Развитие российского конкурсного права можно представить тремя основными этапами, совпадающими с социально-экономическими и политическими преобразованиями в отечественной истории. Первый этап- дореволюционное конкурсное право; второй этап — конкурсное право советского периода (период НЭПа); и третий этап — это современное конкурсное право [1], истокам этого периода и посвящена данная статья.
Современный этап развития российского конкурсного права, ведет свое исчисление с 1992 года.
14 июня 1992 года появился Указ Президента РФ № 623 «О мерах поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий(банкротов) и применении к ним специальных процедур» [2], далее 19 ноября 1992 был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее- Закон 1992 года) [3].
Данный Закон устанавливал следующий порядок удовлетворения требований кредиторов: в первую очередь входили требования граждан, перед которыми должник нес ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь — требования по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд, по выплате пособий в течение одного года до дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам; в третью очередь- требования по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; в четвертую очередь входили требования конкурсных кредиторов; в пятую очередь — требования членов трудового коллектива предприятия — должника, обладающие вкладом в его имущество; к шестой очереди были причислены требования прочих собственников (требования участников- не работников юридического лица); в седьмую очередь — все остальные требования. Кредиторы первой и второй очереди считались привилегированными.
Ни к одной из очередей не были отнесены требования кредиторов- залогодержателей (предмет залога изымался из имущества должника, такие требования удовлетворялись вне конкурса в обычном порядке).
В тот период уже существовала категория неочередных [4] расчетов, но относилась она исключительно к внеочередным (доочередным), таким образом прежде чем перейти к расчетам по очередным требованиям должны были быть удовлетворены расходы, связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсным управляющим, а также продолжением функционирования предприятия должника. При этом законодатель еще не выделял категорию послеочередных требований.
В разделении кредиторов на очереди проявился один из основополагающих принципов конкурсного права, поскольку именно таким образом разрешается «конкуренция прав кредиторов» [5], о которой говорили российские дореволюционные ученые, такие как Г. Ф. Шершеневич, А. Х. Гольмстен, К. И. Малышев, Е. А. Нефедьев и другие. Смысл конкурсных отношений заключается в том, чтобы удовлетворить требования одновременно всех кредиторов наиболее полным образом, а не в последовательности в соответствии со сроками требования.
Правила очередности состоят в том, что к удовлетворению кредиторов последующей очереди переходят только после полного удовлетворения кредиторов предыдущей очереди, а в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения одной очереди требования удовлетворяются по соразмерности пропорционально требованиям каждого кредитора.
Следует отметить, что отнесение требования к определенной очереди имеет важное значение, в частности для самих кредиторов, которые зачастую могут и не получить полного удовлетворения, в связи с недостаточностью средств должника.
По ряду причин социально-экономического характера невозможно исходить из принципа равного разделения потерь кредиторов, поэтому приходится устанавливать приоритеты для требований некоторых кредиторов. [6]
Сразу же после принятия Закона 1992 года началась законотворческая деятельность по созданию нового закона. 1 марта 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [7] (далее- Закон 1998 года)- время возрождения бизнеса [8].
В данном Законе были выделены неочередные требования, однако помимо внеочередных (доочередных), законодатель упомянул и про послеочередных кредиторов. Прежде чем приступить к очередным расчетам должны были быть удовлетворены требования, связанные с судебными расходами, с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущими коммунальными и эксплуатационными платежами должника, а также должны были быть удовлетворены требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
Очереди сократились до пяти. Таким образом, в первую очередь входили требования граждан, перед которыми должник нес ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь — требования по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника; в четвертую- требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь входили требования других кредиторов.
Нормы Закона 1998 года корреспондировали нормам статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) [9].
Помимо этих пяти очередей была фактически создана самостоятельная очередь (шестая очередь), так как требования в части финансовых санкций кредиторов и уполномоченных органов подлежали отельному учету в реестре и удовлетворялись после полного расчета с пятью очередями [4].
К послеочередным относились кредиторы третьей-пятой очередей, заявившие свои требования после закрытия реестра, их требования удовлетворялись после расчета с очередными кредиторами. При этом, кредиторы первой и второй очередей, в силу своего привилегированного положения, послеочередными не становились, независимо от того, в какой промежуток времени ими были заявлены требования.
Далее, в 2002 году был принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [10] (далее- Закон о банкротстве), в котором принципиальным образом изменился подход к очередности, было установлено три очереди кредиторов и введены исключения из принципов очередности и пропорциональности.
Литература:
1. Кутер М.И, Луговской Д. В., Тхагапсо Р. А. Институт несостоятельности в России: исторический аспект// Экономический анализ: теория и практика 2008, № 3(108). С.2
2. Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г., N 25, ст. 1419.…
3. Закон РФ от 19.11.1992 N 3929–1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»// «Российская газета», N 279, 30.12.1992.
4. Телюкина М. В. Основы конкурсного права// М.: Волтерс Клувер, 2004.- С.175
5. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (журнальный вариант) М. В. Телюкина, «Законодательство и экономика». № 3–12, март — декабрь 2003 г.
6. Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике. С. 44.
7. Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»// «Собрание законодательства РФ», 12.01.1998, N 2, ст. 222.
8. Горбунцов Ю. Вы банкрот, гражданин!// Российская газета.1998.10 марта.
9. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
10. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»//Сборник Собрание законодательства Российской Федерации от 2002, № 4

