Голосование с помощью электронных средств
Автор: Шерстюк Ульяна Борисовна
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
Дата публикации: 06.04.2019
Статья просмотрена: 299 раз
Библиографическое описание:
Шерстюк, У. Б. Голосование с помощью электронных средств / У. Б. Шерстюк. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/327/14957/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: Российская Федерация, федеральный законодатель, электронное голосование, референдум граждан, избирательный процесс, подсчет голосов.
В статье рассматривается проблема реализации голосования с помощью электронных средств в России, выявленные достоинства и недостатки в процессе анализа, а также методы повышения заинтересованности избирателей.
На сегодняшний день существует такое понятие как электронное голосование. Его легальную трактовку дает федеральный законодатель посредством пункта 62 статьи 2 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: «электронное голосование — голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы» [1].
Голосование с помощью электронных средств это один из современных способов отдать свой голос на выборах за соответствующего кандидата. Подразумевается, что избиратель реализует своё избирательное право с помощью таких технических средств подсчета голосов как комплексы обработки избирательных бюллетеней, составной частью которых является сканер, автоматически распознающий отметки на бумажных бюллетенях и комплексы для электронного голосования.
Хотя бы раз в месяц интернетом пользуются 70,4 млн. жителей России, или 60 процентов населения в возрасте от 18 лет следует из статистических данных, обнародованных на российском интернет-сайте «yandex.ru». Всего лишь за один год российская интернет — аудитория увеличилась на 2 процента, при этом 66 млн человек, или 54 процента от населения РФ, пользуются интернетом не менее одного раза в месяц через мобильные устройства, а 20 млн. человек это 16 процентов от населения нашей страны — только с мобильных устройств [2].
Голосование с помощью электронных средств в первую очередь рассчитано на молодое поколение людей, которому привычны современные технологии, однако, с удовольствием пользуется и не отстает от прогресса большинство пожилого поколения.
Федеральный законодатель упростил организацию избирательного процесса на всех уровнях для избирательных комиссий путем создания автоматизированной системы ГАС «ВЫБОРЫ» [3], но недостаточно позаботился об избирателях. На сегодняшний день избиратели заинтересованы в упрощении процесса голосования с помощью таких возможных электронных средств, как: электронная аутентификация, ID карта, квалифицирующий сертификат физического лица, система оптического сканирования и т. п. Данные средства позволят избирателям войти в личный кабинет и удаленно из любой точки мира проголосовать за понравившегося кандидата. Таким образом, будут решены вопросы, связанные с соблюдением принципа тайного голосования, аутентификации личности и надежности механизма защиты от повторного голосования.
Предоставляя гражданам возможность в усовершенствовании избирательного процесса, путем упрощения голосования с помощью электронных средств, законодатель укрепит легитимность власти, лояльность граждан и оппозиции. Избиратели перестанут пренебрегать правом на участие в управлении делами государства.
Также, каждый гражданин Российской Федерации может воспользоваться такой гарантией, предоставленной федеральным законодателем, как стать наблюдателем на выборах, фиксировать правонарушения не только лично, но и посредством веб-камер, что представляет собой гласность действий комиссий на выборах. Например, 18 марта 2018 года любой желающий мог, не выходя из дома, проследить за проведением выборов президента Российской Федерации на тех участках, где данное видеонаблюдение было организованно.
Средства видеонаблюдения были доступны на 46 046 объектах. Это все территориальные избирательные комиссии, а также определенные в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по перечню Центральной избирательной комиссии Российской Федерации участковые избирательные комиссии [1], что соответствует охвату примерно в половину крупных избирательных участков, где могут проголосовать до 80 процентов российских избирателей. Технические условия не позволяют в совершенстве установить на всех избирательных участках веб-камеры, так как одной из значимых проблем является — отсутствие скоростного интернета в ряде населенных пунктов.
Электронный портал «нашвыбор2018.рф» [4] работал 18 марта 2018 года с 7:00 по местному времени для всех желающих с изображениями из помещений избирательных комиссий на выборах президента Российской Федерации. Трансляция происходила в режиме реального времени, что позволило наблюдать за происходящими выборами полным ходом. Также проблема заключалась в том, что единоразово невозможно вывести все трансляции веб-камер на экран монитора, но портал частично решил эту проблему посредством поиска необходимых, интересующих или любых других номеров избирательных участков по карте Российской Федерации, участковые избирательные комиссии отмечались красным цветом, а территориальные избирательные комиссии — синим. Наблюдатели могли менять ракурс веб-камер, так как на каждом объекте, имеющим данные технологии, установлены по две веб-камеры, которые позволяли просматривать место прима протоколов участковых избирательных комиссий, место, где суммируются данные из этих протоколов, где проходит итоговое заседание избирательной комиссии и составляется протокол об итогах голосования, увеличенная форма сводной таблицы, место для погашения неиспользованных бюллетеней, выдачи бюллетеней, ящики голосования, стол с бюллетенями для подсчета голосов. Позаботившись о перегрузке нейронной сети, был создан служебный портал, предоставляющий право доступа с помощью именного ключа, для организаторов голосования, кандидатам и выдвинувших их партий.
Что касается зарубежных участков голосования, то такие охвачены не были по техническим причинам, также веб-камеры не применялись на участках с особым режимом охраны: в следственных и административных изоляторах, больницах, в воинских частях, на кораблях и полярных станциях из соображений безопасности.
Данное правовое обоснование использования веб-камер на избирательных участках федеральный законодатель закрепил в статье 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно гарантируя: гласность, достоверность, открытость хода голосования и подсчета голосов на избирательных участках.
Электронные выборы имеют ряд преимуществ перед традиционными, но разработка и производство средств электронного голосования требуют крупных денежных и инновационных вложений, однако, электронные выборы экономически целесообразны в связи с тем, что затраты на них, как правило, однократны. Учитывая указанный аспект, можно констатировать тот факт, что данная инициатива будет оказывать только положительное влияние на государственную политику.
Литература:
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // «Российская газета», № 106, 15.06.2002;
- Статистические данные компании Яндекс — URL: https://yandex.ru/blog/company/internet-v-regionakh-rossii (по сост. на 30.11.2017);
- Указ Президента РФ от 23.08.1994 № 1723 «О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» // «Собрание законодательства РФ», 29.08.1994, № 18, ст. 1723.
- Электронный ресурс: URL: https://nashvybor2018.ru/ (по состоянию на 01.03.2019)
Ключевые слова
Российская Федерация, избирательный процесс, федеральный законодатель, электронное голосование, референдум граждан, подсчет голосовПохожие статьи
Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года)
В статье анализируется избирательное законодательство РФ о ограничении допуска кандидатов на выборы президента.
Единый портал государственных и муниципальных услуг как способ идентификации личности при электронно-дистанционном голосовании
В статье рассматривается электронно-дистанционное голосование через единый портал государственных и муниципальных услуг, идентификация личности, а также способ повышения доверия к выборам у избирателей.
Дистанционное электронное голосование как важнейший шаг к цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации
Данная статья содержит положения о процедуре проведения дистанционного электронного голосования в Единый день голосования 8 сентября 2019 года на территории города Москвы, анализ нормативных актов по данному вопросу, а также мнение ведущих экспертов ...
Возникновение и развитие местного референдума в России
В статье анализируются исторические условия и этапы возникновение и преобразования местного референдума как одного из важнейших институтов непосредственной демократии.
Методы совершенствования механизма правового обеспечения и реализация избирательных прав граждан
В нашем государстве традиционно проявляется готовность к совмещению выборов разного уровня. Специфической особенностью российского избирательного законодательства можно считать наличие Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гаран...
О причинах неэффективности института референдума в РФ
В статье рассматриваются основные причины низкой эффективности института референдума в России и предложения по разрешению выявленных проблем.
Похожие статьи
Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года)
В статье анализируется избирательное законодательство РФ о ограничении допуска кандидатов на выборы президента.
Единый портал государственных и муниципальных услуг как способ идентификации личности при электронно-дистанционном голосовании
В статье рассматривается электронно-дистанционное голосование через единый портал государственных и муниципальных услуг, идентификация личности, а также способ повышения доверия к выборам у избирателей.
Дистанционное электронное голосование как важнейший шаг к цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации
Данная статья содержит положения о процедуре проведения дистанционного электронного голосования в Единый день голосования 8 сентября 2019 года на территории города Москвы, анализ нормативных актов по данному вопросу, а также мнение ведущих экспертов ...
Возникновение и развитие местного референдума в России
В статье анализируются исторические условия и этапы возникновение и преобразования местного референдума как одного из важнейших институтов непосредственной демократии.
Методы совершенствования механизма правового обеспечения и реализация избирательных прав граждан
В нашем государстве традиционно проявляется готовность к совмещению выборов разного уровня. Специфической особенностью российского избирательного законодательства можно считать наличие Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гаран...
О причинах неэффективности института референдума в РФ
В статье рассматриваются основные причины низкой эффективности института референдума в России и предложения по разрешению выявленных проблем.