К вопросу о необходимости плодотворного изучения отрасли медицинского права юристами в целях реализации эффективной правоприменительной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Арестова, О. Н. К вопросу о необходимости плодотворного изучения отрасли медицинского права юристами в целях реализации эффективной правоприменительной деятельности / О. Н. Арестова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1820/ (дата обращения: 17.12.2024).

Сегодня актуальное значение приобретает медицинское право как самостоятельная отрасль права. К, сожалению, во многих юридических вузах не уделяется должного внимания ее изучению и потому медицинское право исследуется только в рамках специализированных курсов, либо на различных кафедрах(но не профильных) в части изучения отдельных вопросов относительно той или иной дисциплины. В большинстве же медицинских вузах имеются самостоятельные кафедры медицинского права, или объединенные кафедры медицинского права и судебной медицины. Сама отрасль медицинского права врачами изучается как смежная на стыке медицинских и юридических наук. И в современных условиях это имеет, безусловно, важное значение. Если раньше, в советские годы, большинство практикующих врачей обучались без изучения правоведения, то в настоящее время, в рамках курса медицинского права, врач получает основные знания по теории права; конституционному праву граждан РФ, изучает нормы по охране здоровья, нормы действующих федеральных законов, подзаконных актов в области медицины и здравоохранения, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность; права и обязанности медицинских работников, принципы и положения их социально-правовой защиты, права пациентов и основные юридические механизмы их обеспечения в современном здравоохранении; ответственность лечебных учреждений и лиц медицинского персонала за ненадлежащее врачевание, профессиональные и должностные правонарушения; правовые основы медицинского страхования в РФ; основные положения и нормы ведущих отраслей российского права как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан РФ в сфере здравоохранения. Безусловно, что и юрист за несколько лет обучения изучает законодательство в перечисленном объеме, но при этом отсутствие систематизации всех предметных направлений в одном курсе, на наш взгляд, не идет на пользу, не только в части подготовки научных специалистов, но и практических работников. Ведь многие молодые юристы, придя работать в медицинские, страховые, а так же социальные организации, удовлетворительно знают предмет медицинского права, а иногда и вообще имеют лишь поверхностные знания в данной отрасли, изучать же предмет детально им приходится уже в процессе осуществления практической деятельности, что не идет на пользу качеству исполняемой работы. Поэтому систематизация предметная указанной отрасли должна иметь место в процессе обучения и ее следует определять цельным лекционным курсом для слушателей -юристов.

Сами по себе отношения по здравоохранению регулируются несколькими отраслями права: административным, государственным, трудовым, гражданским, уголовным и правом социального обеспечения, в связи с чем сам предмет медицинского права подразумевает в себе комплексный сложный институт общественных отношений, с участием таких субъектов как врач, пациент, медицинские(государственные и частные) учреждения и центры, в том числе реабилитационные: медико-социальные экспертные учреждения(занимаются экспертизой профессиональной трудоспособности в связи с производственными травмами и несчастными случаями, связанными с исполнением трудовых обязанностей), а так же страховые организации. Возможно некоторые коллеги зададут вопрос, на какой кафедре предпочтительнее читать данный курс? Безусловно, что все зависит от профессорско-преподавательского состава того или иного вуза, так как кафедр медицинского права во многих юридических вузах пока не создано. В то же время в большинстве вузов имеются смежные кафедры, например трудового права и социального обеспечения, правоохранительной и судебной деятельности, где уже сейчас возможно начать чтение данного курса с помощью привлечения специалистов-практиков. В дальнейшем, конечно же, создание профильных кафедр, на наш взгляд, явилось бы важным шагом на пути улучшения подготовки юристов для работы в системе здравоохранения, медицины и страхования.

Интересно наблюдать, что в последнее время активно происходит процесс переподготовки врачей по специальности юриспруденция с целью их дальней шей работы в адвокатских и юридических центрах. Так, на настоящий момент такая переподготовка ведется в НОУ ВПО "Кисловодский институт экономики и права".iТакая тенденция –неплохой результат, но при этом, полагаем, что тем юристам, кто собирается работать по профилю здравоохранения и медицины необходимо так же усовершенствовать свои знания медицинского права,тем более что год от года сама экономическая и социальная ситуация в стране будет только способствовать росту потребности в юридических кадрах по данному профилю. Более того, юрист, отучившийся в вузе в течение 4-5 лет, в части исполнения качественной юридической работы не может и не должен уступать по своим знаниям в применении права врачу, который прошел переподготовку по спецкурсу юриспруденция. Слушатель, придя получать юридические знания, и впоследствии, определившийся со специализацией по медицинскому праву, должен исключительно в полном объеме обладать теми знаниями, которые обеспечат ему качество работы в профильном учреждении. Что же касается объема дополнительно подготовки юриста в области медицинских знаний, то такая работа должна вестись. Так, например, знания при определении степени вреда здоровью, непременно следует определять помимо основополагающих юридических критериев исчерпывающим перечнем медицинских критериев, квалифицирующих признаки тяжести вреда здоровью, используемых в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. При этом медицинские критерии студент должен знать так же хорошо, как используемый алгоритм определения тяжести вреда здоровью, необходимый в работе не только эксперту, но и следователю, судье, когда они, к примеру, разрешаю вопросы о назначении экспертизы.ii

Отрасль медицинского права уже давно сформироваласьiii, и учеными на сегодняшний день выявляются и актуализируются ее проблемы. Практика применения норм медицинского права, обзор наиболее важных нормативных актов в сфере здравоохранения, права пациента и медицинского учреждения, «врачебная ошибка», правовое регулирование медицинской деятельности; медицинское страхование и право; защита прав пациента; страхование профессиональной ответственности медицинских работников; гражданское и трудовое право в здравоохранении; предупреждение профессиональных и должностных правонарушений в системе здравоохранения; экспертная и следственно-судебная практика по «врачебным делам»; международное сотрудничество – вот те основополагающие и важные разделы медицинского права, которые активно изучаются и совершенствуются на сегодняшний день. Особо остро стоит проблема подмены (непреднамеренная или умышленная) медицинской помощи медицинской услугойiv -и это отдельная тема для обсуждения.

Уважаемые ученые Ю.Д. Сергеев, //Мохов А.А.v, обоснованно рассматривают медицинское право в качестве комплексной отрасли права и определяют ее как систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а так же те общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения. Настоящие авторы выделяют и причиныvi, по которым медицинское право следует выделять в отдельную отрасль.

На наш взгляд, в современных условиях, у медицинского права, как науки, имеются большие перспективы, и развиваться, по нашему мнению, данная наука, а так же комплексная специальность «медицинское право» должна и в медицинских и в юридических вузах одновременно, и в зависимости от профиля разграничиваться по объему требований к специальности врача, эксперта или юриста в целях эффективности правоприменительных задач.

Сегодня резко возросло количество претензий к работе медицинских организаций, в том числе к государственных медицинских учреждений. Гражданин, выступая одновременно и пациентом и потребителем медицинских услуг порой сталкивается с довольно неприятными ситуациями по поводу оказания и представления как некачественных медицинских услуг, так и с отказом в получении своевременной и необходимой медицинской помощи. Прискорбно констатировать и то, что до сих пор страховые медицинские организации не стали гарантом защиты прав пациента. Пациенты неудовлетворенные качеством предоставленных им медицинских услуг, медицинской помощи пытаются отстаивать свои нарушенные права, в связи с чем количество исковых требований к медицинским организациям возрастает год от года. Но здесь сразу же отметим, что исходя из анализа практических ситуаций, обычному пациенту, чрезвычайно сложно отстоять самому, без юридической квалифицированной помощи, свои интересы в судах, потому как ответчиками по таким делам являются профессиональные медицинские работники. Не только обычные люди, но даже опытные юристы с трудом выигрывают дела у врачей, а если и выигрывают то длительность таких дел измеряется годами. Исходя из области правоприменительной практики, следует отметить так же, что не только юристы(среди них работники следствия и прокурорские работники), адвокаты, но и сами судьи очень часто, затрудняются в применении норм права, юридических категорий и понятий, в то время, когда оценке подлежит профессиональная деятельность медицинских работников.

Таким образом, сегодня в нашем государстве действительно имеет место проблема нехватки профессиональных юристов, специализирующихся в рассматриваемой нами отрасли -медицинского права. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов по данной отрасли, которые будут востребованы в обществе –это важный шаг на пути развития правового государства с гарантированной системой предоставления качественной и своевременной бесплатной медицинской помощи бюджетными организациями, а так же оказания качественных медицинских услуг .

i С.Ф.Тараян Образовательной программе «Юриспруденция в здравоохранении»в Кисловодском институте экономики и права-10 лет»Медицинское право,2010г. № 2 Статья размещена в С.П. «Консультан+»

ii Речь идет об известном всем юристам алгоритме определения 3-х важных критериев: опасности для жизни в момент причинения повреждения (опасно, не опасно); продолжительности периода восстановления здоровья, днях(до 21,более 21),и объема стойкой утраты общей трудоспособности в процентах 5%;10-30%;35-100%).

iii Автор придерживается концепции о том, что медицинское право «формально не легализованное, де-факто, уже существует» на протяжении третьего десятилетия (со второй половины 80—х годов прошлого века). Здесь цитируется источник: О теоретических основах и концепции национального медицинского права/Медицинское право №3,2003г. статья размещена на сайте: http://www.unico94.ru/consult/all_docs/2003/medic_3/

iv См.:В.А. Плюшкин Медицинская помощь как объект конституционного права граждан РФ: медицинские, экономические и правовые аспекты/ Медицинское право, 2011г. №1 с12-15 статья размещена в П.С«Консультант+»; Комаров Ю.М. Что оказывают медицинские учреждения: медицинскую помощь или медицинские услуги? // Здравоохранение. 2009. N 5. С. 157.

v Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. // Основы медицинского права России: учеб. пособие / под ред. Ю.Д. Сергеева. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – С. 51—52.

vi К ним относятся: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании здравоохранения; самостоятельного предмета правового регулирования; потребность в особом сочетании методов правового регулирования; наличие и/или потребность в специальных источниках права; наличие специфических понятий и категорий, присущих только данной отрасли права.


Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, правовое регулирование, юрист, вуз, знание, кафедра, Кисловодский институт экономики, медицинская деятельность, отрасль, система здравоохранения.

Похожие статьи

К вопросу разработки эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности

Вопросы правоприменительной практики процесса собирания и представления доказательств адвокатом в рамках уголовного дела

К вопросу о необходимости исследования особенностей квалификации хищений по уголовному праву России

Определение тяжелой жизненной ситуации в науке уголовного права и в правоприменительной практике

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Конституционно-правовая политика как фактор обеспечения научной обоснованности правотворческого процесса

Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Актуальные проблемы развития правовой компетентности современных специалистов в области здравоохранения в условиях послевузовского образования

Похожие статьи

К вопросу разработки эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности

Вопросы правоприменительной практики процесса собирания и представления доказательств адвокатом в рамках уголовного дела

К вопросу о необходимости исследования особенностей квалификации хищений по уголовному праву России

Определение тяжелой жизненной ситуации в науке уголовного права и в правоприменительной практике

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Конституционно-правовая политика как фактор обеспечения научной обоснованности правотворческого процесса

Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Актуальные проблемы развития правовой компетентности современных специалистов в области здравоохранения в условиях послевузовского образования