Автор: Егоров Вадим Валерьевич

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Челябинск, апрель 2011)

Статья просмотрена: 800 раз

Библиографическое описание:

Егоров В. В. Фашистское государство: идеология и практика [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/37/348/ (дата обращения: 16.12.2017).

Фашизм – важнейшая проблема современной России, зло антиобщественного и антигосударственного масштаба.

Тучи фашизма сгустились над Россией, и вряд ли сегодня кто-то может убедительно оспорить тот факт, что фашистский террор не угрожает благополучию и целостности нашей великой Родины.

Фашизм сумел охватить собой все слои общества, независимо от национальности, вероисповедания, социального статуса конкретного индивида.

Фашизм угрожает целостности России. Победить его – значит сохранить страну отцов и дедов.

По моему мнению, для того, чтобы победить фашизм необходимо понять его природу, а для этого нужно изучить основы фашистского государства.

Составной частью фашистской идеологии была концепция тоталитарного государства, призванная «обосновать» установление фашизмом узурпации и жёсткой территориальной диктатуры. Фашисты создали жёсткое тоталитарное государство. Ликвидировались все представительные, парламентские формы государственного устройства, был введён полный государственный контроль над всеми сферами общественной и личной жизни граждан, жёстко подавлялись любые оппозиционные выступления граждан, т.е. устанавливалась открытая тоталитарная диктатура. [3, С. 146]

Первостепенная роль государства, провозглашённая фашистами, заключалась в том, чтобы взять на себя претворение в жизнь национального предназначения. Это означает с одной стороны, что государство берёт на себя ответственность, как фактическую, так и духовную, что позволяет ему путём идеологической унификации осуществить полное подчинение общества основному делу нации, а с другой стороны, что государство не может допустить ни малейшего посягательства на единство нации. Фашизм активно поднимает на щит примирение между индивидуумом и государством, но из этого примирения вытекает, как объединительная функция, так и репрессивная.

«Фашизм – провозглашает Муссолини, - тоталитарен, и фашистское государство - синтез и общность всех ценностей, выражает всю жизнь народа, движет его и господствует над его жизнью». [4, C. 67]

Важную особенность фашизма составляет специфика его отношений с народными массами. Он заключается в его способности устанавливать широкие связи, активизировать население в целях эксплуататорского строя. Фашизм – это попытка дать широкий ответ на потребности производственных сил. [5, С. 146]

По мнению М.И. Филатова, идеология фашистского тоталитаризма непосредственно связана с трудами Ф. Ницше. В книге «Нацистские мифы вчера и сегодня. Критика литературно-политических спекуляций нацизма и неонацизма» Филатов указывает: «Ницше в своей идеологии видное место уделял культу силы, «высшего человека», не признающего никакой морали. Ницше проповедовал культ войны. Он учил, что война пробуждает первобытные инстинкты, а жизненное положение, когда врагов много и есть лучшее положение». [8, C.79]

По моему мнению, позиция Ф. Ницше действительно близка духу фашистской идеологии, но в своих трудах Ницше проповедовал культ храбрости, определял характерные черты сверхчеловека и никак не стремился создать фундамент идеологии тоталитарного государства.

«В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель. Смотрите, братья мои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку?» [6, C.77, 92]

Для подавления инакомыслящих фашисты создали специальные вооружённые отряды: СА, СС, тайная полиция (гестапо) и т.д. А. Гитлер цинично признавал, что эти отряды создавались для подавления рабочего класса.

Построенное на принципах фюрерства фашистское тоталитарное государство являло собой страшную систему духовного и физического подавления трудящихся, всех демократически настроенных граждан. Фашисты создали специальную систему тоталитарного контроля за всеми сферами жизни людей. Детей же они зачисляли в фашистские организации: «Сыны Волчицы», «Балилла», «Авангардисты» и др. Все, начиная с 6-летних детей, давали клятву служить фашизму до последней капли крови. Подобная политика вела к тоталитарному контролю за поведением и мышлением людей. [3, С. 157]

Фашисты стремились объединить аппарат власти с крупнейшими монополиями. Представители монополий, выступая в качестве руководителей предприятий, занимали ответственные ключевые посты в государстве. В каждом округе страны назначался «доверенный труда», курировавший вопросы, связанные с условиями труда и выплатой заработной платы. [1, C. 122]

По моему мнению, фашистские идеологи активно подавляли волю рабочего класса с целью перенаправить естественное стремление индивида к труду и выработать у него стойкое желание бороться с неким противостоящим классом инородцев. Для этого использовалось желание угнетённого класса освободиться от стесняющих пут и противостоять подавляющему классу, который фашистами рассматривался, как класс инородцев, хотя именно фашистский тоталитарный режим лишил население своих стран демократических прав и свобод.

А. Гитлер считал, что государство – средство, необходимое для того, чтобы вести нацию к достижению её целей.

Б. Муссолини заявлял о высокой роли государства, обеспечивающего организацию нации в политическом, юридическом и экономическом аспектах.

По мнению фашистского идеолога Примо де Ривера, либеральное государство разделяет, в то время как государство должно объединять. Оно разрушает духовное единство нации мажоритарной системой и сеет ненависть и раскол.

По мнению теоретика итальянского фашизма Д. Джентиле, либеральное государство не может осуществлять общую волю, поскольку оно основывается на ложном понимании свободы и противопоставляет свободного человека самому себе, являясь при этом всего лишь посредником, примиряющим интересы.

Осуждение либерального государства и результатов его деятельности приводит к категорическому утверждению, что государству необходимо предоставить неограниченную власть, поскольку именно оно претворяет в жизнь судьбу нации. [4, C. 69 – 72]

Философствующие фашисты: Р. Кронер, П. Глокер, П. Фрайер воспевали тоталитаризм, сильное государство, волю фюрера, требовали строить государство на иерархических принципах, в духе средневековых сословных государств. Они «доказывали», что сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определёнными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом имеет, в сущности, неограниченную власть над подчинёнными ему фюрерами.

Они доказывали, что государство является воплощением расовой, народной общности, общности наций и крови. Утверждали, что единство государства возможно только на основе профессионально-сословного строя, базирующегося на строгом соподчинении сословий и корпораций по рангу и потому, якобы, не знающего никаких классов и классовой борьбы. [3, C. 150, 152]

Фашистский идеолог О. Шпенглер строил «новую концепцию расового интернационализма». По его мнению, «истинный интернационал возможен лишь в результате победы идеи одной расы над всеми другими, а не путем растворения всех точек зрения в едином, бесцветном целом». [2, C. 89]

По мнению, С. Судимана, члена руководства компартии Индонезии, политический режим Индонезии 60 – 70 х. годов XX в. был неофашистским. Вся государственная власть, её институты и учреждения находились в монопольном подчинении военных и прочих реакционных кругов. После 1971 г. проводился роспуск политических партий. Жертвами преследований становились: патриоты, демократы, коммунисты. Преследовались идеалы демократии и гуманизма. Судиман отмечал, что на острове Буру был расположен крупнейший концентрационный лагерь, где томились десятки тысяч коммунистов и демократов, представителей национальной интеллигенции – учёных и писателей. Общее число политических заключённых составляло сотни тысяч. [7, C. 27]

По моему мнению, фашистские идеологи строили государство на началах морального и физического подавления сограждан, направляя волю индивида на служение провозглашённым ценностям фашизма, за которыми, в действительности, стояли интересы буржуазного класса, пришедшего к власти.

Фашистский политический режим, установившийся в Германии и Италии 30 – 40 х. гг. XX в., своей идеологией подавления принёс разрушение и многомиллионные человеческие жертвы странам Евразии.

Общие людские потери достигли 50-55 миллионов человек, на фронтах убито 27 миллионов. Огромные потери понёс СССР – 27 миллионов человек. [9, электронный ресурс]

В историографии Вторая мировая война характеризуется, как борьба свободолюбивых людей против фашизма. [10, электронный ресурс]

По моему мнению, важнейшая задача россиян - недопущение фашистов к власти в нашей стране.


Литература:
  1. Shumann H.G. Nationalsozialismus und Gewerkshaftsbewegung. Hannover, 1958 S. 122

  2. Spengler О. Politische Schriften. Preussentum und Sozialismus. München, 1933. S. 89.

  3. Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика – М.: Высшая школа, 1985 С.146, 150, 152, 157

  4. Бурдерон Р. «Фашизм идеология и практика»; пер. с фр. Е.Н. Феерштейн М.: Прогресс, 1983 С. 67, 69 - 72

  5. Галкин А.А. Социология неофашизма М.: Наука, 1971 С.146

  6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра М.: Мир книги, 2006 С. 77, 92

  7. Печенев В. А. Современный фашизм: его обличие и борьба с ним. Прага: Мир и социализм 1975 С. 27

  8. Филатов М.И. Нацистские мифы вчера и сегодня. Критика литературно-политических спекуляций нацизма и неонацизма Алма-Ата: Казахстан, 1979 С. 79

  9. Википедия. Вторая мировая война http://ru.wikipedia.org/wiki/WW2#.D0.98.D1.82.D0.BE.D0.B3.D0.B8_.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D1.8B

  10. БСЭ. Вторая мировая война http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Вторая%20мировая%20война%201939-1945/

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, тоталитарное государство, литературно-политических спекуляций нацизма, Критика литературно-политических спекуляций, мировая война, либеральное государство, тоталитарного государства, фашистские идеологи, жёсткое тоталитарное государство, фашистской идеологии, физического подавления, фашистское тоталитарное государство, единство нации, идеологии тоталитарного государства, идеология фашистского тоталитаризма, мнению фашистского идеолога, неограниченную власть, концепция тоталитарного государства, основы фашистского государства, Фашистское государство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос