Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия
Автор: Хомякова Софья Сергеевна
Рубрика: 6. Информационное право
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 04.12.2019
Статья просмотрена: 2510 раз
Библиографическое описание:
Хомякова, С. С. Информационный кодекс Российской Федерации: необходимость разработки и принятия / С. С. Хомякова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15457/ (дата обращения: 03.10.2023).
В статье рассматривается необходимость разработки информационного кодекса Российской Федерации и его апробация, в связи с тем, что активное развитие современных технологий связано не только с большим объёмом информации, но и с конкурирующей информационной средой, регулирование которой необходимо с точки зрения юридического законодательства. Наличие единого кодекса в информационной сфере поможет собрать в одном документе все основные аспекты регулирования информационных взаимоотношений.
Ключевые слова: информационный кодекс, информация, Федеральный закон, цифровая экономика, органы власти.
В настоящий момент одними из актуальных сфер и областей деятельности становятся те, в рамках которых происходит активное информационное взаимодействие. Наличие таких программ и проектов, как «Цифровая экономика», «Цифровой гражданин» — на региональном уровне, процессов цифровизации, развития информационного общества — всё это является одним из приоритетных направлений развития в наше время.
Информационный Кодекс Российской Федерации, как главный регулировщик информационных взаимоотношений и ключевой документ в информационной сфере, представляет собой единый законодательный акт, в котором собраны все действующие Федеральные законы об информации, информационной безопасности и связи.
В первую очередь необходимо указать количество изменений действующих Федеральных законов в сфере информации. В таблице 1 представлено количественное изменение указанных законов [1, 2, 3].
Таблица 1
Количество изменений Федеральных законов всфере информации
Количество изменений/дополнений |
|
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» |
31 |
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» |
9 |
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» |
63 |
После проведённого анализа, указанного в таблице 1, можно сделать вывод о том, что указанные Федеральные законы систематически изменяются и дополняются, в связи с чем необходимо объединение, группировка двух сфер, связанных напрямую с Информационным кодексом — телекоммуникационной и информационной.
Более того, концепция Информационного кодекса Российской Федерации была разработана ещё в 2014 году, подлинный экземпляр которого хранится в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской Академии Наук (ГПНТБ СО РАН). Оглавление представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Оглавление концепции Информационного кодекса РФ
В предисловии данной концепции написано, что она обосновывает подход к разработке Информационного кодекса РФ и уже тогда, в 2014 году, ставит актуальным вопрос о наличии и необходимости внедрения такого кодекса в России в целом.
Помимо закрепления статуса субъектов информационных отношений, основ информационной безопасности и в целом систематизации информационного законодательства, указанные аспекты Информационного кодекса будут закреплены отдельно. Например, в качестве статуса субъектов информационных отношений будет упорядочен статус информационных посредников, к которым относятся различные операторы, провайдеры и те, кто занимается распространением информации в целом. В рамках информационной безопасности будет разграничение для различных категорий и, опять же, субъектов: для граждан, органов власти и организаций (в том числе бизнеса).
Необходимо также отметить, что в январе 2018 года на сайте РБК появилась новость о том, что в России перепишут законы о связи и информации. Новость касалась, прежде всего, того, что планируется разработка Инфокоммуникационного кодекса РФ, который заменит основные законы, связанные с информацией (например, указанный ранее Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») [4]. В качестве аргументации было сказано, что большинство законов в рамках этой сферы — попросту устарели, а постоянное их изменение ни к чему хорошему не приводит. Помимо этого, аргументацию ещё и составляет тот факт, что традиционным компаниям в сфере информации становится всё более труднее конкурировать с теми компаниями, которые в своей деятельности активно используют современные технологии и новшества, что, по мнению первых, несколько ущемляет их права в рамках одной деятельности.
Если говорить обобщённо, то принятие Информационного кодекса РФ будет включать в себя не только основные законы об информации и связи (а именно основные положения данных законов), но и все нормы, которые регулируют эти отношения, в том числе с учётом таких законов, как Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
Также важно отметить, что в отличие от Федеральных законов РФ, в кодексы редко вносятся поправки, что позволит существенно и тщательно проработать данный кодекс и учесть все основные положения во время его разработки. Безусловно, для этого необходимо участие специалистов и экспертов в области информации, информационных технологий и цифровой экономики для того, чтобы полностью учесть и осветить все аспекты в одном общем законодательном акте.
Литература:
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- О связи [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Кодекс крупнейших: зачем в России перепишут законы в сфере ИТ и связи // РБК. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/15/01/2018/5a58ccd99a79475bf73470c1?from=main (дата обращения: 24.11.2019).
Ключевые слова
информация, органы власти, федеральный закон, цифровая экономика, информационный кодексПохожие статьи
Правовые основы информационной безопасности общества
Какова ситуация в России? Информационная революция застигла Россию в сложный экономический и политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее пути проблем. Между тем, как известно, правовые механизмы могут быть включены и...
Внедрение информационных технологий в деятельность судов
Развитие информационных технологий в судебной системе Российской Федерации является объективно необходимым условием для успешного решения поставленных перед судом задач по отправлению правосудия. Это уже ни для кого не секрет и информатизация судов стала явью.
УК РФ, компьютерная информация, Российская Федерация...
информационно-телекоммуникационных систем органов государственной власти, российских кредитно-финансовых структур, предприятии и организаций. Во исполнение данного Указа Президента РФ, принимается Постановление Правительства РФ № 608 от 26 июня 1995 г...
Влияние цифровой экономики на киберпреступность
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, Российская Федерация, Уголовный кодекс
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к созданию информационной экономики.
Отдельные аспекты правового регулирования информационной...
‒ информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина...
Реализация права на доступ к информации с учетом...
Информационные права неразрывно связаны и реализуются через понятие «доступ к информации», которое подразумевает «возможность получения информации и ее использования» [2]. В качестве субъективного права в системе прав и свобод человека и...
Информационная безопасность | Статья в журнале...
Каждый день включая свои компьютеры, многие из нас замечают, что их личная информация украдена. Электронные почты или аккаунты в социальных сетях подвергаются взлому злоумышленников, которые не останавливаются на одном лишь пользователе.
Вопросы защиты электронной информации | Статья в журнале...
Информационное общество характеризуется, прежде всего, высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [1]. Это значит, что информация...
Информационная безопасность органов государственной...
Информационная безопасность органов государственной власти и местного самоуправления в контексте противодействия коррупции.
Основные термины (генерируются автоматически) : информационная безопасность, местное самоуправление, Российская Федерация...
Преступления в сфере компьютерной информации: проблемы...
В-третьих, судебная информационно-компьютерная экспертиза, имеющая цель поиск, обнаружение, анализ и оценку информации, подготовленной пользователем или порожденной программами для организации информационных процессов в компьютерной системе.
Похожие статьи
Правовые основы информационной безопасности общества
Какова ситуация в России? Информационная революция застигла Россию в сложный экономический и политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее пути проблем. Между тем, как известно, правовые механизмы могут быть включены и...
Внедрение информационных технологий в деятельность судов
Развитие информационных технологий в судебной системе Российской Федерации является объективно необходимым условием для успешного решения поставленных перед судом задач по отправлению правосудия. Это уже ни для кого не секрет и информатизация судов стала явью.
УК РФ, компьютерная информация, Российская Федерация...
информационно-телекоммуникационных систем органов государственной власти, российских кредитно-финансовых структур, предприятии и организаций. Во исполнение данного Указа Президента РФ, принимается Постановление Правительства РФ № 608 от 26 июня 1995 г...
Влияние цифровой экономики на киберпреступность
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, Российская Федерация, Уголовный кодекс
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к созданию информационной экономики.
Отдельные аспекты правового регулирования информационной...
‒ информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина...
Реализация права на доступ к информации с учетом...
Информационные права неразрывно связаны и реализуются через понятие «доступ к информации», которое подразумевает «возможность получения информации и ее использования» [2]. В качестве субъективного права в системе прав и свобод человека и...
Информационная безопасность | Статья в журнале...
Каждый день включая свои компьютеры, многие из нас замечают, что их личная информация украдена. Электронные почты или аккаунты в социальных сетях подвергаются взлому злоумышленников, которые не останавливаются на одном лишь пользователе.
Вопросы защиты электронной информации | Статья в журнале...
Информационное общество характеризуется, прежде всего, высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [1]. Это значит, что информация...
Информационная безопасность органов государственной...
Информационная безопасность органов государственной власти и местного самоуправления в контексте противодействия коррупции.
Основные термины (генерируются автоматически) : информационная безопасность, местное самоуправление, Российская Федерация...
Преступления в сфере компьютерной информации: проблемы...
В-третьих, судебная информационно-компьютерная экспертиза, имеющая цель поиск, обнаружение, анализ и оценку информации, подготовленной пользователем или порожденной программами для организации информационных процессов в компьютерной системе.