О нормотворческой функции судебной системы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Теория государства и права

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, октябрь 2018)

Дата публикации: 09.07.2018

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Гунина, Е. В. О нормотворческой функции судебной системы / Е. В. Гунина. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14433/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье анализируются понятие, основное назначение и функциональная характеристика судебной системы. Основной акцент сделан на исследовании нормотворческой функции судебной системы. Делается вывод о том, что нет никаких фактических данных, указывающих на невозможность осуществления судами нормотворческой деятельности, а значит и реализации ими нормотворческой функции. Наиболее очевидно нормотворческая функция реализуется в странах англо-саксонской правовой семьи, менее рельефно она выражена в деятельности судов стран, относящихся к романо-германской правовой семье.

Ключевые слова: судебная система, нормотворческая функция, режим правосудия, судебная практика, правовой прецедент.

Судебная система — это элемент механизма государства, осуществляющий функцию правосудия, направленный на устранение противоречий в обществе, разрешение и предупреждение социальных конфликтов.

Основное назначение существования и функционирования судебной системы состоит в осуществлении правосудия. Данный вид деятельности может осуществляться только судами в лице судей и иных привлекаемых в установленном законом порядке лиц (присяжных, народных и арбитражных заседателей). Судебная система реализует социальный заказ общества на осуществление права на правосудие. Правосудие заключается в оптимальном способе решения существующих или возможных споров, рассматривается как инструмент достижения компромисса.

С определенной долей условности можно утверждать о наличии либо отсутствии режима правосудия, как одного из видов правовых режимов. Под данным правовым феноменом С. С. Алексеев предлагает понимать определенный порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования [1, с. 185].

В правовой системе общества назначение судебной системы состоит в следующем. Во-первых, это последняя инстанция рассмотрения правового спора в правовой плоскости. Во-вторых, суд является субъектом нормотворческой деятельности. В-третьих, правовые позиции судебных инстанций играют важную роль в правовом регулировании общественных отношений.

Функции судов в различных правовых системах в целом идентичны. Можно говорить о существовании функции правосудия, функции разрешения противоречий, превентивной функции и контрольной функции. Учитывая достаточную распространенность в научной среде точки зрения, согласно которой суды занимаются и нормотворческой деятельностью, можно выделить нормотворческую функцию судов. Последний тезис требует обоснования.

Вопрос признания судебных инстанций субъектом нормотворческой деятельности в юридической науке не однозначен. Посредством принятия судебных актов осуществляется индивидуальное правовое регулирование. Однако вынесенные судами акты обладают особым информационным и идеологическим потенциалом, воздействующим не только на участвующих в данном деле лиц. Информационное воздействие судебных решений распространяется на неограниченный круг лиц — потенциальных участников подобных правоотношений — а значит на все общество, на которое распространяется юрисдикция данной судебной системы. В этом смысле акты суда можно рассматривать как источник права с позиции материального подхода.

Акты судебных органов можно рассматривать в качестве ориентира правоприменительной политики. Эти ориентиры оказывают влияние на мотивационные и поведенческие установки всех участников общественных отношений, которым стало известно о данном судебном акте. Общественные ожидания, связанные с реализацией определенной правоприменительной политики, оказывают влияние на формирование правосознания граждан и выбор правопослушной модели поведения.

Основная проблема признания судебной практики в качестве источника права существует в рамках формального подхода. Здесь мнение представителей научного сообщества можно разделить на три группы. Первая считает неприемлемой рассмотрение судебной практики в качестве источника права, вторая — частично признает судебную практику источником права (признает в качестве источника права лишь решения высших судебных инстанций), третья — признает судебную практику всех, без исключения, судебных инстанций источником права в Российской Федерации.

Аргументы противников признания судебной практики в качестве источников права, в основном следующие: подобная позиция противоречит принципу разделения властей; принадлежность правовой системы России к континентальной правовой семье, для которой судебное правотворчество не является источником права; посредством судебных решений новых юридических норм не создается; результаты судебной практики не гарантируют определенность правовой жизни [3, с.6–9].

Обозначим позиции относительно нормотворческой функции судебной системы в зарубежных странах. Прежде обратимся к странам с наиболее близкими к нам правовыми системами — странам романо-германской правовой семьи. Усиление роли судебных органов в правотворческом процессе как глобальная экспансия судебной власти сказывается на всех отраслях и институтах романо-германского права, а также на интеграционных процессах в области права. Исследователи отмечают, что в системе романо-германского права роль судов по мере развития современного общества будет все больше проявляться не только в традиционной для них правоприменительной, но и в правотворческой сфере. Ведущие специалисты оспаривают мысль о том, что судебная практика является источником права, но видят в ней фактор, определяющий существенный авторитет права. Другие характеризуют ее как источник права [2, с.130–131].

Во Франции судебная практика как источник права наиболее востребована в области административной юстиции. Именно в этом сегменте судебная практика сформулировала основополагающие нормы административного права без ссылки на писаные нормативные акты. Тем не менее, в системе французского права традиция рассматривать судебную практику как подлинный источник права не утвердилась.

Далее проанализируем деятельность судов стран, относящихся к англо-саксонской правовой семье. Английское право является типичным прецедентным правом. Закон в английском праве играет второстепенную роль. Посредством законодательных актов вносятся лишь коррективы или дополнения в право, созданное судебной практикой. Этот стереотип в значительной мере трансформировался в наше время. В современной Великобритании закон и подзаконные акты фактически играют такую же роль, как аналогичные источники права на Европейском континенте. Однако в силу исторических особенностей эта роль осуществляется в Англии несколько иначе: структура английского права мешает считать законодательную деятельность эквивалентной кодексам законов континентальной Европы.

Таким образом нет никаких фактических данных, указывающих на невозможность осуществления судами нормотворческой деятельности, а значит и реализации ими нормотворческой функции. Наиболее очевидно нормотворческая функция реализуется в странах англо-саксонской правовой семьи, менее рельефно она выражена в деятельности судов стран, относящихся к романо-германской правовой семье.

Литература:

  1. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. — 288 с.
  2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Междунар. отношения, 1988. — 400 с.
  3. Сауляк О. П. Судебная практика как источник российского права (Материальный и формальный аспекты проблемы) // Государство и право, 2009, № 11, С. 5–10.
Основные термины (генерируются автоматически): судебная практика, судебная система, нормотворческая функция, нормотворческая деятельность, англо-саксонская правовая семья, деятельность судов стран, качество источника, правовая семья, невозможность осуществления, правоприменительная политика.

Ключевые слова

судебная практика, судебная система, нормотворческая функция, режим правосудия, правовой прецедент

Похожие статьи

Судебный прецедент как признак сближения правовых семей

В странах англо-саксонской правовой семьи судебная практика отожествляется с судебным прецедентом и рассматривается в качестве источника

судебный прецедент, Российская Федерация, источник, судебная практика, суд, англосаксонская правовая семья, правовая...

Похожие статьи

Судебный прецедент как признак сближения правовых семей

В странах англо-саксонской правовой семьи судебная практика отожествляется с судебным прецедентом и рассматривается в качестве источника

судебный прецедент, Российская Федерация, источник, судебная практика, суд, англосаксонская правовая семья, правовая...