Библиографическое описание:

Хайруллина И. И., Владимиров И. А. Проблемы права информационного обеспечения молодежи [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 55-56.

Современные молодые люди владеют одним из самых мощных регуляторов жизни – это информация. Информацией не только, которая присутствует в СМИ и Интернете, но и информацией, полученной из близкого окружения (семья, друзья), из учебного заведения, из собственного опыта. Термин «информация» по разному определяется в различных науках. Существует множество способов деления видов информации. Классическая трактовка: текстовая, числовая, звуковая, графическая, видеоинформация. Также существуют: политическая, социальная, техническая, биологическая, массовая, специальная, документальная и т.д.

Нами была рассмотрена правовая информация, которая является актуальной в нашей стране среди всего населения. Особенно после перехода нашей страны к рыночной экономике, которая вносит изменения в содержание разных правовых отношений в связи с внедрением новых форм собственности и методов хозяйствования.

Правовая информация - сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, и используемая при решении правовых задач. Существуют общероссийские сети распространения информации – это Консультант Плюс, ГАРАНТ и др.

В развитие правовой информатики большой вклад внесли российские ученые: Полевой Н.С., Венгеров А.Б., Москвин С.С., Шляхов А.Р., Батурин Ю.М., Элькин В.Д. и другие ученые. О правовой информации также упоминал Норберт Винер в своей книге «Кибернетика и общество». Элвин Тоффлер и Хейди Тоффлер всегда писали об информации в своих работах, там же можно найти сведения о правовой информации.

Примером исследования на поставленную проблему может служить исследование двух фокус-групп, проведенное среди подростков в возрасте 14-16 лет в июле 2002 года. В состав первой фокус-группы входили подростки (юноши и девушки) с нормальным типом поведения, в состав второй – с девиантным типом поведения (юноши, отбывающие срок наказания в исправительном учреждении).

Полученные в ходе опроса результаты свидетельствуют о том, что уровень осведомленности по правовым вопросам у подростков, изучающих правоведческие дисциплины, значительно выше, чем у подростков, не занимающихся изучением основ юриспруденции.

Одним из интересных выводов, который можно сделать по результатам проведенной фокус-группы, является то, что подростки, имеющие представление о своих правах, не видят реальных механизмов защиты своих прав в мире взрослых. Вследствие чего, подростки ощущают невостребованность их знаний о правах и свободах в нашем обществе: знание прав и свобод не ограждает подростков от жесткого и грубого вмешательства со стороны взрослых. И, тем не менее, подростки с нормальным типом поведения не отказываются от изучения литературы по правовым вопросам.

Некоторые респонденты успели в обычной общеобразовательной школе получить первичные знания по граждановедению, но свой уровень знаний они оценивают крайне низко: «листал учебник»; «ничего не помню»; «ничего не знаю»; «смотрел учебник по граждановедению для детей».

Из результатов опроса следует, что подростки начали получать азы правового образования только в исправительной колонии, так как у большинства информантов в их школах правоведческие дисциплины и смежные с ними дисциплины не преподавались (другой вариант: подростки не успели начать изучение правовых дисциплин в обычных общеобразовательных школах).

Большинство информантов оценивают свой уровень информированности по правовым вопросам, как «нулевой» или близкий к таковому.

Мое мнение, что следует начинать правовое просвещение уже в школе. Не то, чтобы вводя дополнительный урок, а выделять один-два урока по истории или обществознанию или литературе по изучению правовых основ в повседневной жизни. Где грань между религией и религиозными и общественными объединениями нарушающими закон (ст. 239 УК РФ), к примеру, сектами? Где и как закон регулирует свободу самовыражения (ст. 17-55 Конституции РФ)? Что грозит ребятам, употребляющим, распространяющим и производящим наркотики? Возможно, отвечая на данные вопросы, сократилось бы существование неблагоприятно настроенных молодежных субкультур, в целом молодежи, а вследствие чего снизилась бы подростковая преступность.

В средних профессиональных учебных заведениях, высших учебных заведениях требуется проработка краткой учебной дисциплины, связанной с трудовым и гражданским правом в особенности. Знать не только свои права, но и обязанности при трудоустройстве и дальнейшей работе. Для более интересного, а, по нашему мнению, и более действенного, изучения правовых основ можно проводить круглые столы, диспуты, беседы на особенно интересующие вопросы студентов – этот способ получения правовой информации будет являться практическим, что наиболее важно в усвоении любого предмета. Также, мы считаем важным изучение специальных профессиональных положений, законов. Студентов, занимающимися новыми разработками полезно узнать о понятии «интеллектуальная собственность», у разных специальностей есть свои специфические правовые документы, права и обязанности.

Информационное обеспечение правовой информацией имеет значение для каждого человека. Таким образом, вырабатываются не только знания, связанные с правом, но и индивидуальная гражданская позиция относительно политики государства, действий органов власти.

Изучение правовой информации молодыми людьми является профилактикой правонарушений среди подростков и молодежи, формирует правовую и политическую культуру молодежи и отношение нетерпимости к аморальному образу жизни и противоправным поступкам.

Разработка проблемы требует написания методологических пособий и учебников сегодняшнего представления молодежи о праве и проведения современных исследований о владении правовой информации среди молодежи, чтобы выявить тенденцию развития или, наоборот, деградации в этом направлении.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой информации, информационного обеспечения, нормальным типом поведения, Проблемы информационного обеспечения, правовым вопросам, информационного обеспечения природопользования, охраны окружающей среды, правовых основ, правоведческие дисциплины, Проблемы права информационного, правовой сфере жизни, правовой информатики большой, правовой информации молодыми, изучению правовых основ, изучения правовых основ, владении правовой информации, получения правовой информации, Информационное обеспечение правовой, девиантным типом поведения, изучением основ юриспруденции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос