Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации на примере Тюменской области | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 26.05.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Орлов, А. В. Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации на примере Тюменской области / А. В. Орлов. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 7-12. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/372/15847/ (дата обращения: 23.01.2021).



В статье автор осуществляет анализ особенностей правотворчества субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская Федерация, юриспруденция, право, правотворчество, субъекты РФ.

Российская Федерация является федеративным государством, в состав которого входит 85 субъектов. Подобный уникальный состав обосновывает специфику правотворческой системы. Так, правотворчество в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Для каждого из трех уровней характерно наличие особых органов, занимающихся деятельность по созданию юридических норм.

Правотворчество должно осуществляться строго в установленных федеральным законом рамках. Это значит, что на каждом уровне принимаются юридические нормы исключительно по вопросам, предусмотренным для каждого из этих уровней. Подобное правило существует для того, чтобы избежать неразберихи и дублирования правовых норм, а также для того, чтобы поддержать иерархию власти. Так, органы федеральной власти принимают нормы, регулирующие наиболее важные сферы общественной жизни, которые обязательны для соблюдения на территории всей страны, тогда как региональные и муниципальные нормативные акты подлежат исполнению исключительно на территории определенных субъектов Федерации или муниципальных образований.

Ст. 76 Конституции Российской Федерации предусматривает для ее субъектов право осуществления собственного правового регулирования вне пределов ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Сюда как раз и входит деятельность принятие законов и иных нормативных актов.

Правовое регулирование субъекты РФ могут осуществлять в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации обладает рядом особенных признаков, которые проявились в последние два десятилетия и были обусловлены принятием новой Конституции.

В частности, современное правотворчество характеризуется расширенными полномочиями субъектов. Так, региональные власти впервые за десятки лет получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской государственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен законов. Так, в частности в Тюменской области это Закон Тюменской области от 05 июля 2007 г. № 10 «О муниципальной службе в Тюменской области», Постановление Правительства Тюменской области от 1 июня 2009 г. № 144-п «Об утверждении Типового положения о порядке проведения квалификационного экзамена муниципальных служащих».

Также получила активное распространение практика подписания соглашений и договоров между различными субъектами Федерации, регулирующих, как правило, социально-экономические и культурные вопросы. Сюда относятся Соглашение со Свердловской областью № 97 о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах от 16 ноября 2019 года, Соглашение с Республикой Татарстан № 40 о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 18 июня 2019 года.

Помимо этого субъекты Федерации получили право подписания подобных соглашений с иностранными государствами, а также с территориальными субъектами иностранных государств. В пример можно привести такие документы, как Совместное заявление о намерениях укрепления партнерского сотрудничества между Тюменской областью (Российская Федерация) и Землей Нижняя Саксония (ФРГ) от 5 октября 2006 года, Соглашение между Правительством Тюменской области (Российская Федерация) и Аппаратом Полномочного представителя Правительства Киргизской Республики в Джалал-Абадской области (Киргизская Республика) о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве 10 октября 2019 года.

Современное правотворчество субъектов РФ отличается довольно значительной самобытностью, которая отражает специфику и статус того или иного региона. К примеру, в республиках в большей мере принимаются кодифицированные акты — кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи.

Перед субъектами РФ стоят цели — учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства.

Так, одной из особенностей Тюменского региона являются его природные богатства. Не секрет, что на Север области является одним из крупнейших в России поставщиков черного золота. Также Тюменская область обладает уникальным национальным составом. На ее территории постоянно проживают малочисленные коренные народы Севера — ханты, манси, ненцы, селькупы. Также на Тюменской земле проживает многочисленная татарская диаспора.

Эти факторы во многом сказались на характере регионального Тюменского правотворчества.

На территории Ямало-Ненецкого Автономного округа действуют особые нормативно — правовые акты — соглашения о партнерстве и сотрудничестве с крупными нефтегазодобывающими концернами. Данные НПА заключаются между муниципальными органами власти и предприятиями, деятельность которых осуществляется на территории ЯНАО. Это также делается для осуществления помощи малочисленным коренным народностям региона.

Осуществление регионального правотворчества происходит в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В случаях, если будет установлено, что отдельные нормативные акты регионов противоречат положениям вышеперечисленным общефедеральным актам, они признаются недействительными и не подлежат исполнению.

В окончании нашей статьи хотим отметить, что современное региональное правотворчество является достаточно разнообразной деятельностью субъектов Федерации, которая обладает рядом специфических признаков. В своем исследовании мы попытались их сформулировать, а также раскрыть каждый из них на примере Тюменской области.

Литература:

1. Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999.

2. Сергевнин С. Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб.: Изд-во Юридического института, 1999.

3. Бланкенагель А. В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. — 2007. — № 1.

4. Лапаева В. В. Законодательство об общественных объединениях: правовая концепция разграничения полномочий Федерации и субъектов // Законодательство и экономика. — 2002. — № 10.

5. Нуртдинова А. Ф. Привлечение работников к сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни // Хозяйство и право. — 2005. — № 5.

6. Черепанов В. А. Федеративная реформа в России. — М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2007.

7. Умнова И. А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. — 1999. — № 11.

8. Тихомирова Л. А. Правовые формы регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Российская юстиция. — 2010. — № 12.

9. Шумилов В. М. Правоведение: Учебник. М.: Проспект, 2009.

10. Царик А. А. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в сфере массовой информации // Общество и право. — 2009. — N 4.

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, Российская Федерация, субъект РФ, акт, Киргизская Республика, муниципальная служба, правовое регулирование, соглашение, субъект, субъект Федерации.

Похожие статьи

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Как правило, субъект федерации наделены учредительной властью.

Субъекты федерации имеют право издавать правовые акты в пределах установленной для

Субъект федерации вправе иметь свою собственную правовую и судебную систему [1, с. 157].

О субъектном составе Российского федеративного государства...

Исходя из приведённого понимания феномена субъекта федерации и опираясь на комплексный анализ действующего российского законодательства, на наш взгляд, есть основания утверждать, что сложившаяся на базе Конституции РФ 1993 года структура федеративных...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

При этом собственное правовое регулирование субъектов РФ в рамках единой системы правового

Некоторые субъекты Федерации, например Тамбовская и Липецкая области

Жайкбаев Ж. С. Нормативные правовые акты субъектов федерации в правовой системе...

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти...

При определении правового статуса субъектов Российской Федерации прочно закрепилось понятие «сложносоставного» или «сложноустроенного» субъекта. Это такие субъекты, в состав которых входят автономные округа.

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов...

В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.

Проблемы и перспективы развития конституционного...

Процесс создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации далек от своего завершения. На сегодняшний день реально функционирует 16 конституционных (уставных) судов субъектов РФ: – конституционные суды республик: Адыгея, Башкортостан...

Процесс становления и перспективы правового регулирования...

В статье исследуется процесс становления правового регулирования взаимодействия субъектов России с использованием анализа основных нормативно-правовых актов федерального и регионального законодательства.

Нормативно-правовая база государственной гражданской...

Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации можно прийти к тому, что законодательство охватывает систему, состоящую из 2 уровней — федерального и регионального (субъекты РФ).

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия...

В соответствии с действующей Конституцией, в состав Российской Федерации входят 85 субъектов Федерации формально равноправных в отношениях между собой, а также во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Ключевые слова: федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ...

Похожие статьи

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Как правило, субъект федерации наделены учредительной властью.

Субъекты федерации имеют право издавать правовые акты в пределах установленной для

Субъект федерации вправе иметь свою собственную правовую и судебную систему [1, с. 157].

О субъектном составе Российского федеративного государства...

Исходя из приведённого понимания феномена субъекта федерации и опираясь на комплексный анализ действующего российского законодательства, на наш взгляд, есть основания утверждать, что сложившаяся на базе Конституции РФ 1993 года структура федеративных...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

При этом собственное правовое регулирование субъектов РФ в рамках единой системы правового

Некоторые субъекты Федерации, например Тамбовская и Липецкая области

Жайкбаев Ж. С. Нормативные правовые акты субъектов федерации в правовой системе...

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти...

При определении правового статуса субъектов Российской Федерации прочно закрепилось понятие «сложносоставного» или «сложноустроенного» субъекта. Это такие субъекты, в состав которых входят автономные округа.

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов...

В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.

Проблемы и перспективы развития конституционного...

Процесс создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации далек от своего завершения. На сегодняшний день реально функционирует 16 конституционных (уставных) судов субъектов РФ: – конституционные суды республик: Адыгея, Башкортостан...

Процесс становления и перспективы правового регулирования...

В статье исследуется процесс становления правового регулирования взаимодействия субъектов России с использованием анализа основных нормативно-правовых актов федерального и регионального законодательства.

Нормативно-правовая база государственной гражданской...

Изучая нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственной гражданской службы Российской Федерации можно прийти к тому, что законодательство охватывает систему, состоящую из 2 уровней — федерального и регионального (субъекты РФ).

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия...

В соответствии с действующей Конституцией, в состав Российской Федерации входят 85 субъектов Федерации формально равноправных в отношениях между собой, а также во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Ключевые слова: федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ...