Статус посредника в процедуре медиации
Автор: Морозов Егор Николаевич
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
Дата публикации: 03.04.2019
Статья просмотрена: 207 раз
Библиографическое описание:
Морозов, Е. Н. Статус посредника в процедуре медиации / Е. Н. Морозов. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/327/14992/ (дата обращения: 16.11.2024).
Институт медиации в России получил свое подтверждение с принятием Федерального закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Данный закон вводит специальную альтернативную судебному и административному разбирательству — процедуру урегулирования конфликтов с участием нейтральных лиц. Институт медиации направлен на снижение нагрузки на судебную систему и помощь конфликтующим сторонам достигнуть желаемого результата с помощью участия профессионального посредника — медиатора.
Цель медиации — предложить сторонам удобный, быстрый способ разрешения конфликта, что позволит сторонам удовлетворить их потребности, путем достижения компромисса, а также избежать растрат на судебные издержки.
Допускается осуществление медиатором деятельности как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе без лицензии и аккредитации. Требования для медиатора, осуществляющего свою деятельность на непрофессиональной основе:
– — достижение возраста восемнадцати лет;
– — полная дееспособность;
– — отсутствие судимости.
Медиатор не вправе:
– представлять какую-либо из сторон;
– оказывать сторонам юридическую, консультационную или иную помощь;
– осуществлять деятельность медиатора, если имеется личная заинтересованность в результате проведения процедуры медиации и если состоит в родственных отношениях с одной из сторон;
– медиатор не вправе делать публичные заявления по существу спора без согласия сторон [1].
Считаем необходимым наличие ряда личных качеств у медиатора. Прежде всего таких, которые помогут медиатору наладить контакт с людьми, расположить их к себе, коммуницировать с ними, направлять людей к разрешению разногласий. Медиатор должен чувствовать собеседника, чтобы по ходу общения он мог перестроиться и не допустить конфликта сторон. Также важным условием для осуществления медиативной деятельности является наличие опыта работы по юридической профессии. Данный факт будет способствовать улучшению качества оказываемых услуг, что в свою очередь будет являться основанием для повышения доверия к институту медиации со стороны граждан [2].
По мнению Черновой Г. Ш. буквальное толкование закона о медиации приводит к выводу, что к процедуре медиации в качестве посредника (как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе) могут быть допущены фактически любые желающие лица [3]. Из этого становится понятной причина низкого качества разрешения споров с привлечением посредников и недоверия со стороны граждан.
По мнению Феоктистова А. В. процедуру медиации должны проводить профессиональные медиаторы, которые должны иметь специальное, комплексное, длительное образование, желательно юридическое и психологическое [4]. С позицией Феоктистова А. В. сложно не согласиться. Лицо, которое является профессионалом в своем деле, может объективно провести процедуру медиации и разрешить конфликт между сторонами. Медиатор должен уметь грамотно составить медиативное соглашения, учтя позиции и пожелания сторон, а также помочь им достичь компромисса по спорным позициям.
Считаем нецелесообразным упоминание об осуществлении деятельности медиатора на «непрофессиональной» основе. Подсознательно у граждан складывается представление, что лицо не может осуществлять свои функции надлежащим образом, а, следовательно, не поможет разрешить возникший конфликт. Недостаточно иметь только жизненный опыт, общих познаний и представлений о мире, чтобы разрешить противоречия между сторонами. Отсутствие профессиональной компетентности может привести к развитию конфликта, что является обратным результатом медиации.
Следует отметить, что в Европейском кодексе поведения медиаторов закреплен такой важный принцип, как компетентность медиатора [5]. В частности, указано, что медиаторы должны быть компетентны и хорошо осведомлены в процедурах медиации. Далее раскрывается, что это подразумевает надлежащее обучение, непрерывное обновление знаний и практики медиации в соответствии со стандартами и принципами их аккредитации. При этом, прежде чем назначать встречу, медиатор обязан убедиться в собственной компетентности для проведения данной медиации, и, по требованию сторон, предоставить информацию относительно своего опыта и практики медиации (п.1.2. Европейского кодекса поведения медиаторов).
Поэтому необходимо изложить пункт 1 статьи 16 Федерального закона № 193-ФЗ от 27 июля 2010 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в следующей редакции: «Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование, получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации и имеющие опыт работы по юридической профессии не менее трех лет».
Данное нововведение позволит повысить уровень образования медиатора, повысить его профессиональную компетентность, что позволит, в свою очередь, оказать сторонам квалифицированную юридическую помощь, достигнуть компромисса между ними и снизить риск наступления негативных последствий, как для истца, так и для ответчика.
Литература:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4162.
- Неражева Г. А. О наличии высшего образования у медиатора // Социально-гуманитарные проблемы современности. 2017. С. 93–96.
- Чернова Г. Ш., Лысенко Е. С. О правовом статусе посредника в альтернативной процедуре урегулирования споров // Вестник ВЭГУ. 2013. № 4 (66). С. 97–101.
- Феоктистов А. В. Медиация как способ урегулирования конфликтов // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 27. С. 1–7.
- Европейский кодекс поведения медиаторов от 02.06.2004 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://fedim.ru/wpcontent/uploads/2014/07/Code_of_Conduct_ru.pdf/ (дата обращения 31.03.2019).