Изменение организационно-правовой формы юридического лица часто становится залогом последующего успешного развития компании, поэтому хозяйствующие субъекты принимают решение о проведении реорганизации.
Реорганизация в форме преобразования предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица с переходом прав и обязанностей от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
При преобразовании всегда присутствуют один правопредшественник и один правопреемник, что отличает преобразование от всех других форм реорганизации.
Преобразование как форму реорганизации законодатель закрепил в правовых актах позднее, чем другие формы. Более того, указанная форма не бесспорно может быть отнесена к реорганизации, так как содержит в себе признаки, отличные от всех других форм реорганизации.
По поводу причин использования такой формы реорганизации, как преобразование, в литературе отмечается, что изначально в нашей стране она была необходима для юридического оформления смены собственника предприятия, которая происходила в том числе при приватизации[1, с.13].
Посредством изменения организационно-правовой формы юридических лиц происходили также и необходимые структурные изменения в отношении приватизируемых предприятий. Затем возникла потребность в приведении в соответствие с требованиями нового гражданского законодательства существующих организационно-правовых форм юридических лиц, и именно реорганизация в форме преобразования позволяла устранить из гражданского оборота отжившие и не сумевшие приспособиться к новым экономическим реалиям организационно-правовые формы.
Преобразование может быть связано не только со сменой фирменного наименования организации и переименованием отдельных ее органов: при этой форме реорганизации происходит полная смена внутренней структуры юридического лица, а с ней — перерождение юридического лица, устранение одного участника гражданского оборота и появление нового.
В настоящее время хозяйственные общества могут быть преобразованы в строго ограниченный круг юридических лиц:
1) в соответствии с п. 1 ст. 56 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общества могут быть преобразованы в:
- акционерное общество;
- общество с дополнительной ответственностью;
- хозяйственное товарищество;
- производственный кооператив;
2) согласно п. 1 ст. 20 Закона об акционерных обществах акционерные общества могут быть преобразованы в:
- общество с ограниченной ответственностью;
- производственный кооператив;
- некоммерческое партнерство[1, с.14].
При этом следует учитывать, что закрытые акционерные общества могут свободно преобразоваться в акционерные общества работников (народное предприятие), в то время как «открытым» подобная трансформация запрещена, если их работникам принадлежит менее 49 % уставного капитала.
Кроме того, исходя из п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах, открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в юридические лица иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество не подлежат преобразованию в открытое акционерное общество, если размер уставного капитала вновь созданного общества окажется ниже минимального уровня, установленного для открытого акционерного общества (ст. 26 Закона об акционерных обществах). Однако акционеры могут при желании увеличить размер уставного капитала до нужного уровня, и тогда изменение формы ведения бизнеса возможно.
Разумеется, при преобразовании хозяйственных обществ будут действовать количественные ограничения, установленные в отношении численности участников новых юридических лиц.
Например, при преобразовании акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью количество участников не должно превышать пятидесяти (п. 3 ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). В то же время в случае трансформации хозяйственного общества в производственный кооператив необходимо помнить, что число его членов — физических лиц не может быть менее пяти (ст. 4 Закона о производственных кооперативах) [1, с.15].
Преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество обеспечивает компании ряд преимуществ: повышение открытости организации, ее интенсивное развитие за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, выход на IPO (публичное размещение акций) и другие. Принцип оформления прав акционера акциями является гарантией от уменьшения имущества юридического лица при выходе из него участников.
При этом проблема «размывания» доли участия акционеров в обществе остается актуальной и по настоящее время существуют ситуации наоборот, когда публичная компания (акционерное общество) преобразовывается в закрытую компанию (общество с ограниченной ответственностью или закрытое акционерное общество). Так, например, С.В. Гомцян указывает, что после установления контроля над акционерным обществом посредством прямого приобретения акций реорганизация не обязательно проводится в форме слияния или присоединения.
В практике деятельности частных инвестиционных фондов обычной является ситуация, когда после установления контроля над акционерным обществом происходит отказ от статуса публичной компании в пользу «закрытых» форм организации бизнеса, т.е., в терминологии российского законодательства, происходит реорганизация в форме преобразования.
Недостатком реорганизации в форме преобразования является отсутствие указаний закона относительно правоспособности юридического лица в период после принятия решения о преобразовании и до государственной регистрации нового хозяйственного общества".
Проведенный анализ положений ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица.
Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении.
Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно- правовой формы.
Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом[1, с.16].
Напомним, что согласно проекту нового Гражданского кодекса12 передаточный акт исключен из обязательных документов для оформления передачи прав и обязанностей при реорганизации. Более того, согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ относительно реорганизации в форме преобразования законодатель исключил фразу «переход прав и обязанностей от правопредшественника к правопреемнику» и указал, что права и обязанности в отношении третьих лиц не изменяются. Это еще больше убеждает нас в искусственности включения преобразования в институт реорганизации юридического лица. Надо отметить, что в проекте кодекса также предусмотрен запрет реорганизации в форме преобразования коммерческих организаций в некоммерческие, и наоборот (ст. 57 Гражданского кодекса РФ), однако думается, что данное ограничение требует более детального исследования. В настоящее время такое преобразование возможно (например, ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Действующее законодательство относит преобразование к простой форме реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения.
С научной точки зрения сложно согласиться с таким подходом. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и соответственно новое юридическое лицо не возникает.
Преобразование чаще всего не предполагает изменения имущественной базы реорганизуемого юридического лица. Вместе с тем и при проведении данной формы реорганизации необходимо обеспечить защиту прав кредиторов и участников преобразуемого юридического лица.
Нормы законодательства о преобразовании акционерного общества имеют пробелы, которые могут привести к проблемам при реализации данной формы реорганизации.
Стоит согласиться с мнением А.А. Карлина о том, что одним из таких пробелов является отсутствие в Законе об акционерных обществах определения понятия преобразования. Представляется, что его дополнения таким определением позволит уточнить рамки данной формы реорганизации и более четкое отграничить её от изменения типа общества. Не менее важным является и уточнение содержания норм, регулирующих процедуру преобразования.
Так, п. 6 ст. 15 Федерального закона «Об акционерных обществах» содержит положение, согласно которому государственная регистрация осуществляется только при наличии доказательств уведомления кредиторов. Обязанность по уведомлению кредиторов также установлена ст. 60 ГК РФ и ст. 13.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, преобразование можно отнести к «искусственной» и в то же время «упрощенной» форме реорганизации, имеющей свои особые специфические свойства, и с научной точки зрения можно оставить за преобразованием свойства сохранения сущности юридического лица — правопредшественника в случае неизменности (либо несущественного изменения) его капитала и внутренней структуры органов[1, с.17].
- Литература:
1. Ерёмин В.В. Специфика преобразования как формы реорганизации хозяйственных обществ// Юрист 2011. №10., С. 13-17.
2. Коровайко А.Ф. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика: учеб.пособие. М.: НОРМА, ИНФРА – М. 2001. С.83-84.
3. Корпоротивное право: Актуальные проблемы теории и практики/ под общ.ред. В.А. Белова М.: Юрайт,2009. С.501.
4.Логинов Е.В. Имущественно-правовые последствия реорганизация хозяйственных обществ: автореф.дис. …канд.юрид.наук. М., 2009. С.15.
5.Тимаев Ф.И. Реорганизация акционерных обществ// Юридический мир. 2008.№ 11. С.22.