Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 18. Криминология и криминалистика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 27.10.2019

Статья просмотрена: 1178 раз

Библиографическое описание:

Хайбрахманова, А. Д. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших / А. Д. Хайбрахманова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15363/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются результаты исследования тактических особенностей допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, индивидуальные особенности возрастных групп, а также проанализированы этапы подготовки допроса. В статье рассмотрены психологические основы допроса несовершеннолетних и сделаны выводы о том, что предопределятся эффективность данного процессуального действия.

Участие всевозможных субъектов в уголовном деле, как носителей определенных прав и обязанностей, способствует их выделению в несколько групп. Согласно разделу 2 УПК РФ, существует 4 группы участников уголовного судопроизводства: суд, участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и иные участники уголовного судопроизводства. Свидетель относится к четвертой группе, которая включает лиц, которые в момент их появления в уголовном деле они не связаны положениями принципа состязательности и не являются носителями функции обвинения, защиты или разрешения уголовного дела. Гражданин становится свидетелем лишь в связи с вызовом для дачи показаний об известных ему фактах и обстоятельствах, и только с имеющимся производством по уголовному делу. Потерпевший относится к третьей группе участников уголовного судопроизводства. «Это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда» (ч.1, ст.42 УПК РФ). При этом для признания лица потерпевшим не должно быть каких-либо ограничений, связанных с возрастом, полом, национальностью и т. д. Так, в п. 2 Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» указано, «что лицо, пострадавшее от преступления, признается потерпевшим независимо от его гражданства, возраста, физического или психического состояния и иных данных о его личности, а также независимо от того, установлены ли все лица, причастные к совершению преступления». Положения общесоциального принципа презумпции добропорядочности граждан обусловливают непредвзятость данных участников, их желание способствовать выполнению назначения уголовного судопроизводства.

Актуальностью данной темы является то, что в криминалистическом аспекте допрос — это процессуальное действие, заключающиеся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Показания свидетелей, потерпевших являются одним из распространенных видов доказательств при расследовании уголовных дел. Средством получения показаний является допрос, который проводится в соответствии с уголовно-процессуальными требованиями и тактическими рекомендациями криминалистики. Важно отметить, что уголовно-процессуальный закон регламентирует основные правила осуществления допроса, имеющие общий характер, но не предусматривает непосредственно те тактические приемы, которые могут применяться в процессе получения показаний.

Изучение следственной практики показало, что при построении тактической линии расследования следователи далеко не всегда уделяют достаточно внимания личностным особенностям свидетеля. Так, при опросе следователей только 35 % сообщили о том, что они оказывают тактическое воздействие на свидетелей с учетом их личностных особенностей. При этом 78 % опрошенных отметили необходимость криминалистического изучения личности свидетеля исключительно при проведении допроса. Всего 41 % из них смогли включить в характеристику личности свидетеля не только социально-демографические, но и иные значимые сведения. Необходимость учета особенностей таких психических процессов свидетелей, как восприятие и память, безусловно необходимых при выборе тактических приемов допроса, отметили лишь 12 % опрошенных. При этом 40 % следователей не смогли указать, какие вопросы может разрешить в отношении свидетелей судебно-психологическая экспертиза. С одной стороны, сложившаяся на практике ситуация свидетельствует о том, что имеет место существенное снижение эффективности применяемых к свидетелям тактических приемов, используемых в процессе расследования преступлений. С другой стороны, надо признать, что криминалистическим аспектам изучения личности свидетеля в научной литературе уделяется мало внимания. Именно поэтому разработка научной концепции криминалистического изучения личности свидетеля и ее практического использования является актуальным направлением научных и прикладных криминалистических исследований. Это позволит решить целый ряд практических задач:

− преодолеть противодействие расследованию со стороны свидетеля;

− построить доказательственную базу в тех случаях, когда информация по делу отсутствует, а имеется лишь один очевидец преступления;

− разобраться в сущности произошедшего в случаях, когда в качестве свидетеля допрашивается лицо, фактически подозреваемое в совершении преступления;

− оценить доказательственную ценность результатов следственных действий, проводимых с участием свидетеля, поскольку свидетель интересует следствие как лицо, передающее и воспринимающее важную информацию.

О значительной роли допроса также свидетельствуют данные, полученные в ходе изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60 % всего рабочего времени следователя, что позволяет сделать вывод о центральном месте данного следственного действия, без которого не обходится ни одно производство по уголовному делу.

Таким образом, сущность допроса данной категории участников уголовного процесса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Для умелого производства допроса несовершеннолетнего следователь должен обладать совокупностью тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего, без знания которых допрос несовершеннолетнего может оказаться неэффективным, неполным, без информационным.

Нельзя не отметить, что любое компетентное должностное лицо, осуществляющее предварительное расследование, отдает себе отчет в том, что эффективное взаимодействие свидетеля и следователя и достижение положительных результатов невозможно без четкого понимания основных правил допроса, к которым можно отнести следующие:

  1. Индивидуальный подход к каждому свидетелю, который дает показания, учет его индивидуальных личностных характеристик, но и криминалистической ситуации в целом.
  2. Установление психологического контакта, т. е. создание до и во время допроса обстановки, обеспечивающей свободу волеизъявления допрашиваемого, полной реализации его прав и обязанностей и возможность дать необходимые правдивые показания.
  3. Избирательность в применении различных тактических приемов.

К примеру, в криминалистике разграничиваются приемы допроса в зависимости от гендерных различий участников процесса. Разная тактика допроса необходима при допросе свидетелей, дающих ложные и правдивые показания. Так, при допросе свидетеля, дающего правдивые показания, следует внимательно его выслушать, уточнить отдельные детали, оказать помощь в припоминании забытого. Следует обсудить отношение свидетеля к событию и вовлеченным в него участникам, при необходимости согласиться с тем, что личное мнение свидетеля может не совпадать с правовой оценкой случившегося. Свидетелей, дающих ложные показания, целесообразно разделить на две группы: добросовестно заблуждающиеся и изначально имеющие умысел на дачу ложных показаний. Последнюю категорию свидетелей следует допрашивать с использованием тактических приемов, применяемых для допроса подозреваемых, уличаемых во лжи. Имеет свои специфические особенности допрос несовершеннолетних свидетелей. Дети по своей природе более внушаемы, отчего и очень чувствительны к постороннему воздействию. Некоторые малолетние свидетели, оказавшись в центре внимания, могут подстраивать свои показания под те, которых от них ждет следователь. Кроме того, ребенок может сказать не то, что помнит, а то, что его попросили рассказать значимые для него взрослые. Дети, склонные к фантазированию, на допросе зачастую говорят неправду, веря в собственную правдивость.

При производстве рассматриваемого следственного действия нравственной оценке подлежат решения следователя о вызове несовершеннолетнего на допрос, о месте и времени допроса, лицах, присутствующих при допросе, а также тактические приемы допроса и методы фиксации его результатов [9].

В соответствии с ч. 1 ст. 187 УПК РФ «допрос проводится по месту производства предварительного следствия, однако следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого» [6]. Указанное обстоятельство немаловажно учитывать при вызове на допрос несовершеннолетних (особенно малолетних), поскольку на получении их показаний обстановка в кабинете следователя может сказаться неблагоприятно.

Не следует вызывать несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на допросы в утренние часы, когда они находятся на занятиях (если только допрашиваемый не учится во вторую смену — здесь следователю необходимо исходить из данных о его личности). В случаях, когда это не вызывается тактическими соображениями, подобный допрос нельзя признать нравственно оправданным [8].

Согласно ч.3,4,5 ст.425 УПК РФ, «в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе» [6].

На практике существует множество примеров, когда только с помощью работы психолога с несовершеннолетним возможно получить информацию в случае, если несовершеннолетний стал жертвой преступного посягательства, а также помочь обнаружить социальные, психологические и воспитательные факторы. Психолог как специалист помогает устранить заблуждения и недопонимания между следователем и несовершеннолетним, оценить степень фантазирования, найти общий язык. Недопустимо привлечение педагога (психолога) в уголовный процесс без учета, взаимоотношений, сложившихся между допрашиваемым и членами педагогического коллектива. Это может осложнить процесс получения показаний и нарушить психологическое состояние ребенка. В настоящее время более разумно заранее определить, с учетом мнения несовершеннолетнего, в присутствии какого педагога (психолога) ему представляется комфортным давать показания.

Уголовно-процессуальный закон закрепляет право законному представителю несовершеннолетнего право присутствовать при допросе, что позволяет избежать причинения несовершеннолетнему, допрашиваемому и его близким неприятных переживаний. Несовершеннолетнему свойственно испытывать интенсивное волнение, а зная, что рядом присутствует близкий человек, это оказывает содействие в снятии напряжения и его успокоению.

К недопустимым методам допроса является запрещение использовать в ходе допроса наводящих вопросов. Это общее правило реализации данного процессуального действия, которое применимо независимо от того, какой субъект допрашивается. Наводящие вопросы оказывают внушение на личность, так как в своем содержании уже содержат тот ответ, который желает получить следователь по уголовному делу. Учитывая специфику несовершеннолетних, они более подвержены внушающему воздействию, то введение законодательного запрета использования наводящих вопросов в ходе допроса особенно концептуален. Также не разрешено прибегать к применению улавливающих и безнравственных вопросов, производить оценку полученных ответов от несовершеннолетнего, перебивать и подшучивать. Это является проявлением некомпетентности и непрофессионализма следователя.

В общении с детьми, имеющими дефект речи (дислалию), следователь должен учитывать, что заикание как проявление нарушения коммуникации обостряется в тревожных ситуациях, в частности, при допросе. Данная особенность ребенка должна побуждать следователя тщательно контролировать свою собственную речь: а) следить за темпом речи (неторопливо, отчетливо произносить звуки); б) не торопить ребенка, не требовать от него быстрого, стремительного ответа. Это может усугубить дефект, а также травмировать ребенка, тем самым привести к немоте; в) не договаривать фразу ребенка, которую он начал произносить.

Решая вопрос об использовании при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших аудио и видеозаписи (ст.191 УПК РФ) [6], следователю следует учитывать правовой и нравственный аспекты. Несмотря на бесспорные преимущества использования современных технологий, которые позволяют наглядно воспроизвести ход и содержание следственного действия, зафиксировать невербальные реакции допрашиваемого, важно не забывать о том, что перед нами специальный субъект, который может испытать травмирующее воздействие на психику. Осознание российским законодателем приоритетного характера обеспечения безопасности каждого ребенка от неблагоприятного воздействия, он предусматривает возможность отказа от применения видеозаписи или киносъемки при процессуальных действиях (п.5 ст.191 УПК РФ) [6].В остальных случаях их применения является обязательным атрибутом. Несмотря на предпочтения, практика пошла не по иному пути. При анализе 20 уголовных дел за период 2017–2018 гг. из практики Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики, в которых потерпевшими и свидетелями являлись лица, не достигшее совершеннолетия, ни одно следственное действие, указанное в статье 191 УПК РФ, не было проведено с использованием видеосопровождения [10].

Допрос свидетеля является актом коммуникации допрашивающего и допрашиваемого и, как любое общение между людьми, предполагает их психологическое воздействие друг на друга. Психологическое воздействие следователя на свидетеля является неоспоримым и очевидным фактом. Несмотря на то, что тактические приемы, основанные на психологическом воздействии, подтверждены практикой и признаны в качестве успешных, вопрос о пределах такого воздействия при допросе свидетелей является одним из наиболее сложных, острых и дискуссионных в криминалистической науке. Результаты анализа материалов научных исследований, посвященных психологии допроса, свидетельствуют о том, что единственным методом правомерного психологического воздействия на допросе является убеждение. Отличие убеждения от иных недопустимых психологических методов состоит в том, что при убеждении у допрашиваемого формируется осознанное желание давать правдивые показания в условиях сохранения свободы выбора поведения, включая возможность самому избрать ту или иную позицию на допросе. Приемы убеждения лежат в основе тактики преодоления противодействия расследованию со стороны допрашиваемого свидетеля, последовательно дающего ложные показания, умалчивающего об известных обстоятельствах либо отказывающегося от дачи показаний. Это могут быть: 1) обращение к здравому смыслу собеседника, убеждение в неправильности занятой позиции и разъяснение свидетелю необходимости сообщить правдивые сведения; 2) объяснение социальной значимости сведений, которыми он располагает; 3) напоминание об ответственности за лжесвидетельство и разъяснение возможных отрицательных последствий; 4) оглашение и анализ собранных данных, уличающих собеседника в неискренности.

Изложенное свидетельствует, что предоставленные методы допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не являются исчерпывающими и во многом зависят от статуса допрашиваемого как носителя криминалистически значимой информации. При умелом использовании основных методов можно эффективно завершить расследование обстоятельств дела и получить положительный результат.

Литература:

  1. Дощицын, А. Н. Процессуальные и криминалистические особенности производства следственных действий с участием малолетних: монография/ А. Н. Дощицын. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 184 с.
  2. Криминалистическое изучение личности:науч.-практ. Пособие для магистрантов / А. Г. Бедризов, Т. С. Волчецкая [и др.]; ред. Я. В. Комиссарова; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА).- М.: Проспект, 2017. — 224 с.
  3. Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие / М. М. Коченов, Н. Р. Осипова — М. Юристинформ. — 2009 г. — 263 с.
  4. Полстовалов О. В. Современные проблемы криминалистической тактики / под науч. ред. В. И. Комиссарова. М., 2009.
  5. Романов В. В. Юридическая психология: учеб. для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
  6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) //Российская газета.- 22 декабря 2001г. — № 249.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» (ред. от 16.05.2017) // Российская газета. — 7 июля 2010г. — № 147.
  8. https://works.doklad.ru/view/OFVr374XdtI/14.html (дата доступа 13.10.2019)
  9. https://wiselawyer.ru/poleznoe/5784-nravstvennye-osnovy-doprosa-nesovershennoletnikh-svidetelej-poterpevshikh (дата доступа 13.10.2019)
  10. Справка по итогам изучения судебной практики применения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2017 №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» за 2017 год и первое полугодие 2018 года.
Основные термины (генерируются автоматически): допрос, РФ, уголовное судопроизводство, уголовное дело, свидетель, следователь, показание, потерпевший, процессуальное действие, следственное действие.

Похожие статьи

Особенности допроса несовершеннолетнего

В настоящей статье автором представлены особенности проведения допроса несовершеннолетнего. Также в статье объясняются аспекты вовлечения психолога и педагога в процесс допроса для выяснения обстоятельств по совершенному несовершеннолетним преступлен...

Особенности допроса несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

В данной статье содержится анализ проведения допросов среди несовершеннолетних, который является специальной областью работы правоохранительных органов, требующая высокой квалификации и чувствительности. Хотя допрос является важным этапом расследован...

Некоторые вопросы тактики и психологии допроса обвиняемого по существу обвинения

В данной статье рассматриваются методы для результативного допроса, заключающиеся в знании отличительных черт психики допрашиваемого и также формирование следователем аргументированного заключения по поводу вероятной позиции обвиняемого. Актуальность...

Пределы компетентности эксперта как участника судопроизводства

В статье рассмотрены аспекты компетентности эксперта, как лица, обладающего специальными знаниями, необходимыми для проведения экспертного исследования — в частности, раскрыты вопросы необходимости прохождения аттестации всеми экспертами (в т. ч. раб...

Психологическое и физическое воздействие на спортсмена в рамках статей 230.1 и 230.2 УК РФ

В статье изучаются актуальные вопросы квалификации действий лиц, склоняющих/применяющих в отношении спортсменов запрещенные субстанции и (или) методы для достижения спортивных результатов. Основное внимание уделено исследованию психического и физиче...

Особенности технологии производства продукции свиноводства и их влияние на методику учета и анализа затрат на производство

В настоящее время вопросы учета затрат на производство и их анализа, исчисление себестоимости продукции представляют собой одну из актуальных и сложных проблем теории и практики бухгалтерского учета. Актуальность данных вопросов особенно возрастает в...

Биомеханические аспекты технико-тактических действий в дзюдо

Данная статья исследует разнообразные подходы к конструированию биомеханических моделей, которые используются в контексте спортивных единоборств. В данной статье представлена разработанная расчетная схема, которая предназначена для определения опорны...

Первоначальный этап расследования мошенничества при получении выплат

В рамках данной статьи автор анализирует первоначальный этап расследования мошенничества при получении выплат. Особый акцент необходимо сделать на проблемах, связанных с получением первоначальной информации на первоначальном этапе расследования мошен...

Типичные следственные ситуации и типичные следы при расследовании организации экстремистского сообщества

В настоящей статье анализируются и раскрываются взгляды различных ученых на научные следственные ситуации и типичные следы расследовании организации экстремистского сообщества. Важное значение для выявления признаков организации экстремистского сообщ...

Специфика психологического консультирования подростков, склонных к совершению суицида

Одной из важных составляющих функционирования личности в окружающей среде является ее психологическое благополучие. В случае нарушения указанной детерминанты, на ум людей приходят, порой, вполне неожиданные и радикальные меры избавления от угнетающег...

Похожие статьи

Особенности допроса несовершеннолетнего

В настоящей статье автором представлены особенности проведения допроса несовершеннолетнего. Также в статье объясняются аспекты вовлечения психолога и педагога в процесс допроса для выяснения обстоятельств по совершенному несовершеннолетним преступлен...

Особенности допроса несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

В данной статье содержится анализ проведения допросов среди несовершеннолетних, который является специальной областью работы правоохранительных органов, требующая высокой квалификации и чувствительности. Хотя допрос является важным этапом расследован...

Некоторые вопросы тактики и психологии допроса обвиняемого по существу обвинения

В данной статье рассматриваются методы для результативного допроса, заключающиеся в знании отличительных черт психики допрашиваемого и также формирование следователем аргументированного заключения по поводу вероятной позиции обвиняемого. Актуальность...

Пределы компетентности эксперта как участника судопроизводства

В статье рассмотрены аспекты компетентности эксперта, как лица, обладающего специальными знаниями, необходимыми для проведения экспертного исследования — в частности, раскрыты вопросы необходимости прохождения аттестации всеми экспертами (в т. ч. раб...

Психологическое и физическое воздействие на спортсмена в рамках статей 230.1 и 230.2 УК РФ

В статье изучаются актуальные вопросы квалификации действий лиц, склоняющих/применяющих в отношении спортсменов запрещенные субстанции и (или) методы для достижения спортивных результатов. Основное внимание уделено исследованию психического и физиче...

Особенности технологии производства продукции свиноводства и их влияние на методику учета и анализа затрат на производство

В настоящее время вопросы учета затрат на производство и их анализа, исчисление себестоимости продукции представляют собой одну из актуальных и сложных проблем теории и практики бухгалтерского учета. Актуальность данных вопросов особенно возрастает в...

Биомеханические аспекты технико-тактических действий в дзюдо

Данная статья исследует разнообразные подходы к конструированию биомеханических моделей, которые используются в контексте спортивных единоборств. В данной статье представлена разработанная расчетная схема, которая предназначена для определения опорны...

Первоначальный этап расследования мошенничества при получении выплат

В рамках данной статьи автор анализирует первоначальный этап расследования мошенничества при получении выплат. Особый акцент необходимо сделать на проблемах, связанных с получением первоначальной информации на первоначальном этапе расследования мошен...

Типичные следственные ситуации и типичные следы при расследовании организации экстремистского сообщества

В настоящей статье анализируются и раскрываются взгляды различных ученых на научные следственные ситуации и типичные следы расследовании организации экстремистского сообщества. Важное значение для выявления признаков организации экстремистского сообщ...

Специфика психологического консультирования подростков, склонных к совершению суицида

Одной из важных составляющих функционирования личности в окружающей среде является ее психологическое благополучие. В случае нарушения указанной детерминанты, на ум людей приходят, порой, вполне неожиданные и радикальные меры избавления от угнетающег...