Запреты в финансовом праве: понятие, виды и формы реализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сироткина М. Е. Запреты в финансовом праве: понятие, виды и формы реализации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 13-14. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14183/ (дата обращения: 15.10.2018).



Если говорить о значении понятия «запреты» в финансовом праве, то это средство реализации финансового правоотношения, которое выступает в виде ограничения какого-либо права и выполняет сдерживающую функцию в поведении субъектов. Нельзя не согласиться с мнением Селюкова А.Д, который утверждает, что в области, в которой государство реализует свою финансовую деятельность, наиболее часто востребовано применение властного метода норм публичного права, поскольку только так получится достичь желаемого результата. [10]

В финансовом праве выделение запрещающих норм совершенно оправдано. Запреты устанавливают для субъектов определенные виды поведения, не допускаемые законодателем, а также предусматривают обязанность отказаться от определенных действий. Например, Закон о Счетной палате (ст. 16) предписывает Счетной палате регулярно предоставлять сведения о своей деятельности СМИ, представлять Совету Федерации и Государственной Думе ежегодный отчет о своей работе и обязательном порядке публиковать его, что говорит о запрете на ограничение доступа к информации о деятельности Счетной палаты РФ. [4]

Трегубова Е. В., определяя роль запретов в финансовом праве, оценивает их как один из самых результативных способов правового регулирования отношений, когда нужно обезопасить общество от нежелательного поведения. Позиция автора может быть подтверждена Налоговым Кодексом РФ (п.3 ст. 3), в котором установлен запрет на установление налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. [11]

В теории финансового права говорится о сходстве обязывания и запрета, потому что оба способа оказывают властное влияние на субъект, но обязанности носят активный характер, а запреты — пассивный.

Варийчук Е. К. высказывает мнение о том, что запреты от обязываний отличаются еще и по механизму воздействия. Если запрещающие нормы призваны не допустить возникновение правоотношений, нежелательных с точки зрения государства, то целью обязывающих норм является возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. [7]

Публичная власть в целях охраны своих интересов устанавливает определенные предписания и правила поведения, содержащиеся в запрещающих финансово-правовых нормах, соблюдение которых обеспечивается государством в принудительном порядке. Можно привести следующие примеры ограничения права распоряжения валютными ценностями в РФ:

а) общий запрет валютных операций между резидентами;

б) запрет купли-продажи валюты иностранного государства и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в РФ, минуя уполномоченные банки.

По мнению Корнева А. П., содержанием запрещающей нормы является запрет на совершение действий, наносящих вред обществу. Бельский К. С., говоря о запрещающей норме финансового права, указывает на ее охранительный характер. [8]

Актуальность запретов в финансовом праве обусловлена тем, что они стабилизируют финансовую систему, сохраняют бюджетные средства и обеспечивают их целевое использование. Запреты выступают в качестве средства обеспечения финансовой дисциплины, сокращая количество правонарушений в сфере финансов.

Если говорить о классификации запретов в финансовом праве, то большинство общетеоретических классификаций по отношению к финансовым запретам применяются редко. Поэтому в науке финансового права есть свои классификации, которые применяются в практической деятельности.

Условно выделяют прямые и косвенные запреты. В юридической технике прямых запретов используются выражения «не допускается», «не вправе», «не может быть» (ст. 27 ФЗ «О Центральном банке РФ»). Соблюдение косвенных запретов обеспечивает интересы общества и государства. Нормы могут устанавливать запреты, важные для обеспечения публичных интересов или же запреты могут вытекать из этих норм косвенно. Таковыми являются нормы налогового, бюджетного и банковского законодательства. В финансовом праве запреты обычно прямые.

Запреты в финансовом праве имеют универсальный характер, поскольку законодательство данной сферы не имеет единой кодификации и нормы закреплены в различных нормативных актах.

Есть еще одна классификация запретов в финансовом праве — абсолютные и относительные запреты. Абсолютные установлены в отношении противоправных деяний и обычно размещены в диспозиции нормы. Примером может послужить ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ, которая в качестве обязательного условия предоставления субсидий юридическим лицам устанавливает запрет на приобретение валюты иностранного государства за счет полученных средств.

Хабибулина О. В. говорит о невозможности нарушения абсолютных запретов ни при каких условиях, т. к. они постоянны, однозначны и неизменны. Если есть строго определенные условия и основания, то возможно отсутствие относительных запретов. К этому виду запретов можно отнести п. 3 ст. 26 Налогового Кодекса РФ. [12]

Существуют общие и особенные запреты, которые зависят от субъекта финансового права, к которому адресованы запреты. Общие запреты относятся ко всем субъектам финансового права, а особенные — к конкретному кругу лиц. Ст. 3 Налогового Кодекса РФ устанавливает основные начала о налогах и сборах для всех плательщиков. А в ст. 23 есть обращение к конкретным субъектам — плательщикам страховых взносов.

Таким образом, запретам в финансовом праве отводится важное место, поскольку без них не может быть надлежащей охраны публичных интересов в сфере финансов. Запреты играют важную роль в регулировании общественных отношений в области денежных фондов, способствуют устранению явлений, нежелательных как для государства, так и для общества. Большая часть норм финансового права содержит именно запрещающие предписания. Запреты укрепляют правопорядок в финансовой сфере, ограничивают субъектов в совершении нежелательных для государства действий.

В дальнейшем развитие законодательства должно исходить из поиска баланса частных и публичных интересов, т. к. от этого зависит развитие всей финансовой системы государства. Только разумный баланс дозволений и запретов позволит обрести финансовой сфере стабильность, прагматичность и эффективность, в которых она так остро нуждается.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. 12.08.1998. № 153–154.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Российская газета. 06.08.1998. № 148–149.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. 13.07.2002. № 127.
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета. 10.04.2013. № 77.
  5. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 07.03.2018) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» // Российская газета. 05.03.2011. № 47.
  6. Бельский К. С. Полицейское право / под ред. А. В. Куракина. М.: Дело и Сервис, 2017. 816 с.
  7. Варийчук Е. К. Место запретов в налогово-правовом регулировании // Финансовое право. 2016. № 12. С. 91.
  8. Корнев А. П. Нормы административного права и их применение. М.: Юридическая литература, 2016. 141 с.
  9. Матвеева П. А. Льготы и поощрения в налоговом законодательстве // Налоги. 2017. № 15. С.6–9.
  10. Селюков А. Д. Диалектика частных и публичных интересов в процессе осуществления финансовой деятельности государства // Финансовое право. 2016. № 11. С.10–14.
  11. Трегубова Е. В. К вопросу о классификации административных запретов в российском праве // Право и политика. 2016. № 2. С. 327.
  12. Хабибулина О. В. К вопросу о видах запретов для государственных служащих Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. № 3. С. 24–31.
Основные термины (генерируются автоматически): запрет, норма, Налоговый Кодекс РФ, классификация запретов, иностранное государство, запрещающая норма, РФ, сфера финансов, Счетная палата, финансовая сфера.

Похожие статьи

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале...

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как

Конечно, контрольные мероприятия в сфере налогообложения могут проводить и другие субъекты.

Счетная палата Российской Федерации дает оценку эффективности предоставления...

Пути совершенствования финансового контроля в России

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль. Актуальные проблемы развития государственного финансового...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы...

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ. В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ.

Помимо Счетной палаты финансовый контроль возложен также на Министерство финансов РФ.

Льготы по налогу на прибыль организаций | Статья в журнале...

‒ статью 56 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 4 следующего содержания: «Счетная палата Российской Федерации ежегодно проводит

На сегодняшний день, Налоговый кодекс РФ устанавливает общий и пять специальных режимов налогообложения.

Правовое регулирование осуществления государственного...

финансовый контроль, БК РФ, бюджетный контроль, федеральный бюджет, Счетная палата РФ, муниципальный финансовый контроль, бюджетное законодательство РФ, государственный финансовый контроль, бюджетная сфера...

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

В Налоговом Кодексе Российской Федерации дается четкое определение понятия «налоговое правонарушение».

Все налоговые правонарушения, которые предусмотрены гл. 16 НК РФ, непосредственно совершаются в сфере налоговых отношений, которые...

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль. Система государственного финансового контроля...

Проблемы проведения процедуры финансово-экономической...

государственный финансовый контроль, Счетная палата, финансовый контроль, Счетная палата РФ, Россия, Российская Федерация, мероприятие, государственная власть, орган, Государственная Дума.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале...

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как

Конечно, контрольные мероприятия в сфере налогообложения могут проводить и другие субъекты.

Счетная палата Российской Федерации дает оценку эффективности предоставления...

Пути совершенствования финансового контроля в России

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль. Актуальные проблемы развития государственного финансового...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы...

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ. В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ.

Помимо Счетной палаты финансовый контроль возложен также на Министерство финансов РФ.

Льготы по налогу на прибыль организаций | Статья в журнале...

‒ статью 56 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 4 следующего содержания: «Счетная палата Российской Федерации ежегодно проводит

На сегодняшний день, Налоговый кодекс РФ устанавливает общий и пять специальных режимов налогообложения.

Правовое регулирование осуществления государственного...

финансовый контроль, БК РФ, бюджетный контроль, федеральный бюджет, Счетная палата РФ, муниципальный финансовый контроль, бюджетное законодательство РФ, государственный финансовый контроль, бюджетная сфера...

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

В Налоговом Кодексе Российской Федерации дается четкое определение понятия «налоговое правонарушение».

Все налоговые правонарушения, которые предусмотрены гл. 16 НК РФ, непосредственно совершаются в сфере налоговых отношений, которые...

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль. Система государственного финансового контроля...

Проблемы проведения процедуры финансово-экономической...

государственный финансовый контроль, Счетная палата, финансовый контроль, Счетная палата РФ, Россия, Российская Федерация, мероприятие, государственная власть, орган, Государственная Дума.

Задать вопрос