К вопросу о либерализации антимонопольного регулирования медиаиндустрии в США в 2017–2019 годах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 24.11.2019

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Надирова, Ж. К. К вопросу о либерализации антимонопольного регулирования медиаиндустрии в США в 2017–2019 годах / Ж. К. Надирова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15453/ (дата обращения: 02.03.2021).



В настоящей статье рассматриваются последние реформы в области антимонопольного регулирования медиарынка в США, а также новые законодательные инициативы Федеральной комиссии по связи, направленные на дерегуляцию отрасли. Автор анализирует антимонопольную политику ФКС в контексте общего политико-экономического курса действующего правительства и существенного ускорения темпов концентрации СМИ, которое наблюдается в стране в последние три года.

Ключевые слова: монополия, концентрация, СМИ, США, ФКС.

Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, направленных на поддержание и защиту рыночной конкуренции, а также предотвращение чрезмерной монополизации рынка.

В США основным антимонопольным органом является Федеральная торговая комиссия (ФТК), занимающаяся расследованием сделок между компаниями, а также методов ведения бизнеса с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства. Если комиссия усматривает угрозу для свободной конкуренции в действиях той или иной коммерческой организации, она имеет право потребовать устранения нарушений, а в случае отказа обратиться с иском в суд.

Схожими полномочиями обладает также антимонопольное подразделение Министерства юстиции США, однако, в отличие от ФТК, оно имеет право заниматься не только гражданскими, но и уголовными делами, связанными с нарушениями антимонопольного законодательства.

Кроме того, в области регулирования медиаиндустрии ведущая роль принадлежит Федеральной комиссией по связи (ФКС), которая занимается всеми вопросами, связанными с деятельностью СМИ: выдачей лицензий вещательным СМИ, осуществлением моральной цензуры и наложением штрафов за демонстрацию контента непристойного или оскорбительного характера, обеспечением программного разнообразия и доступности медиапродукции. Следовательно, ФКС неизбежно занимается вопросами концентрации собственности на СМИ. Комиссия устанавливает максимально допустимое количество теле- и радиостанций, которые могут находиться в собственности одной компании, запрещает перекрестное владение, т. е. владение печатными и вещательными средствами массовой информации в одной географической точке, ограничивает крупные компании в праве на слияние (к примеру, запрещает такого рода сделки между четырьмя национальными телесетями Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс и Фокс) [2].

Кроме того, ФКС может запретить сделку по слиянию медиакомпаний без обращения в суд. Поскольку именно ФКС выдает лицензии на вещание, то при смене владельца, которая неизбежно происходит, когда одна корпорация поглощает другую, образовавшееся юридическое лицо должно обратиться за новой лицензией. А ФКС имеет право отказать, если посчитает, что объединение компаний нарушает права и законные интересы аудитории. Таким образом, ни одна сделка на рынке электронных медиа не может состояться без одобрения ФКС [6].

Таким образом, ФКС имеет достаточно широкие полномочия для защиты прав потребителей и эффективной борьбы с монополизацией рынка. Однако в последнее время комиссию все чаще — и небезосновательно — обвиняют в лоббировании интересов медиамагнатов. Все крупные сделки за последние годы получили одобрение ФКС, а все новации, предлагаемые комиссией, направлены исключительно на либерализацию антимонопольного регулирования медиасферы.

Так, ФКС сняла часть антимонопольных ограничений в области телевизионной индустрии. Ранее в зону охвата телестанций, принадлежащих одному владельцу, должно было попадать не более 39 % домовладений. Компанию, превысившую лимит, могли принудить продать часть активов. Однако в 2017 году ФКС разрешила телекомпаниям, вещающим в УВЧ-диапазоне, охватывать 50 % домовладений [1].

Интересен тот факт, что ФКС очень легко «продавила» данные изменения в законодательстве: сначала апелляционный суд заблокировал предложенную поправку, но буквально через две недели суд вынес решение в пользу ФКС [5].

Примечательно, что ФКС вводит данную поправку уже во второй раз (она была отменена в последние месяцы президентства Б. Обамы). Поправка, наделяющая преимуществом УВЧ-станции, была принята снова после прихода к власти Д. Трампа — сторонника максимальной дерегуляции медиарынка — и самым удачным образом устранила все препятствия для приобретения «Трибьюн медиа» компанией «Синклер броадкаст групп», которая благодаря этой сделке могла стать самой крупной телекомпанией страны.

Справедливости ради стоит отметить, что Министерство юстиции выступило против слияния данных корпораций и обратилось с иском в суд, но проиграло дело, и сделка была одобрена.

Впрочем, она не состоялась из-за разногласий сторон, а «Трибьюн медиа» в 2019 году приобрела компания «Нэксстар», став лидером на американском рынке телевещания. Сделка была одобрена ФКС. Кроме того, ее поддержал Д. Трамп так же, как он публично поддерживал и несостоявшееся слияние «Трибьюн медиа» и «Синклер броадкаст групп». Учитывая, что обе медиакомпании относятся к консервативному лагерю, в такой поддержке можно усмотреть политическую составляющую.

Также весьма показательно, что суды, как видно из приведенных выше примеров, все чаще выносят решения в пользу медиакомпаний. В этом смысле не стала исключением и сделка между «Эй-ти энд ти» и «Тайм Уорнер», получившая одобрение ФКС и признанная легитимной в феврале 2019 (Министерство юстиции, поддерживаемое ФТК, дело проиграло) [4].

В данном случае речь идет о сделке между крупным производителем медиаконтента и ИТ-компанией, однако она не подпадает под понятие перекрестного владения, что, на наш взгляд, можно считать серьезным пробелом в антимонопольном законодательстве. Дело в том, что запрет на перекрестное владение, действующий в стране с 1975 года, не распространяется на Интернет, хотя сегодня значительная часть аудитории получает информационный и развлекательный контент с помощью новых технологий: стриминговых сервисов, интернет-радио, подкастов, агрегаторов новостей. Кроме того, традиционные СМИ тоже, как правило, имеют электронные версии и интернет-подписчиков.

Таким образом, наибольшую угрозу для плюрализма и свободной конкуренции на медиарынке несут именно слияния традиционных медиакомпаний с ИТ-фирмами.

Впрочем, учитывая нынешний политический курс ФКС, надеяться на ужесточение ограничений для медиакомпаний не приходится. Комиссия не только не борется с концентрацией СМИ, но и упорно — с 2017 года — пытается отменить запрет на перекрестное владение вовсе.

В настоящее время эта инициатива в очередной раз заблокирована апелляционным судом, который вынес решение в конце сентября 2019 года [7]. Однако ФКС не скрывает свое намерение опротестовать данное решение, а на своем официальном сайте продолжает утверждать, что запрет уже отменен [2].

Внутри комиссии при этом нет единства: глава комиссии (ставленник республиканцев) открыто выступает за максимальную дерегуляцию медиасферы, ссылаясь на то, что лишь концентрация СМИ может помочь остаться на плаву теряющим популярность традиционным вещательным и печатным СМИ. Однако крупнейшая сделка десятилетия — слияние «Тайм Уорнер» и «Эй-ти энд ти» — никак не способствовала преодолению кризиса традиционными медиа. Она лишь обеспечила крупному интернет-провайдеру и оператору спутникового телевидения монопольное право на популярный во всем мире контент.

Члены комиссии, представляющие демократов, напротив, указывают на то, что медиаконсолидация неизбежно ущемляет интересы национальных, религиозных и иных меньшинств, а также интересы локальной аудитории. Этот факт, кстати, был подтвержден исследованием, которое ФКС провела еще в начале 2000-х годов [3].

Таким образом, мы видим, что орган, традиционно занимавшийся сдерживанием монополизации рынка СМИ, сегодня фактически лоббирует интересы крупных компаний при поддержке действующего республиканского правительства. Министерство юстиции, пытаясь опротестовать сделки по слиянию медиакомпаний, проигрывает один суд за другим. ФТК тоже оказывается бессильной. Судебные органы пока сдерживают ФКС в ее стремлении к максимальной дерегуляции рынка СМИ. Однако, как видно из приведенных выше примеров, оценивая легитимность сделок между конкретными фирмами, судьи в основном встают на сторону медиамагнатов.

Не последнюю роль в этом процессе играет и общая политическая ситуация в стране, поскольку медиаиндустрия — не просто один из секторов экономики, но еще и важнейший социально-политический ресурс.

Эти факты позволяют сделать неутешительный вывод о том, что процесс концентрации СМИ в США в ближайшие годы будет становиться все более интенсивным на фоне малоэффективной работы антимонопольных служб, недостаточной законодательной базы и отсутствия политической воли для его сдерживания.

Литература:

  1. Eggerton J. Court Won’t Block FCC’s UHF Discount Return [Electronic resource] / J. Eggerton // Broadcasting Cable. — 2018. — March 16. — URL: http://www.broadcastingcable.com/news/washington/court-wont-block-fccs-uhf-discount-return/166555 (accessed September 30, 2019).
  2. FCC Broadcast Ownership Rules. [Electronic resource] // FCC. — URL: https://www.fcc.gov/consumers/guides/fccs-review-broadcast-ownership-rules (accessed September 15, 2019).
  3. FCC Chair Orders Probe into Why Media Ownership Studies Were Destroyed [Electronic resource] // Foxnews. — 2006. — September 19. — URL: https://www.foxnews.com/printer_friendly_story/0,3566,214392,00.html (accessed September 15, 2019).
  4. Gold H. Appeals Court Backs AT&T acquisition of Time Warner [Electronic resource] / H. Gold // CNN. — 2019. — Feb 27. — URL: https://edition.cnn.com/2019/02/26/media/att-time-warner-merger-ruling/index.html (accessed October 25, 2019).
  5. Jacobo J. Federal Appeals Court Rules in Favor of FCC Net Neutrality Rules [Electronic resource] / J. Jacobo // ABC News. — 2016. — June 14. — URL: http://abcnews.go.com/Politics/federal-appeals-court-rules-favor-fcc-net-neutrality/story?id=39854452 (accessed October 14, 2019).
  6. Mergers and Acquisitions [Electronic resource] // FCC. — URL: https://www.fcc.gov/proceedings-actions/mergers-and-acquisitions (accessed October 25, 2019).
  7. Shepardson D. US Court Deals Setback to FCC Push to Revamp Media Ownership Rules/ D. Shepardson// Reuters. — 2019. — September 23. — URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-media/u-s-court-deals-setback-to-fcc-push-to-revamp-media-ownership-rules-idUSKBN1W81YU (accessed November 5, 2019).
Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольное законодательство, перекрестное владение, США, министерство юстиции, сделка, антимонопольное регулирование, апелляционный суд, концентрация СМИ, свободная конкуренция, Федеральная комиссия.

Ключевые слова

США, концентрация, СМИ, монополия, ФКС

Похожие статьи

Эффективность антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России.

Правовое регулирование антимонопольных картелей

Правовое регулирование антимонопольных картелей. Автор: Ибрагимова Дарья Тимуровна.

Во-первых, гражданское законодательство говорит о самой возможности заключения сделки путем конклюдентных действий в рамках устной формы сделки [9]. Таким...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. Ключевые слова: антимонопольное законодательство , Федеральная антимонопольная служба России

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале... Место ФАС России в системе...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

Антимонопольное законодательство. Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

В статье автором рассматриваются ключевые преимущества и недостатки конкуренции и монополии. Обозначены проблемы конкуренции и монополии в юридическом и экономическом аспектах в условиях российской действительности.

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Федеральная Антимонопольная Служба России имеет сеть территориальных органов — управлений, которые осуществляют свою

Российское антимонопольное законодательство прошло долгий путь по формированию правовых механизмов, позволяющих максимально...

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России

Ряд вопросов применения антимонопольного законодательства был разъяснен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от...

Регулирование монопольной деятельности посредством мер...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности, стратегия развития конкуренции и

Антимонопольное законодательство, в узком смысле, подразумевает формальные нормы, направленные против появления чистых...

Монополистическая деятельность как правонарушение: понятие...

Итак, в отличие от США, российское законодательство определяет монополистическую деятельность как

Российское антимонопольное законодательство также дает широкое понятие

Вряд ли разумно использовать подход США, поскольку российские суды имеют...

Похожие статьи

Эффективность антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России.

Правовое регулирование антимонопольных картелей

Правовое регулирование антимонопольных картелей. Автор: Ибрагимова Дарья Тимуровна.

Во-первых, гражданское законодательство говорит о самой возможности заключения сделки путем конклюдентных действий в рамках устной формы сделки [9]. Таким...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. Ключевые слова: антимонопольное законодательство , Федеральная антимонопольная служба России

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале... Место ФАС России в системе...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

Антимонопольное законодательство. Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

В статье автором рассматриваются ключевые преимущества и недостатки конкуренции и монополии. Обозначены проблемы конкуренции и монополии в юридическом и экономическом аспектах в условиях российской действительности.

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Федеральная Антимонопольная Служба России имеет сеть территориальных органов — управлений, которые осуществляют свою

Российское антимонопольное законодательство прошло долгий путь по формированию правовых механизмов, позволяющих максимально...

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России

Ряд вопросов применения антимонопольного законодательства был разъяснен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от...

Регулирование монопольной деятельности посредством мер...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности, стратегия развития конкуренции и

Антимонопольное законодательство, в узком смысле, подразумевает формальные нормы, направленные против появления чистых...

Монополистическая деятельность как правонарушение: понятие...

Итак, в отличие от США, российское законодательство определяет монополистическую деятельность как

Российское антимонопольное законодательство также дает широкое понятие

Вряд ли разумно использовать подход США, поскольку российские суды имеют...