Проблемы и особенности регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, октябрь 2018)

Дата публикации: 01.10.2018

Статья просмотрена: 762 раза

Библиографическое описание:

Демьяненко, Е. А. Проблемы и особенности регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма в России / Е. А. Демьяненко. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14547/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена проблемам, возникающим при регулировании деятельности компаний, предоставляющих услуги в сфере туризма. Также в данной статье рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия реестра турфирм согласно законодательству, а также теоретические и практические аспекты введения данной программы. Предлагаются возможные пути решения проблемы регулирования туризма через указанный реестр, а также способы для обеспечения детального контроля.

Ключевые слова: реестр турфирм, «туристическое пиратство», лицензия, туроператор, агентство.

Зарождению туризма Россия обязана купцам, поскольку во всем мире они являются основателями данной сферы деятельности. Дальнейшее развитие туризм получил благодаря представленному в 1777г Вениамином Гершем — «Плану предпринимаемого путешествия в чужие края». Условия совершаемого путешествия оговаривались специальным контрактом, опубликованным в приложении к газете «Московские ведомости». Более того, появившееся Общество велосипедистов также являлось компанией, имеющей право на заключение договоров с владельцами гостиниц, предоставляющих в свою очередь услуги на льготных условиях.

Период с 1890–1917гг. — время расцвета предпринимательства в туризме1. В указанное время на территории России создаются мелкие и средние коммерческие предприятия, предлагающие различные виды услуг. Туризм признается элитным развлечением, экскурсионного, познавательного и рекреационного характера. Далее ход исторических событий тормозит развитие этой отрасли, и затем в 1996 году, принимается Федеральный закон «О туризме», 5 задача которого — контролировать и обеспечить порядок в данной сфере.

Сегодня в России большое количество туристических агентств, бюро, туроператоров и прочих организаций, готовых предоставить услуги в сфере туризма. Согласно ФЗ «О туризме» 5, компаниями, официально имеющими право предоставлять услуги в данной отрасли, являются туроператоры и турагентства.

Туроператорская деятельность (туроператор) — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

Турагентская деятельность (турагент) — деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Однако, далеко не все из вышеперечисленных организаций имеют право на законном основании осуществлять туристическую деятельность. Отмена лицензирования туризма в 2007 году привела к тому, что услуги турагента перестали являться объектом обязательного подтверждения соответствия. Сертификация агентских услуг осуществляется только в добровольном порядке4. Из этого, следует, что к турагентам государство не имеет определенных претензий, но в отношении туроператоров данный факт является неприменимым. Государство устанавливает, что при возникновении форс-мажора или недобросовестности оператора, интересы потребителя не должны нарушаться, так как он является наименее защищенным участником отношений. Следовательно, при любом нарушении интересов Клиента ответственность несет оператор, который работает и привлекает агентов по своему усмотрению. Данное правило закреплено в ст. 10.1 Закона «О туризме»…Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом должен включать:

информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

информацию о возможности туриста … обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение».

Несмотря на подобное определение, субъектов туристических правоотношений, любая организация может предоставить услуги в сфере туризма, поскольку конкретных и четко определенных требований к таким фирмам не существует. Подобная ситуация породила так называемое «туристическое пиратство». Появление этого феномена можно наблюдать в социальных сетях, газетах, журналах. Обратиться в подобную компанию и потребовать предъявить документы с указанием туроператора (осуществляющего данную поездку) не предоставляется возможным, так как перечисленных документов у таких организаций не существует. При этом вопросов, связанных с гарантией безопасности граждан, у руководства фирмы не возникает, ведь соответствующих лицензий на перевозку у таких компаний нет, а реклама данный факт умалчивает. Несмотря на незаконную деятельность указанные выше фирмы имеют большое преимущество перед официальными, так как стоимость услуг «туристических пиратов» оказывается в несколько раз дешевле.

Для решения возникшей проблемы «пиратства» в РФ был создан единый реестр турфирм, задача которого — контроль за организациями, предоставляющими услуги в сфере туризма. Реестр — федеральная государственная информационная система, содержащая зафиксированные на материальном носителе сведения в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведением реестра туроператоров занимается Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Полномочия данной организации заключаются в реализации приоритетных направлений туризма, информировании туроператоров и турагентств об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания; создание представительств за пределами России в сфере туризма2. На основании заявления туроператора, сведения о котором внесены в реестр, уполномоченный орган власти выдает свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр (ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности в РФ) 5. Исключении туроператора из реестра лишает его права заниматься данной деятельностью в правовом поле.

Плюсы данной программы — это обязательность условий, то есть без данной процедуры оформления законно работать будет невозможно. Более того, наличие информации в базе данных должно автоматически вызывать доверие у граждан. Однако принятые изменения 1 января 2017 года в указанный ранее закон, не уточняют порядок регулирования деятельности агентств, осуществляющих продажу туров по России. Таким образом получается, что гарантий защиты туристов от агентств, реализующих путевки по российской территории, не существует. Данный обновленный закон составлен так, что основной его целью будет регулирование спорных вопросов, связанных с работой фирм, предоставляющих туры заграницу.

Еще одной проблемой является отсутствие понятия «агентство». Уточнение подобной формулировки стало вынужденной мерой, поскольку сегодня в России работает большое количество агентств, которые остаются бесконтрольными. Перечень данных фирм может быть очень большим. Нередко бывали случаи, когда фирма — однодневка взимает плату с туристов и скрывается, не перечисляя при этом деньги туроператору, являющемуся ответственным за бронирование мест в самолетах и гостиницах. И пострадавшими в данной ситуации будут как операторы, так и туристы. Решение данной проблемы заключается в следующем:

с января 2017 года оператор обязан указывать в объединении туроператоров в области выездного туризма перечень агентств, с которыми они находятся в сотрудничестве. Отрицательной стороной такого решения является факт работы с несколькими операторами — и появляются фирмы посредники. Непонятно кого именно следует указать в перечне доверенных агентств — все три фирмы или только одну. Так же возникает вопрос в ситуации, когда оператор зарубежный, то есть работает на российском рынке сам.

Спорным вопросом является и проблема регулирования единого федерального реестра. Данная система должна контролироваться федеральными органами исполнительной власти, однако точного указания на полномочия по решению указанного вопроса не существует.

Решение подобных спорных ситуаций возможно следующим образом:

1) турфирмы, работающие в области внутреннего туризма, обязаны проходить соответствие. Данный факт должен быть представлен в виде сертификата качества, подтверждающий, что указанная фирма полностью готова к работе с туристами. Это включает в себя маршрут путешествия с точными и подробными указаниями из чего именно состоит данное путешествие; указание гостиниц с которыми данная фирма сотрудничает; соответствующий уровень сервиса, отвечающий присвоенным «звездам». С целью подтверждения статуса гостиницы необходимо произвести жесткий отбор — тестирование, по результатам которого не прошедшие организации закрыть до приведения их к соответствующему уровню.

2) составить базу данных турагентств и компаний, вызывающих у туристов наибольшее количество претензий, и на основании этого произвести тщательнейшее расследование с целью выявления причин подобных жалоб. Осуществление данной проверки производить независимыми экспертами с тем, чтобы пресечь выявленные факты нарушений и направить их на «путь исцеления». Проще говоря предоставить перечень условий, при которых они имеют право вернуться на покинутый рынок, а в случае попытки просочиться на покинутую территорию лишить всех заработанных ранее регалий и сертификатов.

3) следует из каждой государственной структуры, оговоренной ранее, (налоговой, Ростуризма, Роспотребнадзора, министерства культуры, от федерального органа исполнительной власти и министерства транспорта) выделить по одному человеку, и, объединив их, создать центр, регулирования туризма. При этом каждый из представленных структур должен заниматься конкретно своим направлением, а главное решение оставлять за представителем исполнительной власти. Таким образом, возможно на местном (территориальном) уровне уладить спорные вопросы. Скоординировать маршрут, обеспечить надежным транспортом. Следовательно, вопрос о безопасности граждан будет темой решенной. Налоговая решит проблемы с прозрачностью, так как обязательным условием станет так называемая налоговая аккредитация. Не прошедшие данную процедуру будут лишены возможности работы до того момента, пока не выполнят все необходимые условия.

Подобные принятые меры должны если не сразу, то постепенно, в течение определенного времени изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Литература:

  1. Багдасарян В. Э. История туризма М. Федеральное агентство по туризму 2014 г. — 256 с.
  2. Постановление Правительства от 31.12.2004г.№ 901 «Об утверждении положения о Федеральном Агентстве по туризму».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации (от.18.07.2007 № 452 ред. от 17.10.2014) «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристического продукта».
  4. Федеральный Закон «О внесении изменений в ст18 Федерального Закона «о лицензировании отдельных видов деятельности» от 05.07.2006 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 252-ФЗ)
  5. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 17 декабря 1997 г. (ред. 2016).
Основные термины (генерируются автоматически): сфера туризма, Россия, исполнительная власть, туристский продукт, туроператор, деятельность, оператор, реестр турфирм, РФ, юридическое лицо.

Ключевые слова

лицензия, туроператор, агентство, реестр турфирм, «туристическое пиратство»

Похожие статьи

туристская деятельность, сфера туризма, туристская...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного правового регулирования в сфере туризма

Правовое регулирование туристической деятельности...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма. Понятие туризма как сферы экономической деятельности. проблема, внутренний туризм, Россия...

Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма. Мировая практика свидетельствует, что...

Анализ деятельности туроператоров и турагентов на предмет...

При этом среди оказавших туристические услуги турфирм часть не присутствует в реестре туроператоров и турагентов в 2017 году

В настоящее время среднее соотношение количества турфирм и количества жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Показатели динамики въездного туризма можно проанализировать по данным центрального органа исполнительной власти в сфере статистики

Этот объем работы может осуществлять как сам центральный орган исполнительной власти в сфере туризма, так и иная организация...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная

В условиях конкуренции на туристском рынке веб-сайт турфирмы становится одним из важных.

Анализ современного состояния туризма в России

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока, всего в 2015 году иностранцы совершили в Россию...

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Сложившаяся на сегодняшний день нестабильная ситуации на рынке туристских услуг предполагает усиление конкуренции между туристическими компаниями, что может повлечь за собой риски банкротства и ухода с рынка, как это отмечалось по итогам 2014 года.

Технология создания веб-сайта туристского предприятия...

В статье рассматривается процесс разработки веб-сайта для туристской организации ООО «КонТур», г. Владивосток. Необходимость собственного информационного ресурса для турфирмы в настоящее время обусловлено как развитием интернет-технологий...

Похожие статьи

туристская деятельность, сфера туризма, туристская...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного правового регулирования в сфере туризма

Правовое регулирование туристической деятельности...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма. Понятие туризма как сферы экономической деятельности. проблема, внутренний туризм, Россия...

Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма. Мировая практика свидетельствует, что...

Анализ деятельности туроператоров и турагентов на предмет...

При этом среди оказавших туристические услуги турфирм часть не присутствует в реестре туроператоров и турагентов в 2017 году

В настоящее время среднее соотношение количества турфирм и количества жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Показатели динамики въездного туризма можно проанализировать по данным центрального органа исполнительной власти в сфере статистики

Этот объем работы может осуществлять как сам центральный орган исполнительной власти в сфере туризма, так и иная организация...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная

В условиях конкуренции на туристском рынке веб-сайт турфирмы становится одним из важных.

Анализ современного состояния туризма в России

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока, всего в 2015 году иностранцы совершили в Россию...

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Сложившаяся на сегодняшний день нестабильная ситуации на рынке туристских услуг предполагает усиление конкуренции между туристическими компаниями, что может повлечь за собой риски банкротства и ухода с рынка, как это отмечалось по итогам 2014 года.

Технология создания веб-сайта туристского предприятия...

В статье рассматривается процесс разработки веб-сайта для туристской организации ООО «КонТур», г. Владивосток. Необходимость собственного информационного ресурса для турфирмы в настоящее время обусловлено как развитием интернет-технологий...