Библиографическое описание:

Соловьев В. С. Развитие системы предупреждения преступлений против общественной нравственности, совершаемых в отношении несовершеннолетних в СССР и России в XX веке [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 64-69.

Проблема предупреждения преступлений против общественной нравственности, совершаемых в отношении несовершеннолетних, в начале ХХ века остро встала перед российским обществом. В 1910-1915 гг. в связи с войнами резко увеличилась общая численность проституток. Отмечался взрыв малолетней проституции ввиду ослабления в семье мужского контроля, так как многие отцы и старшие братья были призваны в армию. Врачебно-полицейские комитеты были почти бессильны контролировать детскую проституцию, поскольку после задержания и опроса детей их возвращали родным, которые часто сами провоцировали их на это занятие.

В первый период Советской власти (до 1930 г.) был получен значительный эмпирический материал, отражающий социально-бытовую характеристику проституции, в том числе проституции несовершеннолетних. В этот период основной причиной вступления несовершеннолетних на путь проституции явилось массовое сиротство и беспризорность. В 1923 г. более половины несовершеннолетних, торговавших собой, были беспризорными. Следует отметить также тесную взаимосвязь детской проституции с криминальной средой.

Формированию в обществе новых нравственных устоев мешало и «декларативное утверждение партии о том, что при социализме не может быть проституции и порнографии, поскольку они не соответствует моральному облику строителя коммунизма» [1]. Именно этим ученые объясняют тот факт, что в законодательстве того времени не содержалось норм, направленных на защиту общественной нравственности, в частности от влияния порнографической продукции, а также отсутствовала система предупреждения таких преступлений.

Обязанность цензуры печатных изданий в это время возлагалась на Главное управление по делам литературы и издательств. За издание и распространение печатной продукции порнографического характера можно было привлечь к ответственности, но только как за нарушение правил и обязательных постановлений для размножения и выпуска в свет печатных произведений. С 1926 года перечень правил был расширен и стал регламентировать не только размножение и выпуск печатных произведений, но и показ кино-, фотоматериалов.

Преступным считалось нарушение установленных правил, но в законодательстве РСФСР термин «порнография» даже не упоминался. К установленным правилам при этом относились требования цензуры. Так, в п. 3 Положения о Главном Управлении по делам литературы и издательства указывалось: «Главное Управление по делам литературы и издательства и его органы воспрещают издание и распространение произведений: … д) носящих порнографический характер» [2]. Никаких признаков этих произведений не раскрывалось.

Параллельно с этим в документе «О мерах по борьбе с проституцией» 1922 года подчеркивалось, что Советское государство не ставит целью вторгаться в сферу половых отношений. Правовое регулирование в данной области допустимо лишь в случаях применения насилия, для охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также когда в них есть элементы паразитизма, угроза распространения венерических заболеваний и другие общественно опасные последствия.

Система мер в тот период предусматривала два основных направления: предупреждение проституции и борьбу с существующей проституцией. Первое из них обеспечивалось мероприятиями по ликвидации женской безработицы, женской и детской беспризорности, по охране женского труда, материнства и младенчества. Второе направление обеспечивалось предупреждением развития проституции путем усиления борьбы со спросом на такие услуги и пособничеством.

В принятом УК РСФСР 1922 года предусматривалась уголовная ответственность как за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, так и за два посягательства на общественную нравственность. Статья 170 УК РСФСР 1922 г. «Принуждение из корыстных или иных личных видов к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия» и статья 171 УК РСФСР 1922 г. «Сводничество, содержание притонов разврата, а также вербовка женщин для проституции» влекли наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, а статья 171 предусматривала и дополнительное наказание в виде конфискации всего или части имущества. Если же вовлеченные в проституцию состояли на попечении или в подчинении обвиняемого, то наказание повышалось на срок не ниже пяти лет лишения свободы [3]. Однако уже в УК РСФСР 1926 года, несмотря на усиление наказания за принуждение к занятию проституцией, сводничество, содержание притонов разврата и вербовку женщин для занятия проституцией до пяти лет лишения свободы с конфискацией всего или части имущества, исчезает норма об ответственности за вовлечение в проституцию несовершеннолетних.

В 1923 г. был организован Центральный совет по борьбе с проституцией, в который входили работники Наркомздрава, представители милиции и профсоюзов. Определенные новации появились и в профилактической деятельности, они состояли во взаимосвязи диспансеров, лечебно-воспитательных профилакториев, колоний и профилактических мер, предпринимаемых милицией.

Согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О мерах борьбы с проституцией» 1929 г., для искоренения этого негативного явления привлекались Народные комиссариаты труда, соцобеспечения, здравоохранения, юстиции, просвещения и внутренних дел.

Создавались специальные службы патронажа, осуществлявшие заботу о женщинах, занимающихся этим ремеслом. При этом деятельность службы ограничивалась созданием артелей и трудовых профилакториев, куда женщины-проститутки помещались как добровольно, так и принудительно. В профилакториях проститутки осваивали рабочие профессии, работали в швейных мастерских, учились грамоте, получали необходимую медицинскую помощь, проходили курс лечения от венерических заболеваний. Государство не только финансировало деятельность службы социального патронажа, но и брало на себя заботу о судьбе оставшихся без средств к существованию несовершеннолетних детей женщин, помещенных в трудовой профилакторий [4].

На наркомат просвещения РСФСР возлагалась работа по проведению мероприятий, направленных на ликвидацию детской проституции, путем охвата всех контингентов соответствующими учреждениями социального воспитания.

С 1929 года к борьбе с проституцией стали привлекать пролетарскую общественность, на предприятиях создаются ячейки по борьбе с проституцией. Средства массовой информации разворачивают кампанию по преследованию клиентуры проституток.

В 30-е годы начался рост посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних, их вовлечение в преступную и в другие виды антиобщественной деятельности, в том числе и в занятие проституцией. Поэтому 7 апреля 1935 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» в УК РСФСР была введена норма об уголовной ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность (в том числе, в занятие проституцией).

По мнению ученых, в середине 30-х гг. несовершеннолетние составляли около 17% всех от общего числа лиц, занимавшихся проституцией [5]. Начиная с этого времени в борьбе с посягательствами на общественную нравственность приоритет отдается административно-силовым методам. В октябре 1937 г. профилактории для асоциальных элементов вошли в гулаговскую систему. Любое посягательство на коммунистическую мораль приравнивалось к политическому преступлению, посягающему на авторитет советской власти.

В это же время в уголовном законодательстве появляется статья об ответственности за распространение порнографических материалов или предметов. Это связано с ратификацией СССР в июле 1935 г. Женевской конвенции 1923 г. «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими». Выполняя взятые на себя обязательства, ВЦИК СССР 17 октября 1935 г. издал Постановление «Об ответственности за изготовление, хранение и рекламирование порнографических изданий, изображений или торговлю ими». Постановление предписывало правительствам союзных республик установить ответственность за изготовление, распространение и рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений и иных предметов, а также торговлю ими или хранение с целью продажи или распространения. Несмотря на отсутствие ответственности за распространение порнографических изображений несовершеннолетних, данный документ явился значительным шагом вперед в механизме защиты общественной нравственности и нравственного развития несовершеннолетних.

В конце 40-х — начале 50-х гг. правоохранительные органы ослабили борьбу с содержателями притонов, с половыми посягательствами на несовершеннолетних, вовлечением их в занятие проституцией и привлечением к изготовлению порнографической продукции, хотя нормативная база для этого существовала. В эти годы партийными руководителями Советского Союза официально заявлялось, что в СССР проституция и порнография ликвидированы, поскольку исчезли условия, порождающие и питающие их.

Этим продиктованы и изменения, произошедшие в законодательстве. С 1960 года незаконными стали признаваться вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией, содержание притонов разврата и сводничество. Вовлечение совершеннолетних лиц в занятие проституцией выпало из поля зрения законодателя.

В это время привлечение лица, занимающегося проституцией к ответственности было возможно только за бродяжничество, попрошайничество или ведение иного паразитического образа жизни, что практически исключалось в том случае, если лица, занимающиеся оказанием платных сексуальных услуг, имели другую работу [6].

В силу идеологических соображений открытое научное изучение проституции и порнографии, в том числе с участием несовершеннолетних, было постепенно прекращено, а аналогичные исследования проводились «для служебного пользования» с запретом на публикации. Эти проблемы были отнесены к числу латентных, о них упоминалось лишь как об исключительных случаях девиантного поведения. Только в 80-е годы XX века исследования были возобновлены.

Возрождение в 80-е годы XX века научных исследований проституции, в том числе проституции несовершеннолетних, позволило увидеть следующие цифры. В 1989 году анкетированию в Москве были подвергнуты 250 проституток, из числа которых 57 (23%) оказались несовершеннолетними. Распределение несовершеннолетних проституток по возрасту таково: от 15 до 17 лет – 51 человек (89,5%); 14 лет – 5 человек (8,7%) и одна 13-летняя. Кроме того, получены данные, что в основном (около 70%) на путь проституции молодые девушки встают до достижения совершеннолетия [7].

С началом в СССР перестройки многие запреты ослабли, нравственные устои общества пришли в упадок. Произведения эротической литературы, эротическая живопись и фотография стали доступны для читателей и зрителей. Одновременно с этим наблюдается наплыв продукции откровенно порнографического содержания в основном зарубежного производства.

Верховный Совет СССР 12 апреля 1991 г. принимает Постановление «О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости». В нем указывалось, что общество, признавая неотъемлемое право каждого человека на свободу творчества, удовлетворение культурных и духовных потребностей, выражает тревогу в связи с распространением кино-, видео-, печатных изданий и другой продукции, пропагандирующих порнографию, показом в ряде телевизионных передач, спектаклей, программ сцен, оскорбляющих человеческое достоинство, национальные и религиозные чувства народов, способствующих совершению правонарушений, психическими расстройствами среди детей и молодежи.

Это свидетельствует о том, что государство осознает масштабы распространения порнографической продукции и ее негативное влияние на нравственное и психическое развитие молодежи. Вместе с тем, в первоначальной редакции УК РФ 1996 года не было уголовной ответственности за распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

По оценкам многих ученых, в 90-е годы наметилась тенденция формирования таких социально опасных явлений, как широкое производство и сбыт порнографических сочинений с использованием изображений детей. В это же время по экспертным оценкам в одной только Москве около 100 тысяч человек занимаются проституцией, из них 20-25 % несовершеннолетние и дети [8]. Становится очевидно, что образуется единое негативное социальное явление – вовлечение детей в секс-индустрию, объединяющую в себе их вовлечение в занятие проституцией и использование для изготовления порнографической продукции.

Использование несовершеннолетних для изготовления порнографических материалов или предметов должно было влиять степень общественной опасности и отягчать наказание. Но законодательство России не учитывало этот факт, а также появление новых, нетрадиционных для страны форм вовлечения детей в отечественный, зарубежный и международный секс- и порнобизнес. Состояние правовой защиты несовершеннолетних в 90-е годы XX века не соответствовало общепризнанному принципу приоритетной защиты государством прав и законных интересов детей, требованиям международного права, не учитывало возрастающей общественной опасности, сложившейся и прогнозируемой криминальной ситуации в сфере преступных посягательств на физическое и психическое здоровье детей и общественную нравственность.

Первый проект закона, предусматривающий усиление уголовной ответственности за распространение порнографических материалов с изображениями несовершеннолетних был внесен в 1997 году. С целью недопущения вовлечения несовершеннолетних в изготовление и оборот порнографической продукции предлагалось установить наказание не только за вовлечение, но и за использование изображений несовершеннолетних в «обороте продукции и услуг сексуального характера». Однако этот проект до конца ХХ века так и не был принят.

В результате исследования генезиса системы противодействия преступлениям против общественной нравственности, совершаемым в отношении несовершеннолетних, можно сделать ряд выводов.

Несмотря на постоянное совершенствование законодательства, направленного на защиту нравственного развития несовершеннолетних, а также реализацию иных государственных мер, такие негативные социальные явления как вовлечение молодежи в проституцию и другие проявления «сексуального бизнеса» существовали во все времена, остаются и процветают по сей день.

Результаты научных исследований, проводимых в конце XIX, середине и конце XX века свидетельствуют о том, что принимаемые государством правовые и организационные меры далеко не всегда эффективны, а количество несовершеннолетних, занимающихся проституцией, не только не уменьшается, но и продолжает расти. Помимо этого, статистика свидетельствует, что во все времена более половины лиц, занимающихся проституцией, вовлекались в эту деятельность в несовершеннолетнем возрасте.

Необходимо дальнейшее совершенствование правовых норм, защищающих общественную нравственность, направленных против вовлечения несовершеннолетних в широко распространенную индустрию «сексуального бизнеса». Кроме того, необходимо совершенствование деятельности правоохранительных органов и других субъектов профилактики указанной группы преступлений и правонарушений.


Литература:
  1. Криминальная сексология / Ю. М. Антонян, А. А. Ткаченко, Б. В. Шостакович; Под ред. Ю. М. Антоняна. М.: Спарк,1999. С. 21.

  2. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. Учебное пособие. М.: Изд. АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. С. 212.

  3. Отечественное законодательство XI-XX веков / под ред. О.И. Чистякова. М., 2000. – Ч.1. С. 307.

  4. Габиани А.А. О правовых мерах по ограничению проституции и ее социально опасных последствий // Советское государство и право. – 1991. – №2. С. 21-22.

  5. Левина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. — 40-е гг. XX в.). М.,1994. С. 72.

  6. Российская криминологическая энциклопедия / под ред. А.И. Долговой. М.: Норма - Инфра-М, 2000. С. 620.

  7. Проституция и преступность / Ред. и сост. Ю. М. Хотченков; Отв. ред. И. В. Шмаров. М.: Юрид. лит.,1991. С. 211.

  8. Станская А.А. Проституция несовершеннолетних – социальная и правовая проблема общества / Науч. ред. докт. юрид. наук, профессор С.Ф. Милюков. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2005. С.73.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие проституцией, числе проституции несовершеннолетних, УК РСФСР, общественной нравственности, отношении несовершеннолетних, порнографической продукции, вовлечение несовершеннолетних, общественную нравственность, половой неприкосновенности несовершеннолетних, годы xx века, нравственного развития несовершеннолетних, содержание притонов разврата, занятию проституцией, изображений несовершеннолетних, изображениями несовершеннолетних, распространение порнографических, вовлечения несовершеннолетних, порнографических материалов, распространение порнографических материалов, порнографических изображений несовершеннолетних.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос