Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как актуальная тема отрасли Конституционного права | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2011)

Статья просмотрена: 6949 раз

Библиографическое описание:

Стрыгина, И. А. Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как актуальная тема отрасли Конституционного права / И. А. Стрыгина. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1240/ (дата обращения: 17.12.2024).

Проведенная в стране админист­ративная реформа, направленная на прекращение избыточного госу­дарственного регулирования и со­здание благоприятных условий для реализации субъектами предпри­нимательства своих прав и интере­сов, вышла на важный и ответ­ственный этап: определена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Помимо этого оп­тимизирована структура Прави­тельства Российской Федерации, изменено предназначение мини­стерств и иных ведомств. Все это отражается и на роли Пра­вительства Российской Федерации в системе исполнительной власти, как в целом, так и в системе государственной власти.

Проведенная администра­тивная реформа потре­бовала изменения значительного чис­ла действующих федеральных за­конов, и именно Правительство Рос­сии сыграло в этом ведущую роль.

Участие Правительства Россий­ской Федерации в законотворче­стве является одним из приоритет­ных направлений деятельности это­го органа государственной власти. Это объективно вытекает из кон­ституционного статуса Правитель­ства, уполномоченного при осуще­ствлении исполнительной власти решать важнейшие вопросы управ­ления страной.

Современная роль Правительства России характеризуется тем, что этот государствен­ный орган, реализуя конституцион­ные полномочия в законотворчес­кой деятельности, конкретизирует и воплощает их на практике как самостоятельно, так и совместно с другими субъектами, наделенными такими полномочиями.

Самостоя­тельная деятельность Правитель­ства обусловлена его положением как органа, представляющего осо­бую ветвь государственной власти (исполнительную власть). Коорди­нация его деятельности с другими субъектами законодательной ини­циативы обеспечивает всесторон­ний подход к содержанию законо­проектов, соблюдению должной про­цедуры.

Подтверждением необходимости и актуальности изучения участия Правительства РФ в законотворчестве, является массив научных публикаций, монографий и диссертаций по данному вопросу, а также конференции, семинары, касающиеся места, роли и значения данного органа исполнительной власти в законотворческом процессе.

Условно все источники и материалы по законотворческой деятельности Правительства РФ можно разделить на пять направлений:

1) рассматриваются разграничение и соотношение законотворческого и законодательного процессов, при этом определяется роль и значение в них Правительства РФ (Г.А. Гаджимогомедов, Г.П. Ивлиев, Ю.А. Тихомиров, А. Хамуков и др.). В науке еще не выработаны общепри­нятые понятия законотворческого процесса и законодательного процес­са. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним тер­мином обозначаются разные правовые явления, и в то же время, наоборот, од­но и то же правовое явление обознача­ется разными терминами. Отличия понятий «законотворче­ский процесс» и «законодательный процесс», в том числе особенности за­конотворческого процесса, наглядно проявляются при исследовании содер­жания последнего. Оно может быть охарактеризовано, в частности, по­средством следующих имеющихся признаков.

Во-первых, законотворческий про­цесс заключается в интеллектуальной, мыслительной деятельности. Это исключительно творческий и не форма­лизованный, в отличие от законодательного, процесс.

Во-вторых, законотворческий про­цесс имеет, как правило, строго науч­ную основу и служит отчасти формой выражения научной деятельности и за­крепления результатов науки, в том числе правовой.

В-третьих, он характеризуется соче­танием конкретного представления о результате законотворческого процес­са — законодательном продукте с, как правило, неконкретным (абстракт­ным) представлением конечной редак­ции закона, тогда как для законода­тельного процесса характерно кон­кретное представление о конечной ре­дакции закона.

В-четвертых, законотворческий про­цесс начинается с анализа состояния вопроса (регулируемых общественных отношений); начальным же этапом за­конодательного процесса является внесение законопроекта.

В-пятых, субъект законотворческо­го процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процес­са. Субъектом законотворческого процесса всегда является непосредст­венный автор идеи буду­щего закона. Это может быть научное учреждение, группа экспертов и спе­циалистов в соответствующей сфере знаний, специализированный центр законотворчества. Часто законопрое­кты разрабатываются в недрах отрас­левых министерств и других исполни­тельных органов государственной власти. Круг участников законода­тельного процесса, их прав, обязанно­стей и способов выражения своего мнения, а также порядок обязатель­ного учета этих мнений определен нормативно. Законотворческий же процесс может осуществляться неог­раниченным кругом лиц (в том числе субъектами права законодательной инициативы, различными элемента­ми гражданского общества, отдельны­ми гражданами и пр.) и охватывает деятельность различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем — на различных стадиях законодательного процесса;

2) законодательный процесс представляется как сфера взаимодействия различных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной (Л.А. Окуньков, А.Г. Путянина, А.А. Котенков, И.А. Котелевская, В.Е. Чиркин, В.А. Четвернин и др.). Исполнительная власть играет все более активную роль s законотворческой сфере, в том числе путем участия в законодательном процессе. Это вполне закономерное явление, так как деятельность исполнительной власти не сводится лишь к механическому исполнению законов. Оче­видно, что создаваемые законы, прежде всего, должны от­вечать потребностям общества. А кому как не исполни­тельной власти лучше всего известны эти потребности и материально-финансовые возможности их удовлетворе­ния? Помимо этого, органы исполнительной власти обла­дают мощным аппаратом, способным квалифицированно разработать качественные законы, необходимые обще­ству и государству.

Одна из основных форм участия исполнительной влас­ти в законодательном процессе предусмотрена ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, которая наделила Правительство РФ се­рьезными полномочиями по воздействию на законодатель­ный процесс, установив, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске го­сударственных займов, об изменении финансовых обяза­тельств государства, другие законопроекты, предусматри­вающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключе­ния Правительства;

3) обозначаются проблемы качества законотворчества и прозрачности законодательного процесса при участии в нем Правительства РФ. Выделяются и раскры­ваются следующие принципы законодательного процесса, актуальные и для законотворческого процесса: гуманизма, законности, демократизма, гласности, конституционного партнерства и гражданского сотрудничества, научности, достаточности правовой экспертизы, технического совершенства законодательных актов, своевременности (В.Ю. Варламов, В.Д. Зорькин, О.Е. Кутафин, О.Н. Разбаш и др.);

4) анализируются содержание (формы и методы участия) и приоритеты законотворческой деятельности Правительства РФ (С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин, В.В. Мозолев, И.М. Шувалов, Т.Я. Хабриева). Среди форм участия Правитель­ства России в законотворческом процессе можно выделить стандар­тную, когда полномочиями совер­шить то или иное действие обла­дают несколько субъектов (напри­мер, реализация Правительством права законодательной инициативы в соответствии с ч. 1 ст. 104 Консти­туции Российской Федерации), а также исключительную, когда со­ответствующие полномочия возло­жены только на Правительство. В настоящее время все заметней тенденция расширения функций Правительства России в законотворческом процессе, усиле­ния его взаимодействия с другими его участниками, совершенствова­ния внутриорганизационной дея­тельности по участию Правитель­ства в законотворческом процессе.

Правительство России становит­ся одним из основных участников законотворческой деятельности. Ему, естественно, должна принадлежать ведущая роль и в обеспечении на­учных основ законотворчества в Российской Федерации. Эта задача может быть осуществлена как пу­тем совершенствования собствен­ной законотворческой деятельнос­ти, так и путем создания условий для совершенствования деятельно­сти иных субъектов законотворче­ства, для теоретической разработ­ки проблем содержания и процедур законодательства;

5) исследуются законодательная инициатива Правительств федеративных государств, дается сравнительная характеристика данного этапа законодательного процесса на примере Российской Федерации, Германии, Австрии, Щвейцарии (А.Н. Дементьев, Д.Н. Кордик и др.). Литература:

  1. Абрамова, А.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты / А.И. Абрамова // Журнал Российского права. - 2006. - № 3.- С. 25 -28.

  2. Абрамова, А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования / А. И. Абрамова // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С. 14-24.

  3. Авакьян, С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы / С.А. Авакьян // Журнал российского права. - 2003. -№11.- С. 43 54.

  4. Бобылев, А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / А.И. Бобылев и [др]. - М.; Норма-М, 2003.- 304 с.

  5. Варламов В.Ю. О некоторых вопросах реализации конституционных полномочий Правительства РФ в сферах внешней политики и международных отношений / В.Ю. Варламов // Право и политика.- 2005. - № 10.- С.12-14.

  6. Кордик, Д.Н. Реализация права законодательной инициативы правительствами федеративных государств (российский и зарубежный опыт) / Д.Н. Кордик // Журнал российского права.- 2007. -№ 1. -С. 128- 134.

  7. Мозолев, В.В. Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе: конституционно-правовые и организационные аспекты Автореферат диссертации / В.В. Мозолев. - М.;. 2008. –45 с.

  8. Окуньков, JI.A. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием / Л.А. Окуньков // Законодательство. - 2000. - № 9. - С. 52 57.

  9. Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти / Под ред. Т.Я.Хабриевой. М.: Юристъ. 2006.- 309 с.

  10. Павлушкин, А. Правительство России и органы власти субъектов Федерации в федеральном законотворческом процессе / А. Павлушкин // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. - 2003. - № 3. - С. 60-64.

  11. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы. (По материалам «круглого стола» ИГП РАН) // Государство и право. - 2007. - № 4. - С. 111-118.

  12. Путянина, А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти / А.Г. Путянина // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 17. - С. 15-19.

  13. Разбаш, О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме : единство и эволюция принципов / О. Н. Разбаш // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 18. - С. 13-20. -

  14. Скурко, Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (по материалам «круглого стола» ИГП РАН) / Е.В. Скурко // Государство и право. - 2007. - № 4. - С. 111-118.

  15. Сморгунова, В.Ю. Обзор международного научно-практического семинара для переводчиков международных организаций «Законодательный процесс в Российской Федерации», Санкт-Петербург, 26 - 28 февраля 2009 г. / Сморгунова В. Ю. // История государства и права. - 2009. - № 18. - С. 4-9.

  16. Хамуков, А. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение / А. Хамуков // Человек и закон. - 2011. - № 1. - С. 45-49.

  17. Шувалов, И.И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты / И.И. Шувалов // Журнал российского права. – 2004. - № 4.- С. 17 25.

  18. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе / И.И. Шувалов. - М.: Норма. 2004.- 291 с.

Основные термины (генерируются автоматически): законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная инициатива, законотворческая деятельность, законотворческая деятельность Правительства РФ, конечная редакция, правительство России.

Похожие статьи

Основные направления развития российского антикоррупционного законодательства

Актуальные вопросы, связанные с принципом неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Воспитательная функция информационного права как учебной дисциплины в процессе подготовки будущих юристов в сфере информационной безопасности

Ключевые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации и возможные пути их решения

Специфика процессуальной ответственности судей РФ

Участие органов прокуратуры РФ в правотворческой деятельности

Актуальные вопросы применения новых мер ответственности в гражданском процессуальном праве

Актуальные проблемы профессионального представительства и адвокатской монополии в гражданском процессе в Российской Федерации

Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией преступлений в сфере экономической деятельности

Похожие статьи

Основные направления развития российского антикоррупционного законодательства

Актуальные вопросы, связанные с принципом неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Воспитательная функция информационного права как учебной дисциплины в процессе подготовки будущих юристов в сфере информационной безопасности

Ключевые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации и возможные пути их решения

Специфика процессуальной ответственности судей РФ

Участие органов прокуратуры РФ в правотворческой деятельности

Актуальные вопросы применения новых мер ответственности в гражданском процессуальном праве

Актуальные проблемы профессионального представительства и адвокатской монополии в гражданском процессе в Российской Федерации

Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией преступлений в сфере экономической деятельности