Особенности организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, апрель 2019)

Дата публикации: 14.03.2019

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Стебеньков, А. Е. Особенности организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области / А. Е. Стебеньков. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/327/14904/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье анализируются проблемы организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области. Особое внимание уделено проблеме доступности информации об обсуждении проектов законов. Предлагается активизировать ресурсы территориального общественного самоуправления для работы в данном направлении.

Ключевые слова: нормотворческая деятельность, территориальное общественное самоуправление, региональное нормотворчество, законодательство субъекта.

Масштабы нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации (далее — РФ) впечатляют. Согласно официальному обзору Минюста России (по состоянию на 25.10.2017) федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ содержит 203 тыс. законодательных актов субъектов Федерации [1, с. 6].

Вопрос о нормотворческой компетенции региональной публичной власти, механизмах её установления, формах реализации, способах обеспечения законности является актуальным для любого общества выбравшего федеративную форму государственного устройства. Принципиальным этот вопрос является и для РФ. В Конституции РФ понятие «законодательство субъекта Федерации» впервые было закреплено в качестве самостоятельного юридического феномена [2, с. 130].

Конституция РФ оставляет открытым вопрос о нормотворческих полномочиях ее субъектов. Предусматривая возможность властного нормативного правового воздействия субъектов Федерации на региональные общественные отношения, она не определяет объем этого воздействия, и не содержит порядок установления компетенции региональной публичной власти в данной сфере.

Проблема полноты нормативного правового воздействия субъектов Федерации характерна не только для государственного уровня субъекта, но и для его муниципальной составляющей. Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления, закрепленные в ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеют весьма размытые формулировки, порождая состояние неопределенности в сфере правового регулирования данных правоотношений. На этом фоне актуализируется вопрос организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти субъектов Федерации. Рассмотрим данный вопрос на примере осуществления данной деятельности в органах государственной власти Владимирской области.

В соответствии со ст. 15 Устава Владимирской области, порядок подготовки, внесения и рассмотрения проектов нормативных правовых актов на заседания Законодательного Собрания, другие вопросы организации работы Законодательного Собрания и его структурных подразделений определяются областным законом и Регламентом Законодательного Собрания. Законодательный процесс освещен в третьем разделе данного документа.

Особое внимание следует обратить на стадию законодательной инициативы, заключающуюся в правомочном внесении в законодательный орган проект закона [3, с. 370].

Данная стадия реализуется в следующих формах: а) проектов законов; б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу; в) поправок к законопроектам.

Текст законопроекта должен быть компактным и лаконичным. «Нет сомнений: чем лаконичнее и компактнее изложен правовой материал, тем лучше воспринимается и познается его содержание субъектами правоотношений», — справедливо отмечает Н. А. Власенко [4, с. 111].

После внесения в Законодательное Собрание проекты законов и постановлений регистрируются в организационном управлении, после чего в течение двух рабочих дней, за исключением случаев, установленных законами или Регламентом, направляются председателем Законодательного Собрания в комитет в соответствии с предметами его ведения (далее — ответственный комитет) и управление по правовому обеспечению. Ответственный комитет рассматривает их в установленные Регламентом сроки и вносит на очередное заседание Законодательного Собрания. До принятия проекта закона в первом чтении, постановления субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им проект закона, постановления путем внесения письменного обращения в Законодательное Собрание, которое регистрируется в организационном управлении.

Субъекту законодательной инициативы следует помнить о том, что право — сложный механизм, и с ним надо работать квалифицированно, в противном случае эффекта не достичь [4, с. 316].

Если по одному и тому же вопросу имеется более одного законопроекта, проекта постановления, они рассматриваются ответственным комитетом одновременно, в результате чего комитет вносит на заседание Законодательного Собрания предложение о принятии одного из законопроектов, проектов постановлений.

Комитет вправе рекомендовать Законодательному Собранию отклонить все альтернативные законопроекты, проекты постановлений.

Рассмотрение проектов законов осуществляется Законодательным Собранием не менее чем в двух чтениях. При рассмотрении Законодательным Собранием проекта закона в первом чтении обсуждаются его основные положения, правильность построения структуры, вопрос о правомочности и необходимости его принятия, дается общая оценка законопроекта, его социально-экономических, правовых и иных последствий.

Проекты постановлений рассматриваются, как правило, в одном чтении.

Если по итогам голосования предложение о принятии проекта закона в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования, дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы, что оформляется соответствующим постановлением, голосование по которому не проводится [5, с. 419].

В случае принятия законопроекта в первом чтении в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении устанавливается срок подачи поправок к нему и комитет, в который они направляются.

После принятия законопроекта в первом чтении по предложению ответственного комитета Законодательное Собрание может принять законопроект во втором чтении на этом же заседании. Решение о принятии закона во втором чтении может оформляться постановлением без дополнительного голосования.

Законопроект должен быть рассмотрен Законодательным Собранием в двух чтениях не позднее шести месяцев с момента его регистрации в организационном управлении. Проект постановления должен быть рассмотрен Законодательным Собранием не позднее четырех месяцев с момента его регистрации в организационном управлении.

Закон, принятый Законодательным Собранием и проверенный ответственным комитетом, управлением по правовому обеспечению, организационным управлением — каждым в пределах своих полномочий, не позднее семи календарных дней со дня принятия направляется управлением документационного обеспечения вместе с постановлением о принятии закона и сопроводительным письмом, подписанным председателем Законодательного Собрания, Губернатору для подписания и официального опубликования.

Полагаем, что существующая практика обсуждения законопроектов на региональном уровне носит весьма кулуарный характер. Да, существуют определенные интернет-ресурсы, где возможно высказать свое мнение по содержанию законопроекта. Но эта возможность не афишируется в средствах массовой информации. Думаю, что если опросить граждан об их осведомленности по вопросу возможности обсуждения законопроектов регионального уровня, то большинство из них скажет, что не ознакомлены с соответствующей процедурой. Очевидно, что информация подобного рода должна распространяться как социальная реклама. В СССР обсуждения законопроектов велись на страницах центральных журналов, на которые были подписаны практически все жители страны. Так, например, в журнале «Огонек», выходящим тиражом 2 050 000 экземпляров в июльском номере 1977 года обсуждению проекта Конституции СССР было посвящено пять страниц в начале этого периодического издания, под рубрикой «Обсуждаем проект Конституции СССР» [6, с. 1, 4–7]. Свои предложения по совершенствованию проекта высказывали учителя, пенсионеры, военнослужащие в отставке и другие категории населения, далекие от проблем науки, но имеющие большой жизненный опыт и хорошо знающие подлежащие правовому регулированию сферы деятельности. В современной России печатные издания преобразуются в сетевой формат, население зачастую не имеет средств на оформление подписки на полиграфическую продукцию. Это, на наш взгляд, влечет необходимость активизации ресурсов территориального общественного самоуправления по доведению до граждан информации об обсуждаемых законопроектах, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Подводя итоги вышесказанному, отметим следующее.

Нормотворческая деятельность органов государственной власти Владимирской области имеет строго определенные процедуры, предусмотренные Уставом Владимирской области и Регламентом Законодательного Собрания Владимирской области.

На наш взгляд, региональное нормотворчество, в том числе и нормотворчество органов государственной власти Владимирской области характеризуется относительной оперативностью. Принцип оперативности заключается в возможности своевременного принятия закона, с целью быстрого урегулирования конкретных общественных отношений [5, с. 417]. Тем не менее, существуют проблемы, связанные с доступностью для граждан регионов информации об обсуждаемых законопроектов прежде всего регионального уровня. Для устранения данного недостатка предлагается активизировать ресурсы территориального общественного самоуправления.

Литература:

  1. Арзамасов, Ю. Г. Реализация права законодательной инициативы в современной России: правовая регламентация, проблемы, практика / Ю. Г. Арзамасов // Государство и право. — 2018. — № 5. — С. 5–18.
  2. Зражевская, Т. Д. Закономерности развития юридической техники в правотворческом процессе субъекта Российской Федерации / Т. Д. Зражевская // Проблемы юридической техники: Сборник статей / под ред. В. М. Баранова. — Н. Новгород, 2000, С. 130–142.
  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учеб. / Т. Н. Радько — М.: Проспект, 2010. — 637 с.
  4. Власенко, Н. А. Язык права // Избранное / Н. А. Власенко. — М.: Норма, 2015, С. 100–206.
  5. Нормография: теория и методология нормотворчества: уч. методич. пособие / Под ред. Ю. Г. Арзамасова. — М.: Юрайт, 2007. — 460 с.
  6. Огонёк. Еженедельный общественно-политический и литературно-художественный журнал. — 1977. — № 28 (2609).
Основные термины (генерируются автоматически): Законодательное Собрание, Владимирская область, организационное управление, ответственный комитет, государственная власть, законодательная инициатива, территориальное общественное самоуправление, чтение, нормотворческая деятельность, региональный уровень.

Ключевые слова

территориальное общественное самоуправление, нормотворческая деятельность, региональное нормотворчество, законодательство субъекта

Похожие статьи

Проблемы деятельности территориального общественного...

В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Субъекты права законодательной инициативы на федеральном уровне определены в ст. 104

Региональные инициативы — это своего рода показатель, который характеризует

При осуществлении права законодательной инициативы Законодательное Собрание края...

законодательный процесс, законодательная инициатива...

По своей сущности законосозидательная деятельность это ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, поскольку

Факт участия в законопроектном процессе не только органов государственной власти

Объект законопроектного процесса суть общественные отношения, составляющие...

Основные направления участия прокурора в нормотворческой...

На федеральном уровне процесс участия прокурора в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления урегулирован

В противовес можно отметить трудности практики прокуроров Владимирской области, где широко распространены факты, когда...

Воздействие законотворческого и законодательного процесса на...

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и является одним из основных государственно-правовых институтов современного Российского государства.

Основы территориального общественного самоуправления

Данная статья затрагивает тему основ территориального общественного самоуправления, порядок организации и деятельности ТОС, установленных в уставе и нормативных правовых актах муниципального образования.

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

Ключевые слова: гражданская инициатива, муниципальное нормотворчество, местное самоуправление, муниципальные выборы

Во-вторых, несмотря на то, что возможность нормотворческой инициативы на муниципальном уровне существует у граждан уже не...

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное...

Депутат как субъект законодательной инициативы

законодательная инициатива, Государственная Дума, Государственная Дума РФ, депутат, внесение законопроектов, инициатива, Федеральное Собрание РФ, законопроект, законодательный процесс...

Похожие статьи

Проблемы деятельности территориального общественного...

В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Субъекты права законодательной инициативы на федеральном уровне определены в ст. 104

Региональные инициативы — это своего рода показатель, который характеризует

При осуществлении права законодательной инициативы Законодательное Собрание края...

законодательный процесс, законодательная инициатива...

По своей сущности законосозидательная деятельность это ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, поскольку

Факт участия в законопроектном процессе не только органов государственной власти

Объект законопроектного процесса суть общественные отношения, составляющие...

Основные направления участия прокурора в нормотворческой...

На федеральном уровне процесс участия прокурора в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления урегулирован

В противовес можно отметить трудности практики прокуроров Владимирской области, где широко распространены факты, когда...

Воздействие законотворческого и законодательного процесса на...

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и является одним из основных государственно-правовых институтов современного Российского государства.

Основы территориального общественного самоуправления

Данная статья затрагивает тему основ территориального общественного самоуправления, порядок организации и деятельности ТОС, установленных в уставе и нормативных правовых актах муниципального образования.

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

Ключевые слова: гражданская инициатива, муниципальное нормотворчество, местное самоуправление, муниципальные выборы

Во-вторых, несмотря на то, что возможность нормотворческой инициативы на муниципальном уровне существует у граждан уже не...

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное...

Депутат как субъект законодательной инициативы

законодательная инициатива, Государственная Дума, Государственная Дума РФ, депутат, внесение законопроектов, инициатива, Федеральное Собрание РФ, законопроект, законодательный процесс...