Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности правового обеспечения и защиты товарного знака профессионального футбольного клуба

12. Авторское право и смежные права
25.12.2018
359
Поделиться
Библиографическое описание
Губайдуллин, Д. М. Особенности правового обеспечения и защиты товарного знака профессионального футбольного клуба / Д. М. Губайдуллин. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/319/14750/.


В данной статье рассматриваются особенности правового обеспечения и защиты товарного знака профессионального футбольного клуба. Даются определения видам товарного знака, используемым в футбольной сфере, раскрываются их особенности. Обосновывается важность применения механизмов правовой охраны товарного знака футбольного клуба.

Ключевые слова: международная классификация товаров и услуг, право интеллектуальной собственности, товарный знак, футбольный клуб, эмблема.

The article deals with the features of legal support to trademark of a professional football club. The article also defines the concepts of several trademark’s types. Special attention is given to the necessity of the application and implementation of legal security to trademark of a football club.

Key words: International Classification of Goods and Services, intellectual property law, trademark, football club, emblem.

Футбол является наиболее масштабным явлением современного спортивного движения, наиболее популярной и динамично развивающейся командной спортивной игрой в мире [1, с. 5]. На сегодняшний день футбол известен в каждом уголке планеты, а эмблемы таких футбольных клубов, как «Барселона», «Реал Мадрид» и «Манчестер Юнайтед» сможет узнать каждый ребенок. Это один из самых зрелищных, непредсказуемых и красочных видов спорта. Ввиду высокой популяризованности футбол как спорт наиболее развит и в коммерческой сфере. Значительную роль в маркетинговой успешности и доходности конкретного футбольного клуба играет его товарный знак как объект права интеллектуальной собственности, чему и посвящено данное исследование.

Согласно п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса РФ [2] (далее — ГК РФ) под товарным знаком понимается обозначение (изобразительное, комбинированное, звуковое, словесное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Правовое регулирование товарного знака в РФ осуществляется частью четвертой ГК РФ, где определены общие положения о товарном знаке, а также локальными актами Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Министерства экономического развития РФ, посредством которых реализуется механизм регистрации и правовой охраны товарного знака как объекта права интеллектуальной собственности.

Так, реализуя свое право на охрану индивидуализирующих признаков, ведущие футбольные клубы регистрируют сразу несколько видов товарных знаков:

  1. Словесный товарный знак. Это обозначение, состоящее только из букв, слов или словосочетаний, изображенных с помощью специального шрифта в цветном или черно-белом варианте и не имеющее графических элементов. Например, футбольный клуб из итальянского Турина «Ювентус» зарегистрировал на международном уровне товарный знак № 651907 (приоритет от 7 ноября 1997 г.) [3, с. 288], представляющий собой словесное обозначение, содержащее наименование команды, выполненное латинскими буквами в черно-белом цвете.
  2. Изобразительный товарный знак. В его основе лежит рисунок, графическое или фотографическое изображение. В футболе чаще всего такие товарные знаки именуются эмблемами. В частности, сведения из патента РФ № 547534 (приоритет от 30 ноября 1998 г.) [4], обладателем которого является известнейшая команда — московский «Спартак», придает правовую охрану эмблеме клуба, которая характеризуется:

– композиционным построением в виде горизонтально ориентированного ромба, вытянутого по большей диагонали;

– оформлением ромба по периметру рамкой из двух узких цветных полос: красной и белой;

– выполнением фона, состоящего из трех одинаковых частей, имеющих форму параллелограммов, ориентированных параллельно боковым сторонам ромба слева направо вверх;

– выполнением средней части фона белого цвета, боковых частей — красного;

– наличием в центре ромба буквы «С» белого цвета;

– выполнением буквы «С» рисованным шрифтом с расширенными средними частями и контурной обводкой.

  1. Комбинированный товарный знак. Включает как текстовые, так и графические элементы. Именно данный вид в теории дизайна называют логотипом. К примеру, международный товарный знак № 865293 (приоритет от 30 сентября 2004 г.) [3, с. 289], зарегистрированный за футбольным клубом «Челси», представляет собой комбинированное обозначение, содержащее герб и наименование футбольного клуба.

Представляется, что футбольные клубы могут также регистрировать за собой право использования звуковых и объемных товарных знаков, например, маскотов, гимнов, девизов, фанатских речевок. Однако такая практика на сегодняшний день является менее распространенной ввиду низкой коммерческой эффективности и доходности для футбольных клубов.

Правовому обеспечению и охране товарного знака содействует использование Международной классификации товаров и услуг [5] (далее — МКТУ), которая, в свою очередь, упрощает порядок подготовки и составления заявок на регистрацию товарного знака, а также способствует единообразию правового регулирования товарного знака в гражданском обороте.

Регистрируя свои товарные знаки, футбольные клубы также заявляют перечень классов МКТУ, в которых должна предоставляться охрана их товарному знаку, а, соответственно, обозначают сферы, где они планируют осуществлять реализацию товаров и предоставлять услуги под своим брендом. Следует отметить, что, согласно практике Роспатента, регистрация товарного знака футбольного клуба осуществляется по широкому кругу классов МКТУ, по многим из которых даже не усматривается ассоциативная связь с деятельностью футбольного клуба и со спортом в целом. Подобные действия со стороны клубов могут повлечь нарушение прав других производителей. Подобные прецеденты уже имеют место в судебной практике на сегодняшний день.

Например, футбольный клуб «Кубань», в 2005 г. зарегистрировавший свой товарный знак в отношении почти всех групп товаров по МКТУ, в конце 2016 г. утратил права размещать его на товарах 29-го (мясо, рыба, птица, овощи и фрукты консервированные, варенье, компоты) и 30-го классов (сахар, рис, мука и зерновые продукты, хлебобулочные изделия) МКТУ. Рассмотрев дело, в котором ФК «Кубань» выступило ответчиком, Суд по интеллектуальным правам вынес решение о досрочной отмене государственной охраны товарного знака в отношении этих классов товаров, руководствуясь п. 1 ст. 1486 ГК РФ. Основанием для вынесения данного решения стало неиспользование товарного знака в коммерческой деятельности более трех лет, а также доказанная заинтересованность заявителя, компании «Кубань-Ти», занимающейся производством и переработкой овощей, а также расфасовкой чая.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что средства индивидуализации футбольных клубов подлежат регистрации и правовой охране в соответствии с общими требованиями законодательства РФ о товарных знаках. Профессиональные футбольные клубы активно пользуются своим правом регистрации товарных знаков, приобретая патенты на словесные обозначения, изображения (эмблемы), а также комбинированные товарные знаки (логотипы). Важно отметить, что широкое использование товарных знаков в различных категориях играет для профессионального футбольного клуба значительную роль не только в коммерческом отношении, создавая дополнительную графу доходов, но и для поддержания имиджа футбольного клуба как одного из представителей самого популярного и востребованного вида спорта в мире.

Литература:

  1. Алексеев, С. В. Футбольное право: учеб. для вузов / отв. ред. П. В. Крашенинников. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 879 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 2.
  3. Дашян, М. С. Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд. / М. С. Дашян. — М.: ЭКСМО, 2010. — 360 с.
  4. Товарный знак и знак обслуживания Футбольного Клуба «Спартак Москва» // Интернет-сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности. — URL: http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&DocNumber=547534&TypeFile=html (дата обращения: 11.11.2018).
  5. Международная классификация товаров и услуг. Одиннадцатая редакция. — М., 2017.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
международная классификация товаров и услуг
право интеллектуальной собственности
товарный знак
футбольный клуб
эмблема

Молодой учёный