Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего образования в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 7. Финансовое право

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 04.05.2018

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова М. С. Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего образования в Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14206/ (дата обращения: 21.06.2018).



В статье рассматриваются проблемные аспекты бюджетного финансирования высшего образования в Российской Федерации, а также даются рекомендации для разрешения таких вопросов.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, право на образование, источники финансирования, высшее образование.

Право на образование — одно из самых важных социальных прав человека. С каждым годом растет не только престиж высшего образования, но и необходимость его получения, поскольку требуются квалифицированные и конкурентоспособные специалисты.

Для того чтобы повысить качество образования, обеспечить его доступность для всех слоев населения, безусловно, необходимо, разработать систему эффективного финансирования образования, так как хорошее образование нельзя обеспечить без инвестиций в него.

В Российской Федерации источниками финансирования сферы образования являются средства из бюджетных и внебюджетных фондов, включая собственные средства самих образовательных учреждений. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 % национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [1].

Проанализировав бюджет Российской Федерации, можно прийти к выводу, что на образование в 2018 году направлено 663,2 миллиарда рублей. Это те же 0,7 % ВВП, хотя в абсолютных цифрах это на 33 миллиарда больше, чем в 2017 году. Однако в 2013 году, образование получило 672 миллиарда рублей, а стоимость рубля в то время была заметно выше, чем сегодня. Поэтому можно прийти к выводу, что при распределении бюджета на сферу образования, нужно учитывать расходы предыдущих лет и стремиться к этому. К сожалению, пока речь не идёт даже о возврате к уровню 2013 года. Расходы на образование составляют только 7 % расходов казны [2].

К чему же приводит недостаточное бюджетное финансирование образования?

Можно сказать, что образование последнее время становится коммерческим, потому что активно привлекаются внебюджетные средства. Например, анализ финансовых ресурсов вузов говорит о том, что внебюджетные поступления составляют 40–50 % всех финансовых средств. В соответствии со ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями». Важность расширения внебюджетных источников вузов неоспорима, но они должны лишь дополнять государственные источники, а не заменять их. Ведь именно на государстве лежит конституционная обязанность предоставления права на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, а не на физических лицах и организациях.

Таким образом, сняв с себя часть финансовых обязательств, государство предоставило возможность образовательным учреждениям принимать на платную основу большее количество студентов, сократив количество бюджетных мест.

Необходимо также учитывать довольно высокую цену за обучение и низкий доход части населения страны, приводящие к тому, что дети из малоимущих семей, зачастую, не могут использовать возможность получения высшего образования, поскольку конкурс на бюджетные места очень высок, а поступить на платное обучение не имеется возможности [3].

Нельзя не сказать о недостаточном уровне оплаты труда преподавателей, от работы которых зависит багаж знаний будущих специалистов. Оплата труда работников образования ниже не только средней заработной платы в промышленности, но и средней заработной платы по стране. В связи с этим, престиж преподавательской деятельности снижается и квалифицированных преподавателей становится меньше.

Тем самым, для решения перечисленных проблем следует найти эффективные способы их решения. Во-первых, пересмотреть расчеты Минфина России по нормативам, которые ведут к уменьшению финансирования вузов из бюджета, что значительно ухудшает их положение, так как полученные ими финансы должны направляться в соответствии с приоритетами развития высшего образования на развитие инноваций, а не на покрытие текущих потребностей [4].

Во-вторых, выделить дополнительные бюджетные ресурсы на повышение оплаты труда преподавателей для стимулирования качественной работы.

В-третьих, там, где нет возможности вносить коррективы в бюджет, можно применять «благотворительные» методы: приобрести для конкретного образовательного учреждения необходимую технику, оборудование, помочь с ремонтом. Зачастую, помощь учреждению через благотворительность во многом удобнее. Здесь меньше посредников, и весь процесс от момента выделения денег до реализации конкретных задач прозрачен и полностью контролируем.

Также необходимо упомянуть государственную программу «Развитие образования» на 2013–2020 годы, которая призвана ускорить модернизацию российского образования, по результатам чего должно повыситься качество образования. Стоит сказать, что в программе также говорится о стимулировании необходимых системных изменений в сфере образования, которые, скорее всего, смогут разрешить рассмотренные проблемы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Доступ из СПС КонсультантПлюс
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.04.2018).
  3. Толочко И. Г. Финансирование в сфере высшего образования: основные проблемы // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 371–374.
  4. Калашникова О. В. Финансирование высшего образования в условиях перехода к инновационной экономике: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О. В. Калашникова. — Иваново, 2011. —26 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос