О кадровом строительстве | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Паршин, В. Н. О кадровом строительстве / В. Н. Паршин, Н. А. Смирнова, Д. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 9-24. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14505/ (дата обращения: 24.10.2021).



Авторы уже много лет (с августа 2009 года) используют в повседневной работе термин «кадровое строительство». По мнению авторов, под кадровым строительством понимается организационно-штатное построение и комплектование исполнительного органа государственной власти

Санкт-Петербурга (далее — ИОГВ) государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга (далее — гражданские служащие) и лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — работники) (далее — кадровое строительство).

1.Организационно-штатное построение ИОГВ.

Кадровое строительство ИОГВ начинается с уяснения вопроса.

Что такое ИОГВ? ИОГВ это— прежде всего, государственная организация, наделенная полномочиями государственно-властного характера (статья 10 Конституции Российской Федерации определяет, что государственная власть Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную). ИОГВ обязаны соблюдать иисполнять Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, нормативные Указы Президента Российской Федерации, постановления ираспоряжения Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации); Устав Санкт-Петербурга, законы Санкт-Петербурга (статья 44 Устава Санкт-Петербурга); постановления ираспоряжения Губернатора Санкт-Петербурга, постановления ираспоряжения Правительства Санкт-Петербурга, распоряжения ИОГВ (статья 46 Устава Санкт-Петербурга). ИОГВ осуществляют управленческую компетенцию/принадлежащие полномочия самостоятельно (статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ). ИОГВ осуществляют распорядительные функции/издают распоряжения иприказы (статья 46 Устава Санкт-Петербурга).

ИОГВ управляют определенными отраслями/сферами деятельности (постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 31.05.2012 № 36-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга»).

Таким образом, ИОГВ — это государственная организация, наделенная полномочиями государственно-властного характера, самостоятельно осуществляющая управление соответствующими отраслями, сферами деятельности посредством исполнительно-распорядительных функций в целях решения государственных задач.

Систематизируя вышеизложенную информацию, авторы формируют модель организационно-штатного построения ИОГВ в схеме 1 (См. Таб. 1).

Таблица 1

Модель организационно-штатного построения ИОГВ

Нормы законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга

Структурные подразделения ИОГВ

статья 10 Конституции РФ, статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Руководство ИОГВ: руководитель ИОГВ, первый заместитель руководителя ИОГВ, заместители руководителя ИОГВ,

советники (помощники) руководителя ИОГВ.

Функциональные структурные подразделения (участвуют в управлении ИОГВ),например, финансово-бухгалтерское, юридическое, кадровое подразделения.

постановление Губернатора

Санкт-Петербурга от 31.05.2012 № 36-пг

«О структуре исполнительных органов государственной власти

Санкт-Петербурга».

Отраслевые структурные подразделения (управляют отраслью, сферой деятельности), например, Отдел развития информатизации, Отдел развития промышленных предприятий, Отдел транспортной инфраструктуры, Отдел культуры.

часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статья 46 Устава Санкт-Петербурга

Контрольно-надзорные структурные подразделения, например, Сектор контроля, Отдел исполнения, Управление контроля и надзора.

статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Вспомогательные структурные подразделения, например, Общий отдел, Организационный сектор, Сектор организационно-методической работы, Управление по обеспечению деятельности ИОГВ.

Комментируя Схему 1 авторы обращают внимание на то, что управленческая компетенция ИОГВ реализуется руководителем ИОГВ и структурными подразделениями ИОГВ.

Руководитель ИОГВ осуществляет руководство ИОГВ на основе принципа единоначалия (главные функции и полномочия находятся в руках руководителя, наделен распорядительной властью, правом единолично принимать решения, персонально отвечает за выполнение возложенных на ИОГВ задач и осуществление полномочий ИОГВ). Принцип единоначалия предполагает необходимость предварительного коллективного обсуждения/предварительной проработки структурными подразделениями, заместителями руководителя ИОГВ принимаемых руководителем ИОГВ решений по важным вопросам. Такой подход способствует принятию руководителем ИОГВ наиболее правильного решения.

Комплексность и сложность задач, возлагаемых на ИОГВ определяют устройство управления ИОГВ. Принципиальная схема: руководителю ИОГВ подчиняются первый заместитель руководителя ИОГВ, заместители руководителя ИОГВ, советники (помощники) руководителя ИОГВ, функциональные структурные подразделения, контрольно-надзорные структурные подразделения. Первому заместителю руководителя ИОГВ, заместителям руководителя ИОГВ подчиняются по принадлежности вопросов отраслевые структурные подразделения; вспомогательные структурные подразделения, обеспечивающие деятельность ИОГВ.

Функциональные структурные подразделения при осуществлении управления руководителем ИОГВ решают свойственные им специальные вопросы. Структурное подразделение по вопросам государственной службы кадров ИОГВ осуществляет [1]:

– кадровое строительство;

– обеспечение прохождения (поступления, увольнения) гражданскими служащими государственной гражданской службы;

– обеспечение реализации трудовых отношений лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы;

– обеспечение трудовых отношений директорами подведомственных ИОГВ предприятий и учреждений;

– ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства

– в подведомственных организациях;

– реализацию мероприятий по охране труда;

– воспитательную работу;

– ведение кадрового делопроизводства;

– обеспечение деятельности комиссий в ИОГВ;

– ведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в ИОГВ и подведомственных ИОГВ организациях;

– антикоррупционный мониторинг.

– Финансово-бухгалтерское структурное подразделение ИОГВ осуществляет [16]:

– финансовое обеспечение деятельности ИОГВ;

– обеспечение реализации учетной политики ИОГВ по ведению бухгалтерской отчетности;

– обеспечение исполнения ИОГВ бюджета Санкт-Петербурга.

Юридическое структурное подразделение ИОГВ осуществляет [12]:

– правовое обеспечение деятельности ИОГВ и его структурных подразделений;

– работу, связанную с совершенствованием законодательства по вопросам, входящим в компетенцию ИОГВ;

– координацию правоприменительной деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, подведомственных ИОГВ.

Функциональные структурные подразделения ИОГВ, осуществляя кадровую работу, финансовое и юридическое обеспечение ИОГВ, реализуют/организовывают в ИОГВ контрольно-проверочные мероприятия, проводимые руководителем ИОГВ. В частности, структурное подразделение по вопросам государственной службы и кадров в соответствии с пунктом 3.38 Примерного положения о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп, организовывает по поручению руководителя ИОГВ проведение служебных проверок в ИОГВ в отношении гражданских служащих.

Финансово-бухгалтерское структурное подразделение под руководством руководителя ИОГВ участвует в осуществлении/ведении внутреннего финансового контроля в ИОГВ. [13] В соответствии с пунктом 3.1 Типового положения о порядке проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (за исключением государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга), утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2007 № 53-рп, юридическое подразделение ИОГВ в обязательном порядке участвует в работе комиссии по проведению служебных проверок в отношении гражданских служащих.

Авторы обращают внимание, что функциональные структурные подразделения в настоящее время участвуют не только в организации управленческой деятельности в ИОГВ, но и распространяют свои контрольные полномочия и на подведомственные ИОГВ предприятия и учреждения. Так, структурное подразделение по вопросам государственной службы и кадров ИОГВ осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных ИОГВ организациях. [2] Финансово-бухгалтерское структурное подразделение ИОГВ участвует в осуществлении/ведении внутреннего финансового контроля в подведомственных ИОГВ предприятиях и учреждениях. [13]

Таким образом, функциональные структурные подразделения ИОГВ входят в систему управления ИОГВ, участвуют в организации управленческой деятельности в ИОГВ, наделены контрольными полномочиями в отношении подведомственных ИОГВ организациях.

Опыт работы показывает, что будущим руководителям ИОГВ необходимо знать об управлении ИОГВ и месте функциональных структурных подразделений в организации управления ИОГВ. Обращение внимания не случайно. За годы работы авторам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда им предлагалось убрать из штатного расписания кадровое, финансовое и юридическое подразделения с целью сокращения численности гражданских служащих. Их работу планировалось возлагать на коммерческие организации. Приходилось детально пояснять, что:

– управление ИОГВ осуществляется без участия коммерческих организаций;

– руководитель ИОГВ без кадрового, финансового и юридического подразделения не сможет осуществить управление ИОГВ в силу отсутствия соответствующих подразделений управления (простая истина — даже если руководитель ИОГВ самостоятельно займется кадровой работой, финансовым и юридическим обеспечением ИОГВ, то не сможет исполнить функции и полномочия, возлагаемые на ИОГВ, а также соблюсти все кадровые, финансовые и юридические процедуры);

– руководитель ИОГВ должен уметь работать с кадровым, финансовым и юридическим подразделениями.

Несмотря на то, что в типовых положениях о кадровом, финансовом и юридическом подразделениях закреплена позиция о прямом их подчинении руководителю государственного органа, все еще возникают вопросы о возможности их подчинения заместителям руководителя государственного органа. Авторы на ряду с требованиями руководящих документов разъясняют и теорию вопроса. Подчинение кадрового, финансового и юридического подразделений заместителям ИОГВ приведет к нарушению принципа единоначалия и утратой руководителем ИОГВ главной функции — управлять ИОГВ. В этом случае он будет править, а не управлять, что недопустимо с позиции действующего законодательства.

Для управления ИОГВ определенными отраслями/сферами деятельности в ИОГВ создаются отраслевые структурные подразделения. В частности, в Комитете по информатизации и связи, созданы отраслевые структурные подразделения решающие задачи в сфере информационных технологий/цифровых технологий, защиты информации и связи.

Создание контрольно-надзорных структурных подразделений в ИОГВ обусловлено осуществлением контроля, в частности, за соблюдением требований законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также за соблюдением исполнительской дисциплины в ИОГВ.

Вспомогательные структурные подразделения обеспечивают жизнедеятельность ИОГВ (вопросы обслуживания имущественного комплекса ИОГВ, организационные вопросы, хозяйственные вопросы и др.).

Почему авторы обращают внимание на организационно-штатное построение ИОГВ? Эволюция образования и функционирования структурных подразделений в ИОГВ показывает, что нередко на отраслевые структурные подразделения возлагаются контрольно-надзорные функции и функции обеспечения деятельности ИОГВ, что приводит к перегрузке в работе структурных подразделений и снижению качества их работы. Функциональные структурные подразделения также в своем содержании работ заметно выросли. В частности, рассматривая историю увеличения работ, возлагаемых на структурные подразделения государственной службы и кадров, можем заметить следующее: функционал подразделения наряду с обеспечением прохождения гражданскими служащими государственной гражданской службы, кадровым делопроизводством и обеспечением деятельности соответствующих комиссий дополнялся обеспечением реализации трудовых отношений лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской, охраной труда, обеспечением реализации трудовых отношений директорами подведомственных ИОГВ предприятий и учреждений, ведомственным контролем за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях, воспитательной работой, работой по профилактике коррупционных и иных правонарушений, работой по антикоррупционному мониторингу. И это не предел. При этом количество сотрудников структурного подразделения не менялось.

Вопрос о вспомогательных структурных подразделениях не потерял свою актуальность. Отсутствие их в ИОГВ свидетельствует о том, что функции обеспечения деятельности ИОГВ возложены либо на функциональные структурные подразделения, либо на отраслевые. Это приводит к перегрузке функциональных и отраслевых структурных подразделений и отвлекает их от основной деятельности по назначению. Отсутствие вспомогательных структурных подразделений в ИОГВ наглядно указывает на то, что вопросам жизнедеятельности в государственном органе не уделяется должного внимания. Например, отсутствие канцелярии в ИОГВ всегда будет настораживать.

Вопрос о создании в ИОГВ контрольно-надзорных структурных подразделений имеет свое серьезное содержание. Действующее законодательство возлагает на ИОГВ контрольно-надзорные обязанности. Например, согласно статье 51 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273–70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее — Закон) на исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, проводящий государственную политику Санкт-Петербурга в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, связи, а также координирующий деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанной сфере возложена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных статьей 47–2 Закона. Вывод: требования Закона обуславливают создание контрольно-надзорного структурного подразделения в ИОГВ.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, авторы приходят к заключению о необходимости разработки положения о типовом организационно-штатном построении ИОГВ. Такой документ будет иметь свой положительный эффект. Суть которого заключается в том, что:

– построение ИОГВ будет производится не хаотично, а по установленной форме;

– будет установлено устройство управления: какие подразделения кому подчинены;

– будет заложено разграничение на функциональные, отраслевые, контрольно-надзорные и вспомогательные структурные подразделения;

– будут определены установленные названия подразделений, что исключит различные наименования по сути одних и тех же подразделений, упростит названия подразделений (будут определены правила формирования названий структурных подразделений);

– будет закладываться основа по определению численности ИОГВ, что благотворно скажется на экономии денежных средств (орган власти, который по численности превосходит предприятие (например, насчитывает несколько сотен сотрудников), всегда привлекает внимание/наводит на размышления).

Составляющие положительного эффекта не являются исчерпывающими.

Формирование структурных подразделений ИОГВ. Формирование структурных подразделений ИОГВ регламентируется распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 78-рп «О требованиях к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (далее — Распоряжение).

Распоряжение регламентирует процедурные вопросы утверждения структур и штатных расписаний ИОГВ. Так, в пункте 23 Распоряжения определено, что утверждение структур и штатных расписаний ИОГВ, изменение структур ИОГВ и внесение изменений в штатные расписания ИОГВ осуществляются по согласованию с вице-губернаторами Санкт-Петербурга, координирующими и контролирующими деятельность ИОГВ, Комитетом государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и Комитетом финансов Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 1 Требований к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (комитетов, служб, палат, управлений, инспекций), утвержденных Распоряжением в структурах ИОГВ (комитетов, служб, палат, управлений, инспекций) в зависимости от количества должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в ИОГВ могут быть образованы:

– в комитетах и службах — управления, отделы, секторы, отделы и секторы в управлениях, секторы в отделах;

– в палатах, управлениях, инспекциях — отделы, секторы, секторы в отделах.

Для наглядности авторы приводят систематизированный материал/общий подход/ «Требования к формированию структурных подразделений ИОГВ» в таблице 2, разработанный на основе Распоряжения. Комментируя схему 2, авторы обращают внимание на то, что каждый вид структурного подразделения создается при определенном количестве должностей (должности гражданской службы и должности, не являющиеся должностями гражданской службы). Для образования кадровых, финансовых и юридических подразделений установлено уменьшенное количество должностей.

Таблица 2

Требования кформированию структурных подразделений ИОГВ

Показатели

Численность подразделения

(в единицах)

Примечания

Количество должностей в Управлении

Не менее 9 штатных единиц

Не менее 2 отделов

в составе Управления

Количество должностей в Отделе

Не менее 5 штатных единиц

Не менее 3 единиц: Отдел по вопросам государственной службы и кадров, Отдел бухгалтерского учета, Отдел правового обеспечения

Количество должностей в Секторе

Не менее 3 штатных единиц

Не менее 2 единиц: Сектор по вопросам государственной службы и кадров, Сектор бухгалтерского учета, Сектор правового обеспечения

Количество должностей в отделе в структуре Управления

Не менее 4 штатных единиц

Не менее 3 штатных единиц: Отдел по вопросам государственной службы

и кадров, Отдел бухгалтерского учета, Отдел правового обеспечения

Количество должностей в секторе в составе Управления (Отдела)

Не менее 3 штатных единиц

Создания сектора в структуре Отдела

При численности Отдела не менее 5 штатных единиц для ИОГВ численностью менее 60 единиц

При численности Отдела не менее 6 штатных единиц для ИОГВ численностью более 60 единиц

Создание более одного сектора в структуре Отдела

При численности должностей в Отделе более 8 единиц для ИОГВ численностью менее 60 единиц

При численности должностей в Отделе более 9 единиц для ИОГВ численностью более 60 единиц

Введение должности заместителя начальника Управления

При численности Управления 16 единиц и более

Введение должности заместителя начальника Отдела

При численности Отдела не менее 9 единиц

В случае если в отделе не созданы секторы

Введение второй должности заместителя начальника Управления

При количестве должностей в Управлении 24 штатные единицы и более

Каждый из заместителей начальника управления в структуре исполнительного органа должен координировать и контролировать деятельность не менее двух структурных подразделений управления в структуре ИОГВ, за исключением заместителей начальника управления в структуре ИОГВ, являющихся одновременно руководителями структурных подразделений управления в структуре ИОГВ

Практика применения требований к формированию структурных подразделений ИОГВ позволяет подчеркнуть достоинство установленных нормативов. По сути, они уже на протяжении многих лет являются ориентиром/правилом формирования секторов, отделов, управлений в ИОГВ, позволяющим упорядочить работу со структурными подразделениями.

Участвуя в полемиках по кадровым вопросам, авторы выслушивают мнения о том, что требования к формированию структурных подразделений ИОГВ устарели и требуют пересмотра. Вопрос спорный. Предположим, что требования устарели. Авторы, в этом случае, стоят на позиции глубокой проработки предложений прежде, чем начнется процедура внесения изменений в требования. Нужно не просто обосновать предложение, а еще просчитать его с позиции теории и истории вопроса, создать модель, провести экспериментальную проверку, выявив положительное и отрицательное. И только потом, при положительном результате, грамотно внедрять в ИОГВ.

С формированием структурных подразделений ИОГВ неразрывно связан вопрос о численности должностей. Следует иметь ввиду, что предельная численность должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в ИОГВ утверждается постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2009 № 341 «О предельной численности должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга». Важный момент: увеличение должностей гражданской службы и должностей, не являющихся должностями гражданской службы, согласовывается Губернатором Санкт-Петербурга по представлению вице-губернатора Санкт-Петербурга, координирующего и контролирующего деятельность данного исполнительного органа.

Соотношение количества должностей гражданской службы вИОГВ по категориям должностей (по группам ИОГВ). Втаблице 3 приведено соотношение количества должностей гражданской службы в ИОГВ по категориям должностей. [17] Авторы обращают внимание на то, что Распоряжением устанавливается процентное соотношение должностей руководителей, советников, главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов 1-й категории к предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ в зависимости от группы, к которой ИОГВ принадлежит. Информацию о группе ИОГВ мы можем найти в постановлении Губернатора Санкт-Петербурга от 28.06.2005 № 224-пг «О группах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Например, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга относится к первой группе; Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга относится ко второй группе; Архивный комитет Санкт-Петербурга к третьей группе.

Таблица 3

Соотношение количества должностей гражданской службы вИОГВ по категориям должностей (по группам ИОГВ)

Категория должностей

1,2 группа

3 группа

Комитет по науке и высшей школы

Комитет по тарифам Санкт-Петербурга

Руководители

не может превышать 30 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

не может превышать 40 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

не может превышать 50 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

Советники, главные специалисты

не может превышать 35 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

не может превышать 30 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

не может превышать 50 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

не может превышать 20 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

Ведущие специалисты

не может превышать 25 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

не может превышать 30 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

не может превышать 10 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

не может превышать 25 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

Специалисты

1-й категории

не может быть менее 10 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

Могут быть не предусмотрены

не может быть менее 5 процентов от предельной численности должностей гражданской службы в ИОГВ

Группы ИОГВ определяются постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.06.2005 № 224-пг «О группах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга»

Какие достоинства имеют установленные нормативы? Достоинством

их являются то, что они существуют. Они дисциплинируют руководителей ИОГВ в предложениях по вводу в штатные расписания количество тех или иных категорий должностей гражданской службы. Необходимо

ли совершенствовать установленные нормативы? Ответ «Да». С каждым годом на ИОГВ возлагаются новые задачи, требующие увеличение количества в штате определенных категорий должностей. Поэтому не всегда получается уложиться в ранее установленные нормативы. По мнению авторов, нужна научная проработка темы. Желательно начать с теории вопроса, включая разработку типового организационно-штатного построения ИОГВ (обязательные составляющие: руководство; функциональные, отраслевые, контрольно-надзорные, вспомогательные подразделения),

с проведения анализа организационно-штатных структур ИОГВ, актуализации требований к формированию структурных подразделений ИОГВ, влияния возложения на ИОГВ новых полномочий на изменение потребности ИОГВ, в частности, в главных специалистах и другие вопросы. Для реализации глубокого научного исследования нужны силы и средства, соответствующая подготовка специалистов. В идеале необходим институт государственной гражданской службы, который бы мог провести научно-исследовательскую работу (заниматься научными исследованиями вопросов гражданской службы по соответствующим запросам и в плановом порядке), включая проведение экспериментальной проверки полученных результатов.

В настоящее время вопрос организации разработки новых нормативов остается открытым и требует своего пристального внимания.

О должностях заместителей руководителя ИОГВ. Требованиями к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 78-рп (далее — Требования) установлено, что при изменении в штатном расписании ИОГВ количества должностей гражданской службы — заместитель руководителя ИОГВ их количество согласовывается Губернатором Санкт-Петербурга по представлению вице-губернатора Санкт-Петербурга, координирующего и контролирующего деятельность данного исполнительного органа. Требования также определяют еще одно важное положение — заместитель руководителя ИОГВ может быть одновременно руководителем структурного подразделения ИОГВ (в этом случае статус лиц, замещающих указанные должности, определяется по первому наименованию должности).

Следует учитывать в работе правило, что первый заместитель руководителя ИОГВ и заместители руководителя ИОГВ должны координировать и контролировать деятельность не менее двух структурных подразделений ИОГВ, за исключением заместителей руководителя ИОГВ, являющихся одновременно руководителями структурных подразделений. [17] Если же в штатное расписание ИОГВ будет введена, например, должность заместителя руководителя ИОГВ без координации им менее двух структурных подразделений, то это будет существенным нарушением Требований. В практике авторов имели место случаи, когда руководители ИОГВ настаивали на введение в штатное расписание должности заместителя руководителя ИОГВ вообще без координации структурных подразделений. В этом случае приходилось доказательно разъяснять положения Требований и убеждать должностное лицо следовать нормам руководящих документов. Результат таких действий: нормы Требований были полностью соблюдены.

О государственных должностях Санкт-Петербурга, должностях государственной гражданской службы Санкт-Петербурга. Реестр государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестр должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга утверждены Законом Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302–34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» (далее — Закон).

Должности, включенные в Реестр должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — Реестр), классифицируются по государственным органам Санкт-Петербурга с учетом категорий и групп должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга. [6]

Закон является основополагающим документом при разработке кадровиками штатных расписаний ИОГВ. В Реестре мы находим полную информацию о должностях, а именно, категории должностей, группы должностей, наименование должностей, размеры должностных окладов в расчетных единицах. Размер расчетной единицы, применяемой для исчисления должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных служащих Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2005 № 347–40 «О расчетной единице».

Структурна схема иштатное расписание ИОГВ. Разработкаструктурнойсхемы и штатного расписания ИОГВ занимает центральное место в кадровом строительстве. Данные документы по сути являются итогом большой кропотливой работы кадровиков, которая включает в себя:

– проработку/изучение организационно-штатного построения ИОГВ;

– проработку/формирование структурных подразделений ИОГВ;

– проработку/соблюдение соотношения количества должностей гражданской службы в ИОГВ по категориям должностей;

– проработку/соблюдения нормативов по включению должностей заместителей руководителя ИОГВ в штатное расписание;

– изучение/применение/исполнение Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399–39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», Закона Санкт-Петербурга от 08.06.2005 № 302–34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», Закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год,Закона Санкт-Петербурга от 23.06.2005 № 347–40 «О расчетной единице», постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 28.06.2005 № 224-пг «О группах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2009 № 341 «О предельной численности должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга», распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 78-рп «О требованиях к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» (и не только);

– изучение/применение/проработку законодательства по отраслевым вопросам ведения (сферы деятельности) ИОГВ;

– проработку/формирование обоснований по вопросам создания новых структурных подразделений (введения новых должностей), актуализации составов действующих структурных подразделений (наименования должностей);

– проработку/разработку должностных регламентов и должностных инструкций (проектов должностных регламентов и должностных инструкций);

– проработку Положения об ИОГВ и соответствующих приказов, распоряжений ИОГВ;

– проведение консультаций;

– формирование пояснительной записки;

– согласование штатного расписания с начальником финансового подразделения ИОГВ, Комитетом государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Комитетом финансов Санкт-Петербурга, руководителем ИОГВ, вице-губернатором Санкт-Петербурга, курирующим и контролирующим ИОГВ;

– перечисленные позиции не являются исчерпывающими.

Авторы обращают внимание на качество работы при разработке и утверждении штатных расписаний ИОГВ. Дело в том, что в Перечне типовых управленческих архивных документов, утвержденных приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, определен срок хранения штатного расписания — постоянно. Такой срок хранения обязывает кадровиков разрабатывать документ высокого качества.

О серьезности разработке штатного расписания ИОГВ. Важно знать, что в соответствии с пунктом 3.4.7 Основных правил работы архивов организации, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее — Правила) при составлении номенклатуры дел организации необходимо руководствоваться рядом документов, в частности, штатным расписанием организации. В соответствии с пунктом 3.4.8 Правил основой для определения структуры номенклатуры дел является штатное расписание организации. Разделами, подразделами и другими делениями номенклатуры дел являются названия подразделений. Почему авторы заостряют на этом внимание? Потому что кадровики и руководители ИОГВ должны понимать, что за внесениями изменений в штатное расписание необходимо вносить изменения и в номенклатуру дел. В случае коренного изменения структуры, функций, задач, полномочий ИОГВ разрабатывается новая номенклатура дел. Процессы по документированию вопросов деятельности ИОГВ довольно трудоемки. Об этом надо не забывать. Нетрудно представить, к чему могут привести частые (несколько раз в год) и непродуманные существенные переработки штатных расписаний в ИОГВ.

О форме структурной схемы и штатного расписания ИОГВ. Форма штатного расписания (Унифицированная форма № Т-3) утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 № 1. Однако, можно констатировать тот факт, что в течении последних двадцати лет наблюдается формирование культуры разработки и утверждения штатных расписаний ИОГВ. Сотрудники Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и кадровики ИОГВ в ходе совместной многолетней работы практическим путем сформировали соответствующую требованиям законодательства форму структурной схемы и штатного расписания ИОГВ. Авторы предлагают не останавливаться на достигнутом и продолжить работу над изданием руководства/методических рекомендаций по разработке структурной схемы и штатного расписания ИОГВ в целях единого подхода подготовки документов и обучения вновь назначенных сотрудников кадровых подразделений.

2.Комплектование ИОГВ государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга илицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга. Правовые основыкомплектованияИОГВ государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга:

– Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

– Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302–34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга»;

– Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399–39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга»;

– Закон Санкт-Петербурга от 15.04.2009 № 127–25 «О кадровом резерве на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга»;

– Постановление Правительства от 09.09.2014 № 838 «О кадровой политике в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга».

Комплектование ИОГВ (на примере Комитета по информатизации и связи) осуществляется:

– государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга (далее — гражданские служащие);

– лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга.

Комплектование ИОГВ государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) под гражданским служащим понимается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом.

Поступление гражданина на гражданскую службу. Поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется на конкурсной основе.

Конкурс не проводится [5]:

– при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)";

– при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

– при заключении срочного служебного контракта;

– при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона;

– при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа. [5]

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. [5]

Категории игруппы должностей гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. [5] Авторы систематизировали информацию в таблице 4

Таблица 4

Категории игруппы должностей гражданской службы

Категории

Группы

Руководители

Высшая, главная и ведущая группы должностей гражданской службы

Помощники (советники) руководителя ИОГВ

Специалисты

Высшая, главная, ведущая и старшая группы должностей гражданской службы

Обеспечивающие специалисты

Главная, ведущая, старшая и младшая группы должностей гражданской службы

Сроки замещения должностей гражданской службы. Должности гражданской службы могут замещаться на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий. С руководителями ИОГВ заключается срочный служебный контракт на срок полномочий Губернатора Санкт-Петербурга. [9] Срочный служебный контракт не заключается:

– с руководителем ИОГВ, если федеральным законодательством предусмотрено замещение данной должности исключительно на конкурсной основе. [9]

– С первыми заместителями руководителя ИОГВ и заместителями руководителя ИОГВ заключается на срок от одного года до пяти лет. [9]

– С помощниками (советниками) руководителя ИОГВ заключается служебный контракт на срок полномочий руководителя ИОГВ. [5]

– С руководителями структурных подразделений ИОГВ служебный контракт заключается на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий (необходимо внимательно и вдумчиво прорабатывать каждый случай).

По общему правилу, со специалистами и обеспечивающими специалистами служебный контракт заключается на неопределенный срок [5].

Авторы обращают внимание на неукоснительное соблюдение нормы Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399–99 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», закрепленной в статье 7–1 — срочный служебный контракт заключается в случаях, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Наименование должностей гражданской службы (на примере Комитета по информатизации исвязи (далее— Комитет). Правовая основа: Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2005 № 302–34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга».

Должности категории «руководители»: председатель Комитета, первый заместитель председателя Комитета, заместители председателя Комитета, начальник Управления Комитета, начальник Отдела Комитета, начальник Сектора Комитета, начальник отдела Управления Комитета.

Должности категории «помощники (советники)»: советник председателя Комитета.

Должности категории «специалисты»: главный специалист, ведущий специалист.

Должности категории «обеспечивающие специалисты»: специалист 1-й категории.

Квалификационные требования куровню профессионального образования гражданских служащих. Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалиста, магистратуры. [5]

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «Обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования кстажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Всоответствии со статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399–39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы:

– высшей группы должностей гражданской службы — не менее шести лет стажа гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

– главной группы должностей гражданской службы — не менее четырех лет стажа гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

– ведущей группы должностей гражданской службы — не менее двух лет стажа гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

– старшей и младшей групп должностей гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы бакалавра, специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения ведущей группы должностей гражданской службы — не менее одного года стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе.

В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предельный возраст пребывания на гражданской службе определен в 65 лет.

Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)", учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Подготовка кадров для гражданской службы. Подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. [5]

Кадровый резерв на гражданской службе. В соответствии со статьей 2 Закон Санкт-Петербурга от 15.04.2009 № 127–25 «О кадровом резерве на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» кадровый резерв Санкт-Петербурга формируется на основе кадровых резервов государственных органов Санкт-Петербурга (далее — государственные органы). Кадровый резерв государственного органа формируется из гражданских служащих и граждан Российской Федерации.

Формирование кадровых резервов осуществляется в целях обеспечения [8]:

– равного доступа граждан к гражданской службе;

– профессионального развития гражданских служащих;

– формирования кадрового состава гражданской службы;

– реализации государственной кадровой политики в сфере гражданской службы.

В настоящее время кадровому резерву на гражданской службе придается большое значение. Об этом свидетельствуют требования постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.09.2014 № 838 «О кадровой политике в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» (далее — Постановление). Постановление устанавливает, что в целях обеспечения реализации приоритетных направлений кадровой политики в ИОГВ:

– назначения на должности руководителей и заместителей руководителей ИОГВ осуществляются преимущественно из резерва управленческих кадров;

– назначения на должности гражданской службы главной, ведущей и старшей групп осуществляются преимущественно из кадровых резервов, сформированных в ИОГВ на конкурсной основе;

– назначения на должности гражданской службы младшей группы осуществляются преимущественно из Молодежного кадрового резерва.

Комплектование ИОГВ лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьёй 3 Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302–34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» в целях технического обеспечения деятельности государственных органов Санкт-Петербурга в их штатные расписания могут включаться должности, не являющиеся государственными должностями Санкт-Петербурга и должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга.

Прием на работу. В соответствии со статьёй 68 Трудового кодекса РФ назначение на должность лица, замещающего должность, не являющуюся должностью государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, оформляется приказом ИОГВ, изданным на основании заключенного трудового договора. [3]

О сроке трудового договора. Практика показывает, что трудовые договора с лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в ИОГВ заключаются на неопределенный срок. [3]

Наименование должностей (на примере Комитета). В постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» приведены наименования должностей, в частности, заведующий Сектором, старший инженер, старший бухгалтер, старший экономист, старший инструктор, бухгалтер.

Квалификационные требования куровню профессионального образования. Всоответствии с нормами Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 установлены следующие требования к квалификации:

– начальника Сектора — высшее профессиональное образование;

– старшего инженера, старшего экономиста — высшее профессиональное образование;

– бухгалтера — среднее профессиональное (экономическое) образование (для замещения должностей бухгалтера II категории и выше требуется высшее профессиональное (экономическое) образование).

Квалификационные требования кстажу. В соответствии с нормами Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (далее — квалификационный справочник) установлены следующие требования к стажу:

– старшего инженера, старшего экономиста — без предъявления требований к стажу;

– бухгалтера — без предъявления к стажу (для замещения должностей бухгалтера II категории и выше требуется стаж работы по специальности не менее 3 лет).

Анализируя в квалификационном справочнике квалификационные характеристики должностей руководителей, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, находим такие требования к руководителям как опыт организаторской работы (от 1 года до 5 лет) и стаж в руководящей должности (от 1 года и более).

Предельный возраст. Следует учитывать, что Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает прекращение трудового договора, по достижению предельного возраста (65 лет):

– с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления (руководителем филиала) (ст. 350 ТК);

– с руководителем, заместителем руководителя государственной или муниципальной научной организации (ст. 336.3 ТК РФ);

с ректором, проректором государственной/муниципальной организации высшего образования (руководителем филиала) (ст. 332 ТК РФ).

Для остальных категорий работников предельный возраст осуществления трудовых отношений не установлен Трудовым кодексом Российской Федерации.

Подготовка кадров. Подготовка кадров осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кадровый резерв. Внастоящее время вопрос о кадровом резерве кандидатов на должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, не регламентируется законодательством. Однако, это не означает, что данный вопрос не требует своего пристального внимания. Каждый ИОГВ самостоятельно осуществляет подбор кандидатов на должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в частности, обращаясь в учебные заведения, другие организации, агентства по подбору работников. Авторы обращают внимание еще на один источник кадров. Это учреждения и предприятия подведомственные ИОГВ. Кадровики, руководители структурных подразделений ИОГВ, работая в подведомственных организациях, имеют широкие возможности присмотреться к людям, побеседовать, оценить профессиональные качества работника непосредственно в «поле» и, таким образом, в дальнейшем формировать кадровый резерв и осуществлять комплектование соответствующих должностей. [3] Проработав составляющие термина «кадровое строительства», авторы для наглядности систематизировали материал в таблице 5.

Таблица 5

Кадровое строительство (организационно-штатное построение икомплектование ИОГВ гражданскими служащими иработниками)

Организационно-штатное построение ИОГВ

Комплектование ИОГВ гражданскими служащими

и работниками

Формирование модели организационно-штатного построения ИОГВ (Принцип единоначалия. Устройство управления ИОГВ. Руководство ИОГВ. Функциональные структурные подразделения. Отраслевые структурные подразделения. Контрольно-надзорные структурные подразделения. Вспомогательные структурные подразделения.

Необходимо разработать Положение о типовом организационно-штатном построении ИОГВ.

Гражданские служащие

Работники

Поступление на гражд. службу, работу

Добровольно, конкурс, служебный контракт

Добровольно, трудовой договор

Принцип комплектования

Территориальный: лица зарегистрированы в Санкт-Петербурге или в Ленинградской обл.

Сроки служебного контракта, трудового договора

На определенный срок; На неопределенный срок.

На неопределенный срок (как правило).

Формирование структурных подразделений ИОГВ (Требования к формированию структурных подразделений ИОГВ. Количество должностей в подразделениях. Особенности. Предельная численность должностей гражданской службы и работников. Соблюдение процедуры увеличения количества должностей.

Должности подразделяются

На категории и группы должностей гражданской службы

На руководителей и специалистов

Квалификационные требования к уровню профессионального образования

Соотношение количества должностей гражданской службы вИОГВ по категориям должностей (по группам ИОГВ) (Группы ИОГВ. Нормативы. Исключения.)

Руководители (рук.), помощники (пом.), специалисты (спец.) высшей и главной групп-не ниже специалитета, магистратуры.

Рук., пом., ведущей группы, спец. ведущей и старшей группы –высшее образование.

Обеспечивающие спец. старшей и младшей групп-профессиональное образование.

Руководители — высшее профессиональное образование.

Специалисты/старший инженер, старший экономист- высшее профессиональное образование.

Специалист/бухгалтер — среднее профессиональное образование.

Должности заместителей руководителя ИОГВ (Нормы координирования и контроля подразделений. Соблюдение процедуры увеличения количества должностей. Особенности.)

Наименование должностей. Наименования структурных подразделений (Требования законодательства. Правила /необходимо разработать Правила.)

Квалификационные требования к стажу

Структурная схема иштатное расписание ИОГВ (Процедурные вопросы. Срок хранения. Взаимосвязь с номенклатурой.)

Необходимо разработать руководство/методические рекомендации по разработке структурной схемы и штатного расписания ИОГВ.

Есть

Есть+опыт организаторской работы; стаж в руководящей должности

Предельный возраст

65 лет

нет

Кадровый резерв

Есть

Нет

Для осуществления кадрового строительства необходимо создать институт повышения квалификации гражданских служащих в регионе/регионах: подготовка граждан к гражданской службе; обучение по программам «Управление структурным подразделением ИОГВ», «Управление ИОГВ», «Управление государственным учреждением», «Управление государственным предприятием», «Руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров»; повышение квалификации/переподготовка гражданских служащих и работников; научное исследование вопросов кадрового строительства по запросам и в плановом порядке; разработка, моделирование, проверка кадровых доктрин, стратегий, решений; разработка и проверка моделей построения ИОГВ; изучение вопросов/проблем оптимизации деятельности ИОГВ и другие вопросы.

Предложенный систематизированный материал позволяет кадровикам в комплексе увидеть вопросы кадрового строительства и расширить свое понимание в вопросах организационно-штатного построения ИОГВ и комплектования ИОГВ гражданскими служащими и работниками.

Теория вопроса кадрового строительства позволяет заметить те краеугольные рабочие вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Вот некоторые из них:

1.Как выстраивается структура ИОГВ и устройство управления ИОГВ? Вопрос важный. Упорядочение структуры ИОГВ и устройства управления ИОГВ предполагает сделать ИОГВ работоспособным и эффективным (в частности, обязательное наличие функциональных, отраслевых, контрольно-надзорных, вспомогательных подразделений и управление ими с учетом принципа единоначалия/иначе это не ИОГВ).

Для этого необходимо иметь единые правила построения ИОГВ, например, Положение о типовом организационно-штатном построении ИОГВ, которое следует разработать.

Авторы предлагают идти дальше. Идея Смирновой Н. А., главного специалиста Отдела по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи (Санкт-Петербург), которую она осмысливает и разрабатывает. Создать/разработать автоматизированный электронный комплекс, основанный на цифровых технологиях, по моделированию организационно-штатного построения ИОГВ, который позволил бы с учетом требований законодательства; кадровых нормативов; теории и истории кадрового строительства; закономерностей организационно-штатного построения ИОГВ; существующих полномочий ИОГВ; прогнозируемых полномочий ИОГВ; содержания направлений отраслей, сфер деятельности; подготовленности будущего руководителя ИОГВ; законодательно закрепленной численности гражданских служащих и работников ИОГВ в субъекте Российской Федерации создавать модели ИОГВ. Оценить слабые и сильные стороны создаваемого ИОГВ, прежде чем начинать процедуру учреждения государственного органа. Теоретический подход позволяет уже сейчас прогнозировать положительный эффект от работы такого комплекса, в частности, экономия бюджетных средств. Ведь проще и экономнее электронно протестировать создаваемый ИОГВ, чем в живую погрузиться в вопросы учреждения ИОГВ, комплектования ИОГВ, решение имущественных и финансовых вопросов ИОГВ, чтобы через год или два убедиться в его неэффективности, громоздкости и неработоспособности (могут быть другие моменты).

2.Какая структура в настоящее время занимается организационно-штатным построением ИОГВ и участвует в процессе создания /оптимизации/ликвидации ИОГВ, анализирует на постоянной основе соответствие реальной работы ИОГВ и возложенных на него полномочий (это не проверка/сопоставление положений и регламентов), контролирует вопросы реализации принципа единоначалия в ИОГВ, анализирует организационно-штатное устройство ИОГВ, анализирует устройство управления ИОГВ и не только? Большой вопрос. Одному, двум гражданским служащим не под силу такой объем работы. К тому же им нужна соответствующая подготовка, квалификация, опыт кадровой работы, опыт отраслевой работы, опыт государственной службы. Предлагается создать подразделение по организационно-штатному устройству исполнительных органов государственной власти. Такой шаг требует детальной проработки (инструментарий для работы, обучение), поиск кадров, компетентных в вопросах построения и устройства ИОГВ.

3.По каким правилам разрабатывается структурная схема и штатное расписание ИОГВ? В целях единого подхода подготовки документов и обучения вновь назначенных сотрудников кадровых подразделений предлагается продолжить работу над изданием руководства/методических рекомендаций по разработке структурной схемы и штатного расписания ИОГВ, правил формирования названий структурных подразделений ИОГВ и ИОГВ.

4.Вопрос об управленческой подготовке руководителей структурных подразделений в ИОГВ, заместителей руководителей ИОГВ, руководителей ИОГВ? Необходимо внимание. Два аспекта. Первый аспект.

До поступления на гражданскую службу гражданские служащие, как правило, заканчивают высшее учебные заведения и становятся специалистами (специалитет) или получают знания в различных областях по направлениям подготовки бакалавров, магистров. [4] Послужив несколько лет, гражданский служащий выдвигается на должность руководителя структурного подразделения в ИОГВ. Проходит согласования, испытания, тестирования. Назначается на должность руководителя. Но при этом он не проходит обучение по управлению структурным подразделением ИОГВ. Наблюдения на практике показали, что руководители структурных подразделений в ИОГВ, не имеющие соответствующей подготовки, допускают ошибки в управлении структурным подразделением и имеют существенные недостатки в работе с подчиненными. [4] Лица, назначенные на должности руководителя ИОГВ, заместителей руководителя ИОГВ и не прошедшие обучение по управлению ИОГВ также совершают ошибки в управлении ИОГВ (накопление порой негативного опыта нельзя считать управленческой подготовкой). Авторы предлагают возобновить обучение вновь назначенных руководителей секторов, отделов, управлений ИОГВ, не имеющих соответствующей управленческой подготовки, по учебной дисциплине/программе «Управление структурным подразделением ИОГВ». Обучать вновь назначенных заместителей и руководителей ИОГВ, не имеющих соответствующей управленческой подготовки, по учебной дисциплине/программе «Управление ИОГВ». [4]

Второй аспект. Лицо, назначаемое на должность руководителя ИОГВ, должно быть компетентным в отрасли/сфере деятельности органа власти. Если такой руководитель ИОГВ не будет владеть отраслевой подготовкой, то, как он может развивать то, чего не знает. Мало управлять, надо еще знать, что и куда развивать. По мнению авторов, при назначении лица на должность руководителя ИОГВ необходимо учитывать его компетентность в отрасли/сфере деятельности органа власти.

5.Как производится разработка и проверка стратегических кадровых решений и не только? Моделирование создания новых ИОГВ; разработка и проверка кадровых стратегий, доктрин, решений; исследование проблем оптимизации деятельности ИОГВ; анализ распределения функций и численности гражданских служащих и работников между ИОГВ; разработка новых подходов к управлению требуют научного подхода и расчета. Возложение всецело этих задач на гражданских служащих не даст ожидаемого результата (гражданские служащие выполняют текущие задачи и не имеют ресурса времени для исследований/в большинстве не имеют надлежащей подготовки). В этой связи необходим институт, ведущий на плановой основе научные исследования по вопросам кадрового строительства. Серьезные дела делаются серьезным образом, без рывков и поспешности. Востребованы научно-исследовательские работы; экспериментальные проверки, расчеты, выявляющие недостатки и достоинства того или иного кадрового решения/стратегии/плана/доктрины/идеологии (и т. п.).

Приведенные вопросы не являются исчерпывающими.

В заключение хочется отметить, что к вопросам теории кадрового строительства проявляют интерес все категории гражданских служащих. Применим ли термин «персонал» к гражданским служащим? Вопрос, который задают авторам гражданские служащие на консультациях. Ответ.

В действующем законодательстве о гражданской службе нет упоминания данного термина, и какого-либо его применения в отношении гражданских служащих. [5] [6] [9] Известный русский языковед Сергей Иванович Ожегов дал определение термину «персонал». Персонал — это личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или другим признакам (технический, обслуживающий, вспомогательный и т. п.). [18]

Таким образом, термин «персонал» не применим к гражданским служащим в силу того, что обязанности и обязательства гражданского служащего, связанные с полномочиями государственно-властного характера в целях решения государственных задач не имеют ничего общего с работами технического, обслуживающего или вспомогательного характера, а орган власти не является учреждением, предприятием либо коммерческой организацией.

В итоге, авторы акцентируют внимание на продолжение работы по изучению и совершенствованию вопросов кадрового строительства ИОГВ.

Литература:

  1. Паршин В. Н., Смирнова Н. А., Чернов Д. В. О содержании понятия «кадровая работа» в государственном органе [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 6–10.
  2. Паршин В. Н., Смирнова Н. А., Чернов Д. В. О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу власти организациях // Молодой ученый. — 2018. — № 18. — С. 255–260.
  3. Паршин В. Н., Смирнова Н. А., Чернов Д. В. Вопросы реализации трудовых отношений лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 1–14.
  4. Паршин В. Н., Смирнова Н. А., Чернов Д. В. О вопросах обеспечения прохождения гражданскими служащими государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга // Молодой ученый. — 2018. — № 30. — С. 121–137.
  5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  6. Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302–34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга».
  7. Закон Санкт-Петербурга от 23.06.2005 № 347–40 «О расчетной единице».
  8. Закон Санкт-Петербурга от 15.04.2009 № 127–25 «О кадровом резерве на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».
  9. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399–39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».
  10. Постановление Правительства от 09.09.2014 № 838 «О кадровой политике в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга».
  11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга».
  12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2006 № 821 «О мерах по совершенствованию правового обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».
  13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2014 № 440 «О порядке осуществления внутреннего финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга».
  14. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2007 № 53-рп «О Типовом положении о порядке проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (за исключением государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга)".
  15. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп «О Примерном положении о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров».
  16. Положение о финансово-бухгалтерском управлении Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, утвержденное приказом Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 18.12.2003 № 56-пв.
  17. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 78-рп «О требованиях к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».
  18. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. -797с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская служба, Санкт-Петербург, государственная гражданская служба, Российская Федерация, должность, подразделение, заместитель руководителя, предельная численность должностей, штатное расписание, руководитель.

Похожие статьи

Государственные служащие как социально-профессиональная...

Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей...

Похожие статьи

Государственные служащие как социально-профессиональная...

Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей...