Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы государственного регулирования аудиторской деятельности. Новое в законодательстве

7. Финансовое право
3
Поделиться
Библиографическое описание
Орехова, Е. А. Проблемы государственного регулирования аудиторской деятельности. Новое в законодательстве / Е. А. Орехова. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/319/13317.


В настоящее время существует целый ряд правовых проблем, первопричиной которых является смешение государственного регулирования и саморегулирования, в результате чего последнее рассматривается исключительно как делегирование государством части своих властных полномочий саморегулируемым организациям.

Руководство Центрального банка неоднократно говорило о необходимости дополнительного регулирования аудиторской деятельности: по его мнению, система саморегулирования не создает достаточных оснований для того, чтобы повышались качество работы, надежность и ответственность аудиторов.

Желание не допускать недобросовестных аудиторов до проверки банков и других финансовых институтов продиктовано участившимися случаями отзыва лицензий у банков, которым выдавались положительные аудиторские заключения. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что: «аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности были у 52 российских банков, которые впоследствии лишились лицензии и были признаны банкротами. «В целом за последние годы 205 кредитных организаций уже были признаны банкротами. Подозрительно, что из них 182, а это около 90 %, получили положительные аудиторские заключения» [1].

В настоящее время обсуждается передача части функций контроля над аудитом Центральному Банку РФ, а именно ЦБ будет осуществлять аккредитацию и контроль качества аудита.

В сентябре 2017 года в Госдуму был внесен законопроект Проект федерального закона № 273179–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)». Разработчики предполагают, что от нововведений вырастет качество услуг и авторитет отрасли.

В законе о ЦБ предусматривается его новая функция — «осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности в соответствии с законодательством РФ». Будет введена новая статья, расшифровывающая полномочия ЦБ, в частности, ЦБ будет вправе проводить проверки деятельности аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских фирм, оказывающих аудиторские услуги организациям, указанным в части 1 статьи 5.1 закона об аудиторской деятельности, а также проверки СРО аудиторов.

Указанная новая статья 5.1 также вводится в аудиторский закон, в ней появится определение общественно-значимых организаций (ОЗО). С ними смогут работать только аудиторские фирмы, внесенные в специальный реестр и отвечающие ряду критериев. Среди ОЗО упомянуты ПАО, а также многие из организаций, ныне названных в статье 5 и убираемых оттуда.

При передаче функций регулятора аудиторской деятельности от Министерства финансов к Банку России, последний, в случае принятия указанных Предложений, одновременно совместит функции аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг (по отношению к аудируемым лицам, где Банк России является акционером (участником) или иным образом участвует в управлении такими аудируемыми лицами (например, в случае назначения в кредитную организацию временной администрации), органа, осуществляющего надзор за кредитными и иными организациями, и регулятора соответствующих рынков услуг.

Совмещение указанных функций создает очевидный конфликт интересов, что нарушает требования статьи 4.1 Федерального закона РФ от 10.07.2002 No 86 -ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [2], в соответствии с которой Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. Исходя из указанного, передача Банку России надзорных функций по отношению к аудиторам без внесения изменений в законодательство в отношении аудита как самого Банка России, так и хозяйствующих субъектов, в отношении которых Банк России является акционером, нарушит основополагающий принцип аудита — его независимость.

В свою очередь в законе отсутствует порядок проведения внешнего контроля качества. В нем не описан порядок проведения плановых, внеплановых проверок и их частота. «Если регулятор применит тот же подход, что сейчас действует в рамках банковского надзора, то скоро представители ЦБ могут “сидеть” в каждой крупной аудиторской компании, изучая рабочие документы по каждой еще незавершенной проверке и тем самым вмешиваясь в процесс аудита, и влиять на мнение аудитора, а через него — на проверяемые им компании».

Законопроект предполагает сократить перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту. Для того, чтобы попасть под обязательный аудит, организация должна будет соответствовать двум критериям из трех: выручка свыше 800 млн рублей, сумма активов бухгалтерского баланса выше 400 млн, среднесписочная численность работников от 100 человек. Эти критерии должны соблюдаться подряд два года, предшествовавших отчетному.

Таким образом, предполагается, что существенная часть бизнеса в России будет полностью выведена из-под обязательного аудита. Видится, что в результате этого многократно увеличатся риски предоставления недостоверной отчетности широким кругом хозяйствующих субъектов, снизится эффективность правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействия коррупции. Ограничение круга субъектов для контроля в сфере легализации не будет способствовать укреплению экономической безопасности России и борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме того, это может отрицательным образом сказаться на собираемости налогов в бюджеты всех уровней. Полагаем, что полное исключение финансовых показателей для определения хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательному аудиту, не будет способствовать ни улучшению качества корпоративной отчетности, ни надлежащему контролю со стороны государства. На наш взгляд целесообразней расширить список организаций, подпадающих под обязательный аудит. Ввести обязательный аудит бухгалтерской отчетности юридических лиц, находящихся в определенных хозяйственных ситуациях, в частности: для организаций ЖКХ; для организаций, обращающихся за получением кредита в кредитную организацию; для предприятий, участвующих в госзакупках; для МФО и кредитных кооперативов; для организаций, в которых происходят изменения состава акционеров (участников), размера уставного капитала, формы собственности, для фондов и в др. случаях.

Законопроектом предусмотрена отмена старых аттестатов, которые были получены аудиторами еще в соответствии со 119-ФЗ [3]. Это значит, что более 15 тысяч аудиторов теряют право на ведение своей деятельности.

Законопроектом также предполагается увеличить численность аудиторов, необходимых для допуска аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита субъектов, указанных в ч.3 ст.5 Федерального закона N 307-ФЗ [4] (далее — общественно-значимых хозяйствующих субъектов или ОЗХС), до 12 аттестованных аудиторов, работающих по основному месту работы. При этом из Предложений непонятно, идет ли речь о 12 аудиторах с любым квалификационным аттестатом или только об аудиторах с квалификационным аттестатом, выданным одним из СРО аудиторов (далее — «единый аттестат»).

Если речь идет об аудиторах с любым квалификационным аттестатом, то установление такой численности непонятно, поскольку при аудите ОЗХС аудиторами будут являться только лица с единым аттестатом. Если речь идет об аудиторах с единым аттестатом, то вышеуказанные требования создают для подавляющего большинства участников Российского аудиторского рынка дискриминационные условия. Если предлагаемые нормы будут приняты, то организации из числа ОЗХС будут вынуждены обращаться за проведением аудита только к крупнейшим аудиторским организациям, находящимся преимущественно в московском регионе. Это может привести к дефициту предложения в регионах и существенному увеличению стоимости аудита, необусловленному повышением качества услуг.

Также законом вводится требование о двух подписях на заключении, руководителя проверки и гендиректора компании. «В крупной компании, где выпускаются десятки заключений, руководитель просто физически не может вникнуть в рабочие документы по всем проверкам, чтобы вынести свое мнение. Это означает, что фактически ему будет нужно ставить подпись под документом, не имея собственного мотивированного суждения в отношении каждой проверки», что в последствии может обернуться для него необоснованной ответственностью.

Законопроектом вносится также множество других поправок.

За 20 лет правила регулирования деятельности менялись многократно. Началась все с ограничения применения аттестатов Минфина, второй шаг — введение системы СРО в аудите и стратегический разворот к применению международных стандартов в аудите. После ряда реформ последних лет профессия аудитора потеряла престиж.

Новый законопроект однозначно вызовет еще большие изменения на рынке: резко упадет количество мелких аудиторских компаний, сократится и рынок, так как Центробанк предполагает уменьшить количество компаний, подлежащих обязательному аудиту. Нынешние поправки вызывают конфликт интересов у Центробанка: «ЦБ сам является субъектом аудита, и каким образом организация, которая подлежит аудиту, будет контролировать аудит, непонятно». Для западных аудиторов создаются благоприятные условия, тогда как отечественный аудит просто-напросто уничтожается.

На наш взгляд вопрос повышения качества, надежности и ответственности аудиторов безусловно важен и требует проработки. При этом стоит уделить особое внимание проработки вопросов именно усиления контроля аудиторской деятельности. Передача контроля ЦБ, на наш взгляд, не приведет к значительному улучшению надзорного процесса.

Целесообразно ужесточить ответственность организаций и самих аудиторов вплоть до уголовной за составление недостоверной отчетности в целях повышения качества аудиторских услуг.

Аудит имеет огромное значение во всех странах мира. Он направлен на повышение экономической безопасности страны. С каждым годом его роль становится актуальнее. Аудит — социально значим, обеспечивает экономическую безопасность страны и бюджеты всех уровней.

Литература:

  1. И контролер, и регулятор. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.profile.ru/economics/item/113079-tsb].;
  2. О Центральном банке Российской Федерации: федер. закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СЗ РФ. — 2002. — N 28. — Ст. 2790.;
  3. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // CЗ. РФ. — 2009. — N1. — Ст.15.;
  4. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ//СЗ РФ. — 2001. — N 33. — Ст. 3422.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный