О законотворческой идее как этапе законопроектной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 1. Теория государства и права

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, апрель 2019)

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Краснов, А. В. О законотворческой идее как этапе законопроектной деятельности / А. В. Краснов. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/327/14963/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье обосновывается необходимость научно-теоретической разработки идеи законопроекта как относительно самостоятельного этапа законотворческого процесса; рассматриваются подходы к определению содержания идеи и соотношения ее с концепцией законопроекта.

Ключевые слова: законотворчество, законодательная инициатива, законодательный процесс, идея законопроекта, концепция законопроекта.

The article substantiates the need for scientific and theoretical development of the idea of the bill as a relatively independent stage of the legislative process; approaches to determining the content of the idea and its relationship with the concept of the bill.

Keywords: lawmaking, legislative initiative, legislative process, the idea of the bill, the concept of the bill.

Экономические, политические и социальные процессы, происходящие в России в начале XXI в, обусловили пристальное внимание к процессу законотворчества. Различным его аспектам посвящены десятки научных исследований, отмечающих ряд нерешенных проблем и обосновывающих необходимость их дальнейшего теоретико-правового осмысления.

В ряду наименее исследованных, но при этом обладающих высокой степенью актуальности проблем, решение которых без сомнения способствовало бы устранению многих препятствий на пути совершенствования процесса создания нормативно-правовых актов, можно отметить вопрос о идее законопроекта как начальном и необходимом этапе процесса подготовки законопроекта[1].

Само понятие идеи в связи с законом (законопроектом) в обыденной и научной речи встречается довольно часто. Носители обыденного сознания подчас связывают с принятиям законов повышенные ожидания в отношении справедливого, с их точки зрения, решении волнующего вопроса. Такие идеи заканчиваются на этапе пожеланий: «Вот, если бы был издан закон, который…, … тогда…!». Данные пожелания скорее можно квалифицировать как «идеи об издании закона» или, в формулировке А. И. Абрамовой, «законодательная идея» [1; С. 66], и их следует отличать от законотворческой идеи (идеи законопроекта) в научном значении.

В обыденном понимании понятие «идея» не имеет четко очерченного содержания. Выраженное во вне пожелание является самодостаточным и не имеет дальнейшего развития в смысле указания на предмет и методы правового регулирования в каждом конкретном случае. Такое, по выражению В. М. Баранова, «вольное» обращение отражается и в публицистике и, в ряде случаев, научной литературе. В качестве одного из многочисленных возможных примеров, может служить содержание различного рода комментариев по поводу одобренного Президентом России В. В. Путиным в 2016 г. предложения бывшего министра по делам национальностей В. Михайлова об издании федерального закона о российской нации [6].

Хотя из текста выступлений В. Михайлова ясно, что им была предложена идея, подразумевающая четко очерченную цель закона, а также его название, в отношении ее в СМИ наряду с идеей использовались слова и словосочетания: предложение, инициатива, законодательная инициатива, законопроект, закон.

Не вполне последовательны и логичны в использовании понятия «идея законопроекта» и авторы научных работ, посвященных законотворчеству. Одной из причин отсутствия сколько-нибудь детального исследования законотворческой идеи является то обстоятельство, что, не отрицая необходимости идеи как этапа работы по созданию законопроекта, исследователи не имеют четкого представления о том, в какой форме законотворческая идея может быть выражена, поэтому, как правило, не видят ее как относительно самостоятельный феномен и рассуждают об идее только в «связке» с концепцией законопроекта или как о взаимозаменяемом с ней институтом. Так, например, в сети Интернет на сайте Центра правовых исследований и развития законодательства [8] отмечаются негативные результаты недооценки идейной, концептуальной основы законотворчества. В перечне основных этапов законопроектных работ указывается этап формирования идеи (концепции) законопроекта. Между тем, в списке выполняемых Центром законопроектных работ разработка идеи уже не значится; работа над законопроектом начинается с концепции.

То же характерно и для ряда научных исследований. Так, Т. Е. Зяблова, исследуя социальные основы законотворчества и отмечая поэтапность подготовки законопроекта, считает, что эта последовательность отражается в прохождении законопроектом стадии идеи концепции и законопроекта. По ее мнению, идея значима, т. к. через нее происходит выражение во вне, объективация интересов различных групп населения. Кроме того, формулирование идеи законопроекта стимулирует творческую деятельность субъектов законотворчества, указывая на существующие проблемы, и, в общих чертах ориентирует на формы и способы их решения [4; C. 86].

Но и в данном случае анализ текста автора показывает, что идея по содержанию практически не отграничивается от концепции. Так, отмечается, что на этапе концепции необходимо проводить выявление, анализ и учет социальных факторов, воздействующих на процесс создания закона, рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации и поиск оптимального решения. В связи с этим возникает вопрос. каково же содержание этапа формирования законотворческой идеи?

В том же можно упрекнуть и Н. Л. Орехову, которая, предлагая «качественно новый подход к вопросу о совокупности этапов и стадий законотворческого процесса», в рамках подготовительного этапа выделяет этап формирования идеи законопроекта. Но, далее, раскрывая его содержание, автор характеризует первый этап как «формирование идеи законопроекта, разработка его концептуальных положений и планирование законопроектных работ». Включенные в перечень проводимых в рамках этого этапа работ мероприятия, а именно: выявление общественной потребности в законодательном регулировании соответствующей сферы общественных отношений; принятие решения о начале работы над проектом закона; анализ действующего отечественного и зарубежного законодательства по теме проектируемого закона; анализ предложений ученых, высказанных в юридической литературе результатов опроса общественного мнения и соответствующих статистических данных; включение проекта в перспективную комплексную Программу законопроектных работ; включение проекта в ежегодный План подготовки законопроектов [5], — свидетельствует о неразделенности в представлении Н. Л. Ореховой идеи и концепции законопроекта.

Не отрывает идею законопроекта от концепции и Т. Я. Хабриева, указывая, что концепция законопроекта представляет собой своеобразную «идейную» модель будущего законодательного акта [7; С. 30]. В суждениях А. И. Абрамовой идея законопроекта предстает как некая абстракция, реализуемая в законодательном предложении и законопроекте [1; С. 67].

Не ставя своей целью сопоставления феноменов «идеи» и «концепции» законопроекта в настоящей статье, поскольку эта тема требует специального исследования, следует отметить, что идею с концепцией законопроекта, а тем более с законодательным предложением и законопроектом отождествлять не следует, поскольку это различные, относительно самостоятельные, равно необходимые и социально важные этапы законотворческой деятельности.

Представленные выше отдельные примеры наглядно демонстрируют состояние полной неопределенности по вопросу об идее законопроекта, характеризующую современную юридическую науку. Между тем, существуют, к сожалению, не нашедшие должного отзвука в теоретико-правовых исследованиях, публикации В. М. Баранова, которые, по нашему мнению, можно рассматривать как программные для разработки теории законотворческой идеи [2; С. 10; 3; С. 54].

В. М. Баранов рассматривает законотворческую идею всесторонне, раскрывая ее сущность, обосновывая практическую ценность и раскрывая особенности технико-юридического оформления. Фундаментальным фактором, свидетельствующим о важности выделения законотворческой идеи как относительно самостоятельного феномена процесса создания закона, является необходимость отражения в нем реальных закономерностей законотворческого процесса современной России.

Автор отмечает сложность исследуемого феномена, обусловливающую неоднозначность подходов к его пониманию: законотворческая идея занимает важное место в понятийных рядах теории правотворчества, обладая собственным логико-гносеологическим статусом; выступает в качестве относительно самостоятельного приема юридической техники и как активно функционирующий практический феномен правотворческой деятельности.

Следует полностью согласиться и с теми обстоятельствами, которыми В. М. Баранов аргументирует необходимость включения идеи в теорию и практику правотворчества. В теоретико-правовом аспекте идея законопроекта может способствовать дополнению и уточнению многих положений теории законотворчества, выявлению ее новых содержательных и технико-юридических линий.

В практике законотворчества идея законопроекта может помочь усовершенствовать планирование законодательной деятельности, сэкономить интеллектуальные, организационные и материальные ресурсы при рассмотрении законопроектов; вовремя диагностировать содержательные и технико-юридические правотворческие ошибки, чем, в том числе, снизить рискоемкость процесса создания закона;

Автор обращает внимание и на раскрытие потенциала идеи законопроекта в организации научно-исследовательской работы при написании диссертаций и в решении дидактических проблем юридического образования.

Актуальность формирования максимально полного представления о законотворческий идее обосновывается, по справедливому суждению В. М. Баранова, и необходимостью организации и правового оформления гражданской законодательной инициативы. Одной из наиболее ценных фрагментов рассуждений ученого, являются конкретные предложения по «вживлению» феномена законотворческой идеи в правотворческую практику.

Полагаем, что мысли В. М. Баранова о законотворческий идее, очерчивающие широкий круг разноплановых и разноуровневых проблем, связанных с теорией и практикой законотворчества, необходимо использовать в качестве основополагающих для дальнейшей серьезной и многоплановой разработки теории данного правового феномена.

Литература:

  1. Абрамова А. И. Законодательная идея и форма ее реализации // Журнал российского права. — М.: Норма, 2010, № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnaya-ideya-i-forma-ee-realizatsii
  2. Баранов В. М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права, 2008. С. 9–17;
  3. Баранов В. М. Концепция законопроекта. — Н. Новгород, 2003. С. 53–54.
  4. Зяблова Т. Е. Социальные основы законотворчества в современной России. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. — Владимир, 2004. — 180 c.
  5. Орехова Н. Л. Законотворчесво: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. … канд. юрид наук: 12.00.01. — М., 2003. — URL: http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii-yuridicheskie/a789.php
  6. Стариков Н. Закон о российской нации и идея русской справедливости. — URL: https://tass.ru/obschestvo/3750471
  7. Хабриева Т. Я. Глобализация и законодательный процесс // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. М.; Н. Новгород, 2007. С. 30
  8. http://www.centrlaw.ru/zakonoproekt/index.html

[1] Следует оговориться, что до настоящего времени в теории государства и права не существует единого мнения об этапе начала законотворчества. Автор данной статьи разделяет мнение В.М. Баранова о том, что начало процесса создания закона определяется идей законопроекта и его концепцией.

Основные термины (генерируются автоматически): законотворческая идея, идея законопроекта, концепция законопроекта, идея, законотворческий процесс, законодательная инициатива, законодательное предложение, законопроект, Михайлов, процесс создания.

Похожие статьи

Воздействие законотворческого и законодательного процесса...

Законотворческий процесс – это процесс создания текстов законопроектов, их подготовки к обсуждению на

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и...

Депутат как субъект законодательной инициативы

законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть

Далее законопроект выносится на пленарное заседание Государственной Думы и. Воздействие законотворческого и законодательного процесса на...

законотворческий процесс, законодательный процесс...

законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание. законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть...

Законопроектный процесс: на подступах к созданию системной...

Другое дело — проект закона. Законопроект — это документированный текст предлагаемого к принятию, то есть будущего закона, подготовленного для внесения на рассмотрение законодательного органа государственной власти или на референдум.

Особенности законотворческого процесса в зарубежных странах...

Оптимизация законотворческого процесса и, в первую очередь, деятельности по выработке и принятию качественных законодательных актов приобретает особое значение не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Законотворческий процесс в зарубежных странах...

Законодательный процесс представляет собой процесс...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы

Правовая экспертиза в законотворческом процессе. До момента поступления законопроекта в орган законодательной власти, автору законопроекта...

законотворческий процесс, законодательный процесс...

Соответственно названия «законодательный процесс» и «законопроектный процесс», отражающие разные аспекты одного и того же феномена, могут употребляться как адекватные сути данного явления, но выражающие при этом разные его временные состояния.

законодательная инициатива, Государственная Дума...

законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное

Законодательный процесс в Российской Федерации базируется на общих принципах, к которым можно отнести: законность, гласность...

Похожие статьи

Воздействие законотворческого и законодательного процесса...

Законотворческий процесс – это процесс создания текстов законопроектов, их подготовки к обсуждению на

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и...

Депутат как субъект законодательной инициативы

законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть

Далее законопроект выносится на пленарное заседание Государственной Думы и. Воздействие законотворческого и законодательного процесса на...

законотворческий процесс, законодательный процесс...

законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание. законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть...

Законопроектный процесс: на подступах к созданию системной...

Другое дело — проект закона. Законопроект — это документированный текст предлагаемого к принятию, то есть будущего закона, подготовленного для внесения на рассмотрение законодательного органа государственной власти или на референдум.

Особенности законотворческого процесса в зарубежных странах...

Оптимизация законотворческого процесса и, в первую очередь, деятельности по выработке и принятию качественных законодательных актов приобретает особое значение не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Законотворческий процесс в зарубежных странах...

Законодательный процесс представляет собой процесс...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы

Правовая экспертиза в законотворческом процессе. До момента поступления законопроекта в орган законодательной власти, автору законопроекта...

законотворческий процесс, законодательный процесс...

Соответственно названия «законодательный процесс» и «законопроектный процесс», отражающие разные аспекты одного и того же феномена, могут употребляться как адекватные сути данного явления, но выражающие при этом разные его временные состояния.

законодательная инициатива, Государственная Дума...

законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное

Законодательный процесс в Российской Федерации базируется на общих принципах, к которым можно отнести: законность, гласность...