Библиографическое описание:

Белоусова Е. Е. К вопросу о возникновении консерватизма в России [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 31-33.

В последнее десятилетие консервативное мировоззрение в России приобрело не только теоретическую, но и практическую значимость. Переосмысление консервативной идеологии с точки зрения возможности применения ее постулатов в построение государственной системы российского общества привело к необходимости глубинного изучения причин возникновения данного общественно-политического течения. Для наиболее полного и точного понимания явления консерватизма в России, необходимо в первую очередь обратиться к истокам его возникновения, историческим и политическим условиям, сопровождающим его формирование.

Политическая мысль складывается и развивается в сложной системе идеологических влияний, из которых наиболее важен идейный материал, который был сформирован в ходе предшествующего развития. Политическая мысль, выраженная в политической теории, всегда соответствует исторической обстановке, степени развития культуры, социально-политической психологии. В политических теориях выражаются политические идеи, достигающие своего расцвета и оказывающие особое воздействие на развитие не только отдельных народов, но и сопредельных цивилизаций. Это в полной мере относится и к консерватизму как одному из важнейших течений в каждом конкретном обществе и имеет свою историю, свои закономерности. Для консерватизма характерно то, что он обнаруживал себя в обществе во все времена. Такое свойство консерватизма вызвано тем, что значительные перемены в политическом и общественном укладе, отношениях требуют обоснования правомерности, необходимости и целесообразности его существования в качестве универсальной системы ценностей. Данное требование находит свое практическое воплощение в конкретной политической философии, философии консерватизма, ориентированной на защиту традиционных основ государственной и политической жизни, незыблемых ценностей и противостоящей радикальным новациям. Ее функцией выступает обоснование консервативных ценностей, которые служат основой для развития общества, страны, государства. Поэтому и во многом политической философии консерватизма присуща национальная специфика.

Консерватизм как политическая идеология возникает в Европе как реакция на социально-политические изменения, порожденные Великой французской революцией 1789 года. Как известно, в период кризисных процессов общество неизбежно сталкивается с проблемами социальной аномии, потерей ценностных ориентиров и обесцениванием общественных норм. Консерватизм же в данный период является идеологическим противовесом данных негативных явлений, выступая при этом как одна из форм традиционализма.[1, с.388]&#; Именно традиционализм являлся основой для европейского консервативного мировоззрения. Так, например, один из основателей западного консерватизма Э. Берк уделяет большое внимание роли традиции в социальной жизни общества. В настоящее время именно Э.Берка западные исследователи консерватизма считают основателем данного общественно-политического течения. В качестве философской основы консерватизма он определяет идею органической эволюции общества, сущность которой сводится к тому, что общество и его институты представляют собой результат многовековой традиции и любые потрясения поэтому не приемлемы для общества, не говоря уже о каком-либо радикализме и революции&#;[2, с.5]:

«Временные владельцы и владельцы пожизненных рент, забывая о том, что они получили от своих предков, и не думая о том, что они оставят своим потомкам, как бы не посчитали себя полновластными хозяевами и не приняли бы решения об отмене права наследования, разрушая тем самым для собственного удовольствия всю изначальную структуру общества и рискуя оставить тем, кто придет после них, руины вместо городов, и прививая потомкам столь же мало уважения к своим нововведениям, сколь мало они сами уважали институты своих праотцов. Такие частые и глубокие изменения государства, проводимые с беспринципной легкостью, как будто речь идет об изменениях моды, разрушают всю цепочку и непрерывность государственного благосостояния. Связь поколений будет утеряна… Люди уподобятся летним мухам».[3,с.116]&#; Влиянию западноевропейского традиционализма принадлежит особое значение и в формировании русского консерватизма. Именно из трудов Э. Бёрка, Ж. де Меетра, Л.-Г.-А. де Бональда, Ф.-Р. Ламенне, Ф.-О. Шатобриана русские консерваторы почерпнули и развивали идеи о бессилии индивидуального разума, об истине как результате здравого смысла или общего согласия, о влиянии традиций на общественную жизнь.&#;[4,с.7]

Однако российская консервативная мысль во многих аспектах обнаруживает ряд отличительных черт от европейской консервативной традиции. Безусловно, что данные различия связаны с конкретными обстоятельствами истории России. В частности, в период зарождения в отечественной консервативной мысли прослеживается тенденция к размытию традиционных ценностей. По мнению Э.Г. Соловьева причиной этого стал фактор догоняющего типа развития российского государства XVIII века.[5,с.137]&#; Российская правящая элита того времени широко заимствовала модели поведения, мышления, идеи и ценности из стран Европы, обладающих опережающим типом развития. Так, в своих воззрениях на происхождение государства М.М.Щербатов использовал теорию естественного права и общественного договора, однако естественные права в его понимании распространялись только на дворянство, а общественный договор трактовался как соглашение между аристократией по поводу выбора правителя и прерогатив государя.[6,с.22]&#;

В последующем, под влиянием Великой Французской революции в России происходит переход от заимствования европейского опыта к размышлению об историческом развитии родной страны, формируется достаточно самостоятельная консервативная идеология. В данный период появляются признаки отказа пресвященных слоев общества от духовного родства с Европой, происходит поиск обоснований особого исторического пути развития России. Определяется основополагающий круг духовных ценностей, основа российской государственности, которую и стремится защитить и сохранить русский консерватизм. Французская революция явилась тем поворотным пунктом в русском сознании, который поставил под сомнение сами основы европейской жизни и вызвал вопросы о смысле того, чего же достигли европейские народы в своем развитии. «В лице Карамзина... мы видим яркого представителя тех кругов российского дворянства, которые от... заимствования европейского опыта перешли к напряженной рефлексии об исторических судьбах родной страны. Французская революция, несомненно, стимулировала этот процесс и ввела его в консервативное русло».&#;[7, с.19] В качестве самобытной традиции, определяющей всю историю России, Н.М. Карамзин выделил российскую самодержавную государственность: «Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменой государственного Устава ее она гибла и должна погибнуть, составленная из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои собственные гражданские пользы». «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием».&#;[8,с.143] Кроме того Н.М. Карамзин в своих ранних произведениях стремился привлечь внимание читателей к «народности», хотя и в духе традиционализма XVIII в. Эти же настроения звучали в собраниях «Бесед любителей русского слова» — литературного объединения дворянской интеллигенции. По понятиям тогдашних «архаистов», народ представал как «индивид высшего порядка», как некая «автономная и замкнутая в себе субстанция, не разложимая механически на отдельных индивидов».&#;[9,с.85] По мнению Ю.М. Лотмана, такое обращение к народу как «единице истории» неизбежно ставило «вопрос о принципах национальной психологии».&#;[10,с.89]

В последующем С.С. Уваровым были сформулирована основополагающая триада русского консерватизма «православие, самодержавие, народность». Необходимо отметить, что определение православного христианства в качестве идейного истока консерватизма наиболее значимо. На православный принцип непостижимости Бога опирался присущий русским консерваторам иррационализм. Кроме того, они восприняли и аксиологические устремления в философско-исторических взглядах восточного христианства. При этом именно православие придавало русскому консерватизму своеобразный, самобытный характер, так как идеи, воспринимавшиеся у западных мыслителей, во многом трансформировались под его влиянием. Итак, программа нового царствования была выражена в словах «православие, самодержавие, народность». Эта «триединая формула», сознательно противопоставленная известному революционному девизу «свобода, равенство, братство», во многом напоминала идеологию Карамзина, но вместе с тем существенно от нее отличалась. Отметим несколько таких отличий, самых существенных, на наш взгляд: 1) в третьем члене формулы — «народности» — находила выражение не только националистическая тенденция, но также, и даже прежде всего, стремление самодержавия расширить свою, если можно так выразиться, «социальную базу» или, другими словами, получить непосредственную опору в «народе» (в широком значении этого слова); 2) формула Уварова, таким образом, противостояла идее Монтескье (столь близкой Карамзину) о посредничестве между властью и народом, отвергала претензии дворянства на такое посредничество. В данном случае «верноподданный» народ противопоставлялся в официальной идеологии оппозиционно настроенному дворянству; 3) уваровская «народность», в отличие от национализма Карамзина, не содержала в себе никаких антибюрократических акцентов, критики злоупотреблений самодержавия. Напротив, именно в бюрократии Уваров усматривал подлинно «народную» систему, открывающую перед каждым возможность социального продвижения. Систему, принципиально отличную от аристократизма, а значит, гарантированную от социальной революции.

Таким образом, мы видим, как постепенное осмысление правящей элитой исторических процессов, происходящих в Европе, а так же осознание самобытности русской народности, особой национальной ментальности, легло в основу консервативной мысли России. Уже на первых этапах своего развития русский консерватизм характеризовался рядом отличительных особенностей, которые позволяют выделить его в отдельное направление консервативной мысли. Однако, нужно отметить и то, что различные направления консерватизма (английское, немецкое, французское, русское) развивались при непосредственном взаимном влиянии друг на друга.

&#;[1] Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С. 388-397

&#;[2] Жирнов Н.Ф. Политические идеи консерватизма в наследии Эдмунда Берка: преемственность и развитие: дис…докт.полит.наук: 23.00.01. - М.,2009. - 499 с.

&#;[3] Берк Э. Размышление о революции во Франции // Социс. – 1991.- № 6. – С.116

&#;[4] Жирнов Н.Ф. Политические идеи консерватизма в наследии Эдмунда Берка: преемственность и развитие: дис…докт.полит.наук: 23.00.01. - М.,2009. - 499 с.

&#;[5] Соловьев, Э.Г. У истоков российского консерватизма // Полис. – 1997. – N 3. – С.137-147.


&#;[6] Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую Г-на С... швецкаго дворянина: [Фрагменты романа] // Взгляд сквозь столетия: Рус. фантастика XVIII и первой половины XIX века / Сост. и авт. коммент. В. Гуминский; предисл. А. Казанцева. М.: Мол. гвардия, 1977. с.22-68.


[7] Соловьев Э.Г. О некоторых особенностях формирования консервативного идейного комплекса в России. К постановке проблемы // Проблемы общественно-политической мысли в зеркале новой российской политологии. М., 1994. С. 19.

[8] Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Быть России в благоденствии и славе : послания великим князьям, царям, императорам, политическим деятелям о том, как улучшить "государственное устроение" / Российская государственная библиотека (РГБ) ; сост. В. И. Десятерик, В.В. Дементьев, В. В. Федоров . – М.: Пашков дом, 2002. – С. 143-206.


[9] Лотман Ю.М. Идея исторического развития в русской литературе XVIII –– начала XIX столетия // XVIII век. Сб. 13. Л., 1981. С. 85.

&#;[10] Лотман Ю.М. Идея исторического развития в русской литературе XVIII –– начала XIX столетия // XVIII век. Сб. 13. Л., 1981. С. 89.


Основные термины (генерируются автоматически): Политические идеи консерватизма, философии консерватизма, русского консерватизма, понимания явления консерватизма, политической философии консерватизма, формировании русского консерватизма, возникновении консерватизма, русского консерватизма «православие, философской основы консерватизма, основателей западного консерватизма, западные исследователи консерватизма, истоков российского консерватизма, консервативной мысли, идейного истока консерватизма, свойство консерватизма, заимствования европейского опыта, различные направления консерватизма, наследии Эдмунда Берка, начала xix столетия, –– начала xix.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос