению Соединённых Штатов, сохраняются за штатами или народом. Этот принцип действовал всегда: законодательство относится к компетенции штатов, а компетенция федеральных властей – исключение, которое всегда должно основываться на определенной статье основного документа США - Конституции.
«Следует отметить большую роль в кодификации права Соединенных Штатов американского юриста Филда, подготовившего в середине ХIХ в. проекты уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданско-процессуального кодексов» [1, с.69]. В 1848 году благодаря немалым усилиям именно этого юриста (Д. Филда) в штате Нью-Йорк были приняты кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, явившиеся впоследствии образцом для всех остальных штатов. Также его проект был взят за основу и переработан путем внесения в него некоторых изменений и дополнений – итог этой работы был в качестве принятого в 1872 г. Гражданского кодекса в одном из самых населенных штатов США - Калифорнии. Во второй половине XIX века в подавляющем количестве штатов были подготовлены уголовные кодексы (например, в Калифорнии это произошло в 1872 году, а в Нью-Йорке в 1881 году). Все перечисленные кодексы были выдержаны на принципах общего права.
Изменения в американском праве проявляются не только в классовых, но и в регулятивных функциях права, таких как установление позитивных правил поведения, организация общественных отношений, координация социальных взаимосвязей. «Помимо общего (прецедентного) права правовым источником регулирования гражданских и особенно предпринимательских отношений являются законы штатов и федеральные законы. На федеральном уровне принимаются главным образом законы, касающиеся интеллектуальной собственности (патентного права, права на товарный знак, авторского права), вопросов несостоятельности/банкротства, а также международной торговли…» [5 ,с.136].
Исходя из состояния права, судебная система Соединенных Штатов Америки имеет свою особенную структуру. Она включает с одной стороны – федеральные суды, с другой – суды штатов. В отличие от большинства федераций, где федеральные суды имеются лишь на высшей ступени иерархического судебного положения, США создали иную систему: в федеральные суды можно обращаться во многих случаях по первой инстанции. Следовательно, можно утверждать, что в США существуют две судебные системы одновременно.
Наиболее существенным является то, что по вопросам, по которым законодательствует конгресс США, штатам предоставлена известная компетенция. Это так называемая остаточная компетенция. Штатам разрешается законодательствовать по этим вопросам, но запрещено принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права. В обычной жизни наиболее важным для американских граждан и юристов остается право штатов.
Для американского юриста, так же как и для английского, право – это только право судебной практики. Если нет прецедентов, то американский юрист скажет, что по данному вопросу право «молчит», даже если существует вполне определенная норма закона, относящаяся к этому вопросу. Право США, таким образом, в целом имеет структуру, аналогичную структуре общего права. «…по сравнению в кодексам континентальной правовой системы американские кодексы носят иной характер. В США при интерпретации кодексов исходят из того, что законодатель намеривался отразить в кодексе лишь ту норму, которая получила уже апробацию в ходе судебной практики,…» [1, с.69-70]. Прецедентное право США отличается своей неразрывной исторически сложившейся связью с английским правом, но так же и значительной самостоятельностью и собственным вкладом в систему общего права. Так, принято различать и разграничивать две системы общего (прецедентного) права —американскую и английскую.
В США ограничения пределов действия судебной процедуры нашли свое выражение в последние десятилетия в развитии так называемого суммарного судопроизводства, при котором, к примеру, уголовные дела рассматриваются единоличным судьей без участия присяжных заседателей и в особом упрощенном процессуальном порядке. «Дальнейшее развитие американского уголовного права в целом определялось историческими условиями американского социально-экономического быта, расстановкой классовых сил в стране, выбором методов и приемов, с помощью которых американская буржуазия считала наиболее удобным для себя бороться с политической и общеуголовной преступностью» [3, с.6-7].
Меняется техника составления как уголовных, так и гражданских кодексов и законов, совершенствуется их целостная структура. «Термином «гражданское право» в современных правовых системах обозначается. Как правило, та область права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения» [5, с.135]. По причине федеративного устройства Соединенных Штатов, а также в соответствии с Конституцией этой страны, регулирование гражданско-правовых вопросов закреплено за штатами. В свою очередь, выработанная годами американской правовой практикой система сдержек и противовесов, которые закреплены в Конституции США, дает возможность высшим органам власти взаимодействовать друг с другом, имея возможность формировать друг друга и на законно-процедурной основе разрешать возникшие конфликты и разногласия, но не допускать усиления какой-либо одной ветви власти.
С развитием общественной жизни и углублением социальных противоречий происходит расширение круга действий, который рассматривается законодательством в качестве нарушений и преступлений. Появляются новые виды экономических и должностных преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, противозаконной торговлей и т.д. Расширяется состав субъектов гражданской и уголовной ответственности, к примеру, юридические лица подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства. «Однако в течение долгого времени в США существовала проблема, состоявшая в том, что за одно и то же преступление разные судьи в различных штатах применяли меры наказания не единообразно. Для решения этой проблемы Конгресс США в 1984 году создал специальную Комиссию по приговорам (US Sentencing Commission). В задачу Комиссии входила стандартизация приговоров, выносимых по делам федерального уровня» [5, с.134].
Усовершенствование механизма борьбы с преступностью потребовало существенных изменений в уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению государственно-правового принуждения, а с другой — влияния гуманистических и общедемократических идей. «Поэтому право, в том числе уголовное право каждого штата, начав развиваться на общей, как правило, английской, основе, далее двигалось в значительной мере своим собственным путями» [3, с.7]. Во многих аспектах в настоящее время законодательство смягчается, например, широкое использование получает условное осуждение и условно-досрочное освобождение, что позволяет судам всех инстанций выносить более гибкие приговоры.
Современные Соединенные Штаты Америки — сильнейшая капиталистическая держава, которая достигла высокого уровня экономического, политического и правового развития, обладающая мощным научно-техническим потенциалом и всеми необходимыми демократическими критериями для поддержания общесоциального равенства и единства в стране.
Ознакомление с историческим опытом США в правовом становлении данного государства и использование, хотя бы некоторой его части, в условиях обновляющейся российской федеративной системы представляется достаточно важным и полезным.
Постоянно обновляющееся право Соединенных Штатов демонстрирует устойчивую способность к сильной социальной политике, сохраняя при этом приверженность к собственному правовому опыту и достижениям мировой цивилизации, особенно в сфере государственно-правовых отношений и регулирования международной политики.
Литература:
Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США/Отв. ред. Я.М. Бельсон, К.Е. Ливанцев. – Ленинград., 1982.;
Теория государства и права зарубежных стран: Учебник. В 2 т. – 3-е изд., перераб. и доп. Том 2: Современная эпоха/Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2009.;
Никифоров Б.С., Решетников Ф.Н. Современное американское уголовное право/Б.С. Никифоров, Ф.Н. Решетников. – М., 1990.;
Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России/М.С. Саликов. – Екатеринбург., 1998.;
Шумилов В.М. Правовая система США/В.М. Шумилов. – М., 2006.