За последние несколько лет диапазон рыночных реформ существенно изменился, из-за этого начались крупные изменения в налоговом законодательстве. По мере изменения экономической ситуации в стране налоговая система с ее формами налогообложения подвергается модификации.
Основным видом среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Именно он является неотъемлемой частью функционирования экономики и выполняет основные функции: социальную, фискальную и регулирующую.
На практике в Российской Федерации указанные выше функции налогов обеспечиваются не в полной мере. В связи с этим существует несколько проблем реализации НДФЛ для высокого уровня жизни населения. Ниже рассмотрим эти проблемы:
Во-первых, это плоская шкала налогообложения, которая является предметом долгих споров. Законопроекты постоянно вносятся и отклоняются в Государственной Думе, потому что Правительство считает, что установление прогрессивной шкалы налогообложения приведет к недополучению доходов в бюджет [1]. Единая ставка налога не учитывает наличия у граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. По данным Росстата, почти половина денежных доходов населения концентрируется у группы людей с наиболее высокими доходами.
Во-вторых, низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Согласно докладу ООН о человеческом развитии, отставание России по уровню жизни, измеряемом валовым национальным доходом на душу населения, от стран, занимающих первые 10 строчек рейтинга, составляет 54 %. По показателям средней заработной платы и ВВП, по ППС Россия отстает не только от передовых стран, но и от стран бывшего социалистического блока. Ключом к росту уровня жизни России может быть только масштабная модернизация экономики, создание новых высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест [2].
В-третьих, налоговая дисциплина налогоплательщиков. К сожалению, не все налогоплательщики ознакомлены с нормативными актами, в связи с чем не информированы об обязанности перед государством в плане уплаты налогов и сборов. Я считаю, данную проблему можно решить с помощью включения учебных курсов в школьную программу средних и высших учебных заведениях. Кроме того, стоит уделить внимание СМИ, запускать рекламные ролики, листовки и брошюры, для привлечения внимания граждан. Эти способы также могут увеличить поступление в бюджет разных уровней, и уменьшат задолженности у налогоплательщиков.
В-четвертых, действующий порядок зачисления данного налога. В настоящее время налогоплательщики уплачивают НДФЛ по месту работы. Он распределяется между тремя бюджетами: федеральным, региональным и местным. В федеральный бюджет идет большая часть налогов 85 %. Я считаю, что стоит пересмотреть процент федерального бюджета, для того чтобы больше оставалась местным и региональным бюджетам, непосредственно там, где работает сам налогоплательщик и получает услуги здравоохранение и исполняет свои социальные потребности и т. д.
Еще одной существенной проблемой НДФЛ является заработная плата в «конверте». Многие фирмы платят заработную плату работникам не всегда официально. Часть заработной платы работники получают в конверте, в результате чего происходит недоначисление данного налога в бюджет. Необходимо более подробно разъяснять гражданам РФ о преимуществах получения официальной заработной платы. При получении официальной заработной платы, налог, конечно, будет больше, который заплатит работодатель, но при этом сам гражданин РФ сможет воспользоваться вычетами в сумме уплаченного налога. Например, при покупке квартиры, оплате медикаментов и другие льготы.
В России ставки по НДФЛ в отличие от других стран являются низкими, но это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Во Франции, например, подоходный налог берется с дохода по прогрессивной шкале (от 5,5 до 75 процентов) при этом необлагаемый минимум составляет 6011 евро в год. Максимальную ставку 75 процентов применяют при доходе семьи в 1000000 евро [3].
Исходя из вышесказанного, мы видим, что сложившиеся налоговая система в РФ не является совершенной и требует комплексной программы по решению многих проблем налогового законодательства.
К предложениям по усовершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести:
- Введение прогрессивной ставки налога.
- Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить такой минимум в размере 15000 рублей, который ежегодно будет изменяться на 10 % (учитывая уровень инфляции). С помощью этого жизнь граждан с минимальным доходом улучшиться и это приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения [4].
- Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Размер стандартных налоговых вычетов было бы целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.
- Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.
- Улучшение ответственности за налоговые правонарушения, ужесточение деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на сборе налога.
Сегодня налоговая политика в России нацелена на фискальную функцию, так как стране необходимы значительные объемы денежных средств, для осуществления ряда реформ и сохранения стабильности в социальной сфере, но налоговая политика страны будет считаться эффективной тогда, когда налогообложение приобретет стимулирующий характер и будет способствовать экономическому развитию государства в целом. При применении всех вышеперечисленных мер, налоговое законодательство сможет выйти на новый уровень и повысить объем поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужить достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан.
Литература:
- URL: https://www.gazeta.ru/business/2015/03/26/6614913.shtml (дата обращения 29.11.2018)
- Доклад о человеческом развитии Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]: 2016 С. 12. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/HDR2016_RU_Overview_Web.pdf (дата обращения 29.11.2018)
- Клейменова М.О. Налоговое право / М.О. Клейменова. – Москва: «Проспект», 2015. – С 110.
- Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Ф.Н. Филина. – М.: «ГроссМедиа», 2014. – С 106.

