Семья: сохранять или нет (случай из практики) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Семейное право

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Тюрина, М. В. Семья: сохранять или нет (случай из практики) / М. В. Тюрина. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/359/15601/ (дата обращения: 25.04.2024).



В социально-реабилитационном центре одной из основополагающих целей является защита прав и интересов несовершеннолетних, являющихся воспитанниками центра, в соответствии с 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. В данном случае важно понимать, что, зачастую, дети, попавшие в такой центр, являются социальными сиротами, фактически имеющими законных представителей (родителей).

Одним из основных направлений в части защиты прав несовершеннолетних является профилактическая работа с родителями, однако, нередки случаи, когда конечным результатом такой работы является подача искового заявления в суд о лишении родительских прав и взыскании алиментов.

Именно о работе в суде и хотелось бы «поделиться». И, в данном случае, хочется остановиться на одном наиболее ярком примере.

В учреждение (отделение диагностики и социального обслуживания — стационарная форма социального обслуживания) повторно в 2019 году поступил несовершеннолетние К. (4 года) и А. (6 лет). Ранее семья состояла на социальном патронаже в учреждении, как семья «группы социального риска».

По факту зачисления несовершеннолетних в учреждение обратилась их бабушка по линии отца, так как отец несовершеннолетних находился в местах лишения свободы, а мать несовершеннолетних самоустранилась от исполнения родительских обязанностей.

Ранее несовершеннолетние пребывали в учреждение в 2016–2017 годах до того момента, как мать [2] и отец [3] не попали в места лишения свободы за совершение преступлений, связанных с оборотом наркотических средств. Несовершеннолетние были переданы под опеку бабушке.

Учитывая особенности развития детей (ослабленное состояние здоровья, психическое состояние детей), дети, как и при первом поступлении, были переданы в семейно-воспитательную группу. Хотелось бы отдельно сказать о том, что в учреждении создана и функционирует форма устройства детей — семейно-воспитательная группа. Несовершеннолетние обеспечиваются продуктами питания, одеждой, обувью, канцелярскими товарами, учебными принадлежностями, средствами личной гигиены за счет бюджета Московской области.

В центре работает музыкальная гостиная, практико-игровой комплекс «Мой дом» по типу мини — квартиры, здесь проводятся занятия кружков: «Рукодельница», «Кулинария». К услугам детей имеется компьютерный класс, гимнастический зал, сенсорная комната (комната психологической разгрузки). Все эти мероприятия также имеют право посещать несовершеннолетние, проживающие в СВГ.

С целью коррекции и развития речи четыре раза в неделю воспитанник СВГ может посещать занятия с логопедом. Для эмоционального развития ребенка используют театрализованную сказкотерапию. На занятиях в сенсорной комнате несовершеннолетний приобретает навыки расслабления, релаксации. Важным направлением в работе отделения является оздоровление детей.

С этой целью оборудован медицинский блок, сотрудники которого работают на основании лицензии. Детям, находящимся в СВГ, при наличии финансирования, выделяются путевки в оздоровительные лагеря.

За здоровьем детей следит врач-педиатр, постовые медицинские сестры, старшая медицинская сестра, диетсестра. При наличии потребности в медицинской помощи, воспитанник СВГ всегда может обратиться в учреждение.

С воспитанниками СВГ и семейными воспитателями регулярно проводит консультации психолог учреждения. СВГ находится под контролем специалиста по работе с семьей, который регулярно поддерживает связь с семейным воспитателем, дает рекомендации по воспитанию и содержанию ребенка, а также может направить на консультацию к другим специалистам центра.

При повторном поступлении в 2019 году специалисты учреждения прежде всего начали профилактическую работу, направленную на возвращение детей в биологическую семью — своей матери. Однако, желаемого результата данная работа не принесла. Когда мать несовершеннолетних досрочно была освобождена из мест лишения свободы, бабушка несовершеннолетних по линии отца, которая фактически взяла на себя обязанности по воспитанию и содержанию детей, была готова принять свою невестку у себя дома, предоставить жилое помещение, помогать с воспитанием детей, но мать несовершеннолетних такую помощь принять отказалась.

На заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Коломенского городского округа был решен вопрос о необходимости подачи искового заявления в суд учреждением «О лишении родительских прав и взыскании алиментов», учитывая, что мать детей явилась на заседание КДН и ЗП и озвучила, что она согласна с лишением ее родительских прав.

Результатом судебного заседания стало Решение суда — удовлетворение исковых требований учреждения частично (родительских прав была лишена только мать несовершеннолетних) [4]. А отец несовершеннолетних смог предоставить в суд документы из исправительного учреждения, где подтверждался факт его исправления и желание в дальнейшем воспитывать детей после освобождения. И тут, конечно, позиция суда понятна (лишение родительских прав — крайняя мера), но может ли отец, факт потребления и распространения наркотических средств которым нашел подтверждение в приговоре суда, в дальнейшем в полной мере исполнять свои родительские права?!

Далее Управление опеки и попечительства МО МО по Коломенскому муниципальному району, в соответствии со ст. 145–148.1 Семейного Кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48 — ФЗ, Законом Московской области от 29.12.2007 № 240/2007 — ОЗ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства Московской области», Порядком выплаты ежемесячных денежных средств и ежегодного денежного пособия на детей, находящихся под опекой (попечительством», в приемных семьях, в детских домах семейного типа в МО, утвержденным Постановлением Правительства МО от 27.02.2008 № 127/5 (с изм. От 14.08.2008 № 676/30, от 02.03.2011 № 173/7), намерено передать детей К. и А. в замещающую семью (под опеку бабушке по линии отца).

А как будет дальше, после освобождения отца несовершеннолетних, покажет жизнь… И в этом случае возникает вопрос, правильно ли в данном случае было сохранять такую семью или нет?!

Следует обратить внимание, что в 2018 и в 2019 годах около 40 % процентов всех детей, являющихся воспитанниками учреждения, поступили на основании Актов о помещении несовершеннолетнего в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (по акту полиции) и только около 15 % из этих несовершеннолетних отчисляются именно в родную семью.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177.
  2. Архив Коломенского городского суда. Гражданское дело № 1-175/2017
  3. Архив Коломенского городского суда. Гражданское дело № 1-376/2017
  4. Архив Коломенского городского суда. Гражданское дело № 2-2601/2019
Основные термины (генерируются автоматически): линия отца, место лишения свободы, Московская область, исковое заявление, мать, профилактическая работа, ребенок, семейно-воспитательная группа, семья, сенсорная комната, социальное обслуживание, учреждение.

Похожие статьи

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

Особое место занимает групповой метод работы с неблагополучной семьёй — тренинг. Социально-психологический тренинг ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [8,28].

Технологии социальной работы с осужденными...

Социальная работа в местах лишения свободы. Практика показала, что осуществление в местах лишения свободы психологической и социальной работы

– помощь в решении проблем с жильем — исковые заявления в суд, поиск жилья и т. п. (часто некоммерческие...

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи.

Центр социальной помощи семье и детям «Семья» в г. Саратов в соответствии с

Попадая в место благополучия и душевного равновесия, дети начинают терять воспоминания...

Социальная реабилитация несовершеннолетних после...

Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы.

социально-педагогическая реабилитация — направлена на решение задач «педагогической

Мобильный центр занятости», Саратовская область — созданы...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами, а так же необходимо учитывать такие...

Педагогическое сопровождение социализации подростка из...

Социальная работа с неблагополучными семьями включает социально - педагогическую , социально -психологическую, социально

социальная работа, семья , ребенок , неполная семья , родитель, общеобразовательное учреждение, семейный досуг, семейная ситуация...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

ребенок , попечение родителей , родитель , семья , родная семья , место лишения свободы, сохранение ребенка , учреждение . Особенности правового регулирования воспитательной... Следует различать органы опеки и попечительства и лиц, осуществляющих опеку или...

Системная работа с семьей особого ребенка: актуальность...

Семья — уникальная воспитательная среда, семья и специалисты, работающие с «особыми» детьми — это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка. «Прийти вместе — это начало...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы

Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и

Семейная адаптация детей, проживающих в интернатных учреждениях, является важным...

Похожие статьи

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

Особое место занимает групповой метод работы с неблагополучной семьёй — тренинг. Социально-психологический тренинг ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [8,28].

Технологии социальной работы с осужденными...

Социальная работа в местах лишения свободы. Практика показала, что осуществление в местах лишения свободы психологической и социальной работы

– помощь в решении проблем с жильем — исковые заявления в суд, поиск жилья и т. п. (часто некоммерческие...

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи.

Центр социальной помощи семье и детям «Семья» в г. Саратов в соответствии с

Попадая в место благополучия и душевного равновесия, дети начинают терять воспоминания...

Социальная реабилитация несовершеннолетних после...

Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы.

социально-педагогическая реабилитация — направлена на решение задач «педагогической

Мобильный центр занятости», Саратовская область — созданы...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами, а так же необходимо учитывать такие...

Педагогическое сопровождение социализации подростка из...

Социальная работа с неблагополучными семьями включает социально - педагогическую , социально -психологическую, социально

социальная работа, семья , ребенок , неполная семья , родитель, общеобразовательное учреждение, семейный досуг, семейная ситуация...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

ребенок , попечение родителей , родитель , семья , родная семья , место лишения свободы, сохранение ребенка , учреждение . Особенности правового регулирования воспитательной... Следует различать органы опеки и попечительства и лиц, осуществляющих опеку или...

Системная работа с семьей особого ребенка: актуальность...

Семья — уникальная воспитательная среда, семья и специалисты, работающие с «особыми» детьми — это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка. «Прийти вместе — это начало...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы

Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и

Семейная адаптация детей, проживающих в интернатных учреждениях, является важным...