К проблеме системы субъектов оказания юридической помощи как вида юридического содействия реализации прав
Автор: Панченко Владислав Юрьевич
Рубрика: 1. Теория государства и права
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2011)
Статья просмотрена: 2137 раз
Библиографическое описание:
Панченко, В. Ю. К проблеме системы субъектов оказания юридической помощи как вида юридического содействия реализации прав / В. Ю. Панченко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1218/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема определения круга субъектов оказания юридической помощи в организационно–структурном аспекте в юридической литературе решается неоднозначно.
Широко распространено мнение, что юридическая помощь – это деятельность адвокатуры [2]. Теоретические и прикладные проблемы юридической помощи исследовались и исследуются в основном применительно к организации и деятельности адвокатуры и отчасти нотариата.
Представителем узкого подхода выступает А.В. Стремоухов, который относит к субъектам оказания юридической помощи адвокатуру; общественные правозащитные и иные общественные организации; нотариат[9, с. 179–208]. Деятельность других органов, организаций и лиц не рассматривается в качестве юридической помощи, что представляется не вполне обоснованным. Хотя адвокатура и занимает ведущее место среди субъектов оказания юридической помощи, юридическая помощь не может сводиться лишь к адвокатской деятельности, а также нотариальной и деятельности общественных организаций.
Сторонники широкого и предельно широкого подхода к субъектам оказания юридической помощи предлагают довольно обширный перечень этих субъектов.
Так, Ю.И. Куричев полагает, что субъектами оказания юридической помощи в широком смысле могут быть признаны государственные, муниципальные, общественные организации (СМИ, коллегии адвокатов, субъекты ст. 42 ГПК РСФСР (ныне – ст. 46 ГПК РФ), органы прокуратуры, суда и др.), физические лица, чья деятельность так или иначе связана с охраной и защитой прав и свобод человека и гражданина[3, с. 70].
Е.Г. Тарло в круг субъектов оказания юридической помощи включает суд, прокуратуру, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, адвокатуру, нотариат, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данный вид деятельности[10, с. 37–72].
В.И. Качалов и О.В. Качалова называют органами, осуществляющими юридическую помощь, адвокатуру, нотариат, частные детективные службы, юридические фирмы, юридические службы на предприятиях, в учреждениях, организациях, юристов, имеющих соответствующие документы об образовании, общественные организации (по вопросам, входящим в сферу деятельности организации), студенческие консультационные пункты при юридических вузах и факультетах, юридические издательства, издающие литературу правового характера, фирмы, распространяющие юридические базы данных с помощью компьютерных технологий [1, с. 12].
Помимо адвокатов и нотариусов, полагает А.Г. Манафов, субъектами оказания юридической помощи могут выступать патентные поверенные; другие лица, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности, не связанной с адвокатской; частные юридические фирмы и частнопрактикующие юристы; работники организаций, оказывающих юридические услуги; начальники юридических отделов (юрисконсульты) министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий; консультационные пункты при государственных налоговых инспекциях; уполномоченные по правам человека; прокуратура; общественные объединения и организации (в том числе благотворительные организации, а также профсоюзы), правозащитные центры и организации; общественные приемные; информационно–правовые центры; юридические клиники, омбудсмены университетов [5, с. 31–32].
Весь круг субъектов оказания юридической помощи населению, пишет Г.А Смагин, можно классифицировать на несколько групп:
– органы государственной власти;
– организации, осуществляющие оказание квалифицированной юридической помощи в качестве основной и исключительной своей деятельности (адвокатура);
– лица, избравшие оказание юридической помощи в качестве своей профессиональной деятельности (юридические фирмы и частнопрактикующие юристы, работники специализированных организаций, занимающихся оказанием юридической помощи, начальники и юрисконсульты юридических отделов министерств, ведомств, учреждений и организаций);
– общественные объединения, оказывающие юридическую помощь населению наряду с иной деятельностью (правозащитные организации) [8, с. 31–32, 68].
Субъектами оказания юридической помощи в зависимости от специфики, формы и порядка ее осуществления по мнению И.Г. Чернякова, являются:
– органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные органы власти (включая Прокуратуру Российской Федерации; суды, Уполномоченного по правам человека РФ и субъектов РФ):
– организации, осуществляющие оказание квалифицированной юридической помощи в качестве основной и исключительной своей деятельности (адвокатура, нотариат);
– лица, избравшие оказание юридической помощи населению в качестве своей профессиональной деятельности (юридические фирмы и частнопрактикующие юристы; работники специализированных организаций, занимающихся оказанием юридической помощи, начальники и юрисконсульты юридических отделов министерств, ведомств, учреждений и организаций); общественные объединения и организации, оказывающие юридическую помощь населению наряду с иной общественно–полезной деятельностью, так и осуществляющие ее в качестве основной и исключительной своей деятельности (правозащитные организации).
– образовательные учреждения юридического профиля, создавшие так называемые юридические клиники, с целью оказания бесплатной юридической помощи населению силами студентов и преподавателей[11, с. 8].
А.Г. Кучерена классифицирует субъектов оказания юридической помощи населению по группам: а) органы государственной власти (Министерство юстиции РФ, органы юстиции субъектов РФ); б) организации, осуществляющие оказание квалифицированной юридической помощи в качестве основной и исключительной своей деятельности (адвокатура, нотариат); в) лица, избравшие оказание юридической помощи населению в качестве своей профессиональной деятельности (юридические фирмы и частнопрактикующие юристы; работники специализированных организаций, занимающихся оказанием юридической помощи, начальники и юрисконсульты юридических отделов министерств, ведомств, учреждений и организаций); г) общественные объединения, оказывающие юридическую помощь населению наряду с иной деятельностью (правозащитные организации) [4, с. 34–35].
С данной классификацией в целом можно согласиться и взять за основу, но необходимы некоторые уточнения – она не охватывает органы местного самоуправления, которые, как известно, не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, общественные объединения могут оказывать юридическую помощь как наряду с иной деятельностью, так и осуществлять ее в качестве основной и исключительной своей деятельности.
Широкий подход, безусловно, углубляет представление о юридической помощи как деятельности, свойственной многим органам и организациям. Однако, как уже отмечалось, многие субъекты оказания юридической помощи признаются таковыми априорно, их система строится без необходимой аргументации, которая должна основываться на специфике рассматриваемой деятельности.
Круг субъектов, которые могут оказывать профессиональное, но неорганизованное, неформальное правовое содействие, предельно широк и включает в себя любых юристов, готовых разъяснить содержание той или иной нормы права, проконсультировать, взяться за ведение дела в суде и т.д. Однако любому человеку, нуждающемуся в силу проблемной правовой ситуации в юридической помощи, должна быть обеспечена возможность ее получения независимо от наличия или отсутствия неформальных отношений с юристами, их произвольного желания или нежелания оказать помощь и т.д.
Это означает, что в рамках государства в целом, его региона, муниципального образования должна существовать разветвленная и доступная система (инфраструктура) юридической помощи, без которой немыслима система организационных и юридических средств обеспечения прав личности [6, с. 88]. В систему (инфраструктуру) юридической помощи могут быть включены лишь государственные и муниципальные структуры, общественные институты, которые оказывают профессиональную юридическую помощь на официальной, формальной, организованной основе.
Юридическая помощь может быть признана организованной лишь тогда, когда ее осуществление прямо возложено на того или иного субъекта законом, иными нормативными правовыми актами, включая локальные (уставы коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.), либо когда функции, возложенные на субъекта, по своему характеру подпадают под признаки юридической помощи, хотя и не именуются таковой в нормативных актах. Поэтому основным содержательным критерием включения или невключения тех или иных субъектов в круг субъектов оказания юридической помощи должно выступать соотнесение предписываемых тому или иному субъекту функций с понятием юридической помощи, отражающим наиболее существенные свойства данной деятельности.
Отграничение организованного и неорганизованного правового содействия может быть произведено и по признаку доступности информации о субъекте оказания юридической помощи: в инфраструктуру юридической помощи могут быть включены лишь субъекты, которые действуют в рамках установленных законодательством организационно–правовых форм (адвокатура, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели и т.д.) и информацию о которых (о том, к кому, в каком порядке и на каких условиях можно обратиться за юридической помощью, по каким основаниям возможен отказ в ее предоставлении и т.д.) нуждающийся может получить из формальных источников (СМИ, различного рода справочники, объявления, вывески и т.д.). Юристы, имеющие соответствующие документы об образовании, но действующие вне рамок предусмотренных законодательством организационно–правовых форм и не информирующие население о своей деятельности, не могут признаваться субъектами оказания юридической помощи. Например, лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, которые в соответствии со ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» [7] наделены, наряду с адвокатами, правом быть представителями сторон в конституционном судопроизводстве могут не включаться в инфраструктуру юридической помощи.
- Литература:
1. Качалов В.И., Качалова О.В. Юридическая помощь в Российской Федерации. М., 2002.
2. Комментарий к ст. 48 Конституции РФ // Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996 // Информационная система «КонсультантПлюс».
3. Куричев Ю.А. Доступность юридической помощи – общий принцип правосудия // Правоведение. 1990. № 5.
4. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: автореф. дис. … д–ра юрид. наук. М., 2002.
5. Манафов А.Г. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.
6. О действенности государственной власти в России. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1995.
7. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1–ФКЗ с посл. изм. и доп. // Информационная система «КонсультантПлюс»)
8. Смагин Г.А. Конституционно–правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
9. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб., 1996.
10. Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь. М., 2001.
11. Черняков И.Г. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Проблемы и перспективы: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.