Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего образования в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 7. Финансовое право

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 04.05.2018

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова М. С. Актуальные вопросы бюджетного финансирования высшего образования в Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14206/ (дата обращения: 16.08.2018).



В статье рассматриваются проблемные аспекты бюджетного финансирования высшего образования в Российской Федерации, а также даются рекомендации для разрешения таких вопросов.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, право на образование, источники финансирования, высшее образование.

Право на образование — одно из самых важных социальных прав человека. С каждым годом растет не только престиж высшего образования, но и необходимость его получения, поскольку требуются квалифицированные и конкурентоспособные специалисты.

Для того чтобы повысить качество образования, обеспечить его доступность для всех слоев населения, безусловно, необходимо, разработать систему эффективного финансирования образования, так как хорошее образование нельзя обеспечить без инвестиций в него.

В Российской Федерации источниками финансирования сферы образования являются средства из бюджетных и внебюджетных фондов, включая собственные средства самих образовательных учреждений. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 % национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [1].

Проанализировав бюджет Российской Федерации, можно прийти к выводу, что на образование в 2018 году направлено 663,2 миллиарда рублей. Это те же 0,7 % ВВП, хотя в абсолютных цифрах это на 33 миллиарда больше, чем в 2017 году. Однако в 2013 году, образование получило 672 миллиарда рублей, а стоимость рубля в то время была заметно выше, чем сегодня. Поэтому можно прийти к выводу, что при распределении бюджета на сферу образования, нужно учитывать расходы предыдущих лет и стремиться к этому. К сожалению, пока речь не идёт даже о возврате к уровню 2013 года. Расходы на образование составляют только 7 % расходов казны [2].

К чему же приводит недостаточное бюджетное финансирование образования?

Можно сказать, что образование последнее время становится коммерческим, потому что активно привлекаются внебюджетные средства. Например, анализ финансовых ресурсов вузов говорит о том, что внебюджетные поступления составляют 40–50 % всех финансовых средств. В соответствии со ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями». Важность расширения внебюджетных источников вузов неоспорима, но они должны лишь дополнять государственные источники, а не заменять их. Ведь именно на государстве лежит конституционная обязанность предоставления права на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, а не на физических лицах и организациях.

Таким образом, сняв с себя часть финансовых обязательств, государство предоставило возможность образовательным учреждениям принимать на платную основу большее количество студентов, сократив количество бюджетных мест.

Необходимо также учитывать довольно высокую цену за обучение и низкий доход части населения страны, приводящие к тому, что дети из малоимущих семей, зачастую, не могут использовать возможность получения высшего образования, поскольку конкурс на бюджетные места очень высок, а поступить на платное обучение не имеется возможности [3].

Нельзя не сказать о недостаточном уровне оплаты труда преподавателей, от работы которых зависит багаж знаний будущих специалистов. Оплата труда работников образования ниже не только средней заработной платы в промышленности, но и средней заработной платы по стране. В связи с этим, престиж преподавательской деятельности снижается и квалифицированных преподавателей становится меньше.

Тем самым, для решения перечисленных проблем следует найти эффективные способы их решения. Во-первых, пересмотреть расчеты Минфина России по нормативам, которые ведут к уменьшению финансирования вузов из бюджета, что значительно ухудшает их положение, так как полученные ими финансы должны направляться в соответствии с приоритетами развития высшего образования на развитие инноваций, а не на покрытие текущих потребностей [4].

Во-вторых, выделить дополнительные бюджетные ресурсы на повышение оплаты труда преподавателей для стимулирования качественной работы.

В-третьих, там, где нет возможности вносить коррективы в бюджет, можно применять «благотворительные» методы: приобрести для конкретного образовательного учреждения необходимую технику, оборудование, помочь с ремонтом. Зачастую, помощь учреждению через благотворительность во многом удобнее. Здесь меньше посредников, и весь процесс от момента выделения денег до реализации конкретных задач прозрачен и полностью контролируем.

Также необходимо упомянуть государственную программу «Развитие образования» на 2013–2020 годы, которая призвана ускорить модернизацию российского образования, по результатам чего должно повыситься качество образования. Стоит сказать, что в программе также говорится о стимулировании необходимых системных изменений в сфере образования, которые, скорее всего, смогут разрешить рассмотренные проблемы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Доступ из СПС КонсультантПлюс
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.04.2018).
  3. Толочко И. Г. Финансирование в сфере высшего образования: основные проблемы // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 371–374.
  4. Калашникова О. В. Финансирование высшего образования в условиях перехода к инновационной экономике: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О. В. Калашникова. — Иваново, 2011. —26 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Российская Федерация, образование, бюджетное финансирование, заработная плата, качество образования, сфера образования, средство.

Похожие статьи

Финансирование в сфере высшего образования: основные...

вуз, высшее образование, высшее профессиональное образование, Россия, платная основа, средство, образование, заработная плата, сфера образования, коммерческая деятельность.

Бюджетные образовательные учреждения и способы их...

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация, заработная плата, услуга, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение, бюджетное учреждение...

Проблема финансирования образовательных учреждений в России

Финансирование в сфере высшего образования: основные... вуз, высшее образование, высшее профессиональное образование, Россия, платная основа, средство, образование, заработная плата, сфера образования, коммерческая деятельность.

Финансирование системы высшего профессионального...

Финансирование в сфере высшего образования: основные... Основные термины (генерируются автоматически): вуз, высшее образование, высшее

Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

Структура механизма финансирования системы образования

Государственная политика в сфере образования обусловлена образовательной потребностью населения страны.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ задействованы в процессе финансирования образования России.

Проблемы образования в государственных федеральных...

высшее образование, высшая школа, Россия, вуз, российское образование, развитие образования, развитие. Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

Новые подходы к формированию финансовых ресурсов...

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация, заработная плата, услуга, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение, бюджетное учреждение...

Тенденции развития российского образования | Молодой ученый

Финансирование в сфере высшего образования: основные... Бюджетное финансирование сферы образование можно охарактеризовать как стабильное и регулярное.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

В сфере образования планируется сбалансированное снижение с 2017 года контрольных цифр приема на обучение по программам высшего образования за счет средств федерального бюджета через механизм снижения соотношения численности студентов на каждые 10 тыс...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Финансирование в сфере высшего образования: основные...

вуз, высшее образование, высшее профессиональное образование, Россия, платная основа, средство, образование, заработная плата, сфера образования, коммерческая деятельность.

Бюджетные образовательные учреждения и способы их...

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация, заработная плата, услуга, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение, бюджетное учреждение...

Проблема финансирования образовательных учреждений в России

Финансирование в сфере высшего образования: основные... вуз, высшее образование, высшее профессиональное образование, Россия, платная основа, средство, образование, заработная плата, сфера образования, коммерческая деятельность.

Финансирование системы высшего профессионального...

Финансирование в сфере высшего образования: основные... Основные термины (генерируются автоматически): вуз, высшее образование, высшее

Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

Структура механизма финансирования системы образования

Государственная политика в сфере образования обусловлена образовательной потребностью населения страны.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ задействованы в процессе финансирования образования России.

Проблемы образования в государственных федеральных...

высшее образование, высшая школа, Россия, вуз, российское образование, развитие образования, развитие. Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

Новые подходы к формированию финансовых ресурсов...

учреждение, средство, бюджетное учреждение, субсидия, Российская Федерация, заработная плата, услуга, предпринимательская деятельность, финансовое обеспечение, бюджетное учреждение...

Тенденции развития российского образования | Молодой ученый

Финансирование в сфере высшего образования: основные... Бюджетное финансирование сферы образование можно охарактеризовать как стабильное и регулярное.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

В сфере образования планируется сбалансированное снижение с 2017 года контрольных цифр приема на обучение по программам высшего образования за счет средств федерального бюджета через механизм снижения соотношения численности студентов на каждые 10 тыс...

Задать вопрос